Всего один день… 4

Эта запись является частью серии записей Всего один день…
Всего один день… Часть 4
Предыдущая запись: Всего один день… 3

Меня ждет старушка. Сухонькая, маленькая, про таких говорят: Божий одуванчик. Слушает меня по христианскому радио, и вот собралась прийти исповедаться за всю жизнь и поговорить.
Мы отходим в сторону и садимся на лавочку.
Старушка достает приготовленные листы – целая кипа исписанных покаянных листов. Мелким, дрожащим, старческим почерком. Каждый лист – своя тема. Тут грехи детства, и грехи юности, и грехи на работе.
Читаю, порой отрываюсь от текста, чтобы взглянуть в лицо моей собеседницы. Она вздыхает. Что тут говорить, когда жизнь прожита, что сделано – то сделано, и ничего не исправить…
Отдельный лист – грехи против сына Игоря. (Имя изменено, использую фрагменты написанной исповеди с разрешения этой старушки, текст привожу абсолютно точно – прот. К.П.)

«Сына при рождении не крестила, не считала нужным. В 16 лет батюшка окрестил Игоря на дому.
Сына-младенца обзывала (не могу повторить, батюшка догадается).
Игорь полуголодный сидел взаперти неделями. Я злилась, обманывала ребенка, муж издевался над ним, я не защищала.
В Солнечном зимой стряхнула ребенка с санок – не знаю, зачем?.
Шваброй по лицу – в злобе.
Одного оставляла на десять дней – уходила из дома.
Жестоко избивала ребенка по совету женщины.
Не выпускала из комнаты, Игорь плакал, кричал.
Рот закрывала рукой, чтобы не кричал.
Игоря избили три раза до полусознания, лежал в больнице три раза.
Не ласкала сына и не защищала.
Ходил пешком по 30-35 километров по моей вине.
Не водила молиться в храм. В храм ходил потом сам, когда работал в монастыре.
Сын просил покупать сигареты. Я покупала, хотя знала, что сигареты вредят здоровью и курить грех.
Батюшка подарил сыну икону и благословил его. Я, не спрося сына, унесла икону.
Игорь обманывал, осуждал (вместе со мной), ругался, воровал (два раза сидел в тюрьме), убивал кошек.
Иногда блудил. Имел мужчин и женщин по моей вине.
Игорь отбирал у меня деньги, пропивал, ругались с ним…»

И потом еще много чего, и подведена черта:
«Игорь скончался 19 апреля 2010 в больнице без покаяния. Я виновата перед сыном младенцем, перед сыном, когда он подрастал, перед сыном взрослым. Я люблю Игоря всем сердцем…»

Тяжелое чтение, но почему-то не хочется обижать упреками эту хрупкую старушку, сжавшуюся на скамейке. Она сама – жертва времени и воспитания. И путь своей жизни тоже усеяла жертвами? Зачем?.. Я представил себе сына-зека, который одним ударом мог переломить мать пополам. Но когда-то он, маленький, дрожащий, был в ее власти и мог только умолять и плакать, чтобы его услышали. Но его не слышали…

Переворачиваю лист. На другой стороне – «Покаяние мое перед Игорем»:
«На коленях ночью ползла от дома до храма.
Ходила пешком от Удельной до Песочной.
Отстояла на коленях две литургии подряд.
Земные поклоны 40+40 ночью.
Не ем мяса вообще».

И другое, и другое… Бедная старушка, которая прозрела только в последние годы жизни своего сына, когда исправить хоть что-то было уже практически невозможно. Которая сегодня подвергает себя мучениям и изнурениям, чтобы душа покойного сына ее простила.
Хочу ей что-то сказать. Пусть не резкое, а воспитательно-полезное, но просто обнимаю ее и чувствую, как она начинает дрожать и плакать. Часто в самый торжественный момент, каждый по себе это знает, приходит в голову какая-то посторонняя мысль – от лукавого? от собственной рассеянности? Но сейчас вдруг подумалось: «Может быть, эта старушка чувствует, что ее обнимает простивший сын?»

Вообще покидать храм во время дежурства я не имею права. Но если это экстренная ситуация и она не отнимет много времени, я могу это сделать. Вот и сейчас, прибегает Л. У нее умирает родственница. А живут-то всего через Фонтанку перейти, в пяти минутах от собора. Спешу к умирающей.
А, этот дом я сразу узнаю. Я вообще бывал практически во всех домах этого района. Иду, порой, с детьми по улице и рассказываю им разные истории, которые у меня приключились в этих домах, в этих дворах, на этих улицах за 13 лет моего священнического служения в этом районе.

…В этом доме и в этом подъезде я был лет шесть назад.
Я тогда совершал Крещение, и прибежал сын умирающей прихожанки. У нее начался приступ, и женщина сказала твердо: «Иди к батюшке в Троицкий и зови, я сейчас умру».
Сын пришел ко мне во время совершения Таинства Крещения. Я объясняю, что никак не могу бросить на полпути Крещение, оставить младенца и два десятка родственников и пойти к умирающей маме. Все, что я могу сделать, – это не затягивать Крещение. Пою: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», а сам думаю: «Как бы успеть к умирающей…»
Закончил Крещение, а родственники умоляют: «Батюшка, а фотографироваться?.. Нет, мы вас так не отпустим».
Наконец, мы в пути – я вспоминаю тот давний случай. У меня на груди – Святые Дары для Причащения умирающей. Нам надо на 5-й этаж. Поднимаемся, а там, наверху, опершись на перила грудью, уже кто-то стоит. И гулко, сквозь все пролеты, командует: «Скорее, она уже хрипит».
Мы на третьем этаже, а тот понукает: «Быстрее…»
На пятом этаже. Вхожу в квартиру и, не разуваясь, прохожу в комнату умирающей. На моих глазах ее тело опадает – последний вздох. Лицо разглаживается. Я прямо чувствую, как ее покидает отлетающий дух жизни.
Осеняю лицо почившей крестом и кладу руку на лоб. Он теплый.
Прочитываю канон «По исходе души от тела», запеваю первую панихиду…
Прощаюсь. Дочь почившей говорит: «Тут мама для вас конверт приготовила». Дочь нырнула рукой под подушку почившей и достала конверт. Я поблагодарил и вышел. В храме достал конверт. На нем было дрожащим почерком написано: «Для батюшек моего собора». И по числу священников лежало несколько тысячных купюр. Я представил, как эти деньги собирала, как положила конверт под подушку наша прихожанка, как она думала, что всем нам будет приятно получить от нее гостинец… И правда, было очень приятно. Когда все батюшки собрались вместе, я раздал всем по тысяче и рассказал, откуда. Каждый умилился и искренне перекрестился: Помяни, Господи, рабу Твою в селении праведных.

…Сегодня иду не на пятый, а на третий этаж. Исповедаю и причащаю больную. Она очень слаба, но мне кажется, что проживет она еще какое-то время (так и случилось, прожила еще почти неделю. – прот. К.П.). Парадоксальное совпадение, но эту коммунальную квартиру делят две семьи: другая семья – тоже наши прихожане. Увидели меня, забегали, зашумел чайник. Объясняю, что нет у меня времени сидеть за чаем, да и повод, мягко говоря, неподходящий.
«Ну, хоть освятите своим присутствием наше убогое жилище!» Захожу в первую комнату. Здесь почти часовня…
Во второй комнате живут несколько человек. Скученность страшная. Но не унывают, дети прыгают и вешаются на мне (ой-ой, сейчас, в свете последних событий, такое говорить нельзя:)). Обращаю внимание на роскошный камин. Говорят: «Да, хороший камин, но вот, голова сверху откололась и упала во время войны, когда бомба под окном взорвалась. Все хотим приделать, но руки не доходят. Так поставили… Пока стоит».
Думаю: «С войны… не доходят руки… Вот он, Питерский характер».

E72A2693.JPG
Здесь почти часовня…

E72A2689.JPG
Говорят: «Да, хороший камин, но вот, голова сверху откололась и упала во время войны, когда бомба под окном взорвалась. Все хотим приделать, но руки не доходят. Так поставили… Пока стоит».

Возвращаюсь в храм. И меня ждут люди.
Другая женщина. И тоже скорбь и боль.

Между прочим, только став священником, я понял подлинное значение и правду слов Иисуса Христа: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2, 17). Здоровые, то есть люди, которых любили, которые здоровы, успешны, могут прожить и без Бога. Их душа, понятное дело, будет страдать, тосковать, но какие-то внутренние резервы для того, чтобы прожить, худо-бедно, земную жизнь у них будут. Но есть огромное количество (и это подавляющее большинство) людей, кто не получил достаточно любви и ласки, кто не очень умеет жить, кто страдает от различных проблем и не умеет из них выбраться. Этим людям без Бога только и остается, что унывать и грустить. Или заглушать боль какими-нибудь препаратами (алкоголь, наркотики, лекарства и проч.)
Не представляю, как можно терпеть тяжелую жизнь, если нет веры, а, значит, и смысла?
Вера приходит, как спасительный круг, как рука, протянутая утопающему… Вера наполняет жизнь смыслом, дает силы преодолеть все испытания. Христос прекрасно понимал, что если кто-то, успешный и горделивый, убедил себя, что может в Боге не нуждаться, то для большинства людей вера – единственный выход как-то выжить.

Мою новую собеседницу 20 лет назад изнасиловали. Родители были строгие, она молодая и страшно их боялась. Хотела избавиться от ребенка, и, чтобы произошел выкидыш, сидела в горячей ванне, добавляя кипяток, пока не становилось плохо. Но ребенка родила. У ребенка открылось какое-то страшное заболевание кожи – девочка вся была покрыта коростой. Врачи помочь не могли и посоветовали ехать жить за город.
К этому времени моя собеседница вышла замуж и родила сына. С грудным младенцем сыном, с малышкой, покрытой коростой, они переезжают за город, в Новгородскую область, в разваливающийся дом без отопления. Там живут. Муж ездит на заработки в Петербург (это 1990-е годы), много работает и ничего не зарабатывает. Она пеленает сына, бинтует дочку и сидит на хозяйстве.
В начале 2000-х у мужа от перегрузки инсульт… Возавращаются в Петербург, поселяются в подвале с крысами…

И вот так вся жизнь, практически до сегодняшнего дня. Долго-долго рассказывает… Слава Богу, дочь вылечили, муж поправился, но на смену одним испытаниям приходят другие.
Из самого последнего: «Мой сын прекрасно играет на флейте. И вот мой отец, его дедушка, дарит ему серебряную флейту – она очень дорого стоит. Сын счастлив. И эту флейту крадут. Сын в депрессии – не хочет жить, я помочь ничем не могу, от бессилия вою, муж ушел в себя, лежит целыми сутками, отвернувшись к стене, дочь бесится: «Я из вашего сумасшедшего дома давно уйти хочу»…»

Я перебиваю: «Точно сумасшедший дом».
Моя собеседница: «Вот-вот…»
Я говорю: «Но таким сумасшедшим его сделали вы. И твердо держитесь этого курса. Единственный выход для дочери, чтобы опять не заболеть, – свалить от вас всех подальше».

Моя собеседница от таких слов священника широко открывает глаза.
Я продолжаю: «Все в вашей, действительно, несчастной жизни – от вашей глупости. Шаг за шагом вы и муж ваш, вместо того, чтобы решать проблемы, методично создавали новые. Этот отъезд аж в Новгородскую, он был нужен? Ведь можно было куда-то поближе перебраться! И потом, у вас в Питере квартира осталась и можно было сдавать ее! А… (не буду перечислять, но список глупостей из рассказанного мне внушительный. – прот. К.П.).
Заканчиваю: «А эта флейта?.. Дедушка подарил подростку флейту, которая ему явно не нужна. Это флейта для взрослого, успешного музыканта. Пусть сын играет хоть на деревянной, но если музыка ему важна, он и тут успехи сделает. А потом, когда вырастет, купит себе хоть десять серебряных флейт…»

Объясняю женщине простые вещи относительно того, как строить теперь жизнь. Как с мужем, ушедшим в себя, пытаться наладить диалог, как с детьми. Вижу, что здесь абсолютная дезориентированность. Говорит: «Можно, я запишу». «Да чего здесь записывать, прописные истины». Думаю: «Лучше бы дедушка, чем серебряными флейтами баловать, как-то помог наладить жизнь в семье».
Договариваемся встретиться со всей семьей, а пока прощаюсь с моей собеседницей, впервые переступившей порог храма, когда у сына, смешно сказать, украли серебряную флейту.

Прощаюсь с гостьей и вижу, что меня ожидают две симпатичные черноглазые татарки. «Мы, это, – говорят, – хотим узнать, как помолиться за папу, папа умер. У нас мама мусульманка, и мы тоже в мусульманской вере, а папа был православный. Когда болел, сказал: не бойтесь, идите в храм, вам там объяснят, как за меня молиться».
Спрашиваю, насколько они мусульманки. «Ну, рамадан не держим, намаз не совершаем, а так, считаем себя…»
Спрашиваю, не думали ли, раз теперь живут не у себя на родине, а в Петербурге, принять христианскую веру.
Молчат, переминаются с ноги на ногу. Вижу, что пока не готовы.

Объясняю, что могут приходить молиться о папе и в православные храмы. Вот, купите свечу, зажгите, встаньте, попросите Господа, чтобы простил папе грехи, принял в Царство Свое.
Объясняю, что ислам – это одно из человеческих исканий Бога. Искреннее, часто доброе, порой, когда примешивается греховная человеческая воля, – злое. Но все-таки это человеческое искание. А с христианством другая история. Это Истина, которую открыл Бог, сойдя с Небес на землю. «Это, – говорю, – не человеческий поиск, а окончание всех поисков, точка в поисках: Бог Сам сошел на землю и не через пророка, а через Сына все людям открыл и рассказал».
«Подойдемте, – приглашаю, – к кресту. Вот Он, умерший, чтобы нас спасти. Он нас слышит, давайте помолимся о папе». И я затягиваю: Во блаженном успении подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему…»
Мы с девушками помолились. В соборе уже почти темно, в свете свечей сверкают их влажные глаза. «А мы думали, что мусульмане для вас враги, что нас здесь не примут…» «А вы, – говорю, показывая на распятие, – посмотрите на позу Иисуса Христа: Он раскинул руки, чтобы всех обнять, всех привлечь к Себе».

Мы в ответе за тех, кого приручили :)
Гляжу однажды, на скамеечке, в уголке храма, сидит старушка. Это одна наша верная прихожанка, ходит почти на все службы, благо живет рядом. И вот утром у нас была служба и должна быть еще вечером. И она, притулившись, тихонько сидит в углу. Я совершил отпевание, Крещение, потом послужил молебен, опять Крещение, пообедал. Время подбирается к четырем. А старушка все сидит на своем месте. Подхожу и спрашиваю: «Матушка, а чего вы сидите-то?» «Так я, батюшка, службу вечернюю жду…»
Я отошел от нее, а про себя думаю: «Как же вот так, сидит на одном месте, голодная, всеми забытая». Пошел в пономарку, порылся в холодильнике, нашел кусочек сыра и полпалки сервелата, оставшиеся с чьего-то недавнего Дня Ангела. Сделал ей бутерброды, заварил чай с лимоном и сахаром, раздобыл и помыл яблоко. Потом, думаю, как она его грызть-то будет, почистил, порезал на дольки. Поставил все на поднос и вынес старушке. Поставил рядом, на скамейку, и говорю: «Подкрепитесь, матушка».
Ну, ее два раза просить не пришлось. Я пошел общаться с людьми. Сижу, беседую с кем-то, иногда брошу взгляд на старушку. Она с удовольствием лакомится в своем уголке. Поела, попила чаю, расправилась с яблоком. Я пустой поднос унес в алтарь. И забыл обо всем этом.
На следующий день опять служу и дежурю. Закончилась Литургия, закончились требы, и я обращаю внимание, что в том же уголке сидит та же самая старушка. Так же несчастно, покинуто сгорбилась. Подхожу и говорю:
«Матушка, сегодня вечерней службы не будет…»
Она: «Я, батюшка, знаю».
«Так чего вы ждете?»
«Я жду, чтобы вы меня покормили…»

16.00. Служу молебен, какой служится всегда в это время. Перед мощами святой блаж. Матроны и мощами свв. Петра и Февронии Муромских.
Перед аналоем меня ловит одна женщина и жарко шепчет в ухо: «Батюшка, пожалуйста, святому Тихону Задонскому молебен». Я, отстраняясь, киваю: «Да, я святителя Тихона и сам почитаю, тем более приятно, когда помолиться ему просят».
Служу молебен, произношу ектению, читаю в конце молитвы. Среди прочих святых, выделяю святителя Тихона Задонского. Радуюсь: «Вот, смотри, – разговариваю сам с собой, – а еще говорят, что только Матрону, Ксению, да Николу Угодника почитают. Нет, есть в народе Божьем память и о других светильниках Земли Русской»!
В конце молебна говорю проповедь и целую ковчежцы с мощами.
Ко мне подходит прихожанка: «Спасибо, батюшка, не знаю, как и благодарить. Я ведь ничего об этом святом не знала».
Я киваю: «Слава Богу, – говорю, – что узнали…»
«Да, узнала. Я тут комнату купила. А соседи сверху алкоголики, они предыдущих хозяев все заливали водой. А мне говорят: ты Тихону Задонскому молись, он от потопов спасает. Так и узнала…»
Стою, смотрю на нее, и чувствую, как будто ледяной водой окатили… Вот тебе и русский народ…

День моего дежурства заканчивается. Еще и еще судьбы… Много горя, меньше радости и света. Но то, что вижу, однозначно показывает мне (ведь каждый человек, профессионально трудящийся на своем месте, может делать какие-то заключения, и мы, если не считаем его подлецом, ему, в общем, доверяем), что, когда люди живут с Богом, жизнь меняется в лучшую сторону. В это сложно поверить и невозможно объяснить, если мы не принимаем в расчет такие реалии, как помощь Божия, благодать Духа Святого, но это так. Именно поэтому одно из любимейших высказываний Христа, которое мы находим в Новом Завете, звучит так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Я выхожу на улицу. Уже темно. Моросит дождь. Сейчас надо будет сделать кое-какие покупки и спешить к жене и детям.
Перейти к предыдущей записи Всего один день… 3

Комментарии

Спасибо, о. Константин! Читая Ваши материалы, я думаю, как я еще не внимательная к окружающим меня родным, знакомым. Все остается на словах. И вроде не ленивая, не жадная. А людям рядом со мной не тепло. Не так живу, не так поступаю. Мне очень стыдно порой. Вот ВЫ молодой, а мне уже давно надо бы постичь все эти правила жизни. Спасибо Вам за Ваше служение и любовь!
 
«Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес., 2-7). Эти Павловы слова все время всплывали в уме, пока я читала эти записки... Если бы всё это было написано на бумаге и чернилами, как встарь, - листы эти не в одном месте были бы покрыты чернильными разводами… И я ведь, как эта старушка, тоже когда-то пришла со своими язвами, израненная и изранившая, - и хоть бы когда слово осуждения и упрека: "Как Вы могли?.." (Это когда я потом, от исповеди к исповеди, свою жизнь, со всеми ее мерзостями, разматывала.) Только грустная, сострадательная улыбка. Так что и я тоже, читая, не раз удерживала – и не удерживала! – слезы. Давно я не испытывала такого радостно-горестного духовного напряжения, умиротворения – и стыда. Последнее – говорю как представитель «гнилой интеллигенции», собратья меня поймут…
А о литературных достоинствах? Вот вам искомый многими критиками «новый православный стиль». Честная исповедальная проза. Прекрасный русский язык. Без пафоса и елея. Храни Вас Господь, батюшка! Вас и Ваших близких.
 
Спасибо!Да сколько судеб.Какие мы все разные.Правда -всего один день-а сколько всего.
 
Спасибо Вам, отец Константин, за вашу доброту.
Я была разочарована в людях, считала, что Бог отвернулся от меня
А теперь вижу посылает все-таки Господь нам утешение, таких как Вы добрых, любящих, искренних людей
 
Спасибо большое...Прочла на одном дыхании....Спасибо о.Константину за его Любовь и понимание человеческой души, за его сострадание....Это Дар Божий!!! Очень хорошо написано..."
 
Спаси Господи, отец Константин за рассказ! Вы помогаете увидеть уголки жизни, которые едва ли бы нам открылись. Очень тронуло, местами просто захватывающе. Но самое сильное ощущение в конце было такое: "Столько всего произошло... а ведь это был просто обычный, рутинный день священника!"
 
Батюшка огромная Вам благодарность за Ваши откровенные беседы, поучения, наставления. Вы - настоящий пастырь. Жертвуете своим драгоценным временем, чтобы донести до нас христианскую любовь и через интернет. Здравия, терпения, любви! :)
 
«не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2, 17). Здоровые, то есть люди, которых любили, которые здоровы, успешны, могут прожить и без Бога. Их душа, понятное дело, будет страдать, тосковать, но какие-то внутренние резервы для того, чтобы прожить, худо-бедно, земную жизнь у них будут. Но есть огромное количество (и это подавляющее большинство) людей, кто не получил достаточно любви и ласки, кто не очень умеет жить, кто страдает от различных проблем и не умеет из них выбраться. Этим людям без Бога только и остается, что унывать и грустить.

Благодарна за этот комментарий, после них себя почувствовала счастливой. Давно не давала покая мысль о недостатке положительных воспоминаний, "внутренних резервов" из детства. Выходит, что это и приводит к Богу. Рада, что по-новому взглянула на эти знакомые слова.
 
В этом рассказе все: великолепный слог, искренность, доброта, любовь, вразумление и сострадание... И все вместе это - Проповедь! С большой буквы. Проповедь христианского образа жизни, христианского образа мысли. Проповедь, которая стучит в самое сердце, и уже не дает затолкать вглубь, какие-то «мелочи», с которыми умудряешься жить годами, принося их на каждую исповедь. ..Слезы умиления, слезы покаяния… Благодарю Вас, дорогой отец Константин, наш добрый пастырь! Сил Вам и Божией помощи!
 
А я, не буду Вас хвалить, чтобы не возгордились. Хотя, и так все сказал.
Спасибо!
 
о. Константин, хочу спросить совета, а как быть в таких ситуация, когда нет возможности пригласить священника к умирающему. Что нужно читать родственникам в этом случае? "Со святыми упокой" читать?

Спасибо!
 
Ваши рассказы о жизни обычных людей действуют сильнее любой проповеди. И это, во истину, высокая литература, несмотря на кажущуюся простоту.
 
Один знакомый молодой священник как-то сказал мне, что служение - это такая же работа, профессия, как и другие, имея в виду, что и в ней есть свои тёмные стороны, какие-то формальности, трения и прочее. Но я думаю, он сказал так по своему смирению. Не могу подобрать аналог такой профессии в обществе, где так лоб в лоб человек сталкивался бы с самыми сокровенными (а это, как мы понимаем, только звучит интригующе: "сокровенное", а на самом деле...) тёмными человеческими помыслами, с раскаянием, с целыми судьбами. И священник обязан дать совет, отреагировать - и это непостижимо. Непостижимо, как по завершению такого "всего одного" дня можно с оптимизмом ждать наступления следующего. Воистину Благодать Божия действует.

И согласен, что это - литература. Это самая гуманная журналистика и пища для размышлений. Недаром красный "Дневник петербургского священника" и в Москве - удачный подарок священнику, да и любому христианину.
 
"Питерский характер" из Москвы кажется таким монолитным, взвешенным, даже суровым, загадочным. Дом на Рубинштейна, пожалуй, будет удачной метафорой. Москвичи живут, постоянно нагоняя время и опаздывая - в бешеном темпе, отвлекаясь, хватаясь за всё яркое и новое, вообще, кажется, что без стержня.
Мы бы голову эту со всем камином продали бы здесь давно ))
Простите за оффтоп, с любовью к невским берегам...
 
Спаси Господи, отец Константин! Желаю и дальше Вам попадать рассказами в золотую середину - и увлекательно и душеполезно.
Одна только мысль постоянно возникает - Ваша матушка заслуживает столько же добрых слов, сколько здесь высказывают Вам. Ведь постоянное служение занимает так много сил и времени, на семью остаётся всего ничего. И из этого времени ещё вычитается написание статей... Терпение нашим матушкам видимо сам Господь даёт - святые женщины...
 
Сверху