Великий пост: основные вехи

Эта запись является частью серии записей Великий пост
Великий пост: основные вехи. Часть 2

А теперь чуть подробней поговорим о первой седмице Великого поста.
В Прощеное воскресение вспоминается изгнание Адама и совершается заговенье на Великий пост. Мясной пищи мы уже не вкушаем, а только блины, сыр, яйца – доедаем все, что дома осталось. Некоторые люди подъедают скоромное всю первую неделю и даже вторую неделю Поста.
В течение последнего дня Масленицы мы празднуем, заговляемся. Помните фильм «Сибирский цирюльник», как там все «заговляются», ходят шальные? Нам, конечно, желательно более культурно заговеться, хотя Церковь, конечно же, не против веселья людей. Есть время для покаяния, но есть время и для пира. Христос это никогда не осуждает. Он Сам присутствовал на пирах, на браке и даже воду в вино превратил, чтобы люди радовались жизни.
А следующий день называется в русской традиции Чистый понедельник. Почему этот день так называется? Это народное называние, и произошло оно оттого, что верующий в этот день входит в особый, великопостный, режим жизни. К этому дню прибирается квартира, очищается от скоромного холодильник. И сам человек внутренне собирается и прибирается.

Итак, в воскресенье вечером рекомендую всем прийти в храм, и в пять часов (это у нас, в разных храмах по-разному) будет чин прощения. Конечно, хорошо, когда мы приходим в храм, где нас знают. Иногда бывают совершенно потрясающие истории… Вот стоит священник, а люди подходят, кланяются, просят прощения, говорят: «Прости, честный отче». А я отвечаю: «Бог простит» – хотя этого человека, может быть, первый раз вижу. И человек тоже что-нибудь отвечает. Бывает, что невольно кого-то чем-то обидел. Например, на проповеди что-то сказал, а человека это задело, и у него эта заноза сидит много времени. Одна женщина несколько лет не могла ходить в церковь, но потом пришла и покаялась. Три года назад она пришла освятить кулич, а священник сказал: «Не забывайте жертвовать на храм». И она подумала: «Ах, вот они чем здесь живут! Молитвенники сякие…» И три года после этого она не могла переступить порог храма. Конечно, здесь проблема в самой этой женщине, а не в словах священника. Но разные бывают моменты. Иногда бывает, что чем-то невольно и обидишь. Как в прошлом году: подходит ко мне одна женщина, которую я в первый раз вижу. Я ей говорю: «Простите меня». А она мне отвечает сквозь зубы: «Постараюсь». И отошла в сторону. Что она подразумевала? Каким образом я был с нею связан и умудрился ее обидеть? Я не знаю.

В понедельник мы уже начинаем поститься, и утром совершается великопостное богослужение. Уже хорошее, радостное, постное настроение. Думаешь, вот, хорошо начну и проведу этот Пост!.. Но, примерно через неделю это желание энергично проводить Пост начинает сходить на нет. И тут надо уже себя брать в руки.

В понедельник утром служатся: часы, изобразительны, вечерня. Вечером служится повечерие с чтением Канона преподобного Андрея Критского.

Первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) читаем по кусочкам этот Канон. Очень рекомендую взять один из переводов и ходить в храм со своей книжечкой или читать дома. Это очень благочестивая и правильная традиция. Андрей Критский – великий подвижник, живший в VIII веке и сочинивший прекраснейшие каноны. Покаянный канон Андрея Критского – это великолепный канон, в котором берется какой-то ветхозаветный эпизод и связывается как бы с днем нынешним. Например, как Ева преступила, так и я, Господи, соизволяю на грех мысленный.

В пятницу первой седмицы Поста, после Литургии, мы совершаем торжественное последование в честь великомученика Федора Тирона. Святой Федор Тирон был большим военным начальником и за веру во Христа был умучен. Через полвека нечестивый царь Юлиан, прозванный Отступником, хотел заставить всех христиан участвовать в языческих жертвоприношениях. Поэтому Юлиан повелел тайно кропить продукты, продававшиеся на рынке, кровью идоложертвенных животных. Тогда Федор Тирон явился во сне одной благочестивой женщине и сказал: «Скажи всем, чтобы ели только кашу».
Так великомученик Феодор сохранил людей от невольного участия в языческих церемониях.
Вменил бы Господь это людям в грех? Нет… То, что совершено невольно, несознательно, не может быть грехом, но все-таки людям это было бы неприятно и многих, простых людей это бы смутило.

Итак, в пятницу первой седмицы Великого поста мы вспоминаем Федора Тирона. После Литургии вынесут поднос, на котором будет стоять каша, сваренная с цукатами, фруктами, и священник прочитает молитвы, окропит, чтобы люди это вкушали. На Востоке благочестивые люди в пятницу питаются только этой кашей в в знак уважения к Феодору Тирону, который является нашим небесным вдохновителем и помощником в великопостном подвиге.

Вечером в пятницу на первой седмице совершается общая исповедь. То есть люди прожили первую неделю Поста, духовно потрудились и могут причаститься.

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Когда иконоборчество было поражено, было восстановлено истинное богопочитание и установлен этот праздник. В соборах, где служит Патриарх или митрополит, по чину положено совершать анафематствование всех еретиков. Но этот чин совершается крайне редко, потому что это уже анахронизм, да еще есть риск, что люди не так поймут и обидятся.

Начинается вторая седмица Великого поста. С субботы второй седмицы начинаются заупокойные Родительские субботы. Четыре субботы Великого поста, начиная со второй недели, – это заупокойные поминальные субботы. Каждую субботу служится торжественная панихида. Люди могут принести дары, чтобы все служащие в храме помянули их близких: что-то пойдет в трапезную, что-то будет роздано нуждающимся.

Во многих храмах начиная со второй седмицы Поста и до конца Поста будет совершаться Таинство Соборования, то есть мы будем молиться об исцелении болящих и помазывать их маслом. Все, кто чувствует какие-то недомогания (духовные, душевные, телесные), может участвовать в этом Таинстве. Некоторые говорят, что беременным нельзя собороваться. Это – глупость.

Второе воскресенье, то есть вторая Неделя Поста, посвящено памяти святителя Григория Паламы, великого византийского ученого XIV века, который описал, доказал, оправдал древнее святоотеческое учение, что Бог познается нами через Свою благодатную энергию.

Третье воскресенье Поста называется «Неделя Крестопоклонная». На всенощном бдении выносится крест и полагается посередине храма, чтобы всю седмицу люди вспоминали, что является орудием нашего спасения, какой ценой наше спасение было куплено – ценой жизни Христа, ценой Страстей Христовых.
Вся следующая седмица посвящена воспоминанию Креста Господня.

Четвертое воскресенье Поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге, которая называется «Лествица», он рассказывает, как человек шаг за шагом восходит все выше и выше по степеням духовного совершенствования.

Начинается пятая седмица Поста. В среду вечером на этой седмице мы читаем весь Канон Андрея Критского и совершаем службу, которая называется «Мариино стояние». Мы читаем житие Марии Египетской, великой блудницы, которая стала великой святой, и весь Канон Андрея Критского. Эта очень длинная и тяжелая для всех служба. В пятницу вечером на этой же седмице будет служба «Похвала Пресвятой Богородице». Мы поем акафист Божьей Матери «Радуйся, Невесто Неневестная» в трех разных частях храма. Четырежды выходит процессия священников из алтаря, и все читают и поют. Священники читают, и все припевают. Эта служба еще называется «Суббота Акафиста».
Пятое воскресенье Великого поста посвящено памяти Марии Египетской и всех грешников, которые исправились и встали на путь Истины. Начинается шестая неделя Великого поста, и называется она седмицей Ваий, или седмицей Вербной. Вся седмица посвящена подготовке к Вербному воскресенью, потому что следующее воскресенье уже будет Вербным – праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в субботу, мы вспоминаем воскрешение Лазаря, когда Бог побеждает смерть.

Вот и весь Великий пост. Как говорится, быстро слово говорится, да долго дело делается. Сколько искушений, трудов, преодоления себя впереди…

Дорогие! Бог да поможет нам на путях нашего скромного, но искреннего подвига.
Перейти к следующей записи Вступаем в Великий пост
Перейти к предыдущей записи Великий пост: основные вехи. Часть 1

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
9.168
Последнее обновление
Сверху