Несколько дней назад певица Лолита Милявская и протодиакон Андрей Кураев в ток-шоу Владимира Соловьева «Поединок» вступили в интересную дискуссию, касающуюся рождения дочери Киркорова от суррогатной матери.
Вот видео-версия программы:
Несмотря на то, что формат ток-шоу изначально невыразителен для церковной стороны, т.к. предполагает лишь поверхностную аргументацию (не позволяющую донести глубину, присущую Божественному Откровению), то есть соревнование в остроте фраз и эмоциональности высказываний, отец протодиакон, по результатам голосования телезрителей, вышел победителем.
Мне хотелось бы в этой статье показать, что позиция Церкви вовсе не пустое ретроградство и борьба с прогрессом, и суммировать аргументы против поверхностного восприятия любого научного открытия как априори нравственного и имеющего индульгенцию в этическом плане.
Речь будет идти об искусственном оплодотворении женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребенка этому мужчине.
Итак, какие аргументы мы имеем.
1) Богословские аргументы.
а) От имени Церкви, как известно, может выступать лишь Собор. По вопросу суррогатного материнства у нас есть соборное решение: официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Он называется Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Выдержка, касающаяся нашей темы:
XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
б) Часто спрашивают: "А ведь в Библии не написано, что суррогатное материнство запрещено, почему же Церковь не ориентируется в этом вопросе на Библию?". Тут следует пояснить, что Библия не с "неба упала", как Коран, надиктованный Мухаммаду от имени Аллаха и по вере мусульман вечно находящийся у его престола.
Истинный Бог не насиловал волю человека, Библия представляет собой результат синергии (соработничества) Бога и человека, более того, это книга, созданная в лоне Церкви, книга Церкви. Библия была создана в определённый культурно-исторический период, она содержит всё, что необходимо для спасения, обожения, святости человека во все времена и не ставит задачей детально описать все формы греха, все формы человеческой деградации.
в) Также сторонники суррогатного материнства приводят пример Агари, служанки Авраама, которая родила от него ребёнка по желанию супруги ветхозаветного патриарха Сарры.
Ну, во-первых, это было сделано по воле и инициативе Сарры, против Божьего повеления.
Во-вторых, вся эта ветхозаветная историия имеет смыслом, целью не описание внутриплеменных брачных отношений, а глубокий символизм. Подробнее см. Толковая Библия Лопухина и толкование свт. Феофилакта Болгарского.
г) Ещё распространённый тезис: "Без воли Бога ничего не происходит". Тут уместно отметить, что воля Бога проявляется двояко: как одобрение добра и как попущение зла (не препятствование свободной воле человека совершить беззаконие или совершиться следствию человеческого беззакония). Знание о том, что "Бог есть любовь", требует отнести любое противное Божьей воле деяние именно к попущению, а не согласию.
д) И, напоследок, цитата из вышеприведённого ток-шоу о том, что Господь заповедал": «Плодитесь и размножайтесь!». Он не уточнил, как, каким именно образом». Это, мягко говоря, неправда. Речь шла именно о браке, более того, о браке как о Таинстве, установленном Богом. По словам протоиерея Владимира Воробьёва: "Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию"...
См. подробнее о понимании брака в Православии.
е) Наши оппоненты предлагают нам низвести женщину, райское создание, до уровня самки, инкубатора, детей, как Божьего дара, до товара, забавы для обеспеченных мужчин, а семейный союз и вовсе мешает их гедонистическому эгоизму.
Церковь же призывает оценивать человека как образ и подобие своего Создателя, как венца творения, наделённого бессмертной душой, умом, свободой выбора. Бог ценит нас больше, чем даже мы себя оцениваем. Он пошёл на боль и Крестную смерть ради нашего спасения, и наша задача ответить своей жизнью на Его любовь, пытаться возрасти до уровня, предлагаемого Церковью, а не пытаться истолковать Священное Писание в сторону попустительства греху.
2) Морально-этические аргументы.
а) Принято наш мир называть цивилизованным, но о какой цивилизации идёт речь, если нам приходится спорить по вопросу: благо ли для матери продавать собственного ребёнка за деньги или пусть даже дарить симпатичному дяде, обрекая дитя расти без материнской любви, под опекой нянек?
Вчера по каналу "Культура" была показана премьера замечательного документального фильма "Нота" о выдающемся дирижёре Рудольфе Баршае (пользуясь случаем, рекомендую посмотреть этот фильм).
Включите фильм с 1.02.20. Когда этот музыкальный классик в возрасте уже более 80 лет говорит о кончине своей матери, в его глазах стоят слёзы, и он вспоминает это как величайшую трагедию своей жизни... Заметим, что режиссёр не был одинок, он был четырежды женат, имел детей и музыку, которая поглощала буквально всю его жизнь...
Что же говорить о детях, с младенческой колыбели отторгнутых матерью и которые рано или поздно узнают, что она их продала?...
б) Без сомнения, для души (если угодно, психики) ребёнка не пройдёт бесследно разлучение с матерью, но безболезненно ли пройдёт это и для неё? Ведь подписывается договор о продаже ребёнка до зачатия, а отдавать приходится того, кто был любим, кто был твоей частичкой целых девять месяцев, кто был рождён тобой, кто припал к твоей груди после родов... Сможет ли мать усыпить свою совесть или даже просто стать эмоционально безразличной к свершившемуся?...
в) Распространение суррогатного материнства неминуемо будет приводить ко всё большему пренебрежению брачным союзом между мужчиной и женщиной, который установлен Богом, и приводить к распространению противоестественных форм сожительства или эгоистической формы приобретения ребёнка "для себя".
г) Популярный штамп: рождение ребенка – это абсолютное благо. С точки зрения Божественного Откровения, это не так.
Во-первых, Абсолютным Благом является только Бог, это и одно из Его имён. См. подробнее.
Во-вторых, люди склонны делать акцент на чудесном даре рождения нового человека и в меньшей степени думать, что главная задача родителей не просто родить, а правильно воспитать дарованное им потомство. Ведь наверняка и Гитлер, и Чикатило умилительно смотрелись в колыбели, а что поучилось в итоге?... Таким образом, рождение ребёнка не самоцель, значительно важнее его воспитание.
В-третьих, далеко не все младенцы становятся святыми, т.е. исполняют своё предназначение. Представление о подлинном счастье, цели и смысле жизни, которые вложил в нас Создатель, большинство людей не может даже сформулировать...
д) Что касается прогресса, то его христианское понимании отличается от светской его трактовки. Это не просто избавление от ручного труда, биологическое бессмертие и максимальный комфорт. Это не попытка построить рай на земле в обход Бога, а стремление к истинному Раю, предуготованному нам Творцом. Подробнее...
3) Социальный аспект.
Тем, кто считает, что суррогатное материнство - это очень удобно и технологично, стоит задать себе вопрос: а готова ли я стать суррогатной матерью? Думаю, что большинство предпочтёт не видеть себя в этой роли.
По словам протоиерея Димитрия Смирнова: "По сути, речь идет о технологии, позволяющей богатым эксплуатировать бедных. Трудно представить, что в суррогатные матери пойдет дочка преуспевающего бизнесмена. Нет, это удел молодых, хороших, но, быть может, не очень развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее. Но если у нас социальное государство - такой практики не должно быть".
4) Всегда ли бесплодие безвинно?
Сторонники суррогатного материнства пытаются оправдать свои действия вынужденностью ситуации, так как по статистике около 15% супружеских пар бесплодны. При этом умалчивается одно обстоятельство: а сколько из женщин, неспособных к зачатию, перед этим убивало своих детей во чреве путём медицинского аборта или применения абортивных контрацептивов (спиралей, гормональных таблеток)? Не смею огульно осуждать всех бесплодных женщин, но для некоторых не является ли бесплодие следствием содеянного? При этом я не хочу всё сводить к греху и Божьему наказанию, достаточно даже того, что официальная медицина говорит о потенциальной опасности абортов.
5) Мировая практика суррогатного материнства. По этому поводу есть хорошие статьи:
Суррогатное материнство: мамы на продажу.
Суррогатное материнство: чужой ребенок за деньги.
Этические проблемы «суррогатного материнства.
Вот видео-версия программы:
Несмотря на то, что формат ток-шоу изначально невыразителен для церковной стороны, т.к. предполагает лишь поверхностную аргументацию (не позволяющую донести глубину, присущую Божественному Откровению), то есть соревнование в остроте фраз и эмоциональности высказываний, отец протодиакон, по результатам голосования телезрителей, вышел победителем.
Мне хотелось бы в этой статье показать, что позиция Церкви вовсе не пустое ретроградство и борьба с прогрессом, и суммировать аргументы против поверхностного восприятия любого научного открытия как априори нравственного и имеющего индульгенцию в этическом плане.
Речь будет идти об искусственном оплодотворении женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребенка этому мужчине.
Итак, какие аргументы мы имеем.
1) Богословские аргументы.
а) От имени Церкви, как известно, может выступать лишь Собор. По вопросу суррогатного материнства у нас есть соборное решение: официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Он называется Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Выдержка, касающаяся нашей темы:
XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
б) Часто спрашивают: "А ведь в Библии не написано, что суррогатное материнство запрещено, почему же Церковь не ориентируется в этом вопросе на Библию?". Тут следует пояснить, что Библия не с "неба упала", как Коран, надиктованный Мухаммаду от имени Аллаха и по вере мусульман вечно находящийся у его престола.
Истинный Бог не насиловал волю человека, Библия представляет собой результат синергии (соработничества) Бога и человека, более того, это книга, созданная в лоне Церкви, книга Церкви. Библия была создана в определённый культурно-исторический период, она содержит всё, что необходимо для спасения, обожения, святости человека во все времена и не ставит задачей детально описать все формы греха, все формы человеческой деградации.
в) Также сторонники суррогатного материнства приводят пример Агари, служанки Авраама, которая родила от него ребёнка по желанию супруги ветхозаветного патриарха Сарры.
Ну, во-первых, это было сделано по воле и инициативе Сарры, против Божьего повеления.
Во-вторых, вся эта ветхозаветная историия имеет смыслом, целью не описание внутриплеменных брачных отношений, а глубокий символизм. Подробнее см. Толковая Библия Лопухина и толкование свт. Феофилакта Болгарского.
г) Ещё распространённый тезис: "Без воли Бога ничего не происходит". Тут уместно отметить, что воля Бога проявляется двояко: как одобрение добра и как попущение зла (не препятствование свободной воле человека совершить беззаконие или совершиться следствию человеческого беззакония). Знание о том, что "Бог есть любовь", требует отнести любое противное Божьей воле деяние именно к попущению, а не согласию.
д) И, напоследок, цитата из вышеприведённого ток-шоу о том, что Господь заповедал": «Плодитесь и размножайтесь!». Он не уточнил, как, каким именно образом». Это, мягко говоря, неправда. Речь шла именно о браке, более того, о браке как о Таинстве, установленном Богом. По словам протоиерея Владимира Воробьёва: "Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию"...
См. подробнее о понимании брака в Православии.
е) Наши оппоненты предлагают нам низвести женщину, райское создание, до уровня самки, инкубатора, детей, как Божьего дара, до товара, забавы для обеспеченных мужчин, а семейный союз и вовсе мешает их гедонистическому эгоизму.
Церковь же призывает оценивать человека как образ и подобие своего Создателя, как венца творения, наделённого бессмертной душой, умом, свободой выбора. Бог ценит нас больше, чем даже мы себя оцениваем. Он пошёл на боль и Крестную смерть ради нашего спасения, и наша задача ответить своей жизнью на Его любовь, пытаться возрасти до уровня, предлагаемого Церковью, а не пытаться истолковать Священное Писание в сторону попустительства греху.
2) Морально-этические аргументы.
а) Принято наш мир называть цивилизованным, но о какой цивилизации идёт речь, если нам приходится спорить по вопросу: благо ли для матери продавать собственного ребёнка за деньги или пусть даже дарить симпатичному дяде, обрекая дитя расти без материнской любви, под опекой нянек?
Вчера по каналу "Культура" была показана премьера замечательного документального фильма "Нота" о выдающемся дирижёре Рудольфе Баршае (пользуясь случаем, рекомендую посмотреть этот фильм).
Включите фильм с 1.02.20. Когда этот музыкальный классик в возрасте уже более 80 лет говорит о кончине своей матери, в его глазах стоят слёзы, и он вспоминает это как величайшую трагедию своей жизни... Заметим, что режиссёр не был одинок, он был четырежды женат, имел детей и музыку, которая поглощала буквально всю его жизнь...
Что же говорить о детях, с младенческой колыбели отторгнутых матерью и которые рано или поздно узнают, что она их продала?...
б) Без сомнения, для души (если угодно, психики) ребёнка не пройдёт бесследно разлучение с матерью, но безболезненно ли пройдёт это и для неё? Ведь подписывается договор о продаже ребёнка до зачатия, а отдавать приходится того, кто был любим, кто был твоей частичкой целых девять месяцев, кто был рождён тобой, кто припал к твоей груди после родов... Сможет ли мать усыпить свою совесть или даже просто стать эмоционально безразличной к свершившемуся?...
в) Распространение суррогатного материнства неминуемо будет приводить ко всё большему пренебрежению брачным союзом между мужчиной и женщиной, который установлен Богом, и приводить к распространению противоестественных форм сожительства или эгоистической формы приобретения ребёнка "для себя".
г) Популярный штамп: рождение ребенка – это абсолютное благо. С точки зрения Божественного Откровения, это не так.
Во-первых, Абсолютным Благом является только Бог, это и одно из Его имён. См. подробнее.
Во-вторых, люди склонны делать акцент на чудесном даре рождения нового человека и в меньшей степени думать, что главная задача родителей не просто родить, а правильно воспитать дарованное им потомство. Ведь наверняка и Гитлер, и Чикатило умилительно смотрелись в колыбели, а что поучилось в итоге?... Таким образом, рождение ребёнка не самоцель, значительно важнее его воспитание.
В-третьих, далеко не все младенцы становятся святыми, т.е. исполняют своё предназначение. Представление о подлинном счастье, цели и смысле жизни, которые вложил в нас Создатель, большинство людей не может даже сформулировать...
д) Что касается прогресса, то его христианское понимании отличается от светской его трактовки. Это не просто избавление от ручного труда, биологическое бессмертие и максимальный комфорт. Это не попытка построить рай на земле в обход Бога, а стремление к истинному Раю, предуготованному нам Творцом. Подробнее...
3) Социальный аспект.
Тем, кто считает, что суррогатное материнство - это очень удобно и технологично, стоит задать себе вопрос: а готова ли я стать суррогатной матерью? Думаю, что большинство предпочтёт не видеть себя в этой роли.
По словам протоиерея Димитрия Смирнова: "По сути, речь идет о технологии, позволяющей богатым эксплуатировать бедных. Трудно представить, что в суррогатные матери пойдет дочка преуспевающего бизнесмена. Нет, это удел молодых, хороших, но, быть может, не очень развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее. Но если у нас социальное государство - такой практики не должно быть".
4) Всегда ли бесплодие безвинно?
Сторонники суррогатного материнства пытаются оправдать свои действия вынужденностью ситуации, так как по статистике около 15% супружеских пар бесплодны. При этом умалчивается одно обстоятельство: а сколько из женщин, неспособных к зачатию, перед этим убивало своих детей во чреве путём медицинского аборта или применения абортивных контрацептивов (спиралей, гормональных таблеток)? Не смею огульно осуждать всех бесплодных женщин, но для некоторых не является ли бесплодие следствием содеянного? При этом я не хочу всё сводить к греху и Божьему наказанию, достаточно даже того, что официальная медицина говорит о потенциальной опасности абортов.
5) Мировая практика суррогатного материнства. По этому поводу есть хорошие статьи:
Суррогатное материнство: мамы на продажу.
Суррогатное материнство: чужой ребенок за деньги.
Этические проблемы «суррогатного материнства.