Лев Толстой. Краткие тезисы о мировоззрении писателя

Недавно прочитал книгу прот. Георгия Ореханова "Лев Толстой. "Пророк без чести". Хроника катастрофы". Книга интересная, но увлекательной её вряд ли можно назвать. Меня она интересовала исключительно с религиоведческой точки зрения. Некоторые тезисы ниже. Они не являются кратким конспектом книги о. Георгия, это лишь некоторые сокращённые факты о религиозных взглядах писателя.
  • Толстой не успел получить в детстве систематического православного воспитания.
  • Учился в 3-х университетах, не закончил ни одного. Был самоучкой, много читал.
  • Был верным сыном и виднейшим апологетом своей рационалистической и антропоцентричной эпохи.
  • Исповедовал голый рационализм, главным критерием религиозного опыта был для него рационально-чувственный личный опыт. Чего я не вижу, то не существует, чего я не могу себе представить, то и не ценно, чего не понимаю, то вздор, что меня возмущает, то – зло.
  • Рационализм Толстого был иррационален, ибо очень сильно ориентирован на чувство. Возможно поэтому писатель всю жизнь был неспособен оформить своё учение в виде последовательной системы или доктрины (понадобилась помощь Черткова).
  • Толстой сконструировал свою веру из отдельных отрывков Евангелия, философских трактатов, изречений мудрецов всех времен и народов.
  • Отрицал евангельскую мистику: факт Воскресения Христова, боговдохновенность Библии, Божественную природу Христа (считает её главным препятствием к познанию истинной сути Его учения).
  • Считал, что миром управляет абсолютный и безличный Бог. Он является духовной сущностью человека, которая проявляется в любви, поэтому этот бог может развиваться и совершенствоваться, что и есть приближение человечества к Царству Божию на земле.
  • Согласно Толстому, построение Царства Божьего на земле происходит через усвоение и выполнение пяти заповедей. В Царство Божье могут вступить, или, точнее, открыть его в себе те, кто открывает в себе бессмертный дух Божий и начинает жить по его заповедям.
  • Исповедовал упрощенчество, считал простое и естественное предпочтительнее культурного и сложного.
  • Носителем этого простого и естественного для Толстого был русский народ. (С.Н. Булгаков охарактеризовал это как «народобожие»).
  • Толстовская критика православной догматики не имеет продуманной и убедительной аргументации, он использует для критики чисто литературные приёмы.
  • Постоянно и в жесткой форме дистанцируясь от православного вероучения, квалифицируя его как суеверие, обман и даже кощунство, Л.Н. Толстой реально был от него зависим, практически ежедневно размышлял над содержанием основных истин христианской догматики, которые, очевидно, не давали ему покоя.
  • С точки зрения христианства его учение было ересью с элементами кощунства.
  • Проблема Толстого заключалась не в том, что он чего-то не понимал, ему многие объясняли и он прекрасно понимал, но не хотел верить в Бога-Личность.
  • Он искал Бога без смирения, а нашёл только себя и свой выдуманный, уродливый кодекс, которым очень гордился, потому, что он выработал его сам.
  • Писатель отрицал не только государство со всеми его учреждениями и установлениями, отвергал не только всякое насилие, совершаемое государством, но и пытался доказать, что единственным средством радикального уничтожения зла может быть только непротивление злу насилием. Борьба с современным государством должна вестись ненасильственными средствами, неучастием населения в действиях государства, в том числе в отказе и уклонении от государственных обязанностей.
  • Сколько бы Л. Толстой не пытался представить свой взгляд на веру подлинно христианским, приносящим радость и успокоение, подобная вера не приносила писателю ни подлинной радости, ни духовного и нравственного успокоения. Как кончается его жизнь... Умирать не только во вражде с Церковью, но и со своей собственной подругой, после почти полувековой общей жизни, имея целый сонм детей! Бежать из своего дома, кончать дни у начальника станции среди раздора. И быть зарытым в яснополянском парке, где можно было закопать и какую-нибудь любимую левретку.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху