Лучше понимать Библию
Очерк 1: Суд на Иисусом
В рамках этого проекта (про другие проекты я тоже не забываю) я буду знакомить вас с интересными моментами, которые я почерпнул из… иудейских книг.
…Недавно записался в иудейскую библиотеку. Десятки полок с элегантными тисненными золотом талмудами, сводами законов и правил, рассказами о иудаизме.
Мы любим Евангельскую историю, нам хочется узнавать детали быта, подробности из жизни Христа и Апостолов. И в самом деле, узнавая какие-то детали, глубже понимаешь христианское учение.
Маленький пример: В молитве Отче наш, заповеданной нам Христом, мы читаем: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (в русском переводе). Что значит насущный (epiusios)? У святых отцов, комментировавших притчу, мы встречаем целую палитру разных мнений.
Однако, обратившись к реалиям жизни иудеев времен Христа, мы узнаем, что так называли хлеб, испеченный хозяйкой поутру на весь день. Теплую хлебную лепешку брал с собой в поле крестьянин, по такой лепешке раздавали детям… Завернув в холстину, чтобы хлеб не высыхал, его оставляли на обед и на ужин. Таким образом, заповедуя молиться о хлебе насущном, Христос показывает нам, что Господь прокормит нас на всякий день, что не надо нервничать о том, как мы будем жить завтра – будет день и будет пища. Каждый день мы молимся о даровании нам хлеба (и всего потребного для жизни) именно на этот день.
Конечно, понятие «хлеб насущный» несводимо только к хлебу земному. Так, например, митр. Вениамин (Федченков) пишет: «Под "хлебом" в четвёртом прошении Молитвы Господней несомненно можно понимать Самого Господа в таинстве Тела и Крови Его» (см. Четвертое прошение). Но прямой смысл в этом прошении, ]– говорит он далее, – касается собственно хлеба земного».
Итак, иудейские книги… Не найдем ли мы там что-то, что позволит глубже проникнуть в тайну Нового Завета?
Сегодня познакомимся с трактатом Сангедрин (нам это слово знакомо по искаженному Синедрион). Так называется иудейский суд.
Этот трактат, составленный иудейскими законниками в древности (устно сложился примерно во времена Иисуса Христа, записан был около 3-го века по Рождестве Христовом), регулирует судебную систему народа Израильского.
В Евангелии мы встречаемся с разными моментами, не совсем понятными, если мы не знакомы с основами иудейского судебного законодательства. Знакомство с трактатом Сангедрин как раз позволит нам восполнить этот пробел.
Я, естественно, отберу из книги те места, которые нам будут важны для более глубокого понимания Нового Завета.
Почему Иисуса Христа судил целый иудейский Синедрион?
У иудеев было три типа суда:
Суд, состоящий из 3 человек, – он ведал всеми гражданскими делами.
Суд, состоящий из 23 человек, – он ведал уголовными делами, куда относились, наряду с убийствами, и религиозные преступления (иногда серьезные, но все же имеющие частный характер). За них полагалась смертная казнь.
Суд, состоящий из 71 судьи, называемый Большой Сангедрин (Синедрион). Этот суд занимался самыми великими преступлениями.
Вот какие дела он разбирал: «Колено Израиля, лжепророка и первосвященника осуждают только лишь по решению семидесяти одного…» («Сангедрин» 5. 5).
Иисус подходил под определение лжепророка.
Кровь его на нас и на детях наших…
В 4-й главе трактата «Сангедрин» есть интересный момент. Это рассказ о том, как запугивать свидетелей, желающих вынести человеку смертный приговор. И там сказано, что, когда человек требует другому смерти, его нужно увещевать хорошенько подумать, стоит ли казнить виновника, и припугнуть обвинителя такими словами: «ведь кровь его, если прольется неповинно, будет на тебе и на твоих потомках до скончания века, ибо каждому, кто губит только одну душу из Израиля, засчитывается, как будто бы он погубил целый мир».
И вот теперь вспомним рассказ Евангелиста: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25).
Вот что поразительно! Сами кричат, дескать, хватит нас уговаривать, нас не запугаешь, не переубедишь, мы готовы взять на себя и на детей наших вину!..
Хватит свидетелей!..
В 5-й главе закона о суде сказано: «Каждый, кто умножает число проверок свидетелей, – достоин хвалы…» После этого в трактате приведены примеры мудрых иудейских наставников, которые добивались справедливого суда, проводя опрос многих свидетелей и, таким образом, устанавливая истину.
А теперь почитаем Евангелие от Матфея:
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец, пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (26. 59-66).
В свете вышеприведенного иудейского правила о суде, что мы видим в случае с Иисусом?
Все вызванные свидетели ничего не могли привести, что бы давало повод вынести Иисусу смертный приговор. Состряпанное обвинение готово рассыпаться… Но тут появляются двое, которые приводят слова Иисуса о том, что якобы Он собирался разрушить Иерусалимский Храм. Это было смешно: бродячий проповедник с кучкой учеников едва ли мог угрожать разрушить огромный храмовой комплекс; это как если бы какой-нибудь современный проповедник где-нибудь выразился: «Я разрушу Ватикан». Представьте себе Ватикан – целый небольшой город и этого человека. Вот примерно такой же вес в глазах иудейских старейшин имели слова Иисуса.
Первосвященник нервничает: Что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
Получается, что и этот аргумент не работает, ведь Иисус не поясняет его Своими размышлениями в том духе, что Он собирался организовать какой-нибудь переворот (взорвать Храм Он не мог, потому что порох еще не был придуман).
Тогда первосвященник идет на провокацию: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
Иисус и тут не отвечает утвердительно[1]. Выражение ты сказал означает: это твои слова, ты так говоришь.
И далее Иисус цитирует пророчество из книги пророка Даниила. Прочитаем, как это у пророка: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7, 13).
Поразительна реакция: Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
На самом деле Иисус не сказал ничего страшного. Он намеренно, как нам кажется, не дает оснований осудить себя и на все обвинения молчит или же цитирует священные тексты.То есть формально Его обвинить не в чем! И сам первосвященник это понимает, поэтому спрашивает окружающих: вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
Да не было никакого богохульства. Ну и что, что Иисус процитировал книгу, пусть он даже это пророчество относит к Себе, в принципе, считать себя Мессией не запрещено, у иудеев были и другие наставники, объявлявшие себя Мессиями. Зовите других свидетелей, все ваши обвинения ничего не стоят! Но других нет…
Между прочим, иудейский закон о суде гласит, что «Хуливший Бога не подлежит наказанию, пока не произнесет дословно имени Бога» («Сангедрин» 7. 5). Иисус имени Бога не произнес, поэтому осуждение происходит с вопиющим нарушением закона.
Надо признать, что все приведенные обвинения были натянутыми и, конечно, не могли служить основанием для вынесения Иисусу смертного приговора.
Нарушения процедуры суда…
Мы уже говорили о нелепице в отношении обвинений, предъявленных Иисусу. Если мы познакомимся с законом о иудейском суде, мы увидим, что в ряде пунктов было сделано грубое нарушение процедуры.
Например, Большой Синедрион должен был происходить при Храме (см. "Сангедрин" 11. 2). Что мы видим в Евангелиях? Он происходит в доме первосвященника Каиафы.
Или вот это: «уголовные дела (а богохульство, напомню, считалось уголовным делом) разбирают днем и заканчивают днем же» («Сангедрин» 4. 1). Суд же над Иисусом был проведен ночью.
Иудейский закон требовал записывать любое ведение суда: «Сангедрин был как половина круглого гумна, чтобы судьи видели друг друга, и два судейские писца стоят перед ними – один справа и один слева, и записывают слова оправдывающих и слова обвиняющих. Раби Иегуда говорит – трое: один записывает слова оправдывающих, другой записывает слова обвиняющих, а третий записывает слова оправдывающих и обвиняющих» («Сангедрин» 4. 3).
Мы знаем, что подобные записи велись со стороны Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор. Такой архив существовал еще в середине 2-го столетия, о чем сообщают раннехристианские авторы. «О том, что это произошло, ты можешь узнать из Актов, которые были написаны при Понтии Пилате» (св. Иустин Философ[2]). Впоследствии римские документы были утрачены[3]. Но про иудейские ничего не известно. Молчат об этом Евангелия и иудейские источники.
Есть и другие нарушения процедуры суда, однако сейчас говорить о них не будем.
Скоро я размещу очерк, в котором мы с вами пройдем шаг за шагом по Крестному пути Иисуса. Мы поговорим о заговорах, которые плелись вокруг Иисуса, когда Он еще проповедовал, о злобе черни, которая била и унижала Божественного Арестанта, о участии во всей этой истории римского чиновника Пилата, руками которого иудейские старейшины осуществили расправу над Христом… Сегодня мы кратко коснулись темы иудейского суда над Иисусом. И не увидели в нем ничего, кроме вопиющих нарушений (впрочем, когда речь идет о деле чрезвычайной важности, можно пойти на эти нарушения, так, по-видимому, считали иудейские старейшины), все обвинение строилось на хлипких основаниях, на подтасовках и лжи.
Иерусалим. Вход в темницу, в которой содержался Иисус.
Тюремная камера. Мы видим каменную полку со специальными отверстиями для ног. Ноги вставляли в эти отверстия и закрепляли кандалами. В этой камере провел Иисус время с ночи четверга до утра пятницы, когда Его повели на суд к Понтию Пилату.
Примечания
[1] В Евангелии от Марка Христос говорит именно утвердительно: «Я» (Мк. 14, 62). Но вот загадка: почему другие Евангелисты приводят иные версии слов Иисуса? Марк писал свое Евангелие первым. На его текст безусловно опирались, что-то заимствуя, Матфей и Лука. Но они передали другой вариант ответа Иисуса. Может быть, потому, что Марк несколько преувеличил конкретность ответа Иисуса? Марк писал для римских читателей, и им вникать в нюансы оборотов еврейской речи было бы трудно. Поэтому выражение ты сказал – типичное для иудея и не означающее однозначного согласия со сказанным, Марк заменил прямолинейным и однозначным: «Я». Матфей и Лука ориентировались на иудейского читателя, который мог вникать в нюансы гебраизмов, кроме того, более тщательно подошли к реконструкции событий Суда над Иисусом, как о нем помнила раннехристианская община. Они приводят ту версию, где слова Иисуса звучат менее однозначно и не могут быть истолкованы как прямое провокативное высказывание, которое действительно развязало бы руки иудеям в их требовании Иисусу смерти.
[2] Св. Иустин. Апология 1, 35.9; 1,48.3. См. также: Тертуллиан Против Маркиона 4.17.19; Евсевий Кесарийский. Церковная история 2.2.1-4.
[3] Известные Акты Пилата – это сборник благочестивых легенд, появившийся в то время, когда подлинные архивы были уже недоступны.
Очерк 1: Суд на Иисусом
В рамках этого проекта (про другие проекты я тоже не забываю) я буду знакомить вас с интересными моментами, которые я почерпнул из… иудейских книг.
…Недавно записался в иудейскую библиотеку. Десятки полок с элегантными тисненными золотом талмудами, сводами законов и правил, рассказами о иудаизме.
Мы любим Евангельскую историю, нам хочется узнавать детали быта, подробности из жизни Христа и Апостолов. И в самом деле, узнавая какие-то детали, глубже понимаешь христианское учение.
Маленький пример: В молитве Отче наш, заповеданной нам Христом, мы читаем: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (в русском переводе). Что значит насущный (epiusios)? У святых отцов, комментировавших притчу, мы встречаем целую палитру разных мнений.
Однако, обратившись к реалиям жизни иудеев времен Христа, мы узнаем, что так называли хлеб, испеченный хозяйкой поутру на весь день. Теплую хлебную лепешку брал с собой в поле крестьянин, по такой лепешке раздавали детям… Завернув в холстину, чтобы хлеб не высыхал, его оставляли на обед и на ужин. Таким образом, заповедуя молиться о хлебе насущном, Христос показывает нам, что Господь прокормит нас на всякий день, что не надо нервничать о том, как мы будем жить завтра – будет день и будет пища. Каждый день мы молимся о даровании нам хлеба (и всего потребного для жизни) именно на этот день.
Конечно, понятие «хлеб насущный» несводимо только к хлебу земному. Так, например, митр. Вениамин (Федченков) пишет: «Под "хлебом" в четвёртом прошении Молитвы Господней несомненно можно понимать Самого Господа в таинстве Тела и Крови Его» (см. Четвертое прошение). Но прямой смысл в этом прошении, ]– говорит он далее, – касается собственно хлеба земного».
Итак, иудейские книги… Не найдем ли мы там что-то, что позволит глубже проникнуть в тайну Нового Завета?
Сегодня познакомимся с трактатом Сангедрин (нам это слово знакомо по искаженному Синедрион). Так называется иудейский суд.
Этот трактат, составленный иудейскими законниками в древности (устно сложился примерно во времена Иисуса Христа, записан был около 3-го века по Рождестве Христовом), регулирует судебную систему народа Израильского.
В Евангелии мы встречаемся с разными моментами, не совсем понятными, если мы не знакомы с основами иудейского судебного законодательства. Знакомство с трактатом Сангедрин как раз позволит нам восполнить этот пробел.
Я, естественно, отберу из книги те места, которые нам будут важны для более глубокого понимания Нового Завета.
Почему Иисуса Христа судил целый иудейский Синедрион?
У иудеев было три типа суда:
Суд, состоящий из 3 человек, – он ведал всеми гражданскими делами.
Суд, состоящий из 23 человек, – он ведал уголовными делами, куда относились, наряду с убийствами, и религиозные преступления (иногда серьезные, но все же имеющие частный характер). За них полагалась смертная казнь.
Суд, состоящий из 71 судьи, называемый Большой Сангедрин (Синедрион). Этот суд занимался самыми великими преступлениями.
Вот какие дела он разбирал: «Колено Израиля, лжепророка и первосвященника осуждают только лишь по решению семидесяти одного…» («Сангедрин» 5. 5).
Иисус подходил под определение лжепророка.
Кровь его на нас и на детях наших…
В 4-й главе трактата «Сангедрин» есть интересный момент. Это рассказ о том, как запугивать свидетелей, желающих вынести человеку смертный приговор. И там сказано, что, когда человек требует другому смерти, его нужно увещевать хорошенько подумать, стоит ли казнить виновника, и припугнуть обвинителя такими словами: «ведь кровь его, если прольется неповинно, будет на тебе и на твоих потомках до скончания века, ибо каждому, кто губит только одну душу из Израиля, засчитывается, как будто бы он погубил целый мир».
И вот теперь вспомним рассказ Евангелиста: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25).
Вот что поразительно! Сами кричат, дескать, хватит нас уговаривать, нас не запугаешь, не переубедишь, мы готовы взять на себя и на детей наших вину!..
Хватит свидетелей!..
В 5-й главе закона о суде сказано: «Каждый, кто умножает число проверок свидетелей, – достоин хвалы…» После этого в трактате приведены примеры мудрых иудейских наставников, которые добивались справедливого суда, проводя опрос многих свидетелей и, таким образом, устанавливая истину.
А теперь почитаем Евангелие от Матфея:
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец, пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (26. 59-66).
В свете вышеприведенного иудейского правила о суде, что мы видим в случае с Иисусом?
Все вызванные свидетели ничего не могли привести, что бы давало повод вынести Иисусу смертный приговор. Состряпанное обвинение готово рассыпаться… Но тут появляются двое, которые приводят слова Иисуса о том, что якобы Он собирался разрушить Иерусалимский Храм. Это было смешно: бродячий проповедник с кучкой учеников едва ли мог угрожать разрушить огромный храмовой комплекс; это как если бы какой-нибудь современный проповедник где-нибудь выразился: «Я разрушу Ватикан». Представьте себе Ватикан – целый небольшой город и этого человека. Вот примерно такой же вес в глазах иудейских старейшин имели слова Иисуса.
Первосвященник нервничает: Что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
Получается, что и этот аргумент не работает, ведь Иисус не поясняет его Своими размышлениями в том духе, что Он собирался организовать какой-нибудь переворот (взорвать Храм Он не мог, потому что порох еще не был придуман).
Тогда первосвященник идет на провокацию: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
Иисус и тут не отвечает утвердительно[1]. Выражение ты сказал означает: это твои слова, ты так говоришь.
И далее Иисус цитирует пророчество из книги пророка Даниила. Прочитаем, как это у пророка: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7, 13).
Поразительна реакция: Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
На самом деле Иисус не сказал ничего страшного. Он намеренно, как нам кажется, не дает оснований осудить себя и на все обвинения молчит или же цитирует священные тексты.То есть формально Его обвинить не в чем! И сам первосвященник это понимает, поэтому спрашивает окружающих: вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
Да не было никакого богохульства. Ну и что, что Иисус процитировал книгу, пусть он даже это пророчество относит к Себе, в принципе, считать себя Мессией не запрещено, у иудеев были и другие наставники, объявлявшие себя Мессиями. Зовите других свидетелей, все ваши обвинения ничего не стоят! Но других нет…
Между прочим, иудейский закон о суде гласит, что «Хуливший Бога не подлежит наказанию, пока не произнесет дословно имени Бога» («Сангедрин» 7. 5). Иисус имени Бога не произнес, поэтому осуждение происходит с вопиющим нарушением закона.
Надо признать, что все приведенные обвинения были натянутыми и, конечно, не могли служить основанием для вынесения Иисусу смертного приговора.
Нарушения процедуры суда…
Мы уже говорили о нелепице в отношении обвинений, предъявленных Иисусу. Если мы познакомимся с законом о иудейском суде, мы увидим, что в ряде пунктов было сделано грубое нарушение процедуры.
Например, Большой Синедрион должен был происходить при Храме (см. "Сангедрин" 11. 2). Что мы видим в Евангелиях? Он происходит в доме первосвященника Каиафы.
Или вот это: «уголовные дела (а богохульство, напомню, считалось уголовным делом) разбирают днем и заканчивают днем же» («Сангедрин» 4. 1). Суд же над Иисусом был проведен ночью.
Иудейский закон требовал записывать любое ведение суда: «Сангедрин был как половина круглого гумна, чтобы судьи видели друг друга, и два судейские писца стоят перед ними – один справа и один слева, и записывают слова оправдывающих и слова обвиняющих. Раби Иегуда говорит – трое: один записывает слова оправдывающих, другой записывает слова обвиняющих, а третий записывает слова оправдывающих и обвиняющих» («Сангедрин» 4. 3).
Мы знаем, что подобные записи велись со стороны Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор. Такой архив существовал еще в середине 2-го столетия, о чем сообщают раннехристианские авторы. «О том, что это произошло, ты можешь узнать из Актов, которые были написаны при Понтии Пилате» (св. Иустин Философ[2]). Впоследствии римские документы были утрачены[3]. Но про иудейские ничего не известно. Молчат об этом Евангелия и иудейские источники.
Есть и другие нарушения процедуры суда, однако сейчас говорить о них не будем.
Скоро я размещу очерк, в котором мы с вами пройдем шаг за шагом по Крестному пути Иисуса. Мы поговорим о заговорах, которые плелись вокруг Иисуса, когда Он еще проповедовал, о злобе черни, которая била и унижала Божественного Арестанта, о участии во всей этой истории римского чиновника Пилата, руками которого иудейские старейшины осуществили расправу над Христом… Сегодня мы кратко коснулись темы иудейского суда над Иисусом. И не увидели в нем ничего, кроме вопиющих нарушений (впрочем, когда речь идет о деле чрезвычайной важности, можно пойти на эти нарушения, так, по-видимому, считали иудейские старейшины), все обвинение строилось на хлипких основаниях, на подтасовках и лжи.
Иерусалим. Вход в темницу, в которой содержался Иисус.
Тюремная камера. Мы видим каменную полку со специальными отверстиями для ног. Ноги вставляли в эти отверстия и закрепляли кандалами. В этой камере провел Иисус время с ночи четверга до утра пятницы, когда Его повели на суд к Понтию Пилату.
Примечания
[1] В Евангелии от Марка Христос говорит именно утвердительно: «Я» (Мк. 14, 62). Но вот загадка: почему другие Евангелисты приводят иные версии слов Иисуса? Марк писал свое Евангелие первым. На его текст безусловно опирались, что-то заимствуя, Матфей и Лука. Но они передали другой вариант ответа Иисуса. Может быть, потому, что Марк несколько преувеличил конкретность ответа Иисуса? Марк писал для римских читателей, и им вникать в нюансы оборотов еврейской речи было бы трудно. Поэтому выражение ты сказал – типичное для иудея и не означающее однозначного согласия со сказанным, Марк заменил прямолинейным и однозначным: «Я». Матфей и Лука ориентировались на иудейского читателя, который мог вникать в нюансы гебраизмов, кроме того, более тщательно подошли к реконструкции событий Суда над Иисусом, как о нем помнила раннехристианская община. Они приводят ту версию, где слова Иисуса звучат менее однозначно и не могут быть истолкованы как прямое провокативное высказывание, которое действительно развязало бы руки иудеям в их требовании Иисусу смерти.
[2] Св. Иустин. Апология 1, 35.9; 1,48.3. См. также: Тертуллиан Против Маркиона 4.17.19; Евсевий Кесарийский. Церковная история 2.2.1-4.
[3] Известные Акты Пилата – это сборник благочестивых легенд, появившийся в то время, когда подлинные архивы были уже недоступны.