Несколько слов о том, что будет полезно помнить и начинающему жить в вере, и христианину «со стажем».
Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (- они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.
Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Винникотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но не «идеальной».
Примерно то же можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя, и от него страдают окружающие.
Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.
Какова же взвешенная христианская позиция?
Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которые мы часто забываем:
Бог любит меня;
Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;
Вечная Жизнь – это не нечто такое, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;
Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), – это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими, какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.
После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:
Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть, и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот или иной грех?
В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?
Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь.
Это серьезная работа. Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину. А в таком случае – как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому что грехи-то он вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми). И эта борьба будет бесконечной.
Единственный вариант, на мой взгляд, – это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.
Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант – уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?
Христианская жизнь – это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи, как рост души, личностный рост, – не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.
Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) верит в тебя.
Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который, начавшись, больше никогда не закончится.
И последнее: мы говорили о том, как постепенно становиться все лучше и лучше. Не стать сразу идеальным, а идти путем постепенно развития к лучшему.
А как же стремление к святости?
Проблема в том, что многие люди путают идеальность и святость. А их надо различать! Опасность неразличения этих понятий чревата тем, что, прочитав в книге о какой-то ошибке, глупом слове или неверном поступке святого, люди начинают делать далеко идущие выводы: какой же это святой?!
Так вот, дорогие. Святой человек действительно прекрасен, но он может быть отнюдь не идеальным. Святость – это дар Божий. Он приходит, когда Господь соизволит; это посещение, милость. Это – благодать, то есть благой Божий дар, как понимал это слово Ап. Павел.
Святость – это не то, что мы можем достичь своими силами, но то, что приходит от Бога в ответ на нашу искреннюю христианскую позицию. Святость приходит не тогда, когда мы перестали падать, потому что стали совершенны, а тогда, когда мы свою верность Богу проносим через испытания, искушения. Не всегда даже оставаясь не затронутыми ими.
Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (- они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.
Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Винникотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но не «идеальной».
Примерно то же можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя, и от него страдают окружающие.
Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.
Какова же взвешенная христианская позиция?
Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которые мы часто забываем:
Бог любит меня;
Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;
Вечная Жизнь – это не нечто такое, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;
Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), – это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими, какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.
После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:
Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть, и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот или иной грех?
В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?
Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь.
Это серьезная работа. Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину. А в таком случае – как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому что грехи-то он вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми). И эта борьба будет бесконечной.
Единственный вариант, на мой взгляд, – это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.
Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант – уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?
Христианская жизнь – это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи, как рост души, личностный рост, – не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.
Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) верит в тебя.
Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который, начавшись, больше никогда не закончится.
И последнее: мы говорили о том, как постепенно становиться все лучше и лучше. Не стать сразу идеальным, а идти путем постепенно развития к лучшему.
А как же стремление к святости?
Проблема в том, что многие люди путают идеальность и святость. А их надо различать! Опасность неразличения этих понятий чревата тем, что, прочитав в книге о какой-то ошибке, глупом слове или неверном поступке святого, люди начинают делать далеко идущие выводы: какой же это святой?!
Так вот, дорогие. Святой человек действительно прекрасен, но он может быть отнюдь не идеальным. Святость – это дар Божий. Он приходит, когда Господь соизволит; это посещение, милость. Это – благодать, то есть благой Божий дар, как понимал это слово Ап. Павел.
Святость – это не то, что мы можем достичь своими силами, но то, что приходит от Бога в ответ на нашу искреннюю христианскую позицию. Святость приходит не тогда, когда мы перестали падать, потому что стали совершенны, а тогда, когда мы свою верность Богу проносим через испытания, искушения. Не всегда даже оставаясь не затронутыми ими.