Стремление к идеальности и святость

Несколько слов о том, что будет полезно помнить и начинающему жить в вере, и христианину «со стажем».

Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (- они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.
Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Винникотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но не «идеальной».
Примерно то же можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя, и от него страдают окружающие.
Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.

Какова же взвешенная христианская позиция?

Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которые мы часто забываем:
Бог любит меня;
Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;
Вечная Жизнь это не нечто такое, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;
Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими, какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.

После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:
Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть, и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот или иной грех?
В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?
Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь.
Это серьезная работа. Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину. А в таком случае как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому что грехи-то он вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми). И эта борьба будет бесконечной.

Единственный вариант, на мой взгляд, это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.
Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?

Христианская жизнь это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи, как рост души, личностный рост, не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.

Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) верит в тебя.
Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который, начавшись, больше никогда не закончится.

И последнее: мы говорили о том, как постепенно становиться все лучше и лучше. Не стать сразу идеальным, а идти путем постепенно развития к лучшему.

А как же стремление к святости?
Проблема в том, что многие люди путают идеальность и святость. А их надо различать! Опасность неразличения этих понятий чревата тем, что, прочитав в книге о какой-то ошибке, глупом слове или неверном поступке святого, люди начинают делать далеко идущие выводы: какой же это святой?!
Так вот, дорогие. Святой человек действительно прекрасен, но он может быть отнюдь не идеальным. Святость – это дар Божий. Он приходит, когда Господь соизволит; это посещение, милость. Это благодать, то есть благой Божий дар, как понимал это слово Ап. Павел.
Святость это не то, что мы можем достичь своими силами, но то, что приходит от Бога в ответ на нашу искреннюю христианскую позицию. Святость приходит не тогда, когда мы перестали падать, потому что стали совершенны, а тогда, когда мы свою верность Богу проносим через испытания, искушения. Не всегда даже оставаясь не затронутыми ими.
  • Like
Реакции: 26 человек

Комментарии

Самое сложное, найти первопричину, корень страсти рождающий грехи...
 
Не в бровь а в глаз!
Совдеповское, атеистическое, гуманистическое зомбирование людей формирует дикие требования к верующему человеку.
Мне мама рассказала про метаморфозу сознания происшедшего с ней в начальных классах. это было в начале 30ых годов прошлого века. Она увидела, что школьный учитель выходил из туалета. С одеждой было все в порядке. У нее - девочки, было такое авторитетное почитание учителя, что в ее понимании сравнимо с ангелом. И вот человек-ангел пользуется туалетом...
У нас такого почитания учителя уже не было, а нынешних детей - учитель уже обслуживающий персонал.
Вот и мы, новоначальные со своим мешком барахла входим в зону, где говорится о грехах и спасении, о погибели и благодати. Читаем о подвигах святых, о преданности Христу в периоды гонения. И вот тут нас темные силы берут под локоток и наставляют лоб разбить, или шепчут на ухо - да с твоими грехами адских мук не миновать. А еще эта привязанность к греховным привычкам - вечный предатель! Это ты, каждым грехом гвозди в тело Спасителя загоняешь.
А патологическая тяга к отмщению? Вот и мнишь, что Господь тебе за все прегрешения специально горести посылает - в наказание (месть), за содееное. А вдуматься, то эти тягости, чтобы дальше подобное не творить, а исправить пути. И скрывается будущее, чтобы мелкая гордость не стала великой, или ожидание трудности не ввергли в уныние.
о. Константин, очень своевременно, прям как будто для меня, ни днем раньше, ни днем позже...
Сегодня знаю, что на днях стану безработным, и так было тяжко, так казалось несправедливо, в голове вроде уникальная комбинация знаний и вдруг безработный, за три года до пенсии... Молодые найти работу не могут...
На душе праздник образовался!
Спаси Вас Господи о. Константин!- Позитивный батюшка!
 
Последнее редактирование:
Недавно изучил книгу старца Никодима Святогорца «Невидимая брань» (изданная по благословению Патриарха Алексия II). В этой книге даются буквально инструкции по борьбе со страстями нашей плоти и отражению атак бесов. Книга предназначена для мошествующих, но и мирские люди могут почерпнуть много полезного.
 
Конечно, человек сам далеко не всегда может сам увидеть в своей душе источники нехороших помыслов и движений души. Тут нужна помощь священника, взгляд со стороны. Чем дальше, тем больше в этом убеждаюсь, потому что только опытный священник может назвать страсть по имени, т.о. "рассекретив" её и предоставив мне возможность "выкинуть огрызок с подоконника" :)
 
Последнее редактирование:
Простите за нескромность, но причины просты и нет сложности их увидеть. Даже одна причина: неверие в Бога и Богу. В той или иной степени, таким или другим боком - это неверие и недоверие. А вот как с этим бороться...
 
Последнее редактирование:
Спаси Вас Господь, отец Константин! Ваша статья буквально вытащила меня из болота уныния. Слова, написанные Вами проникли в душу и дали ей Надежду. Бог любит нас и верит в нас!
 
Спасибо, отец Константин!
Меня вы тоже этой статьей утешили и приободрили.
Очень важная корректировка жизненного курса может получиться, учитывая, какой суетливость наполнена наша жизнь, в том числе и духовная.
 
Спасибо вам, отец Константин, за эту статью. Да и за все остальные тоже:). Читая ваши статьи и ответы людям, понимаешь, что Господь добрый..) простите, за эти детские мысли, просто меня в детстве бабушка учила, что он именно добрый и терпеливый и что меня он тоже любит. Потом бабушка умерла и я отошла от церкви. Не то, чтобы полностью, но ходить в храм перестала.и хотя я пыталась несколько раз собраться, но отталкивало именно то, что он за все накажет. Эта бескомпромиссность встречается и у некоторых священников и на вашем сайте). И когда я начинала готовиться к исповеди, такая на меня нападала тоска и уныние, что я все равно никогда не исправлюсь и давно уже не та хорошая девочка, которую любила бабушка, что опускались руки. А мама всегда мне говорила, что за меня молится столько людей, что я рано или поздно приду к Богу, по хорошему или по плохому))).Видимо момент этот наступил:). У нас нет детей. И чтобы заслужить это счастье, я пытаюсь изменить свою жизнь, придти к Богу, чтобы он услышал мою молитву. Так вот с Вашими статьями легче приходит осознание того, что Бог послал мне это испытание именно потому, что он меня любит:oops: и хочет, чтобы я исправилась.. В общем, спасибо Вам большое за Ваш труд и в частности за молитву по соглашению о даровании ребёнка. Спаси Вас Господи.
 
Сверху