Проповедь Иоанна Крестителя: 1

Эта запись является частью серии записей Проповедь Иоанна Крестителя
Проповедь Иоанна Крестителя: 1
Что значило крещение Иоанново, и зачем крестился Иисус Христос?


В преддверии праздника Крещение Господня предлагаю две проповеди на эту тему, произнесенные мною в прошлые годы.

Как мне кажется, эти проповеди введут «в курс дела» даже человека, совсем далекого от таких реалий, как Крещение Христово. Только бы у читателей блога нашлись силы и желание дать немного зарядки своему мозгу:)

Ну, а чтобы чтение не было совсем скучным, сопровожу его эксклюзивными фотографиями... рождественских яиц.
Про пасхальные яйца все мы знаем. Но знаете ли вы, что некоторые благочестивые христиане любят расписывать яйца и, например, к Рождеству Христову. Зимние, в синих тонах, рождественские яйца...
Предлагаю фотографии нескольких яиц, подаренных мне в разное время.
На многих из них – наш собор. Автор этих рождественских расписанных яиц – наша прихожанка Ольга Петухова.


я1.JPG

я2.JPG

я3.JPG

я4.JPG




Что значило крещение Иоанново, и зачем крестился Иисус Христос?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Крещения Господня!

В храмах установлены сосуды для святой воды, и все верующие люди могут эту воду набрать, унести к себе домой, окропить жилище, пить, употреблять для других благочестивых целей. Но только сделать это они могут лишь после того, как священник закончит Литургию. И произнесет проповедь. Проповедь – это составная часть службы. Во время проповеди набора воды быть не должно; надеюсь, вы меня понимаете и не обидитесь; говорю так, потому, что так и вижу недовольные лица дорогих братьев и сестер, которые в храм и пришли только для того, чтобы набрать воды. Ни молитва Церкви, ни слова священника, по-видимому, их не интересуют.
Итак, сначала молитва, потом вода!

Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами на очень интересную и важную, в богословском смысле, тему: что такое крещение Иоанново, то есть крещение от Иоанна Крестителя, и что такое Крещение, которым все мы крестились?
В сознании многих людей крещение от Иоанна, о котором мы читаем в Евангелиях, и Крещение христианское – это одно и то же. На самом деле это совершенно разные вещи, и каждое из этих крещений преследовало и достигало своих целей. Об этом сегодня и поговорим.

Сначала поговорим о крещении от Иоанна Крестителя. Повторяю, это важная тема, поскольку в головах даже верующих людей, даже верующих со стажем, царит неразбериха, и многие не знают, что такое крещение Иоанново, что делал Иоанн, зачем он вообще крестил, зачем Иисус крестился от него, если Он был безгрешен…

Начнем с того, что слово крещение – это древнее славянское слово, его можно перевести со славянского как мистерия Христа. Основу слова «крещение» составляет имя Христос; в древности это слово произносилось как хрещение, то есть, под крещением понималось некое действо, относящееся ко Христу, действо Христово. А в других языках, например, в греческом, слово «крещение» произносится как «баптизо», и означает оно просто «погружение». Там, где мы читаем в Евангелии слово «крещение», например: «Иоанн крестил», «И крестилась вся Иудея», в греческом оригинале стоит слово «погружал»: «Иоанн погружал», «И погружалась вся Иудея» и т.д.
Крещение по-гречески означает просто «погружение», так же точно и в еврейском языке, и во многих других языках. Обряды крещения, то есть обряды омовения ритуального, были присущи многим религиозным культурам. Даже и сейчас, если вы вспомните, в Индии индусы совершают священные омовения в Ганге. И многие люди, исповедующие другие верования, тоже совершали ритуальные омовения.
Существовала практика таких вот ритуальных погружений и в иудаизме, и называлось это крещением прозелитов. Что это такое? Прозелит – это человек, обращающийся в иудаизм из иноверия, например язычества. Каждый мужчина, который хотел войти в число еврейского народа, войти в число народа Божьего, приходил к священникам. Над ним читались определенные молитвы, и его погружали в специальный бассейн, после чего совершалось обрезание, и через некоторое время он уже считался иудеем, то есть, членом народа Божьего.
Обязательно, всякий человек, который не родился в иудаизме, но который хотел стать иудеем, должен был пройти обряд вот этого ритуального погружения, омовения. Этот обряд был известен и до Иоанна Крестителя.

И вот, когда приходит Иоанн Креститель на реку Иордан, он возглашает, что наступает время Суда над миром, наступает время, когда Бог будет судить людей. Праведников поселит с Собой в Царствии Небесном, грешники будут мучаться и гореть в негасимом огне. И Иоанн говорил, что спастись можно от этого Суда, от этого грозного Божьего возмездия, только раскаявшись в своих грехах. И когда совершится Суд, то те, кто будет в числе этого нового народа Божьего, те будут от Суда избавлены, будут помилованы Богом.
«Приходите сюда, на Иордан, – говорил Иоанн, – приходите все, кто хочет спастись!» Иоанн как бы открывает набор в число нового народа, спасаемого, покаявшегося народа. Иоанн показывает, что он формирует новую общину спасаемых людей, лучших людей, святых людей.

Как войти в число спасаемых, как избежать гнева Божия и наказания? Как и при входе в иудаизм, требовалось ритуальное погружение – мы об этом только что говорили, – так и Иоанн призывает креститься для того, чтобы войти в новый народ Божий, общину спасаемых.
«Покайтесь, и да крестится каждый!» – восклицает Иоанн. Сначала покаяние – как решительный отказ от грешной жизни, затем погружение в воды Иордана. Человек выходил из Иордана, как бы заново родившись, через это крещение он оказывался членом нового Божьего народа, спасаемого народа. Вот что означало крещение Иоанново.

Естественно, к Иоанну приходили многие люди. Многие хотели покаяться, многие хотели войти в число спасаемых. Приходит туда и Христос. И тоже крестится от Иоанна, но не потому, что ему это крещение было нужно – Христос не нуждался ни в каком крещении, естественно, что и никакой Суд Ему не грозил, Он Сам и есть вершитель этого Суда. И грехов у Него не было, поэтому Он не нуждался в покаянии, в омовении от грехов. И совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Спаситель перебивает его словами: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Эта фраза – ключ к пониманию того, зачем Христос крестился от Иоанна. Крещение Христа – знак подтверждения, согласия с Иоанном, что да, грядет новая эпоха, новая эра. Этот момент Крещения Христова является моментом как бы признания Христом Иоанновых полномочий. То есть, Иисус подтверждает, что поистине наступает то время, когда люди должны вступать в число нового народа Божьего, когда формируется это число спасаемых людей.

Некоторые богословы говорят, что Христос, крестившись от Иоанна, Своим Крещением еще и уподоблял Себя Израильскому народу. Израиль, отступивший от Бога, забывший Бога, нуждался в покаянии. Он нуждался в омовении от грехов. Он должен был обновиться – умом, чувством, своим отношением к жизни – для того, чтобы принять Мессию. И вот Христос крестится, отождествляя себя со всем Израилем, как бы показывая, что весь Израиль, весь народ еврейский должен пережить этот момент перехода от прежней жизни к новой, момент вхождения в число нового Божьего народа. Вот почему Христос крестится.

Позже, когда Спаситель уже начинает проповедовать, его ученики тоже получают повеление крестить, и они крестят. Их крещение – идентично тому, что совершал Иоанн. Это еще не новозаветное крещение, не Таинство Крещения, чрез которое прошли все мы.
А вот Таинством прежнее крещение становится, когда Христос умирает, воскресает и проходит путем от земли на небо, к Отцу! Но это уже другой совершенно обряд, и даже не обряд, а, как мы его называем, Таинство.
Кто-то крестился во младенчестве, кто-то – уже будучи взрослым. Что это за Крещение? Наше с вами Крещение означает наше всецелое соединение со Христом.

Любое крещение, с древнейших времен, совершалось с… некоторой угрозой для человеческой жизни. Это сегодня воду подогревают, в теплой воде человека крестят, а на Западе – католики, лютеране – вообще отказались от погружений. Омочив персты, священник элегантно брызгает водой на крещаемого.
Утонуть сегодня при Крещении едва ли возможно, а в древности такой риск для жизни имелся, потому что люди крестились в реках. И само Крещение совершалось следующим образом: на голову человеку клали руку и погружали его с головой в глубину вод. То есть какая-то угроза для жизни сохранялась, и даже в некоторых старинных книгах (в русских книгах – еще в 17-м веке) мы встречаем такой совет: когда крестите, на всякий случай под мышками человека обвяжите веревкой. Чтобы, если вдруг он выскользнет и куда-то его понесет быстрое течение, можно было за эту веревку человека вытащить. Так вот этот обряд погружения в глубину вод символизирует момент умирания. Человек умирает для прежней жизни, его прежняя жизнь погребается, хоронится в этих холодных, таинственных водах, и он выходит из воды для новой, светлой, чистой, праведной жизни. Христианин умирает вместе со Христом, как и Он умер за нас. Но Христос не остался во гробе, Он победил смерть, воскрес! И для Апостола Павла это одна из любимейших мыслей – связывать Крещение человека со Смертью и Воскресением Христа. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). Или: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2, 12).

Через Таинство Крещения, которое все мы прошли, – мы как бы умираем. И, умирая, выходим из купели, воскресаем к новой, чистой, праведной, христианской жизни.
Вот два слова о том, что такое Крещение Иоанново и что такое Крещение Христово, то Крещение, которое сегодня мы в Церкви знаем и которое получили. Крещение от Иоанна – это объявление Иоанна о том, что наступают последние, судные времена, и о том, что собирается община людей, которые спасутся. А Крещение Христово, Крещение христианское – это Таинство единения со Христом.

Мы становимся едины со Христом! Мы должны эту связь поддерживать, углублять. Как мы можем углублять ее? В Таинствах, например в Таинстве Причащения, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, мы еще больше утверждаем, актуализируем эту связь со Христом. И в своей христианской жизни, стремящейся быть добродетельной, в подражание Христу. И в таком доброжелательном, добром, искреннем отношении к миру, какое имел Христос и какое и мы должны иметь. В нашей активной позиции в борьбе со злом. Очень грустно бывает читать в газетах, как на кого-то напали, кого-то стали избивать, кто-то взывал о помощи, а люди проходили мимо или отворачивались, делая вид, что их это не касается. Христианин так поступать не может, потому что христианин имеет активную позицию, он активно противостоит злу. Если надо, он добро будет защищать. Так и мы должны занимать очень четкую, активную позицию в борьбе со злом. И вот все это, наша христианская жизнь, в которой мы уподобляемся Христу, еще более и более тесно нас соединяет с нашим любимым Господом и Спасителем.
Но это уже другая тема.

Помощи Божьей, сил вам, храни Господь, на многая и благая лета. Аминь.

А теперь можете набирать воду.

2008
Перейти к следующей записи Проповедь Иоанна Крестителя: 2

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху