Почему священник так поступил? 4

Эта запись является частью серии записей Почему священник так поступил?
Почему священник так поступил?
Часть 4 (см. Часть 3)

Добрый день уважаемый отец Константин! У меня даже не вопрос, а просто такое небольшое внутреннее сомнение.... У нас священник построил себе в поселке шикарный и очень красивый дом, деревянный, с прямым спуском к озеру, отсыпал себе там симпатичный пляж, все очень красиво в таком старорусском стиле, все резное и видно что стоит это все дорого, строители рассказывают, что внутри все по последнему слову техники, иностранное, дорогое. Только это сильно контрастирует с окружающими покосившимися старыми домишками других людей. С одной стороны я рада, что и хорошие люди могут себе такое позволить, но с другой стороны разве вера не говорит о том, чтобы жить скромно, не демонстрировать свое богатство, может быть даже излишки лучше отдавать на благотворительность? По крайней мере от духовного отца мне хотелось бы ожидать именно этого, чтобы было на кого равняться, к чему стремиться... А так я получается опять равняюсь на материальное благополучие, как и до прихода в церковь?..
Спасибо большое!
Наталья

Дорогая Наталья. Если священник – хороший, то и слава Богу, что люди его любят и помогли ему купить участок и построить дом. Все это не на бабушкины копеечки, не на доход от свечек, уверяю Вас, не на приходские деньги, а на пожертвования состоятельных прихожан и друзей.
Почему священник не может позволить себе и своей семье иметь нормальный дом? Квартиру? Кто угодно – могут себе это позволить (врач, педагог, строитель, продавец, офицер и т.д.), а священник – нет.
Священник не демонстрирует свое богатство, а просто живет. Вот если он будет его демонстрировать, хвастаться, будет строить рядом еще один дом, будет иметь несколько дорогих машин – это уже крайность. А просто нормально жить, разве запрещено?
То есть, если наши средства помогают нам лучше служить людям, а значит, и Богу, – то это очень хорошо. Если священник имеет хорошую квартиру, имеет дом, где может с семьей отдохнуть, имеет безопасный качественный автомобиль (особенно в сельской местности, где метро нет, а на требы ездить надо), то это можно только приветствовать. Как это не просто допустимо, а хорошо и желательно для всякого человека, так и для священника.

О.Константин, Здравствуйте!
Я не болею типичным осуждением священников в плане - вот, типа все такие карьеристы и сребролюбцы. Хотя такие, скорей всего и есть все-таки. Но мне пока не приходилось общаться с такими. Я видела священника в храме в стоптанных, протертых ботинках, у меня сердце тогда чуть не треснуло... и остальные батюшки, которых я встречала шиком-блеском не сверкают.
И грубость или несдерженность некоторых батюшек меня тоже не очень смущает, в храме, в который я сейчас иногда хожу, есть один батюшка - ну прямо "грозная тучка", строгий, он и другим священникам может жесткое замечание сделать и прихожанам (но всё за дело), но добрый всё равно, и это видно, когда дети у него причащаются (да и не только когда дети), светится весь...

Но все же, печальным опытом общения со священником я сподобилась
А началось все с того, что, когда я решила воцерковляться, я видно в неудачную церковь попала. Я как то на форуме Азбуки прочла как одна девушка-женщина жалуется на то, что она поет в церковном хоре и там обстановка не ах ти - разговаривают, шутят во время перерывов, но как я понимаю не во весь голос, прихожанам не слышно. А в той церкви ничего не стеснялись - один петь-читать закончит, другие начнут, а у кого в это время язык свободен, те во весь голос разговаривают, обсуждают кого-то, даже слышны были такие слова как "дура", "придурошные" и т.п., пошлые шуточки, найдут к-л. слово из молитвы, странное и смешное на их взгляд, и давай переиначивать его, надсмехаться... Я сначала опешила, думала может меня одну так глючит, но видя реакцию других прихожан, поняла - это наяву. А священник той церкви, у которого я тогда исповедовалась (исповедь у него это вообще отдельная тема), так он разболтал про меня другим, и когда я приходила в ту церковь, то имела счастье ощущать на себе презрение и насмехания со стороны почти всего так скажем "персонала". Но это ничего, оказывается я там такая не одна и не первая, "осчастливенная" была. Но там были и хорошие люди... Священник, который там практически всегда служил Литургию, как то даже вступился за меня и одернул того исповедальника, сделав ему строгое замечание, а меня сам первый, по-доброму поздравил с праздником. Ну как я понимаю, у них там в этой церкви дела не очень, один раз даже видела как их настоятель уходил от них недовольный и в гневе, ругаясь на них. Заругаешься тут...

Я сначала не обращала на все это внимание, воспринимала как испытание к смирению, потом ушла в другую церковь, но что-то внутри уязвилось и когда на меня посыпались еще кое-какие испытания (не связанные уже с той церковью), я впала в депрессию и жуткую, непозволительную обиду и саможаление. Перестала ходить в храм, последний раз причащалась 9 января, а после уже ни-ни...хотя сейчас пытаюсь посещать опять Богослужения (но не более 2-3 раз в месяц, чаще боюсь), но к Исповеди и Причастию все никак не получается приступить. Раньше из-за обиды, сейчас из-за страха. Но спасибо Вам за следующие слова:
"...Но я бы сказал вот что: если нас оттолкнули от Чаши, не допустили к исповеди… смиритесь и спокойно молитесь. И Господь, все видящий и понимающий, подаст нам преизобильную благодать. А если озлобимся, лишимся внутреннего мира – откроем душу для бесов. Не только ничего не получим, но и потеряем то, что имели".

А если озлобимся - откроем душу для бесов. Это точно. Проверенно на собственном опыте. Когда я озлобилась и обиделась на всех и вся, начала себя жалеть и жалеть, то со мной начался ужас...
А на тех людей мне уже не охота обижаться, даже любить почему-то хочется.

P.S. Отец Константин, так как я надеюсь в скором времени все же исповедоваться, то прошу у Вас искренне прощения, когда я читала кое-какие ваши труды на одну (больную для меня тему), то Вы со своими мыслями попали под мою "горячую руку", я с Вами не согласилась, испытала отчаянье из-за этого, гнев и даже что-то вроде ненависти к Вам. Простите меня, дуру грешную. Стыдно очень.

Можете не публиковать мое письмо, длинное слишком получилось, но что-то захотелось высказаться.
от Н.

Милая Н. Спасибо за письмо. Вы поставили важную тему, и несколько слов тут нужно сказать.
Да, на приходах бывает беспорядок. И надо с этим работать. Не кто-то должен за нас это делать, а все мы должны участвовать в болях и проблемах нашей родной Матери Церкви. Видим беспорядок на клиросе – подойдем к настоятелю и поговорим. И он обязательно отреагирует.
Порой священнику тяжело отслеживать то, что происходит в храме, мы все-таки заняты во время службы в алтаре. «Меня оскорбила уборщица, и я в ваш храм ходить больше не буду…» Такое я слышал не раз. Но откуда я знаю, как ведут себя с людьми уборщицы??? У меня нет прослушивающих устройств, камер слежения. Если прихожане не расскажут, то я никогда не узнаю, что мило мне улыбающаяся уборщица за моей спиной кому-то хамит…

И если какой-то священник ведет себя грубо или как-то странно, нужно тоже реагировать. С любовью, но обратиться за разъяснением к другим священникам, старшим (Настоятелю, Благочинному). И батюшкам порой мы должны помочь исправиться, если они чего-то не понимают и что-то не так делают. Они же тоже люди, а не Ангелы и могут ошибаться.

Поймите, что проблемы Церкви это не проблемы Патриарха, епископов и священников, а и всех прихожан в равной степени. Все мы – Тело Христово, все мы члены Тела. Когда у нас что-то заболит, реагирует весь организм, весь организм страдает и все системы нашего организма борются с болезнью. Так же и в отношении бед нашей церковной жизни.
Не только сами будем иметь правильное отношение к жизни и вере, не только сами будем спасаться, а и помогать тем, кто чего-то не понимает. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Не просто сам сотворит, а и других научит…

P.S. Дорогая Н., насчет моих трудов, которые Вас ввергли в отчаяние. Что это? Может быть, я был действительно неправ? Напишите, мне, и давайте это обсудим.

Дорогой отче!
Почему, в то время как другие священники в Никольском соборе полностью читают разрешительную молитву (и даже иногда с указанием имени исповедующегося), один священник всегда и для всех ограничивается только сухим и поспешным "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь"? Это не раз вызывало у меня неприятное впечатление, как будто священник "формально" подходит к делу. Прихожан в соборе, конечно, много, и я понимаю, почему он торопится. Но уместно ли такое сокращение во время чтения разрешительной молитвы?
С уважением, р.Б. Виктория.

Дорогая Виктория. Сокращения уместны. Сама эта молитва «Господь и Бог наш Иисус Христос…», во время которой священник осеняет голову кающегося знаком креста, имеет католическое происхождение и попала к нам с Запада в 17-м веке. (Об этом см.у проф. Н.Д.Успенского: «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке» Богословские труды. М., 1975. Сборник 13. Есть статья и в Интернете.)

В древности в конце исповеди, для разрешения от грехов, употреблялись другие формулы.
Самая ранняя: «Бог да простит тя».
В 13-м веке используется, например, такая: «Бог да простит тебя за все, что перед Ним ты моему ничтожеству объявил».
Вообще свобода в древности в употреблении разных разрешительных формул была необычайная.

Некоторые православные богословы выступают против молитвы, принятой сегодня. В ней есть слова, которые можно с точки зрения строгого Православия поставить под сомнение. Например, эти: «… и я, недостойный иерей, прощаю и разрешаю тя…» Согласно православному богословию, прощает грехи не священник, а Бог.

Если совершается общая исповедь, то над всеми читается общая разрешительная молитва, а потом повторять над каждым в отдельности ее нет нужды. Достаточно благословить со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Мой совет: не обращайте внимание на то, какие молитвы читает священник. Если батюшка уделяет людям время, старается вникнуть в ситуацию, дать совет, то все остальное неважно.

IMG_3009.JPG
Дашенька в деревушке, под Архангельском...
Вот какую замечательную фотографию дочери, вместе с письмом о своих житейских бедах, прислала мне одна наша читательница.

Продолжение...
Перейти к следующей записи Почему священник так поступил? 5
Перейти к предыдущей записи Почему священник так поступил? 3

Комментарии

По поводу дома священника советую посмотреть хотя бы вчерашнего Апостола (хотя у Павла на эту тему много и другого):

7Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

"Отсыпал себе пляж" - а удобно ли батюшке в "семейных", с "профессиональным", из-за особенностей режима, животиком, купаться и возлежать на глазах у досужих соседей и соседок?

Не говорю уж о том, что сельский батюшка ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ (даже когда хозяин собаку на улицу не выгонит) идет на Всенощную, и как же хорошо, если может приехать туда и не пачкать в грязи рясу, а потом вернуться вот в этот свой "роскошный" дом и согреться.

А Вы бы хотели, чтобы он тоже жил в покосившемся домишке?
 
Снежанка написал(а):
А все же если священник учит других не стяжательности, скромности, то сам не имеет морального права перед своими прихожанами так жить.Это вам любой адекватный человек скажет- вы на улице поспрашивайте.Я за то что бы священник имел машину скромную, имел все что необходимо его семье,но не более того.Помните пророчества Лаврентия Черниговского.других святых?Они говорили что духовенство последних времен будут очень сребролюбиво.Конечно есть и настоящие батюшки,на них все и держится.





 
Отец Константин, не могли бы Вы в двух словах пояснить, как следует относиться к упомянутым здесь пророчествам преп. Лаврентия Черниговского?
 
Предсказания ЛАВРЕНТИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО:

1. Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте!
И вам я говорю и очень сожалею об этом, что вы будете покупать дома, убивать время на уборку больших красивых монастырских помещений. А на молитву у вас не будет хватать времени, хотя давали обет нестяжательства!
 
В рассказе о доме сельского священника явно описаны излишества для христианина. Разве не говорил Господь юноше-"Раздай свое имение и иди за мной". Разве не о нестяжании духовенства здесь речь, разве не за Господом идет духовенство (белое,черное) служа Ему и окормляя нас? А так получается- за Господом пошел а богатство нажил. Ведь дом это недвижимость.Для любого человека важно отдыхать в хороших домашних условиях, но в слово"хороших" вложен все-таки несколько иной смысл- не разваливается дом, не течет крыша, хорошо греет обогреватель,есть необходимая бытовая техника, есть на чем нормально спать, трапезничать, делать уроки детям, необходимая хорошая одежда и хорошая (не дорогая в млн.) машина для данной местности. А для чего же личный пляж? Это возможность купаться в плавках и купальниках? А разве не перед очами Божьими это в первую очередь нам во главе с батюшками нельзя? Разве батюшка не своим примером в первую очередь учит прихожан? А излишние пожертвования даже священнику "лично" ведь тоже можно именно по христиански использовать- если не требуется на Храм(?) так раздать жителям этого села- пусть и они хоть как-то поправят свои покосившиеся дома...Лично мне знаком батюшка, который живя в городе и получив приход в ближайшем сельском районе, продал свою 2-х комн.квартиру в хорошем районе города, купил себе с семьей нормальный дом в этом селе, а остальные деньги вложил на восстановление Храма. А в выше рассказанном случае где увидеть пастырскую любовь и попечение о вверенных Господом людях? Конечно, богатство не грех, но грех- в его использовании. Этот случай далеко не редкий. В нашем городе Благочинный не только выстроил примерный особняк, но и меняет дорогие машины "как перчатки". Но люди не дураки- все видят и правильно понимают, вот и отношение к Православию формируется негативное. Господи, п о м о г и нам! Простите.
 
А почему нельзя просто порадоваться за этого батюшку??? Почему нельзя не позавидовать,а порадоваться от души? Он же заработал все это своим трудом,и дай Бог,пусть будет и хороший дом и машина хорошая!Люди разучились уже искренне радоваться за ближних своих,вот и считают чужие зарплаты,машины,дома и деньги. Завидуют видимо.Почему интересно батюшка должен нищенствовать?Разве на хороших машинах могут ездить только крупные бизнесмены???
 
Слава Богу! Наконец-то кто-то вступился за батюшку, за его право жить не в покосившемся домишке! И вступился очень разумно и аргументированно. А я вот не нашла в себе мужества это сделать, по всяким суетным опасениям. В чем каюсь.
 
Вот уже и в зависти обвиняют! Иоанн Кронштадский домой без одежды и обуви приходил часто,все раздавал нуждающимся, и его запомнят на века.Как запомнят батюшку, не творящего на досуге молитвы, а лежащего на собственном пляже? Строящего себе дом за счет бедняков из покосившихся домиков?Вот уж достойный образ-только явно не Христа!И к слову, батюшки не зарабатывают, они не на работе,они служат Богу и людям.
 
Снежане:
1. См. Апостол Павел: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?..."; "не заграждай рта волу молотящему"; "трудящийся достоин пропитания".
2. Св. Иоанн Кронштадтский жил в то время, когда Церковь не была отделена от государства и им финансировалась. И у него не было, как Вы знаете, детей, которых надо на что-то содержать (и давать образование). И, если он и приходил иногда домой раздетый и разутый, то почитайте, что и как он сам пишет о своих шубах.
3. И что же это за бедняки, за счет которых можно построить роскошный дом?! Не знаю, как у вас на Украине, а у нас домики стоят покосившиеся из-за общероссийского недуга. А не из-за священников-"мироедов".
Священник-люмпен? Это Ваш идеал?

Да не зайдет солнце во гневе Вашем.
 
Я умолкаю. И отправляю Вас к чтению Преп. Лаврентия Черниговского . Кто хотел понять что я хотела сказать, тот понял.
 
Значит батюшка хорошо служит Богу и людям! Вот и получается, что заслужил и хороший дом, и машину! За труды свои праведные!И надо учитывать то, что Иоанн Кронштадский жил не в современном мире. Неужели батюшки по дороге домой должны раздавать нуждающимся одежду и обувь свою, чтоб быть достойным примером? Если у батюшки дом и машина, это вовсе не означает того,что он сребролюбец.
 
Из предыдущего комментария незарегистрированного: "значит батюшка хорошо служит Богу и людям!" Ну насчет людей я бы еще согласилась, а вот насчет Бога?! Конечно хорошо когда священник имеет хорошую машину, дом, как впрочем это хорошо для любого человека. Речь я думаю о том, когда это не просто хороший дом, машина и т.д., а когда можно бы и поскромнее, но надо самое лучшее.
 
а у меня простые правила,даже не из Библии,а от бабушек не заглядывай в чужой карман свой пустой будет и не считай чужие морщины своих много будет. Помогают.
 
-дам тебе все, что ты просишь, но соседу твоему дам в два раза больше
-Господи, забери у меня глаз
Если бы батюшка ходил в рваных ботинках, а его дети собирали бутылки у сельпо, все равно нашли бы чему позавидовать и что осудить как излишество, в нашей стране принято всему завидовать, даже порядку на могилах прежде родителей ушедших детей.
По-моему, здорово, когда у людей ухоженная усадьба. У нас как то не принято улучшать быт. Чуть удалиться от крупного города, из всех достижений цивилизации только электричество, тротуаров нет, уличное освещение только у ларька с водкой, все заросло травой и кустами. И это никому глаз не режет.
 
Можно порадоваться за батюшку, имеющему хороший дом, это большая редкость на селе. Но тут все в чувстве меры. Не следует "соблазнять малых сих".
 
Бог Судья тому батюшке с его домом.А,Иоанн Кронштадский действительно раздавал то ,во что его одевали,то что ему жертвовали.
Некоторые благотворители даже присутствовали при передаче своих даров другим нуждающимся,что тоже вызывало в них противоречивые чувства-все это от любви.
Где-то читала ,что пять копеек больше пяти золотых.
Сила любви не всегда измеряется величеной пожертвования.
 
Уважаемые, оставте батюшку в покое и налегайте на свои изъяны. Батюшка батюшке рознь ибо есть человеки как и вы. Если сомневаетесь в батюшке то следуйте за Христом в том что делаете и шикарный дом батюшки вас смущать не будет ни в коем случае. Ответ перед Господом будете давать за себя, а не за батюшку. Спаси Боже нас.
 
А матушке тоже надо в рубище ходить и в туалет зимой на улицу бегать? А детям? И матушке на общий пляж не очень-то пристало ходить. Что ж ей и не искупаться по-человечески? Значит батюшка о своей семье печется больше, чем мужчины из покосившихся домишек, и как раз подаёт в этом смысле положительный пример.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
14.075
Комментарии
20
Последнее обновление
Сверху