Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова
По дороге в Оптину. Часть 2
Шамордино
«Подбирались» мы к Оптиной через Шамордино. Именно туда мы поехали на второй день. Дорога всего ничего – 12 километров, но мы успели по пути поговорить об обители на реке Серёне и ее знаменитом основателе – старце Амвросии Оптинском.
Обитель милосердия – так называли раньше Шамордино. Амвросий Оптинский собирал здесь всех тех, кому больше некуда было идти.
«Ты, горемычная, хоть бы удавилась: тебе не грех», – говорила свекровь молодой, но больной вдове.
Слушая женщину, ставшую лишним ртом в семье, старец благословлял: «Ступай в Шамордино».
«Ну, этот хлам-то у нас сойдет», – сказал батюшка Амвросий о другой подопечной, брошенной супругом из-за болезни.
На шутку новая обитательница Казанской пустыни не обижалась: конечно, старец не относился к людям как к хламу. Каждый для него был дорог и важен. Вот хотя бы один эпизод, который можно найти в любой книге о батюшке: однажды к келье старца пришла женщина, которая выращивала у помещицы индюшек. И вот ведь напасть: индюшки начали колеть. Рассерженная хозяйка грозила расчетом. «Пожалей меня, родимый», – плакала крестьянка. В толпе начали смеяться: нашла, о чем просить старца! И зачем только отнимать его время такими пустяками? Амвросий же внимательно выслушал женщину, дал совет, как содержать птицу, благословил и отпустил. «В этих индюшках вся ее жизнь», – урезонил он насмешников.
А чего стоят знаменитые поговорки, которыми прп. Амвросий Оптинский с юмором, метко поучал народ:
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».
«Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».
«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».
Эти афористичные высказывания «пришлись ко двору» и в 21-м веке. Появись гаджеты, но люди-то те же.
Знаменитый ансамбль из красного кирпича определяет облик Шамординской обители
Женская пустынь в Шамордино была основана под закат уходящего 19-го века, в 1884 году. Когда духовная дочь старца, помещица Ключарева (в иночестве Амвросия) по благословению покупала эту усадьбу, она думать не думала о монастыре. Немолодая уже женщина приобретала земли для своих осиротевших внучек-близнецов, Веры и Любы. Поэтому она подчас не понимала советов батюшки о том, где и что устроить. И хоть была уверена в успешной светской жизни своих внучек, первая хозяйка Шамордино завещала: в случае смерти девочек устроить в усадьбе женскую общину. Так оно и вышло. Через короткое время умерла монахиня Амвросия, и через год, в возрасте 12 лет, умерли от дифтерита в Оптиной пустыни, ее внучки. Здесь же, в обители, они и были похоронены, как и бабушка.
Могила монахини Амвросии (Ключаевой)…
…и ее внучек, Веры и Любы, в Оптиной
И так началась история знаменитой обители, где вскоре жили не две девочки, а десятки сирот, оставшихся без попечения родителей.
В Шамордино принимали всех: и калек, и убогих…
Вся тяжесть по устроению пустыни легла на плечи еще одной духовной дочери старца Амвросия, схимонахини Софии (Болотовой). 40-летняя игумения, происходившая из дворянской семьи, была правой рукой батюшки.
Матушка София
Она проявила недюжинные организаторские способности в деле устроения обители. Получив несколько изб и большое число ртов, неумолимо увеличивавшееся с каждым днем, она не падала духом. Находила благотворителей, меценатов, которых притягивала в Шамордино обаятельная личность матери Софии. Но не только «завхозом» была первая настоятельница: она задала своим подопечным высокую духовную планку. Ввела устав Оптиной пустыни в женской общине.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
К сожалению, эти тяготы подкосили здоровье матушки. Она умерла всего через четыре года. Народное почитание схимонахини Софии началось сразу же после ее смерти.
Второй настоятельницей пустыни стала Евфросиния (Розова). Как пишут «биографы» Оптиной пустыни, матушка не обладала такими блестящими организаторскими способностями, как ее предшественница, да и, к тому же, через некоторое время ослепла, а потому Амвросию Оптинскому пришлось взять на себя львиную долю хлопот по организации монастыря. Последние несколько месяцев своей земной жизни батюшка провел именно в Шамордино. Больному старцу было настолько плохо, что его невозможно было перевести в Оптину. А потому он жил здесь, чем вызвал гнев епархиального начальства: монах – и в женской обители! Грозный архиерей лично отправился в Шамордино из Калуги, чтобы разобраться во всем. Сестры трепетали, ожидая приезда Владыки: вот приедет – и что? А старец был невозмутим: «Ну, приедет – пропоет “Со святыми упокой”!» Он знал, что архиерей приедет уже к отпеванию.
Как и Оптина, женская Казанская пустынь в годы советской власти была превращена в руины. Здесь места живого не осталось. Но в 1990 году обитель начали возрождать. И уже подвижницы нашего времени приложили титанические усилия, чтобы вернуть к жизни это благодатное место.
Запах флоксов сопровождал нас всю поездку
Мы приехали в Шамордино в будний день, благодаря чему многочисленных паломников из Калуги и Москвы не было. Пусто было на залитом солнцем ухоженном монастырском дворе. Тихо было и в Казанском храме с его расшитыми бисером иконами Пресвятой Богородицы. Удивил и сам храм в форме базилики, нетипичной для Православия.
Начали знакомство с обителью мы со старого кладбища за алтарем, где упокоились первые настоятельницы.
Настоятельниц хоронили за алтарем Казанского храма
Справа – игуменский дом, слева – храм, построенный над хибаркой старца Амвросия
Пройдя по территории, мы дошли и до нового кладбища, где кроме монашеских могил есть и светские – здесь хоронили жителей окрестных деревень в советское время. Тут мы задержались у скромного белого деревянного креста, который стоит на могиле сестры Льва Николаевича Толстого Марии, насельницы Шамордино.
Один Бог знает, сколько воздыханий вознесла Ему монахиня о своем «Лёвушке». Но даже три личных встречи с Амвросием Оптинским, увы, не смогли переменить убеждений писателя.
«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», – говорил после одной из встреч Толстой. Впрочем, потом его отношение к старцу сменилось неприязнью.
«Очень горд», – резюмировал, в свою очередь, отец Амвросий.
Напомню, что к умиравшему писателю пытался попасть, чтобы причастить (взяв на себя грех, ведь Толстой был отлучен от Церкви), другой Оптинский старец – Варсонофий. Но родные не допустили монаха.
Задумались у могилы монахини Марии и мы.
И мимо храма, освященного, кстати, в честь самого Амвросия Оптинского, дошли до края крутого холма, с которого открывается потрясающий вид на луга.
Любуясь этим видом, узнали, что известный образ Пресвятой Богородицы, «Спорительница хлебов», был рожден именно здесь.
Возможно, глядя на эти бескрайние поля, старец Амвросий велел написать образ Богородицы, благословляющей сжатое поле и снопы ржи. Духовные чада батюшки, даже самый простой люд, прекрасно понимали смысл этой иконы: Богоматерь помогает им в тяжелых трудах на поле, в добывании хлеба насущного.
Воспев Богородицу, мы начали спускаться к знаменитому Шамординскому источнику. Это, конечно, не Бодбе в Грузии (вот где высота и крутизна!), но все же определенных физических усилий спуск, а особенно подъем, требуют. Источник с купелью весьма популярен и любим народом. Экскурсоводы рассказывают, что благочестивые паломники (а особенно паломницы) из Москвы категорически не желают покидать Шамордино без омовения. Их не смущает даже вероятность застрять в пробках и опоздать на метро. «Упираются рогом» и становятся в очередь, обычное явление в выходные.
Нам повезло больше: понедельник, и не надо спешить домой. А потому, разделившись – братья в одну сторону, сестры в другую, – мы отправились в купальню.
По дороге к источнику…
А дальше со мной произошло то, что я иначе, как ЧП, не называю. По легкомыслию своему спустилась я в купель в очках. И при первом же погружении с головой их, конечно же, смыло. Можете представить себе мое состояние! Дело даже не в том, что это половина моей месячной зарплаты. Страшно стало от абсолютной беспомощности: в поездку я отправилась без страховки в виде линз. И вот – полнейшая беспомощность! Паника, ужас! Пытаюсь нырять (в ледяной-то воде!), нащупать очки – бесполезно. К счастью, мои зоркие девчонки – спасибо им! – разглядели очки на одной из ступенек лестницы и указали, где их искать. Со второй попытки, наконец, я достала. Перекрестившись, окунулась еще раз.
Незабываемая Шамординская купель
Можете представить, в каком состоянии я не вышла – вылетела! – из купели! Конечно же, поделилась пережитым с нашими паломниками. Начали обсуждать случившееся, разумеется, ища духовную подоплеку. Что это было? Версии, надо сказать, были самые разнообразные: от необходимости «смыть беса» до дарованной мне возможности подольше находиться в благодатной воде источника. Но самый интересный вариант предложил отец Сергий.
«Тебе Богородица зрение вернуть хотела! Зачем искать очки начала? Оставила бы их там, вышла из купели и прозрела», – изрек он.
Мне лично такой мысли и в голову бы не пришло: не та, видимо, сила веры! Поэтому осталось только развести руками и улыбнуться. Потом «сарафанное радио» сообщило: источник, как говорят в народе, помогает от глазных болезней…
Но что могу сказать точно: потрясение в купели стало своеобразной «духовной перезагрузкой». Многие тяжелые мысли, лежавшие у меня на сердце, утонули в Шамординской купели.
Нижние Прыски
По дороге из Шамордино мы по просьбе отца Сергия заехали в село Нижние Прыски. Здесь на кладбище покоится старец Макарий (Болотов), состоявший в духовном общении с нашим отцом протодиаконом.
Найденная в Интернете фотография старца Макария
Не довелось отцам увидеться при жизни батюшки Макария, зато теперь, когда появилась такая возможность, отцу Сергию хотелось побывать хотя бы на его могиле, поклониться.
На могиле старца Макария
Кстати, внимательные читатели, наверное, заметили знакомую фамилию – Болотов. Да, схиархимандрит является родственником первой настоятельницы Шамординской обители, матушки Софии. Ее отец и прадед старца Макария были родными братьями. В этом роду было много священников, в том числе, например, знаменитый оптинский игумен Даниил, написавший по благословению батюшки Амвросия икону «Спорительница хлебов». Он являлся родным братом матушки Софии. Были в этой семье и новомученики. Вот какой славный род, давший столько замечательных людей, угодивших Богу! О Болотовых есть информация в Интернете – можно почитать.
В окрестностях Прысков
В Нижних Прысках еще продолжает служение ровесник отца Макария, 84-летний протоиерей Леонтий Никифоров, настоятель храма Преображения Господня. К сожалению, нам не удалось его увидеть, зато мы о нем услышали: прихожане очень любят своего батюшку, который, несмотря на тяжелые проблемы со здоровьем и преклонный возраст, продолжает окормлять своих духовных чад.
Преображенский храм никогда не закрывался. Отец Леонтий приехал сюда еще в 60-х и крестил-отпевал несколько поколений местных жителей. Говорят, когда протоиерей тихонько едет в Козельск на своей «Оке», народ кланяется, а автоинспекторы отдают честь…
Преображенский храм 18-го века, куда мы зашли, оставил очень приятное впечатление: во всем видна забота. Судя по всему, недавно завершен ремонт. Прихожане особо чтят чудотворную икону Богородицы «Умиление». Также местной достопримечательностью является икона Преображения, собранная из камня. Такого я еще никогда не видела.
У чудотворной иконы Богородицы «Умиление»
Икона Преображения из камня. Качество снимка плохое – все бликовало. Но, подумав, я все-таки решила разместить эту фотографию и подпись к иконе. Ну, где еще такое увидишь?
Отец Леонтий, кстати, много потрудился в деле восстановления Оптиной. В самое злое время, когда обитель пребывала в запустении, сельский священник по крупицам собирал сведения о старцах, узнавал о судьбах последних насельников. Расспросив еще живых свидетелей, нашел места захоронения старцев, в том числе Амвросия. На могиле последнего он насыпал холмик и старался ухаживать за этим местом.
Вот такая интересная история. Еще жив этот замечательный священник, и, если у кого-то будет возможность, – заезжайте в Прыски, соприкоснитесь с этим местом.
Кстати, визит в Прыски натолкнул вот на какую мысль: на Калужской земле практически в каждой деревне есть храм. Да и не какой-то маленький, а зачастую большой храм, да еще и находящийся в отличном состоянии. Для меня это, конечно, удивительно. В моей родной Томской области, которая больше по территории в несколько раз, всего два монастыря – один мужской и один женский. Может, поэтому сибиряки в массе своей достаточно равнодушно относятся к вере?
И еще. Оптина пустынь, являясь центром духовной жизни Калуги, связала воедино множество других храмов и обителей этой земли. Куда бы мы ни приезжали (а мы посетили с десяток мест за поездку, это точно), везде были моменты, так или иначе связанные с Оптиной: какие-то монастыри основаны благодаря Оптинским старцам, с кем-то Обитель делилась трудниками, когда была необходимость в физической силе, где-то шла обоюдная молитва и дружба... Вот уж воистину, яркая свеча освещает пространство вокруг себя.
См. также: «По дороге в Оптину. Серпухов. Калуга»
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова
По дороге в Оптину. Часть 2
Шамордино
«Подбирались» мы к Оптиной через Шамордино. Именно туда мы поехали на второй день. Дорога всего ничего – 12 километров, но мы успели по пути поговорить об обители на реке Серёне и ее знаменитом основателе – старце Амвросии Оптинском.
Обитель милосердия – так называли раньше Шамордино. Амвросий Оптинский собирал здесь всех тех, кому больше некуда было идти.
«Ты, горемычная, хоть бы удавилась: тебе не грех», – говорила свекровь молодой, но больной вдове.
Слушая женщину, ставшую лишним ртом в семье, старец благословлял: «Ступай в Шамордино».
«Ну, этот хлам-то у нас сойдет», – сказал батюшка Амвросий о другой подопечной, брошенной супругом из-за болезни.
На шутку новая обитательница Казанской пустыни не обижалась: конечно, старец не относился к людям как к хламу. Каждый для него был дорог и важен. Вот хотя бы один эпизод, который можно найти в любой книге о батюшке: однажды к келье старца пришла женщина, которая выращивала у помещицы индюшек. И вот ведь напасть: индюшки начали колеть. Рассерженная хозяйка грозила расчетом. «Пожалей меня, родимый», – плакала крестьянка. В толпе начали смеяться: нашла, о чем просить старца! И зачем только отнимать его время такими пустяками? Амвросий же внимательно выслушал женщину, дал совет, как содержать птицу, благословил и отпустил. «В этих индюшках вся ее жизнь», – урезонил он насмешников.
А чего стоят знаменитые поговорки, которыми прп. Амвросий Оптинский с юмором, метко поучал народ:
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».
«Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».
«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».
Эти афористичные высказывания «пришлись ко двору» и в 21-м веке. Появись гаджеты, но люди-то те же.
Знаменитый ансамбль из красного кирпича определяет облик Шамординской обители
Женская пустынь в Шамордино была основана под закат уходящего 19-го века, в 1884 году. Когда духовная дочь старца, помещица Ключарева (в иночестве Амвросия) по благословению покупала эту усадьбу, она думать не думала о монастыре. Немолодая уже женщина приобретала земли для своих осиротевших внучек-близнецов, Веры и Любы. Поэтому она подчас не понимала советов батюшки о том, где и что устроить. И хоть была уверена в успешной светской жизни своих внучек, первая хозяйка Шамордино завещала: в случае смерти девочек устроить в усадьбе женскую общину. Так оно и вышло. Через короткое время умерла монахиня Амвросия, и через год, в возрасте 12 лет, умерли от дифтерита в Оптиной пустыни, ее внучки. Здесь же, в обители, они и были похоронены, как и бабушка.
Могила монахини Амвросии (Ключаевой)…
…и ее внучек, Веры и Любы, в Оптиной
И так началась история знаменитой обители, где вскоре жили не две девочки, а десятки сирот, оставшихся без попечения родителей.
В Шамордино принимали всех: и калек, и убогих…
Вся тяжесть по устроению пустыни легла на плечи еще одной духовной дочери старца Амвросия, схимонахини Софии (Болотовой). 40-летняя игумения, происходившая из дворянской семьи, была правой рукой батюшки.
Матушка София
Она проявила недюжинные организаторские способности в деле устроения обители. Получив несколько изб и большое число ртов, неумолимо увеличивавшееся с каждым днем, она не падала духом. Находила благотворителей, меценатов, которых притягивала в Шамордино обаятельная личность матери Софии. Но не только «завхозом» была первая настоятельница: она задала своим подопечным высокую духовную планку. Ввела устав Оптиной пустыни в женской общине.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
К сожалению, эти тяготы подкосили здоровье матушки. Она умерла всего через четыре года. Народное почитание схимонахини Софии началось сразу же после ее смерти.
Второй настоятельницей пустыни стала Евфросиния (Розова). Как пишут «биографы» Оптиной пустыни, матушка не обладала такими блестящими организаторскими способностями, как ее предшественница, да и, к тому же, через некоторое время ослепла, а потому Амвросию Оптинскому пришлось взять на себя львиную долю хлопот по организации монастыря. Последние несколько месяцев своей земной жизни батюшка провел именно в Шамордино. Больному старцу было настолько плохо, что его невозможно было перевести в Оптину. А потому он жил здесь, чем вызвал гнев епархиального начальства: монах – и в женской обители! Грозный архиерей лично отправился в Шамордино из Калуги, чтобы разобраться во всем. Сестры трепетали, ожидая приезда Владыки: вот приедет – и что? А старец был невозмутим: «Ну, приедет – пропоет “Со святыми упокой”!» Он знал, что архиерей приедет уже к отпеванию.
Как и Оптина, женская Казанская пустынь в годы советской власти была превращена в руины. Здесь места живого не осталось. Но в 1990 году обитель начали возрождать. И уже подвижницы нашего времени приложили титанические усилия, чтобы вернуть к жизни это благодатное место.
Запах флоксов сопровождал нас всю поездку
Мы приехали в Шамордино в будний день, благодаря чему многочисленных паломников из Калуги и Москвы не было. Пусто было на залитом солнцем ухоженном монастырском дворе. Тихо было и в Казанском храме с его расшитыми бисером иконами Пресвятой Богородицы. Удивил и сам храм в форме базилики, нетипичной для Православия.
Начали знакомство с обителью мы со старого кладбища за алтарем, где упокоились первые настоятельницы.
Настоятельниц хоронили за алтарем Казанского храма
Справа – игуменский дом, слева – храм, построенный над хибаркой старца Амвросия
Пройдя по территории, мы дошли и до нового кладбища, где кроме монашеских могил есть и светские – здесь хоронили жителей окрестных деревень в советское время. Тут мы задержались у скромного белого деревянного креста, который стоит на могиле сестры Льва Николаевича Толстого Марии, насельницы Шамордино.
Один Бог знает, сколько воздыханий вознесла Ему монахиня о своем «Лёвушке». Но даже три личных встречи с Амвросием Оптинским, увы, не смогли переменить убеждений писателя.
«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», – говорил после одной из встреч Толстой. Впрочем, потом его отношение к старцу сменилось неприязнью.
«Очень горд», – резюмировал, в свою очередь, отец Амвросий.
Напомню, что к умиравшему писателю пытался попасть, чтобы причастить (взяв на себя грех, ведь Толстой был отлучен от Церкви), другой Оптинский старец – Варсонофий. Но родные не допустили монаха.
Задумались у могилы монахини Марии и мы.
И мимо храма, освященного, кстати, в честь самого Амвросия Оптинского, дошли до края крутого холма, с которого открывается потрясающий вид на луга.
Любуясь этим видом, узнали, что известный образ Пресвятой Богородицы, «Спорительница хлебов», был рожден именно здесь.
Возможно, глядя на эти бескрайние поля, старец Амвросий велел написать образ Богородицы, благословляющей сжатое поле и снопы ржи. Духовные чада батюшки, даже самый простой люд, прекрасно понимали смысл этой иконы: Богоматерь помогает им в тяжелых трудах на поле, в добывании хлеба насущного.
Воспев Богородицу, мы начали спускаться к знаменитому Шамординскому источнику. Это, конечно, не Бодбе в Грузии (вот где высота и крутизна!), но все же определенных физических усилий спуск, а особенно подъем, требуют. Источник с купелью весьма популярен и любим народом. Экскурсоводы рассказывают, что благочестивые паломники (а особенно паломницы) из Москвы категорически не желают покидать Шамордино без омовения. Их не смущает даже вероятность застрять в пробках и опоздать на метро. «Упираются рогом» и становятся в очередь, обычное явление в выходные.
Нам повезло больше: понедельник, и не надо спешить домой. А потому, разделившись – братья в одну сторону, сестры в другую, – мы отправились в купальню.
По дороге к источнику…
А дальше со мной произошло то, что я иначе, как ЧП, не называю. По легкомыслию своему спустилась я в купель в очках. И при первом же погружении с головой их, конечно же, смыло. Можете представить себе мое состояние! Дело даже не в том, что это половина моей месячной зарплаты. Страшно стало от абсолютной беспомощности: в поездку я отправилась без страховки в виде линз. И вот – полнейшая беспомощность! Паника, ужас! Пытаюсь нырять (в ледяной-то воде!), нащупать очки – бесполезно. К счастью, мои зоркие девчонки – спасибо им! – разглядели очки на одной из ступенек лестницы и указали, где их искать. Со второй попытки, наконец, я достала. Перекрестившись, окунулась еще раз.
Незабываемая Шамординская купель
Можете представить, в каком состоянии я не вышла – вылетела! – из купели! Конечно же, поделилась пережитым с нашими паломниками. Начали обсуждать случившееся, разумеется, ища духовную подоплеку. Что это было? Версии, надо сказать, были самые разнообразные: от необходимости «смыть беса» до дарованной мне возможности подольше находиться в благодатной воде источника. Но самый интересный вариант предложил отец Сергий.
«Тебе Богородица зрение вернуть хотела! Зачем искать очки начала? Оставила бы их там, вышла из купели и прозрела», – изрек он.
Мне лично такой мысли и в голову бы не пришло: не та, видимо, сила веры! Поэтому осталось только развести руками и улыбнуться. Потом «сарафанное радио» сообщило: источник, как говорят в народе, помогает от глазных болезней…
Но что могу сказать точно: потрясение в купели стало своеобразной «духовной перезагрузкой». Многие тяжелые мысли, лежавшие у меня на сердце, утонули в Шамординской купели.
Нижние Прыски
По дороге из Шамордино мы по просьбе отца Сергия заехали в село Нижние Прыски. Здесь на кладбище покоится старец Макарий (Болотов), состоявший в духовном общении с нашим отцом протодиаконом.
Найденная в Интернете фотография старца Макария
Не довелось отцам увидеться при жизни батюшки Макария, зато теперь, когда появилась такая возможность, отцу Сергию хотелось побывать хотя бы на его могиле, поклониться.
На могиле старца Макария
Кстати, внимательные читатели, наверное, заметили знакомую фамилию – Болотов. Да, схиархимандрит является родственником первой настоятельницы Шамординской обители, матушки Софии. Ее отец и прадед старца Макария были родными братьями. В этом роду было много священников, в том числе, например, знаменитый оптинский игумен Даниил, написавший по благословению батюшки Амвросия икону «Спорительница хлебов». Он являлся родным братом матушки Софии. Были в этой семье и новомученики. Вот какой славный род, давший столько замечательных людей, угодивших Богу! О Болотовых есть информация в Интернете – можно почитать.
В окрестностях Прысков
В Нижних Прысках еще продолжает служение ровесник отца Макария, 84-летний протоиерей Леонтий Никифоров, настоятель храма Преображения Господня. К сожалению, нам не удалось его увидеть, зато мы о нем услышали: прихожане очень любят своего батюшку, который, несмотря на тяжелые проблемы со здоровьем и преклонный возраст, продолжает окормлять своих духовных чад.
Преображенский храм никогда не закрывался. Отец Леонтий приехал сюда еще в 60-х и крестил-отпевал несколько поколений местных жителей. Говорят, когда протоиерей тихонько едет в Козельск на своей «Оке», народ кланяется, а автоинспекторы отдают честь…
Преображенский храм 18-го века, куда мы зашли, оставил очень приятное впечатление: во всем видна забота. Судя по всему, недавно завершен ремонт. Прихожане особо чтят чудотворную икону Богородицы «Умиление». Также местной достопримечательностью является икона Преображения, собранная из камня. Такого я еще никогда не видела.
У чудотворной иконы Богородицы «Умиление»
Икона Преображения из камня. Качество снимка плохое – все бликовало. Но, подумав, я все-таки решила разместить эту фотографию и подпись к иконе. Ну, где еще такое увидишь?
Отец Леонтий, кстати, много потрудился в деле восстановления Оптиной. В самое злое время, когда обитель пребывала в запустении, сельский священник по крупицам собирал сведения о старцах, узнавал о судьбах последних насельников. Расспросив еще живых свидетелей, нашел места захоронения старцев, в том числе Амвросия. На могиле последнего он насыпал холмик и старался ухаживать за этим местом.
Вот такая интересная история. Еще жив этот замечательный священник, и, если у кого-то будет возможность, – заезжайте в Прыски, соприкоснитесь с этим местом.
Кстати, визит в Прыски натолкнул вот на какую мысль: на Калужской земле практически в каждой деревне есть храм. Да и не какой-то маленький, а зачастую большой храм, да еще и находящийся в отличном состоянии. Для меня это, конечно, удивительно. В моей родной Томской области, которая больше по территории в несколько раз, всего два монастыря – один мужской и один женский. Может, поэтому сибиряки в массе своей достаточно равнодушно относятся к вере?
И еще. Оптина пустынь, являясь центром духовной жизни Калуги, связала воедино множество других храмов и обителей этой земли. Куда бы мы ни приезжали (а мы посетили с десяток мест за поездку, это точно), везде были моменты, так или иначе связанные с Оптиной: какие-то монастыри основаны благодаря Оптинским старцам, с кем-то Обитель делилась трудниками, когда была необходимость в физической силе, где-то шла обоюдная молитва и дружба... Вот уж воистину, яркая свеча освещает пространство вокруг себя.
См. также: «По дороге в Оптину. Серпухов. Калуга»