По дороге в Оптину-2

Эта запись является частью серии записей Оптина Пустынь
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова

По дороге в Оптину. Часть 2

Шамордино

«Подбирались» мы к Оптиной через Шамордино. Именно туда мы поехали на второй день. Дорога всего ничего – 12 километров, но мы успели по пути поговорить об обители на реке Серёне и ее знаменитом основателе – старце Амвросии Оптинском.

Обитель милосердия – так называли раньше Шамордино. Амвросий Оптинский собирал здесь всех тех, кому больше некуда было идти.

«Ты, горемычная, хоть бы удавилась: тебе не грех», – говорила свекровь молодой, но больной вдове.

Слушая женщину, ставшую лишним ртом в семье, старец благословлял: «Ступай в Шамордино».

«Ну, этот хлам-то у нас сойдет», – сказал батюшка Амвросий о другой подопечной, брошенной супругом из-за болезни.

На шутку новая обитательница Казанской пустыни не обижалась: конечно, старец не относился к людям как к хламу. Каждый для него был дорог и важен. Вот хотя бы один эпизод, который можно найти в любой книге о батюшке: однажды к келье старца пришла женщина, которая выращивала у помещицы индюшек. И вот ведь напасть: индюшки начали колеть. Рассерженная хозяйка грозила расчетом. «Пожалей меня, родимый», – плакала крестьянка. В толпе начали смеяться: нашла, о чем просить старца! И зачем только отнимать его время такими пустяками? Амвросий же внимательно выслушал женщину, дал совет, как содержать птицу, благословил и отпустил. «В этих индюшках вся ее жизнь», – урезонил он насмешников.

26.jpg

А чего стоят знаменитые поговорки, которыми прп. Амвросий Оптинский с юмором, метко поучал народ:

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

«Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».


Эти афористичные высказывания «пришлись ко двору» и в 21-м веке. Появись гаджеты, но люди-то те же.

1.jpg

Знаменитый ансамбль из красного кирпича определяет облик Шамординской обители

Женская пустынь в Шамордино была основана под закат уходящего 19-го века, в 1884 году. Когда духовная дочь старца, помещица Ключарева (в иночестве Амвросия) по благословению покупала эту усадьбу, она думать не думала о монастыре. Немолодая уже женщина приобретала земли для своих осиротевших внучек-близнецов, Веры и Любы. Поэтому она подчас не понимала советов батюшки о том, где и что устроить. И хоть была уверена в успешной светской жизни своих внучек, первая хозяйка Шамордино завещала: в случае смерти девочек устроить в усадьбе женскую общину. Так оно и вышло. Через короткое время умерла монахиня Амвросия, и через год, в возрасте 12 лет, умерли от дифтерита в Оптиной пустыни, ее внучки. Здесь же, в обители, они и были похоронены, как и бабушка.

30.jpg
Могила монахини Амвросии (Ключаевой)…

29.jpg
…и ее внучек, Веры и Любы, в Оптиной


И так началась история знаменитой обители, где вскоре жили не две девочки, а десятки сирот, оставшихся без попечения родителей.

2.jpg
В Шамордино принимали всех: и калек, и убогих…

Вся тяжесть по устроению пустыни легла на плечи еще одной духовной дочери старца Амвросия, схимонахини Софии (Болотовой). 40-летняя игумения, происходившая из дворянской семьи, была правой рукой батюшки.

27.jpg
Матушка София

Она проявила недюжинные организаторские способности в деле устроения обители. Получив несколько изб и большое число ртов, неумолимо увеличивавшееся с каждым днем, она не падала духом. Находила благотворителей, меценатов, которых притягивала в Шамордино обаятельная личность матери Софии. Но не только «завхозом» была первая настоятельница: она задала своим подопечным высокую духовную планку. Ввела устав Оптиной пустыни в женской общине.

8.jpg
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери

9.jpg

К сожалению, эти тяготы подкосили здоровье матушки. Она умерла всего через четыре года. Народное почитание схимонахини Софии началось сразу же после ее смерти.

Второй настоятельницей пустыни стала Евфросиния (Розова). Как пишут «биографы» Оптиной пустыни, матушка не обладала такими блестящими организаторскими способностями, как ее предшественница, да и, к тому же, через некоторое время ослепла, а потому Амвросию Оптинскому пришлось взять на себя львиную долю хлопот по организации монастыря. Последние несколько месяцев своей земной жизни батюшка провел именно в Шамордино. Больному старцу было настолько плохо, что его невозможно было перевести в Оптину. А потому он жил здесь, чем вызвал гнев епархиального начальства: монах – и в женской обители! Грозный архиерей лично отправился в Шамордино из Калуги, чтобы разобраться во всем. Сестры трепетали, ожидая приезда Владыки: вот приедет – и что? А старец был невозмутим: «Ну, приедет – пропоет “Со святыми упокой”!» Он знал, что архиерей приедет уже к отпеванию.

5.jpg

6.jpg

Как и Оптина, женская Казанская пустынь в годы советской власти была превращена в руины. Здесь места живого не осталось. Но в 1990 году обитель начали возрождать. И уже подвижницы нашего времени приложили титанические усилия, чтобы вернуть к жизни это благодатное место.

7.jpg
Запах флоксов сопровождал нас всю поездку

Мы приехали в Шамордино в будний день, благодаря чему многочисленных паломников из Калуги и Москвы не было. Пусто было на залитом солнцем ухоженном монастырском дворе. Тихо было и в Казанском храме с его расшитыми бисером иконами Пресвятой Богородицы. Удивил и сам храм в форме базилики, нетипичной для Православия.

Начали знакомство с обителью мы со старого кладбища за алтарем, где упокоились первые настоятельницы.

3.jpg
Настоятельниц хоронили за алтарем Казанского храма

11.jpg
Справа – игуменский дом, слева – храм, построенный над хибаркой старца Амвросия


12.jpg

Пройдя по территории, мы дошли и до нового кладбища, где кроме монашеских могил есть и светские – здесь хоронили жителей окрестных деревень в советское время. Тут мы задержались у скромного белого деревянного креста, который стоит на могиле сестры Льва Николаевича Толстого Марии, насельницы Шамордино.

16.jpg

Один Бог знает, сколько воздыханий вознесла Ему монахиня о своем «Лёвушке». Но даже три личных встречи с Амвросием Оптинским, увы, не смогли переменить убеждений писателя.

«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», – говорил после одной из встреч Толстой. Впрочем, потом его отношение к старцу сменилось неприязнью.

«Очень горд», – резюмировал, в свою очередь, отец Амвросий.

Напомню, что к умиравшему писателю пытался попасть, чтобы причастить (взяв на себя грех, ведь Толстой был отлучен от Церкви), другой Оптинский старец – Варсонофий. Но родные не допустили монаха.

Задумались у могилы монахини Марии и мы.

15.jpg

И мимо храма, освященного, кстати, в честь самого Амвросия Оптинского, дошли до края крутого холма, с которого открывается потрясающий вид на луга.

13.jpg

14.jpg

Любуясь этим видом, узнали, что известный образ Пресвятой Богородицы, «Спорительница хлебов», был рожден именно здесь.

17.jpg

Возможно, глядя на эти бескрайние поля, старец Амвросий велел написать образ Богородицы, благословляющей сжатое поле и снопы ржи. Духовные чада батюшки, даже самый простой люд, прекрасно понимали смысл этой иконы: Богоматерь помогает им в тяжелых трудах на поле, в добывании хлеба насущного.

28.jpg

Воспев Богородицу, мы начали спускаться к знаменитому Шамординскому источнику. Это, конечно, не Бодбе в Грузии (вот где высота и крутизна!), но все же определенных физических усилий спуск, а особенно подъем, требуют. Источник с купелью весьма популярен и любим народом. Экскурсоводы рассказывают, что благочестивые паломники (а особенно паломницы) из Москвы категорически не желают покидать Шамордино без омовения. Их не смущает даже вероятность застрять в пробках и опоздать на метро. «Упираются рогом» и становятся в очередь, обычное явление в выходные.

Нам повезло больше: понедельник, и не надо спешить домой. А потому, разделившись – братья в одну сторону, сестры в другую, – мы отправились в купальню.

25.jpg
По дороге к источнику…

А дальше со мной произошло то, что я иначе, как ЧП, не называю. По легкомыслию своему спустилась я в купель в очках. И при первом же погружении с головой их, конечно же, смыло. Можете представить себе мое состояние! Дело даже не в том, что это половина моей месячной зарплаты. Страшно стало от абсолютной беспомощности: в поездку я отправилась без страховки в виде линз. И вот – полнейшая беспомощность! Паника, ужас! Пытаюсь нырять (в ледяной-то воде!), нащупать очки – бесполезно. К счастью, мои зоркие девчонки – спасибо им! – разглядели очки на одной из ступенек лестницы и указали, где их искать. Со второй попытки, наконец, я достала. Перекрестившись, окунулась еще раз.

4.jpg
Незабываемая Шамординская купель

Можете представить, в каком состоянии я не вышла – вылетела! – из купели! Конечно же, поделилась пережитым с нашими паломниками. Начали обсуждать случившееся, разумеется, ища духовную подоплеку. Что это было? Версии, надо сказать, были самые разнообразные: от необходимости «смыть беса» до дарованной мне возможности подольше находиться в благодатной воде источника. Но самый интересный вариант предложил отец Сергий.

«Тебе Богородица зрение вернуть хотела! Зачем искать очки начала? Оставила бы их там, вышла из купели и прозрела», – изрек он.

Мне лично такой мысли и в голову бы не пришло: не та, видимо, сила веры! Поэтому осталось только развести руками и улыбнуться. Потом «сарафанное радио» сообщило: источник, как говорят в народе, помогает от глазных болезней…

32.jpg

Но что могу сказать точно: потрясение в купели стало своеобразной «духовной перезагрузкой». Многие тяжелые мысли, лежавшие у меня на сердце, утонули в Шамординской купели.

10.jpg

Нижние Прыски

По дороге из Шамордино мы по просьбе отца Сергия заехали в село Нижние Прыски. Здесь на кладбище покоится старец Макарий (Болотов), состоявший в духовном общении с нашим отцом протодиаконом.

33.jpg
Найденная в Интернете фотография старца Макария

Не довелось отцам увидеться при жизни батюшки Макария, зато теперь, когда появилась такая возможность, отцу Сергию хотелось побывать хотя бы на его могиле, поклониться.

20.jpg
На могиле старца Макария

Кстати, внимательные читатели, наверное, заметили знакомую фамилию – Болотов. Да, схиархимандрит является родственником первой настоятельницы Шамординской обители, матушки Софии. Ее отец и прадед старца Макария были родными братьями. В этом роду было много священников, в том числе, например, знаменитый оптинский игумен Даниил, написавший по благословению батюшки Амвросия икону «Спорительница хлебов». Он являлся родным братом матушки Софии. Были в этой семье и новомученики. Вот какой славный род, давший столько замечательных людей, угодивших Богу! О Болотовых есть информация в Интернете – можно почитать.

19.jpg
В окрестностях Прысков

В Нижних Прысках еще продолжает служение ровесник отца Макария, 84-летний протоиерей Леонтий Никифоров, настоятель храма Преображения Господня. К сожалению, нам не удалось его увидеть, зато мы о нем услышали: прихожане очень любят своего батюшку, который, несмотря на тяжелые проблемы со здоровьем и преклонный возраст, продолжает окормлять своих духовных чад.

Преображенский храм никогда не закрывался. Отец Леонтий приехал сюда еще в 60-х и крестил-отпевал несколько поколений местных жителей. Говорят, когда протоиерей тихонько едет в Козельск на своей «Оке», народ кланяется, а автоинспекторы отдают честь…

18.jpg

Преображенский храм 18-го века, куда мы зашли, оставил очень приятное впечатление: во всем видна забота. Судя по всему, недавно завершен ремонт. Прихожане особо чтят чудотворную икону Богородицы «Умиление». Также местной достопримечательностью является икона Преображения, собранная из камня. Такого я еще никогда не видела.

21.jpg
У чудотворной иконы Богородицы «Умиление»

23.jpg
Икона Преображения из камня. Качество снимка плохое – все бликовало. Но, подумав, я все-таки решила разместить эту фотографию и подпись к иконе. Ну, где еще такое увидишь?

24.jpg

22.jpg

Отец Леонтий, кстати, много потрудился в деле восстановления Оптиной. В самое злое время, когда обитель пребывала в запустении, сельский священник по крупицам собирал сведения о старцах, узнавал о судьбах последних насельников. Расспросив еще живых свидетелей, нашел места захоронения старцев, в том числе Амвросия. На могиле последнего он насыпал холмик и старался ухаживать за этим местом.

Вот такая интересная история. Еще жив этот замечательный священник, и, если у кого-то будет возможность, – заезжайте в Прыски, соприкоснитесь с этим местом.

Кстати, визит в Прыски натолкнул вот на какую мысль: на Калужской земле практически в каждой деревне есть храм. Да и не какой-то маленький, а зачастую большой храм, да еще и находящийся в отличном состоянии. Для меня это, конечно, удивительно. В моей родной Томской области, которая больше по территории в несколько раз, всего два монастыря – один мужской и один женский. Может, поэтому сибиряки в массе своей достаточно равнодушно относятся к вере?

И еще. Оптина пустынь, являясь центром духовной жизни Калуги, связала воедино множество других храмов и обителей этой земли. Куда бы мы ни приезжали (а мы посетили с десяток мест за поездку, это точно), везде были моменты, так или иначе связанные с Оптиной: какие-то монастыри основаны благодаря Оптинским старцам, с кем-то Обитель делилась трудниками, когда была необходимость в физической силе, где-то шла обоюдная молитва и дружба... Вот уж воистину, яркая свеча освещает пространство вокруг себя.

См. также: «По дороге в Оптину. Серпухов. Калуга»
Перейти к следующей записи Встреча с Оптиной
Перейти к предыдущей записи По дороге в Оптину

Комментарии

Анастасия, благодарим тебя в очередной раз за одухотворенный рассказ о путешествии по святым местам Калужской епархии. Ждем с нетерпением рассказа про Оптину и твои впечатления. Наш маленький племянник - Петуник, - побывав в Шамордино был обласкан матушками, которые угощали его щедро пасхальным куличом - прошло всего несколько дней после Светлого дня. Надеюсь, что он и все, кто когда-то соприкасался с теплотой и человеколюбием, будут сильными в переживании житейских невзгод и никогда не поддадутся унынию. Желаю тебе еще много вдохновенных переживаний, свершения молитв по милости Божией и, конечно, же много новых записок, которые нас так утешают.
 
Я впервые услышал об отце Макарии от своего старого институтского друга Александра. И мне много раз предлагалось съездить к нему, но все по какой-либо причине поездка не получалась - а я оправдывался то безденежьем, то безвременьем, то болезнью. И перед близкой смертью схиархимандрит опять звал меня - и опять я смалодушничал. И, сейчас спустя много лет, вижу, что основная причина была во мне самом. Я интуитивно чувствовал, что старец может многое прозорливо увидеть, и - боялся, и стыдился, что откроется так тщательно скрываемая трупная чернота души... Но духовное окормление и старческое молитвенное заступничество все равно состоялось - Александр стал меж нами светлым ангелом-благовестником, крылатым летуном, духовным курьером и молитвенным соавтором-посредником. И сегодня, когда ощущаю бьющимся сердцем ласковое дуновение ангельских воскрылий, верю и надеюсь, что после его смерти связывающая нас молитвенная ниточка не прерывается - за каждой литургией я прошу местночтимого схиархимандрита Макария быть помощником, предстателем и ходатаем...

А у моего доброго друга судьба сложилась точно так, как предсказывал ему отец Макарий. И светлой памяти наставника он посвятил прекрасное стихотворение:

ВСТРЕЧА

Горе мне, горе лютое,
В грешной душе зима -
Тянет в места безлюдные,
Тянет сойти с ума.

Где приложить мне силушку,
Что вся во мне кипит,
Долго ль в тоске - кручинушке
Маяться - не любить.

Шел я змеистой тропкою,
Плакался да тужил -
...Встречей одной короткою
Вся изменилась жизнь.

На безымянной станции,
Возле стальных путей,
Встретил честного старца я,
Врача судьбы моей.

В платьи он был монашеском,
Нес Православный крест -
Во имя Бога нашего,
Святитель здешних мест.

...В вечер Богоявления
Голову я склонил,
Божья благословения
Я у него просил:

- Тебе ль печаль не ведома,
Отче ты мой седой -
Но утиши беседою
Горячий ум младой.

Тобой - то горе знаемо,
Старче ты мой седой -
Прими же ты раскаянье
Страстной души младой.

В тебе любовь - то истинна,
А от меня - ушла -
Позволь же, Отче, высказать
Все, чем больна душа...

Ты же расстался с именем,
Ангельский принял лик -
Старче мой, помяни меня
В тихих словах своих.

...Старец седой жалел - молчал,
С миром благословил,
Приняв мою тоску - печаль,
Слово произносил:

- Храни мечту заветную,
Ту, что в тебе живет,
Знаю, Любовь ответную
Небо в тебе зажгет...

Встретишь сердца холодные -
Укрой их от беды,
Выйдешь в края безводные -
В них и расти сады.

Церкви стоят в руинах все -
Ты их и воскреси,
Все претерпи, да вынеси,
Душу свою спаси.

Прошлого песнь печальную
Больше не вороши,
Вспомни красу начальную
Бедной твоей души.

А времена последние
Лихом не помяни -
Божье благословение
В сердце своем храни.

Странны земные странствия -
С миром ты их пройди,
Доля твоя христианская
Вся еще впереди.

...С миром он отпустил меня
В бурные времена -
Знал Человек без имени
Божии имена.

Знал он, что Церковь Божия
Станет моей судьбой -
И долгий путь продолжил я
В мире с самим собой.

Шел я без слез - рыдания,
Стужи не замечал,
Знал, исполнялось давнее,
То, о чем я мечтал.

Александр Ратыня,
1997
 
Спасибо за путешествие. Посчастливилось побывать и в Оптиной, и Шамордино, и Клыково посетили.
 
Схиархимандрит Макарий (Болотов) был носителем духовного опыта Глинской пустыни, ее пострижеником, проходил послушание у известных подвижников благочестия – схиархимандрита Прохора Почаевского и схимитрополита Зиновия (Мажуги). Cреди его предков были профессор СПб Духовной Академии В.В.Болотов, настоятельница Шамординской обители схиигумения София (Болотова), оптинский художник игумен Даниил (Болотов). Батюшка первым пришел на развалины Оптиной, чтобы вновь явить миру старчество, став её неофициальным духовником. В возрождение Оптиной тогда не верил почти никто, точных сведений о том, где и кто из старцев похоронен тоже не было. Однако отец Макарий от своих духовных наставников был повящен в схему захоронений Оптинских старцев. После официальной передачи пустыни первые шаги к восстановлению обители были чрезвычайно трудными, явилось множество желающих «погреть руки» на восстановлении монастыря, так архитектор, составлявщий смету реставрации обители, был убит - следствие не нашло виновника. К таким, недостойным строителям, свт. Игнатий (Брянчанинов) когда-то писал: "Монахи-капиталисты! послушайтесь Господа Бога вашего, призывающего вас к спасению из пропасти, в которой вы погрязли! послушайтесь, доколе имеете время для послушания!" Лукавый враг во все времена находил среди людей верных своих помощников и последователей. И, как обычно, на этом фоне появились завистники, недовольные что люди и днем, и ночью идут за советом к какому-то старцу, а не к ним, искусным богословам и сановитым церковным чиновникам. А батюшка не уставал обличать, напоминая, что "Церковь - это не стены и крыша, а вера и благодать" (свт. И.Златоуст). И сбылись пророческие слова, сказанные отцу Макарию схимонахиней Серафимой (Белоусовой): "Если будет в Оптиной отец родной, то будешь там жить, а будет отчим - из окна Оптину будешь видеть, а в нее не войдешь - глазам будет близко, а ногам ходить - склизко!". За горькое и неудобоприятное лекарство обличений отец Макарий стал в возрождающейся Оптиной неугоден, и к концу 1989 г. батюшка вынужден был покинуть Пустынь, переселившись в близлежащее село Нижние Прыски на другом берегу Жиздры. Уходя, он предсказал своему келейнику, тогда ещё послушнику о.Василию (Рослякову) скорую мученическую кончину - до ритуального сатанинского убийства на Святую Пасху оставалось чуть более трех лет.

С тех пор духовные чада о. Макария ездили к нему уже не в Оптину, а в Нижние Прыски, откуда потрапезничав (а готовил и кормил приехавших всегда он сам), тут же получали обязательное благословение в Оптину, приложиться к мощам старцев, и окунуться в источнике. При всем своем глубочайшем ведении многих недостатков у современного священноначалия, необходимость уважения их апостольской власти , соблюдение, хранение и сохранение их святительской славы и чести многократно подчеркивалось отцом Макарием - и не только на словах, но и самой его жизнью показывался пример послушничества....

...Похоронили его так, как он и завещал: под простым, без надписи, крестом; между мамой - схиигуменией Марией и схиигуменией Серафимой на кладбище в Нижних Прысках. А вскоре исполнилось одно из последних батюшкиных пророчеств: "Я через полгодика с собой ещё двух монахов возьму - пусть у Престола Божия предстатели будут о монашествующих и обители Богоспасаемой!", - точно через полгода, в автомобильной катастрофе погибли келейник батюшки о. Антоний и одна из преданнейших его духовных дочерей - монахиня Николая. Теперь в Присках целое "альтернативное" монашеское кладбище - одинаковые белые кресты без надписей, только у одного отца Макария неугасимо горит лампадка... А в Оптиной монахи избегают о старце открыто говорить, опасаясь прещений священноначалия, но многие ему тайно молятся....

Посмотрите же на жизнь приснопамятного отца Макария - на перенесённые им в застенках мучения; на многие годы скитальчества без угла и крова, на перенесенные поношения, предательства и неблагодарность окружавших его близких и знаемых; на болезни; на его смиренное терпение и святое перенесение попускаемых Богом искушений, прочитайте его отеческие наставления и воспоминания духовных чад- и просите его быть помощником, предстателем и ходатаем за нас, ленивых, гордых и грешных.....
 
Сверху