Паломничество ко святому Макарию
Часть 1
Есть в 80 километрах от Петербурга замечательное место. Туристы туда не заглядывают, ибо очень трудно преодолеть непроходимую дорогу, ведущую от трассы к монастырю. Паломники – и те нечастые гости. Медленно едет автомобиль, проваливаясь в ямы, подпрыгивая на ухабах, и молишься – только бы не застрять. Через 40 минут – ты в монастыре. Лают от радости местные собаки – они любят гостей, тебя приветствуют монахи и трудники. Ты погружаешься в ритм совсем иной жизни…
Я хочу рассказать о нашем паломничестве к монастырю преп. Макария, которое я совершил позавчера с моими друзьями. Я приехал сюда помолиться и действительно пережил немало светлых молитвенных минут. С собою я взял фотоаппарат и рад поделиться с вами теми моментами духовной красоты, которую я увидел. Были и курьезные моменты, и искушения… словом, все, как в настоящем паломничестве. Да и фотографии вышли необычные. Пронизанные той созерцательно-молитвенной атмосферой, в которую мы погрузились, когда переступили порог монастыря.
Перед тем, как пролистывать фотографии, дорогие, напомню вам о святом Макарии, который основал эту обитель. Я расскажу лишь самые краткие сведения, а желающих познакомиться с полной версией жития преп. Макария, а также узнать о возрождении обители отсылаю к прекрасной статье диакона Сергия, моего друга и подвижника в восстановлении этой пустыни. Невозможно переоценить вклад отца Сергия в возрождение монастыря, а ссылку на его статью я дам в конце своего очерка.
А теперь, перед тем, как мы будем смотреть фотографии нашего позавчерашнего паломничества, несколько слов о святом Макарии.
Родился он в конце XV столетия в Риме, в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали мальчика в строгих законах и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и творений святых Отцов было постоянным занятием будущего подвижника.
Но, будучи внимательным и искренним юношей, Макарий видел, что христианская жизнь Рима, как и вообще христианского Запада, далека от совершенства. Напомню, что это именно то самое время, когда Лютер порывает с Католической Церковью и в Европе возникает протестантизм.
Макарий бунт против Церкви для себя отверг. Он решил идти другим путем – путем достижения святости и собственного совершенства. (Какой пример всем так называемым «правдолюбцам», которые обвиняют Церковь в недостатках! Молитесь, поститесь и спасайтесь. Так и обрящете правду…)
…Раздав неимущим богатство, преп. Макарий покинул Рим. Труден был путь подвижника, а путь он держал на Русь, где, как сказывали, жили еще настоящие подвижники и молитвенники.
Макарий достиг Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных монастырей новгородских поразили молодого человека. Паломничая по обителям новгородским, он пришел в Свирский монастырь преподобного Александра, где игуменствовал сам основатель обители, преп. Александр Свирский.
Тепло был принят римлянин в монастыре. Принял Православие, а вскоре и был пострижен в монашество. Через какое-то время преподобный решил навсегда затвориться в келии, но преп. Александр Свирский посоветовал ему избрать для этого не его обитель, а другое, более пустынное место. По благословению преп. Александра Свирского инок Макарий избрал себе островок заболоченного берега реки Лензы, где и срубил себе келию.
Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немалое время в полном уединении.
Однажды Промыслом Божиим к келии преподобного пришли охотники, заблудившиеся среди болотных топей. Преп. Макарий принял путников у себя в келии и поделился своей скромной пищей. Покидая его, охотники дивились смирению и уму одинокого подвижника. Молва о его святой жизни стала распространяться в округе, привлекая людей, жаждавших духовных наставлений и иноческой жизни.
Преподобный не отказывал в духовной помощи страждущим, но мирская слава тяготила его. Преп. Макарий переселился еще далее, в глубь болота, но Господь дивным образом открыл людям его новое убежище. Своими подвигами он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестностям. Усердно помолившись Господу, преп. Макарий благословил ревнителей жизни иноческой ставить здесь келии. Так было положено начало новой обители.
Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (примерно в 1540-е годы). Первым игуменом стал сам преп. Макарий, возведенный в священный сан святителем Новгородским, митрополитом Макарием.
Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же удалился на место своего первоподвижничества. Здесь преп. Макарий мирно почил о Господе 15 августа, во второй половине XVI века. Иноки погребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви. Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преп. Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке. В 1930-е годы монастырь был разрушен советскими богоборцами, а во время Великой Отечественой войны полностью разрушен немцами. Возрождение обители началось лишь в 2000-е годы. Но об этом читайте статью активного участника этого возрождения диакона Сергия…
Его статья: Возрождение Макарьевской пустыни
Раннее утро. Робкий рассвет, на улице -23. Мы приехали в Макарьевский монастырь и направляемся к храму.
Заглядываю в замороженное окно. Здесь уже идет молитва. Богомольцы пишут записки.
А вот мы и в теплом храме. На клиросе читают Псалтирь, монах сторожит мощи преп. Макария, отец Сергий, который пригласил меня сюда, облачился и готовится к службе.
Священнослужители, прибывающие сюда для участия в службе, преклоняют колена и искренне молятся перед мощами преп. Макария.
И сам я очень почитаю этого подвижника. Впервые я здесь оказался 6 лет назад. За это время все, о чем я молил преп. Макария, исполнилось...
Проскомидия.
Здесь, в уголке, на крошечном жертвеннике идет молитва за живых и усопших.
В храме темно. Единственное освещение – свечи. Пахнет смолистыми бревнами, из которых выложен храм, дымком, морозом, тонким запахом ладана.
Фотоэтюд: Проскомидия.
На клиросе начинают читать часы. Обратите внимание на руки послушника...
Люди сюда пришли серьезные. Пришли молиться и каяться...
Начинается исповедь. Храм крошечный, и многие слова исповеди долетают до слуха стоящих рядом. И поэтому чувствуешь всех родными и себя единым с ними. Мы все – одна семья, собравшаяся молить Господа о наших беззакониях и слабостях.
Здесь знают цену времени. Часы соседствуют с иконой...
Похоже, от наших исповедей батюшкам плохо...
Притулившись за ковчегом с мощами преп. Макария, алтарник раздувает кадило. Места здесь мало, все на виду у людей.
Храм так переполнен, что руки не поднять, чтобы осенить себя крестным знамением.
Отец Сергий читает Апостол.
Великий вход.
В самом низу, под Чашей какое-то свечение. Оно зафиксировалось на всех фотографиях, которые я сделал (я сделал их 5). Огонек от свечи? Но рядом не было свечей, я стоял как раз перед мощами преп. Макария, у его изголовья. Такое впечатление, будто это свечение идет прямо от мощей. (Если обратите внимание, то увидите крышку ковчега с мощами.)
Народ поет Верую. Священники веют над хлебом и вином специальным покровом.
Как бы представляя пред Лицо Божие, диаконы воздевают хлеб и вино.
Священник молится о том, чтобы Господь внял нашим молитвам и соделал хлеб и вино в Животворящие Тело и Кровь Христовы.
И невидимо, но ощутимо сходит на хлеб и вино благодать. И ты ощущаешь, что перед тобой не земные продукты, но величайшая Святыня...
На престоле уже Святые Дары: Тело и Кровь Христовы.
Часть 1
Есть в 80 километрах от Петербурга замечательное место. Туристы туда не заглядывают, ибо очень трудно преодолеть непроходимую дорогу, ведущую от трассы к монастырю. Паломники – и те нечастые гости. Медленно едет автомобиль, проваливаясь в ямы, подпрыгивая на ухабах, и молишься – только бы не застрять. Через 40 минут – ты в монастыре. Лают от радости местные собаки – они любят гостей, тебя приветствуют монахи и трудники. Ты погружаешься в ритм совсем иной жизни…
Я хочу рассказать о нашем паломничестве к монастырю преп. Макария, которое я совершил позавчера с моими друзьями. Я приехал сюда помолиться и действительно пережил немало светлых молитвенных минут. С собою я взял фотоаппарат и рад поделиться с вами теми моментами духовной красоты, которую я увидел. Были и курьезные моменты, и искушения… словом, все, как в настоящем паломничестве. Да и фотографии вышли необычные. Пронизанные той созерцательно-молитвенной атмосферой, в которую мы погрузились, когда переступили порог монастыря.
Перед тем, как пролистывать фотографии, дорогие, напомню вам о святом Макарии, который основал эту обитель. Я расскажу лишь самые краткие сведения, а желающих познакомиться с полной версией жития преп. Макария, а также узнать о возрождении обители отсылаю к прекрасной статье диакона Сергия, моего друга и подвижника в восстановлении этой пустыни. Невозможно переоценить вклад отца Сергия в возрождение монастыря, а ссылку на его статью я дам в конце своего очерка.
А теперь, перед тем, как мы будем смотреть фотографии нашего позавчерашнего паломничества, несколько слов о святом Макарии.
Родился он в конце XV столетия в Риме, в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали мальчика в строгих законах и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и творений святых Отцов было постоянным занятием будущего подвижника.
Но, будучи внимательным и искренним юношей, Макарий видел, что христианская жизнь Рима, как и вообще христианского Запада, далека от совершенства. Напомню, что это именно то самое время, когда Лютер порывает с Католической Церковью и в Европе возникает протестантизм.
Макарий бунт против Церкви для себя отверг. Он решил идти другим путем – путем достижения святости и собственного совершенства. (Какой пример всем так называемым «правдолюбцам», которые обвиняют Церковь в недостатках! Молитесь, поститесь и спасайтесь. Так и обрящете правду…)
…Раздав неимущим богатство, преп. Макарий покинул Рим. Труден был путь подвижника, а путь он держал на Русь, где, как сказывали, жили еще настоящие подвижники и молитвенники.
Макарий достиг Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных монастырей новгородских поразили молодого человека. Паломничая по обителям новгородским, он пришел в Свирский монастырь преподобного Александра, где игуменствовал сам основатель обители, преп. Александр Свирский.
Тепло был принят римлянин в монастыре. Принял Православие, а вскоре и был пострижен в монашество. Через какое-то время преподобный решил навсегда затвориться в келии, но преп. Александр Свирский посоветовал ему избрать для этого не его обитель, а другое, более пустынное место. По благословению преп. Александра Свирского инок Макарий избрал себе островок заболоченного берега реки Лензы, где и срубил себе келию.
Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немалое время в полном уединении.
Однажды Промыслом Божиим к келии преподобного пришли охотники, заблудившиеся среди болотных топей. Преп. Макарий принял путников у себя в келии и поделился своей скромной пищей. Покидая его, охотники дивились смирению и уму одинокого подвижника. Молва о его святой жизни стала распространяться в округе, привлекая людей, жаждавших духовных наставлений и иноческой жизни.
Преподобный не отказывал в духовной помощи страждущим, но мирская слава тяготила его. Преп. Макарий переселился еще далее, в глубь болота, но Господь дивным образом открыл людям его новое убежище. Своими подвигами он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестностям. Усердно помолившись Господу, преп. Макарий благословил ревнителей жизни иноческой ставить здесь келии. Так было положено начало новой обители.
Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (примерно в 1540-е годы). Первым игуменом стал сам преп. Макарий, возведенный в священный сан святителем Новгородским, митрополитом Макарием.
Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же удалился на место своего первоподвижничества. Здесь преп. Макарий мирно почил о Господе 15 августа, во второй половине XVI века. Иноки погребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви. Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преп. Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке. В 1930-е годы монастырь был разрушен советскими богоборцами, а во время Великой Отечественой войны полностью разрушен немцами. Возрождение обители началось лишь в 2000-е годы. Но об этом читайте статью активного участника этого возрождения диакона Сергия…
Его статья: Возрождение Макарьевской пустыни
Раннее утро. Робкий рассвет, на улице -23. Мы приехали в Макарьевский монастырь и направляемся к храму.
Заглядываю в замороженное окно. Здесь уже идет молитва. Богомольцы пишут записки.
А вот мы и в теплом храме. На клиросе читают Псалтирь, монах сторожит мощи преп. Макария, отец Сергий, который пригласил меня сюда, облачился и готовится к службе.
Священнослужители, прибывающие сюда для участия в службе, преклоняют колена и искренне молятся перед мощами преп. Макария.
И сам я очень почитаю этого подвижника. Впервые я здесь оказался 6 лет назад. За это время все, о чем я молил преп. Макария, исполнилось...
Проскомидия.
Здесь, в уголке, на крошечном жертвеннике идет молитва за живых и усопших.
В храме темно. Единственное освещение – свечи. Пахнет смолистыми бревнами, из которых выложен храм, дымком, морозом, тонким запахом ладана.
Фотоэтюд: Проскомидия.
На клиросе начинают читать часы. Обратите внимание на руки послушника...
Люди сюда пришли серьезные. Пришли молиться и каяться...
Начинается исповедь. Храм крошечный, и многие слова исповеди долетают до слуха стоящих рядом. И поэтому чувствуешь всех родными и себя единым с ними. Мы все – одна семья, собравшаяся молить Господа о наших беззакониях и слабостях.
Здесь знают цену времени. Часы соседствуют с иконой...
Похоже, от наших исповедей батюшкам плохо...
Притулившись за ковчегом с мощами преп. Макария, алтарник раздувает кадило. Места здесь мало, все на виду у людей.
Храм так переполнен, что руки не поднять, чтобы осенить себя крестным знамением.
Отец Сергий читает Апостол.
Великий вход.
В самом низу, под Чашей какое-то свечение. Оно зафиксировалось на всех фотографиях, которые я сделал (я сделал их 5). Огонек от свечи? Но рядом не было свечей, я стоял как раз перед мощами преп. Макария, у его изголовья. Такое впечатление, будто это свечение идет прямо от мощей. (Если обратите внимание, то увидите крышку ковчега с мощами.)
Народ поет Верую. Священники веют над хлебом и вином специальным покровом.
Как бы представляя пред Лицо Божие, диаконы воздевают хлеб и вино.
Священник молится о том, чтобы Господь внял нашим молитвам и соделал хлеб и вино в Животворящие Тело и Кровь Христовы.
И невидимо, но ощутимо сходит на хлеб и вино благодать. И ты ощущаешь, что перед тобой не земные продукты, но величайшая Святыня...
На престоле уже Святые Дары: Тело и Кровь Христовы.