От Петербурга до Забайкалья
Храмы в пути: 2
Мы заканчиваем знакомиться с интересным материалом, который для нас подготовила наша читательница Нина. Храни Господь ее и ее близких. Надеемся, что Нина будет продолжать совершать путешествия и паломничества и знакомить нас с памятниками нашего Отечества.
...Иногда храмы встречались прямо у федеральной дороги. Неподалеку от Ишима по трассе Тюмень–Омск, в старинном селе Боровом, наши взгляды привлек строгий и одновременно изящный каменный храм, отлично видимый с дороги. Как прекрасно встречать в пути такие маяки Православия! Построен храм в 1824–1838 годах во имя Казанской иконы Божией Матери. Замечательный образец храмового зодчества в стиле классицизма. Это – летний храм. В нем две сотни лет хранился чудотворный список с Абалакской иконы Божией Матери. Сюда приходило множество паломников, благодаря которым и был построен столь величественный храм. Печальная история повторялась: в советское время храм был закрыт и разрушен, уже второй десяток лет восстанавливается.
В Красноярском крае наш путь пролег через пос. Нижний Ингаш. На месте сгоревшей в 1934 году деревянной церкви в конце девяностых годов начали строительство новой кирпичной, в честь Архистратига Михаила. Строили трудно, всем миром, но двигателем и предводителем всего дела жители Н. Ингаша считают единодушно И.А. Гаврилова. Вот на таких воинах держится и возрождается ими православная Россия. Работы в храме продолжаются, планов у прихожан много. Помогай им Господь!
Самой старой церковью города, которую помнят предыдущие поколения читинцев, является Свято-Воскресенский храм на улице 9-го Января. В 1945 году верующим города было передано старое здание католического костела. Освященный как Свято-Воскресенский храм, в честь праздника Святой Пасхи – Воскресения Христова, в канун которой была одержана победа над нацистской Германией, он долгие годы оставался единственным действующим храмом в Читинской области. Он и сейчас любимый храм многих горожан и выполняет функции домового храма Епархиального училища и Епархиального управления.
Славно то, что продолжают возводиться по всему Забайкалью храмы, часовни. И никак невозможно пройти в центре города мимо выглядывающих из зелени деревьев золоченых главок строящегося на территории медицинской академии храма во имя святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого). Храм такой нарядносвежий, праздничный!
В двадцатые годы прошлого века, во время революционных гонений и репрессий, известный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий становится священником, а после монашеского пострига – уже иеромонах Лука, затем и епископ. Тяжел был крестный путь Владыки: аресты, пытки, ссылки. Во время Великой Отечественной войны ссыльный епископ совершает сложнейшие операции, пишет труды, ставшие учебными пособиями хирургов. С 1946 по 1961 год Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. А при чем же Чита? А вот при чем: во время русско-японской войны молодой хирург был направлен в Читу в эвакуационный госпиталь. Здесь он сформировался как хирург и здесь нашел свою судьбу – встретил жену (сестру милосердия Анну Ланскую). Святитель Лука входит в сонм святых, которые покровительствуют Забайкалью. Общество православных медиков города Читы было названо в честь святителя Луки, поэтому и храм стал именоваться именем святого-врача. В 2007 году из Симферополя была доставлена капсула с частицей мощей святителя Луки, которая заложена в основание будущего храма. Вот такая история!
В столице Забайкалья городе Чите остановка была более длительной. Безусловно, неизгладимое впечатление оставляет кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Уже и трудно вспомнить, что всего 5 лет назад здесь был запущенный стадион, ларьки-киоски на привокзальной площади, и было небезопасно в темное время суток. Горожане имели выбор, где стоять храму. С Божьей помощью все расставлено по местам. Привокзальная площадь с величественным и светлым Казанским собором встречает теперь всех гостей города.
Знаменитый байкальский омуль
Обратный путь лежал через пос. Листвянка, что на самом берегу удивительного озера Байкал.
Достопримечательностью Листвянки считают уникальный музей озера, единственный в стране и один из трех в мире. С удовольствием побывали в этом лимнологическом музее, почерпнули массу интересной информации. Порадовались факту: если исчезнут все запасы пресной воды на Земле, то воды Байкала в качестве питьевой, хватит всем людям на Земле на 6 тыс. лет! Вода в озере – кристально чистая, благодаря низкой температуре и малюсенькому труженику рачку-санитару, уникальному эндемику Байкала, подчищающему все с невероятной быстротой. Экскурсовод привела пример: когда возникла необходимость получить для коллег из Петербурга в научных целях скелет какой-то птички, они просто-напросто опустили трупик на сутки в озеро, утром только косточки белели. Питерские коллеги были удивлены высоким качеством обработки экспоната.
Другой не меньшей достопримечательностью Листвянки считают самое старое строение поселка с непростой судьбой – Свято-Никольский храм. Вот он, вдали. Чуть позже мы приблизимся к нему.
Поселок вытянулся вдоль прибрежной узкой полосы на 5 км, вдоль домов идет Байкальский тракт, некогда называемый Заморским. За последние годы Листвянка стала местом туристического паломничества, на первый взгляд, даже есть схожесть с Черноморским побережьем, если не брать во внимание температуру воды в Байкале (5-6 градусов).
Время сохранило чудесную историю возникновения Свято-Никольской церкви. Согласно исторически достоверному преданию, иркутский благотворитель промышленник Ксенофонт Сибиряков во время плавания по Байкалу потерпел кораблекрушение. Ему грозила явная гибель, и лишь обращение усердной молитвой к Святителю Николаю спасло его. Сам Святой Николай поспешил ему на помощь. Потрясенный свершившимся чудом купец дал обет на месте спасения и вступления на берег построить храм в честь великого чудотворца. Построить каменную церковь не получилось, возвели деревянную из дерева добротных пород, и не без Промысла Божьего. Ведь судьба храма сложилась так, что его два раза переносили в разные места. Сначала перенесли в Лиственничное, поскольку в Никольской пристани уже был храм, посвященный Святому Николаю Чудотворцу. И второй раз перенесли из-за угрозы затопления, в связи со строительством Иркутской гидроэлектростанции. В 1956 году храм был уже на новом месте, чуть подальше от Байкала, у подножия живописной горы в Крестовой пади.
Войдем в храм.
По-прежнему этот храм остается самым любимым у православных Прибайкалья, привлекая своей изысканной простотой, деревенским патриархальным очарованием, скромной красотой. Храм сегодня располагает неплохим собранием икон 18-го и 19-го веков, среди которых – большой храмовый образ Святителя Николая, икона Святителя Тихона Задонского и др.
В храме имеется своя святыня: с благоговением хранится туфелька святителя Софрония Иркутского.
Следующей запланированной остановкой по пути от Байкала был архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX веков на берегу реки Ангары.
В начале 60-х годов 20-го века при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667) и Казанской привратной церкви (1679) Илимского острога, попадавших в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем. Вот таким событиям мы обязаны в создании знаменитых «Тальцов». В будущий музей были перевезены и многие другие уникальные памятники деревянного зодчества. Сейчас здесь огромный туристический центр. Русская экспозиционная зона – «Волостное село» конца 19-го – начала 20-го веков. И это настоящее село – с улицами, церковно-приходской школой, церковью, усадьбой псаломщика и прочими полагающимися строениями.
Спасская сторожевая башня
Но самое удивительное, что отреставрированная Илимская Казанская церковь, уникальный памятник архитектуры, возраст которой более 340 лет, – не просто экспонат! Это самый старый на территории Иркутской епархии действующий храм. В 1970 году, как и Спасская сторожевая башня, он был вывезен из зоны затопления и восстановлен кропотливо, по бревнышку. Купол покрыт осиновыми лемехами, необычно выгнутые бревна на крыше, слюдяные оконца – как будто попадаешь в реальный 17-й век, а ведь в эту церковь можно зайти, поставить свечи, здесь проходят службы.
Обратный путь в Петербург был более напряженным, с малым количеством остановок. Но в завершение путешествия, поехав по северной трассе через Вологодскую область, мы немного заплутали и очутились в Тотьме! Когда я увидела промелькнувший герб города и год основания – 1137, дух захватило! А когда показалось несколько стаек куполов в разных местах – ура, верной дорогой идем! Еще один подарок путешественникам! В местном буклете процитированы слова А.В. Луначарского, отбывавшего ссылку здесь: «Тотьма – это очаровательный узорный городок с церквями в стиле рококо на берегу громадной реки, за которой тянутся темные леса... Я вспоминаю Тотьму, как какую-то зимнюю сказку, как декорацию к «Снегурочке». Трудно не согласиться! Притянутые как магнитом обликом красивейшего храма, видного издалека, подъехали немедленно к нему.
И с некоторым недоумением прочитали: «Музей мореходов». Жаль, что храм недействующий, ну хоть здание сохранено прекрасно! Это самая изящная, стройная церковь города – храм Входа Господня в Иерусалим, построенная на средства местных купцов-мореходов братьев Пановых в 1774–1794 годах. У Тотьмы удивительная древняя история. Тотьмичи с гордостью сообщают, что на 10,4 тыс. жителей у них 5 музеев! Им есть что помнить и чем гордиться! Сколько храмов было! В 1791 году зафиксировано в документах 19 церквей приходского строения! Теперь в городе только 2 действующих храма. Рядом с церковью Входа Господня в Иерусалим (где музей мореходов обосновался) расположился храм Рождества Христова, ныне действующий и основной, построенный двумя этапами за 1746–1748, 1786–1793 годы. Так же, как и Входоиерусалимская церковь, храм выполнен в стиле местного барокко.
Все церкви Тотьмы напоминают удивительные легкие парусники, летящие сквозь века. Аналогии не случайны. Маленькая провинциальная Тотьма – родина мореходов, открывавших неизвестные в Европе Командорские и Алеутские острова. 20 экспедиций в Америку, т.е. пятую часть всех известных, – снарядили тотьмичи! Один из галиотов, плававших в Аляску, так и назывался «Тотьма». Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в начале 19-го века, напоминает маяк на высокой горе. В этой церкви располагается музей церковной старины… Вторая действующая церковь – Троицкая Зеленская, конца 18-го века, – расположена у места впадения в реку Сухона речки Песьей Деньги.
Нерадостное впечатление оставил полуразрушенный Спасо-Суморин монастырь, хотя работы по его восстановлению ведутся.
В середине 16-го века в Тотьму на послушание был послан инок Феодосий (Суморин) для надзора за Соляным двором, принадлежавшим вологодскому Спасо-Прилуцкому монастырю. Приехав в Тотьму и осмотрев окрестности, выбрал место для новой обители на мысу между речками Ковдой и Песьей Деньгой. В 1554 году по благословению ростовского архиепископа Никанора был заложен монастырь, изначально называвшийся по главному храму Спасо-Преображенским. Спустя 3 века, после канонизации мощей преподобного Феодосия Священным Синодом в 1796 году, монастырь получил имя старца и стал называться Спасо-Сумориным. Мощи преподобного Феодосия покоятся в храме Рождества Христова в Тотьме.
Сейчас в корпусах монастыря располагаются: гостиница, общежитие педучилища, спортивная школа и хранилище фондов краеведческого музея (открытое).
Как хочется увидеть этот монастырь живым и действующим во Славу Божью!
Вот некоторые итоги моей летней поездки, простите Христа ради, если что не так!
Храмы в пути: 2
Мы заканчиваем знакомиться с интересным материалом, который для нас подготовила наша читательница Нина. Храни Господь ее и ее близких. Надеемся, что Нина будет продолжать совершать путешествия и паломничества и знакомить нас с памятниками нашего Отечества.
...Иногда храмы встречались прямо у федеральной дороги. Неподалеку от Ишима по трассе Тюмень–Омск, в старинном селе Боровом, наши взгляды привлек строгий и одновременно изящный каменный храм, отлично видимый с дороги. Как прекрасно встречать в пути такие маяки Православия! Построен храм в 1824–1838 годах во имя Казанской иконы Божией Матери. Замечательный образец храмового зодчества в стиле классицизма. Это – летний храм. В нем две сотни лет хранился чудотворный список с Абалакской иконы Божией Матери. Сюда приходило множество паломников, благодаря которым и был построен столь величественный храм. Печальная история повторялась: в советское время храм был закрыт и разрушен, уже второй десяток лет восстанавливается.
В Красноярском крае наш путь пролег через пос. Нижний Ингаш. На месте сгоревшей в 1934 году деревянной церкви в конце девяностых годов начали строительство новой кирпичной, в честь Архистратига Михаила. Строили трудно, всем миром, но двигателем и предводителем всего дела жители Н. Ингаша считают единодушно И.А. Гаврилова. Вот на таких воинах держится и возрождается ими православная Россия. Работы в храме продолжаются, планов у прихожан много. Помогай им Господь!
Самой старой церковью города, которую помнят предыдущие поколения читинцев, является Свято-Воскресенский храм на улице 9-го Января. В 1945 году верующим города было передано старое здание католического костела. Освященный как Свято-Воскресенский храм, в честь праздника Святой Пасхи – Воскресения Христова, в канун которой была одержана победа над нацистской Германией, он долгие годы оставался единственным действующим храмом в Читинской области. Он и сейчас любимый храм многих горожан и выполняет функции домового храма Епархиального училища и Епархиального управления.
Славно то, что продолжают возводиться по всему Забайкалью храмы, часовни. И никак невозможно пройти в центре города мимо выглядывающих из зелени деревьев золоченых главок строящегося на территории медицинской академии храма во имя святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого). Храм такой нарядносвежий, праздничный!
В двадцатые годы прошлого века, во время революционных гонений и репрессий, известный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий становится священником, а после монашеского пострига – уже иеромонах Лука, затем и епископ. Тяжел был крестный путь Владыки: аресты, пытки, ссылки. Во время Великой Отечественной войны ссыльный епископ совершает сложнейшие операции, пишет труды, ставшие учебными пособиями хирургов. С 1946 по 1961 год Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. А при чем же Чита? А вот при чем: во время русско-японской войны молодой хирург был направлен в Читу в эвакуационный госпиталь. Здесь он сформировался как хирург и здесь нашел свою судьбу – встретил жену (сестру милосердия Анну Ланскую). Святитель Лука входит в сонм святых, которые покровительствуют Забайкалью. Общество православных медиков города Читы было названо в честь святителя Луки, поэтому и храм стал именоваться именем святого-врача. В 2007 году из Симферополя была доставлена капсула с частицей мощей святителя Луки, которая заложена в основание будущего храма. Вот такая история!
В столице Забайкалья городе Чите остановка была более длительной. Безусловно, неизгладимое впечатление оставляет кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Уже и трудно вспомнить, что всего 5 лет назад здесь был запущенный стадион, ларьки-киоски на привокзальной площади, и было небезопасно в темное время суток. Горожане имели выбор, где стоять храму. С Божьей помощью все расставлено по местам. Привокзальная площадь с величественным и светлым Казанским собором встречает теперь всех гостей города.
Знаменитый байкальский омуль
Обратный путь лежал через пос. Листвянка, что на самом берегу удивительного озера Байкал.
Достопримечательностью Листвянки считают уникальный музей озера, единственный в стране и один из трех в мире. С удовольствием побывали в этом лимнологическом музее, почерпнули массу интересной информации. Порадовались факту: если исчезнут все запасы пресной воды на Земле, то воды Байкала в качестве питьевой, хватит всем людям на Земле на 6 тыс. лет! Вода в озере – кристально чистая, благодаря низкой температуре и малюсенькому труженику рачку-санитару, уникальному эндемику Байкала, подчищающему все с невероятной быстротой. Экскурсовод привела пример: когда возникла необходимость получить для коллег из Петербурга в научных целях скелет какой-то птички, они просто-напросто опустили трупик на сутки в озеро, утром только косточки белели. Питерские коллеги были удивлены высоким качеством обработки экспоната.
Другой не меньшей достопримечательностью Листвянки считают самое старое строение поселка с непростой судьбой – Свято-Никольский храм. Вот он, вдали. Чуть позже мы приблизимся к нему.
Поселок вытянулся вдоль прибрежной узкой полосы на 5 км, вдоль домов идет Байкальский тракт, некогда называемый Заморским. За последние годы Листвянка стала местом туристического паломничества, на первый взгляд, даже есть схожесть с Черноморским побережьем, если не брать во внимание температуру воды в Байкале (5-6 градусов).
Время сохранило чудесную историю возникновения Свято-Никольской церкви. Согласно исторически достоверному преданию, иркутский благотворитель промышленник Ксенофонт Сибиряков во время плавания по Байкалу потерпел кораблекрушение. Ему грозила явная гибель, и лишь обращение усердной молитвой к Святителю Николаю спасло его. Сам Святой Николай поспешил ему на помощь. Потрясенный свершившимся чудом купец дал обет на месте спасения и вступления на берег построить храм в честь великого чудотворца. Построить каменную церковь не получилось, возвели деревянную из дерева добротных пород, и не без Промысла Божьего. Ведь судьба храма сложилась так, что его два раза переносили в разные места. Сначала перенесли в Лиственничное, поскольку в Никольской пристани уже был храм, посвященный Святому Николаю Чудотворцу. И второй раз перенесли из-за угрозы затопления, в связи со строительством Иркутской гидроэлектростанции. В 1956 году храм был уже на новом месте, чуть подальше от Байкала, у подножия живописной горы в Крестовой пади.
Войдем в храм.
По-прежнему этот храм остается самым любимым у православных Прибайкалья, привлекая своей изысканной простотой, деревенским патриархальным очарованием, скромной красотой. Храм сегодня располагает неплохим собранием икон 18-го и 19-го веков, среди которых – большой храмовый образ Святителя Николая, икона Святителя Тихона Задонского и др.
В храме имеется своя святыня: с благоговением хранится туфелька святителя Софрония Иркутского.
Следующей запланированной остановкой по пути от Байкала был архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX веков на берегу реки Ангары.
В начале 60-х годов 20-го века при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667) и Казанской привратной церкви (1679) Илимского острога, попадавших в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем. Вот таким событиям мы обязаны в создании знаменитых «Тальцов». В будущий музей были перевезены и многие другие уникальные памятники деревянного зодчества. Сейчас здесь огромный туристический центр. Русская экспозиционная зона – «Волостное село» конца 19-го – начала 20-го веков. И это настоящее село – с улицами, церковно-приходской школой, церковью, усадьбой псаломщика и прочими полагающимися строениями.
Спасская сторожевая башня
Но самое удивительное, что отреставрированная Илимская Казанская церковь, уникальный памятник архитектуры, возраст которой более 340 лет, – не просто экспонат! Это самый старый на территории Иркутской епархии действующий храм. В 1970 году, как и Спасская сторожевая башня, он был вывезен из зоны затопления и восстановлен кропотливо, по бревнышку. Купол покрыт осиновыми лемехами, необычно выгнутые бревна на крыше, слюдяные оконца – как будто попадаешь в реальный 17-й век, а ведь в эту церковь можно зайти, поставить свечи, здесь проходят службы.
Обратный путь в Петербург был более напряженным, с малым количеством остановок. Но в завершение путешествия, поехав по северной трассе через Вологодскую область, мы немного заплутали и очутились в Тотьме! Когда я увидела промелькнувший герб города и год основания – 1137, дух захватило! А когда показалось несколько стаек куполов в разных местах – ура, верной дорогой идем! Еще один подарок путешественникам! В местном буклете процитированы слова А.В. Луначарского, отбывавшего ссылку здесь: «Тотьма – это очаровательный узорный городок с церквями в стиле рококо на берегу громадной реки, за которой тянутся темные леса... Я вспоминаю Тотьму, как какую-то зимнюю сказку, как декорацию к «Снегурочке». Трудно не согласиться! Притянутые как магнитом обликом красивейшего храма, видного издалека, подъехали немедленно к нему.
И с некоторым недоумением прочитали: «Музей мореходов». Жаль, что храм недействующий, ну хоть здание сохранено прекрасно! Это самая изящная, стройная церковь города – храм Входа Господня в Иерусалим, построенная на средства местных купцов-мореходов братьев Пановых в 1774–1794 годах. У Тотьмы удивительная древняя история. Тотьмичи с гордостью сообщают, что на 10,4 тыс. жителей у них 5 музеев! Им есть что помнить и чем гордиться! Сколько храмов было! В 1791 году зафиксировано в документах 19 церквей приходского строения! Теперь в городе только 2 действующих храма. Рядом с церковью Входа Господня в Иерусалим (где музей мореходов обосновался) расположился храм Рождества Христова, ныне действующий и основной, построенный двумя этапами за 1746–1748, 1786–1793 годы. Так же, как и Входоиерусалимская церковь, храм выполнен в стиле местного барокко.
Все церкви Тотьмы напоминают удивительные легкие парусники, летящие сквозь века. Аналогии не случайны. Маленькая провинциальная Тотьма – родина мореходов, открывавших неизвестные в Европе Командорские и Алеутские острова. 20 экспедиций в Америку, т.е. пятую часть всех известных, – снарядили тотьмичи! Один из галиотов, плававших в Аляску, так и назывался «Тотьма». Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в начале 19-го века, напоминает маяк на высокой горе. В этой церкви располагается музей церковной старины… Вторая действующая церковь – Троицкая Зеленская, конца 18-го века, – расположена у места впадения в реку Сухона речки Песьей Деньги.
Нерадостное впечатление оставил полуразрушенный Спасо-Суморин монастырь, хотя работы по его восстановлению ведутся.
В середине 16-го века в Тотьму на послушание был послан инок Феодосий (Суморин) для надзора за Соляным двором, принадлежавшим вологодскому Спасо-Прилуцкому монастырю. Приехав в Тотьму и осмотрев окрестности, выбрал место для новой обители на мысу между речками Ковдой и Песьей Деньгой. В 1554 году по благословению ростовского архиепископа Никанора был заложен монастырь, изначально называвшийся по главному храму Спасо-Преображенским. Спустя 3 века, после канонизации мощей преподобного Феодосия Священным Синодом в 1796 году, монастырь получил имя старца и стал называться Спасо-Сумориным. Мощи преподобного Феодосия покоятся в храме Рождества Христова в Тотьме.
Сейчас в корпусах монастыря располагаются: гостиница, общежитие педучилища, спортивная школа и хранилище фондов краеведческого музея (открытое).
Как хочется увидеть этот монастырь живым и действующим во Славу Божью!
Вот некоторые итоги моей летней поездки, простите Христа ради, если что не так!