Об отречении от Христа

Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я
пред Отцем Моим Небесным


Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33).

Это непростые слова, жестокие.

Некоторое время назад, в тот день, когда эти слова читались, после службы ко мне подошел человек, который хотел со мной побеседовать. И он сказал, что он «резко и решительно не согласен с этими словами». Он сказал, что «если Господь Иисус Христос так заявляет, значит, наш Бог не есть Бог любви, какой угодно Бог, но не Бог любви».
Нам с вами необходимо разобраться, что же действительно имел в виду Спаситель под этими жестокими словами.
Мы – люди, воспитанные всей современной культурой, а современная культура имеет длительную историю формирования гуманизма, уважения к человеку, к человеческой личности. Мы, современные люди, привыкли высоко ставить ценность человеческой жизни, свободное действие воли человеческой.

Человеку разрешается делать свободно как доброе, так и злое. И мы привыкли, что любой наш грех может быть обществом оправдан, если этот грех подать красиво, благородно. Как, например, аборт: его можно подать, как заботу о женщине, у которой благодаря аборту свободное время будет. Время посвятить себя карьере, да, собственно, и самой себе. Когда человек болеет, мы можем его умертвить, это называется красивым словом эвтаназия (это красиво описывается как помощь человеку легко расстаться с жизнью). Современный мир преподносит это как заботу о человеке, как жест любви и сострадания: совершаем эвтаназию, «чтобы человек не мучился».
Библия говорит «не прелюбодействуй», а современное общество говорит: можно прелюбодействовать. Если вы одинокий мужчина и одинокая женщина, и вам хорошо вместе – прелюбодействуйте себе на здоровье. Школьные педагоги забили тревогу, когда в сочинении на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту?», дети писали… «хочу стать киллером». Вот еще одно высокое слово, которым называется банальный убийца. Все низкое можно поэтизировать и оправдать, и это не только симптомы дня сегодняшнего. Помните, еще даже в советское время, например, можно было запросто предавать своих родственников, если эти родственники были «врагами народа». Такие понятия, как любовь, семейная любовь, порядочность, дружба – все это в угоду политическим моментам можно было отменить.

С каждым днем наш мир все больше смешивает понятия добра и зла, и что осталось незыблемым, если человеческое поведение уже сегодня можно истолковать как угодно? Осталось. Что человек никогда не сможет отменить? Это законы природы. Например, закон всемирного тяготения. Если человек выпрыгнет из окна, он разобьется: какой бы умный, глупый, святой, грешный, порядочный, непорядочный он ни был, он разобьется. И если пожар, тоже необходимо выбежать из огня, иначе ты сгоришь. Или, если ты находишься в воде, то нужно за что-то держаться, иначе ты утонешь, потому что человек тяжелее воды, вода обладает меньшею плотностью, чем человек, и ты просто утонешь.

Человечество может отменить какие угодно моральные и нравственные принципы, но законы природы человечество отменить не в силах, и никакой царь, никакой президент не в силах отменить, например, закон всемирного тяготения. То же самое, дорогие братья и сестры, можно применить и к Божьим законам. Человеческие попытки изменить мораль, оправдать грех – лишь человеческие игры. Онтологически, сущностно эти игры взрослых людей ничего в Божиих законах не меняют и в Божиих очах не оправдывают.
Бог, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17), – постоянен. Человечество может пытаться оправдать в своих глазах любой грех. Тем не менее, перед Богом это как было грехом, так и будет грехом. Убийство как считалось грехом, так и всегда считается грехом, и прелюбодеяние всегда считается грехом. Как невозможно отменить законы природы, так же точно невозможно отменить законы Божьей нравственности, которые Господь установил еще тысячелетия назад. Когда только на земле возник человек, тогда же, в момент сотворения, Бог наделил человека внутренней врожденной нравственностью. Кант говорил, что «ничто меня так не изумляет, как звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Как объективно звездное небо, и никакие человеческие проекты его не поколеблют, так же непреложен нравственный закон. Грешник, в глазах греховного общества, может быть праведным, казаться праведником, но в глазах Божиих этот человек все равно негодяй и подлец. Обмануть можно кого угодно: страну, общество, людей, Бога ему обмануть никогда не удастся.

И на самом деле Священное Писание достаточно радикально говорит о нравственности. Черное – всегда черное, и белое – всегда белое. Священное Писание не уходит от этих проблем, не ссылается на то, что «сейчас времена изменились», «люди стали другими». Священное Писание раз и навсегда говорит, что человек – это существо, греховно поврежденное. И Священное Писание раз и навсегда говорит, что человеку необходимо, обязательно необходимо работать над собой. Исправляться. Иначе человек не достигнет Царства Небесного.

Слышали эти кухонные разговоры: «Как может любящий Бог создать ад? Это же жестоко…»? Все хотят Рая, это понятно, тут вопросов к Богу нет – мы хотим наслаждаться и блаженствовать. Но как только Церковь начинает говорить об аде, люди начинают предъявлять претензии, обвинять библейских авторов и святых отцов, говоривших об аде, в жестокости. Говорят: «Бог должен всех людей любить и всех спасать». Это все правильно, но, с другой стороны, если человек не хочет, чтобы его любили? Если человек хочет ненавидеть Бога и враждовать против Бога? Если человек равнодушно относится к законам нравственности, попирает их ежедневно, будет ли справедливо сказать, что такой человек должен наследовать радостную и прекрасную вечную жизнь?
А где же тогда прославленное современным гуманизмом уважение к выбору человека, к его свободному решению и личной позиции? Человек выбрал ад, почему Господь должен этот выбор игнорировать и лишать человека возможности пожинать плоды своего выбора?
Нет, святые отцы не были такими сентиментальными гуманистами, как сегодня многие мыслители, философы, социологи. Святые отцы говорили радикально: если ты грешишь, если ты безобразничаешь – ты пойдешь в муку вечную. Одни пойдут в жизнь вечную, а другие пойдут в муку вечную, и никакой альтернативы здесь нет. Христос встречает хорошего человека и говорит ему: следуй за Мною. Юноша в недоумении: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 59-60). То есть, люди, не принявшие Царство Небесное, для Спасителя – духовные мертвецы…

Я вспоминаю своего собеседника, про которого упомянул в самом начале проповеди. Он сказал: «Батюшка, я вот не понимаю, Бог какой-то жестокий. Что значит: "Если кто меня не исповедует, а даже и отречется, от того и Я отрекусь?"» Я ему напомнил фильм, который недавно прошел на киноэкранах страны, – фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Кто из вас смотрел, тот помнит, какие страшные мучения пережил Спаситель наш Иисус Христос ради спасения человечества, а ведь в фильме показана лишь малая часть мучений, которые Он пережил. Можно ли после этого духовную жизнь сентиментализировать, превращать в сладкую добрую сказку о том, как человек безобразно себя ведет, а Господь бесчисленное количество раз этого не кающегося (!) грешника прощает, и, наконец, человек в злобе и грехе умирает, а Господь его обнимает, прощает, и говорит: «Иди, чадо мое, ко Мне, наследуй Царство Небесное!» Откуда это? Где это сказано? В Библии? У святых отцов? Нет, кроме двух-трех отцов, робко говоривших о спасении всех, все остальные этого не поддерживают…
Господь учил: Суд пришел в мир, и каждый должен выбрать, с кем он: с Богом или с сатаною. А кто с Богом, тот должен знать, что духовная жизнь – это активная, настоящая христианская позиция, это ежедневная борьба с грехом. Это может быть перенесение каких-то неприятностей, скорбей, иногда даже мучения а кто выбирает жизнь с сатаной, жизнь по стихиям мира сего, кто ведет по законам мира сего жизнь легкую, необременительную, безответственную, тот может быть уверен, что он живет без Бога. И Господь такому человеку навязывать Себя не будет. Такой человек жил без Бога и в вечности окажется без Бога. Как нельзя отменить законы природы, так же нельзя отменить и законы духовного мира. Господь носится с нами не просто как Отец, а как заботливая мать. Он вразумляет грешника скорбями и обращается к сердцу грешника призывами опомниться, остановиться на путях греха. Господь стучится в сердце грешника через какие-то, может быть, неприятные ситуации: у этого человека, может быть, кто-нибудь умрет или произойдет катастрофа на семейном фронте, или его выгонят с работы, или у него сгорит дом. Да мало ли как Господь может призывать к Себе и вразумлять грешника, но если человек не вразумляется и все равно продолжает жить с огромной злобой против Бога, то тогда Господь оставляет такого человека. Он не может насильно человека сделать святым. Бог есть Любовь, а любовь никогда не насилует, любовь себя предлагает, но никогда не насилует. Помните, Бог сказал: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Как говорил один богослов, «Бог никогда не взламывает человеческое сердце, чтобы туда войти».

Христос говорит: Кто отречется от Меня… Обратите внимание на слово отречется. Если дети наши согрешают, но каются, хотят исправиться, мы все равно их любим, и целуем, и обнимаем, и бесконечное число раз прощаем. Даже если они не могут пока измениться, но хотят. Вот так и в отношении с Богом. Если человек любит Бога, даже если он иногда падает в грех, но все равно хочет исправиться, не лицемерно, а по-настоящему хочет исправиться, то такого человека Господь никогда не бросит и никогда от него не отречется. Бог отрекается только от людей, которые Его возненавидели. Ну, что ж, раз возненавидели – они свободные существа, они сделали свой выбор. Как блудный сын в притче. Ушел от отца. Отец грустил, ждал, смотрел на дорогу и ждал возвращения. Но вернуться к отцу или не возвращаться – в этом сын был свободен.

В следующем стихе после разбираемых нами приведены такие слова Христа: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. «Меч» – это не значит, что Господь объявляет войну людям, нет, Господь объявляет войну сатане и всякому проявлению греха. Любой грех вдохновляется сатаною. Сатана – идейный вдохновитель любой подлости, любой мерзости. Христиане – это воины Христовы. В момент Крещения христиане становятся детьми Божьими. Не все люди сподобились этого дара и счастья, но лишь христиане. Подумайте над замечательным фактом: не все люди в мире усыновлены Богу, не все в самом прямом, а не в переносном, не в символическом смысле могут называться Его детьми. А мы можем! Мы все, естественно, прошли через материнскую утробу и родились. Но христианин рождается дважды. И второй раз – в день своего Крещения. В день Крещения мы получаем усыновление Богу. И Бога мы называем не иначе, как Отцом. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)!

Кто такие христиане? – Это люди, которые пошли вслед за Господом. Это люди, которые называли себя детьми Божиими, люди, которые, как воины, воюют на стороне Бога за правду и истину. Они услышали Божий призыв и пошли, а другие – услышали и отвернулись. И вот пусть эти люди сами решают свою духовную судьбу. Если человек когда-нибудь, может быть, на смертном одре, покается, придет к Богу, можно надеяться, что этот человек будет Богом прощен. Ну, а если человек выбрал безбожие, выбрал грех, злобу и ненависть, если ежедневно грешит и не старается исправляться – тогда вступает в действие духовный закон: Бог отступает от этого человека, человек этот предается сатане. Святые отцы говорили: «Бойтесь, чтобы Бог вас не отпустил, не предал сатане». И такой человек оказывается от Бога отлученным: и в сем веке, и в будущем.

2007

Комментарии


Говорят, среди песчаных дюн во Фландрии высится массивный деревянный крест с образом Спасителя в центре, под ним - почерневший от времени - резной текст:


Я - Свет, а вы не видите Меня
Я - Путь, а вы не следуете за Мной
Я - Истина, а вы не верите Мне
Я - Жизнь, а вы не ищете Меня
Я - Учитель, а вы не слушаете Меня
Я - Господь, а вы не повинуетесь Мне
Я - ваш Бог, а вы не молитесь Мне
Я - ваш лучший Друг, а вы не любите Меня

Если вы несчастны, то не вините Меня


 
Спасибо. Большое спасибо за то, что я имею возможность прикоснуться к доброте душевной и познать многое из Ваших писем, статей, ... Когда я работаю с Вашим материалом, испытываю чувство, что это как глоток чистой родниковой воды. Храни Вас Господи !
 
Всё это, конечно, очень интересно, и, может быть, даже отчасти правильно. Но практически любому человеку свойственно сомневаться. И я не исключение. Вы ответили на вопрос вашего собеседника достатачно пространно, но не чётко. Меня тоже уже длительное время волнует почти тот же вопрос. Ну, ладно, ближе к делу. Я достатачно много читал всевозможные жития Святых, и некоторые выдержки из Библии. Да, действительно, гдето сказано, что Бог есть любовь. Но сказать можно всё что угодно. Вопрос в том насколько это будет соответствовать истине. Я обнаружил много разных жестокостей, творимых Богом и Святыми, описанных в Библии и в Житиях. Всё сразу вспомнить не смогу. Также прошу прощения за отсутствие точных цитат с указанием источника. В Библии сказано, что Бог превратил жену Лота в соляной столб, за то, что она оглянулась, не смотря на то, что ей было запрещено это делать. Фактически, Бог её убил за то, что она не туда посмотрела. О том, где её душа можно лишь гадать. Далее. Пророк Елисей проклял детей, которые по малолетству, по глупости, свойственной всем детям насмехались над ним из-за его физических изъянов.
После чего неизвестно откуда появившиеся медведи разорвали 42 ребёнка. За что? И как они могли столько убить. Это были дети, судя по всему, достигшие возраста ответственности за свои грехи. Сейчас этот возраст составляет 7 лет. Семилетние дети не так уж и медленно бегают. Конечно, гораздо медленнее медведя. Наверняка животным потребовалось немало времени, чтобы их всех догнать и убить. Пока медведи занимались одними детьми другие продолжали убегать. За это время последний ребёнок должен был уже быть далеко от этого места. Но это если им было по 7, а не больше, а если больше, то ещё дальше должны были убежать. Может, Бог не позволил? Об этом ничего не сказано. Вопрос с их посмертной участью также не подлежит разрешению. Теперь, разъясните мне пожалуйста, какими должны быть границы храбрости и малодушия. В Житии Севастийских сорока Мучеников описан один очень странный и непонятный простому человеку эпизод. Все мученики были воинами, и очень храбрыми. Много одерживали побед. Но они попали в плен. Их заставили отречься, хотябы на словах, от своей веры. Никто не отрёкся, даже после угрозы мучениями. Им послышался голос, говоривший, что претерпевший до конца спасётся. Другими словами им был предъявлен жёсткий ультиматум: они либо мучаются некоторое время здесь, либо вечно там. Все они долго терпели (их погрузили в ледяное озеро). Но один не выдержал этого ужаса и побежал в баню, которую растопили на берегу в качестве соблазна. Как только он в неё вбежал, тут же пал мёртвым. Василий Великий объяснил это действием теплоты. Того же мнения придерживается и священник Дмитрий Смиров. Но я думаю, что составители этого Жития расчитывали на то, что все воспримут это, как кару Господню. За что Он его убил? Ведь мученик был Святым, храбрым воином. Наверняка отличался и другими добродетелями. Мучения бывают разные по типу, по силе, по продолжительности, по изощрённости. Далеко не все могут добровольно согласиться на них. Ещё меньше тех, кто до конца ветерпит их. Кто-то сможет вытерпеть одни муки, но не сможет другие. Но ведь не каждому выпадают такие испытания, а значит человек может быть малодушным с точки зрения Святых, но храбрым, например, на войне, по жизни. Он может постоянно ходить в церковь, исповедываться, причащаться, жить добродетельно. По идее он должен после смерти попасть в рай. Но, если бы он оказался в той же ситуации, что и эти мученики (и не только они), то он отрёкся бы от веры и попал в ад. Идём дальше. Читал про какого то монаха, который по излишней любви к родителям часто их навещал, причём без разрешения настоятеля. В один из таких заходов он тоже пал мёртвым. Почему? Что он такого ужасного сделал. Кому то приснилось, что он в аду. Совместными усилиями всех монахов его вымолили оттуда. Ладно, хватит. Я мог бы ещё и другие примеры привести, но, как я уже сказал, всё сразу вспомнить не смогу. Ах да, чуть не забыл. Снова Библия, Ветхий Завет. Там сказано: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный
член, тот не может войти в общество Господне." Только не нужно говорить, что сейчас царство Христа, а не ветхозаветное время и это правило не действует. Эти люди не виноваты в том, что родились до Христа. А как быть тем, кому не повезло с этим? И, собственно, зачем эти органы там нужны? Ведь они имеют строго определённые функции. И эти функции, по учению церкви, на том свете уже не понадобятся. Также удивляют некоторые положения Моисеева закона, например, об истреблении определённого народа и каких то потомков, а также распространителей язычества. Удивляет и сам Моисей, приказавший зарубить 3000 человек, поклонившихся тельцу. Наконец, Святой Иосиф Волоцкий, считавший, что нужно предавать лютым казням всех еретиков, которые своими учениями сбивают с толку христиан. Не перебор ли? Кстати, им было прекращено распространение некой ереси. Всех виновных сожгли. На этом, пожалуй всё.
 
Обеспокоенный гражданин написал(а):
Всё это, конечно, очень интересно, и, может быть, даже отчасти правильно. Но практически любому человеку свойственно сомневаться. И я не исключение.............

Дорогой обеспокоенный. Не сомневаюсь, что Вы действительно обеспокоены, потому что в Ваших словах чувствуется подлинный интерес. Вы достаточно много над этим размышляли, читали; столько примеров и недоумений, кстати, справедливых.

Отвечать на поставленные Вами вопросы сейчас не буду. В разных местах я уже писал на эти темы. Уверяю Вас, если Вы попытаетесь найти ответы на поставленные Вами вопросы, Вы затратите гораздо меньше времени, чем затратили на собирание этих вопросов. Так, например, примеры из Священного Писания парируются очень легко, если Вы познакомитесь с современной герменевтикой (наукой о понимании Библии).
Библия - это не диктовка с Небес, а продукт сотрудничества Бога и человека. Поэтому не все, что мы находим в Библии, нужно рассматривать как волю Божию. Часто это грешная и злая воля человеческая... Не всегда древний человек был готов услышать Бога, часто был готов приписать свои беззакония Божьей воле.
Так, если мы читаем, что Бог повелел истребить, не факт, что это Бог повелел. Может быть, это человек хочет так представить.

Вы пишете про медведей, растерзавших 42 ребенка. Об этом мы читаем в 4 книге Царств, 2 глава. Да, есть такой рассказ. Но ведь не сказано, что медведей Бог послал. Сказано, что дети смеялись над пророком Елисеем, обзывали его и тот их проклял. И после этого вышли из леса две медведицы и растерзали детей.
Что такое "проклял"? В Библейском понимании это эквивалентно тому, что мы называем сегодня "отлучением". Мы человека за безобразную жизнь и за противоцерковные действия отлучаем от Церкви. В то время проклятие считалось отлучением от Ветхозаветной Церкви, от народа Божьего.
Скажите, если сегодня человека отлучат от Церкви, а потом с ним случится беда, значит ли это, что Бог устроил эту беду? Скорее иначе: человек поставил себя вне Церкви, а значит, вошел в отношения с диаволом. И тут уже диавол "рулит" его жизнью.
Данный пример с медведицей - предупреждение всем израильтянам: страшно идти против Бога, страшно себя ставить вне народа Божьего, потому что на вас, как лев рычащий, набросится диавол. Погубит вас играючи... Уверен, что этот случай многих вразумил.

А что касается Иосифа Волоцкого... Он был сыном своей эпохи и думал, что искоренить ересь можно, только расправившись с зачинщиками ереси. В то время многие так думали. Но и уже в то время другие святые мужи его критиковали. А впоследствии его мнение было однозначно признано неверным.
Нельзя мерять человека 16 века этическими представлениями века 20-го.

Об этом много можно что сказать.
Я Вам желаю не останавливаться в Вашем искреннем и живом поиске Истины. Ищите и обрящете.
 
Сверху