Недоумение читательницы...

Недоумение читательницы...

Почти месяц назад получил письмо от радиослушательницы, высказавшей свои соображения по поводу одного моего ответа в передаче «Пастырский час».
Но только сейчас увидел это письмо. Считаю нужным ответить в «открытом режиме», потому что мой ответ в передаче (я его даю в звуковом формате) мог кое-кого смутить, или натолкнуть на такие же размышления, что возникли и у слушательницы, приславшей мне письмо.

Дорогой о. Константин! Боюсь, что моё письмо Вам прозвучит неким диссонансом всем хвалебным письмам здесь, на Вашей гостевой странице. Но, тем не менее, решаюсь написать следующее. В последнем «Пастырском часе» (18 февр.) одна пожилая женщина задала Вам необычный вопрос: как научиться молиться «сутками», где взять слова? Видимо, она вычитала это в какой-нибудь книжке о подвижниках, и вот ей и самой захотелось последовать их примеру. Я ожидала, что Вы разъясните ей (и всем слушателям «Пастырского часа»), что на подобные подвиги способны только единицы. Что для этого человек должен уже находиться на очень высоком уровне духовного развития, что иногда подобные «подвиги» ведут в прелесть, опасны. Но вместо этого Вы порекомендовали ей читать Вашу книгу «О молитве», провели аналогию между длительной молитвой Богу и её разговором с любимым внуком. Постоянная молитва, которую Вы, видимо, имели в виду, и то, о чём спрашивала она, это совершенно разные вещи. У неё создалось впечатление, что, почитав Вашу книгу, она научится молиться «сутками», это чувствовалось по тому, как она многократно горячо сказала «ДА. Да, да!». Эта женщина явно уже вступила на путь прелести, что часто бывает с новоначальными. А вы её не предостерегли, да и всем слушающим не разъяснили, что по пути духовного возрастания следует двигаться медленно. Пимену Великому один такой сказал: «Я имею постоянную память о Боге». А тот ему ответил: «Это невелико. Вот когда ты будешь считать себя худшим из людей, тогда будешь на правильном пути». Я живу в США, но часто бываю в России, у меня много друзей из верующих, и, к сожалению, я замечаю, что только единицы из них понимают, что регулярного посещения храма для спасения недостаточно, что надо менять СЕБЯ, что необходимо бороться со страстями. Истинная духовная жизнь подменяется ОБРЯДОВЕРИЕМ, о чём с горечью, но совершенно справедливо говорит проф. Осипов. И вы, батюшки, не наставляете людей на покаяние, слишком снисходительны. Исповедь для часто причащающихся превратилась в пустую формальность. Я это вижу по моим знакомым. Как одна из них ужасно ругалась со своей престарелой матерью, так и продолжает ругаться годами. А из церкви практически не вылезает. И не собирается это прекращать, потому что духовник ей не говорит, что бесполезно торчать в церкви, если, придя домой, сразу же будет орать на мать. Простите меня, пожалуйста, за такое письмо, но Вы ещё молодой батюшка, и я надеюсь, что правильно поймёте меня: у меня душа болит за Россию, за её людей. От ваших слов, от ваших наставлений зависит очень многое (я имею в виду всех священников). В церкви стоят новоначальные в основном, куда вы их направите, туда они и пойдут. А не будут только топтаться на одном месте. Хотя бы и в церковном помещении.

Посмотреть вложение Непрестанная молитва.mp3

Дорогая Анна.
Спасибо Вам за письмо.
Переслушал свой ответ радиослушательнице и еще раз внутренне согласился с тем, что я сказал.

Вы пишете: Я ожидала, что Вы разъясните ей (и всем слушателям «Пастырского часа»)…

Почему же мой ответ должен соответствовать Вашим ожиданиям? Потому, что так, как считаете Вы, – единственно верно?
Не соглашусь. Апостол Павел заповедал: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Это было завещано всем людям, а не только избранным. Ни у кого из святых отцов мы не найдем мыслей, что непрестанная молитва доступна лишь монахам и отдельным подвижникам. В той или иной мере она доступна и даже желательна для всех!
Святитель Феофан Затворник много сил положил на то, чтобы донести до своих современников: непрестанное памятование о Боге, по возможности непрестанная молитва – идеал и вектор духовного движения всякого подлинного православного христианина. Именно трудами святителя Феофана была выпущена книга (несмотря на препоны, которые ставили цензоры, считающие эту книгу вредной и опасной для простых людей) «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Именно для того, чтобы как можно больше людей приобщить к непрестанной молитве, святитель Феофан заново перевел «Добротолюбие» (5 томов) и адаптировал для массового читателя.

Вы пишете: Я ожидала, что Вы разъясните … Но вместо этого Вы порекомендовали ей читать Вашу книгу «О молитве», провели аналогию между длительной молитвой Богу и её разговором с любимым внуком.

Вы не очень внимательно слушали передачу. Речь шла не о разговоре с любимым внуком, а о молчаливом общении. О пребывании в любви, нежности и радости, рядом с внуком. Это подлинная святоотеческая аналогия, поясняющая, каким образом мы можем хоть приблизительно понять, что чувствует непрестанно молящийся человек.
Непрестанная молитва – это не разговор, а мысленное постоянное предстояние перед Богом. «Непрестанное призывание Господа Иисуса и непрестанная память о Боге – по сути одно и то же» (св. Григорий Синаит). «Непрестанная молитва в сем и состоит, – говорит святитель Феофан Затворник, – чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом молитвенное правило есть только подтопка, или подбрасывание дров в печь».
По-моему, я корректно отказался давать подробные рекомендации моей слушательнице и сослался на книгу, в которой эти вопросы разбираются подробно. Кроме того, обещал подготовить цикл передач на эту тему. Разве это неправильно?

Вы, Анна, совершенно справедливо пишете о «подводных камнях» непрестанной молитвы – о прелести, гордыне и проч. Это действительно важный момент и я напрасно об этом не упомянул. Но, согласитесь, обо всем сразу невозможно сказать. Тем более, что я анонсировал цикл своих передач на эту тему.

У неё создалось впечатление, что, почитав Вашу книгу, она научится молиться «сутками», это чувствовалось по тому, как она многократно горячо сказала: «ДА. Да, да!». Эта женщина явно уже вступила на путь прелести, что часто бывает с новоначальными.

Почему Вы, Анна, так свысока пишете о женщине, которую не знаете? В том, что она интересуется этой темой и искренне хочет об этом узнать побольше, есть только положительные стороны.

И вообще Ваше письмо оставило какой-то осадок в душе. …Вы, батюшки, не наставляете людей на покаяние, слишком снисходительны. Исповедь для часто причащающихся превратилась в пустую формальность.

Зачем Вы обобщаете батюшек? Все – по разному. Подавляющее большинство наставляет на покаяние, учит и работает с людьми, помогая им стать настоящими православными христианами.
Ваша знакомая, которая ругается со своей матерью, не свидетельствует своим примером, что тот путь, которым идет Церковь, – неправилен, а подтверждает лишь то, что она сама плохая христианка. Не внемлет словам Священного Писания, которое читается в храмах, не слушает проповеди и советы священников, не читает духовную литературу.

…У меня много друзей из верующих, и к сожалению, я замечаю, что только единицы из них понимают, что регулярного посещения храма для спасения недостаточно, что надо менять СЕБЯ, что необходимо бороться со страстями. Истинная духовная жизнь подменяется ОБРЯДОВЕРИЕМ…

Странно, потому что подавляющее большинство моих верующих знакомых как раз понимают, что хождения в храм для спасения недостаточно, что необходимо вести серьезную работу по очищению и изменению своей души.
Если ОБРЯДОВЕРИЕ где-то и выходит на первый план, то не в порядке нормы, а как аномалия.
На этом заканчиваю и желаю Вам помощи Божией во всех добрых трудах.

Ваш прот. К.

Комментарии

Дорогой о.Константин! Благодарю Вас за подробный ответ. Простите за то, что моё письмо оставило у вас неприятный осадок, я сама вижу, что написала его несколько поспешно, необдуманно, под влиянием минутного впечатления. Дай Вам Бог терпения в Вашем пастырском служении! Ещё раз, простите. Анна.
 
Сверху