Мысли о фильме МОЛЧАНИЕ...

Мысли о фильме МОЛЧАНИЕ
снятом М.Скорцезе по роману Сюсаку Эндо

filmy-3-8.jpg

Те, кто не смотрел фильм: НЕ ЧИТАЙТЕ этот мой текст. Посмотрите кино, еще лучше, прочитайте роман - они того стоят, и подумайте сами. Важно думать самим! И когда уже мыслительная работа сделана, тогда познакомиться с чужими мыслями.
Я думал над этой темой больше двадцати лет. Впервые прочитал роман в 90-х и мысленно постоянно к нему возвращался. Я бы многое хотел сказать, но сейчас не могу (печатать рука болит), да и не нужно это...
Всего несколько мыслей. Чтобы это было немного упорядоченно, сделаю в виде пунктов.

1. Фильм вообще не об отречении. Ау, друзья! При чем тут отречение?.. Возмущенный глас православных батюшек и бабушек говорит об отречении иезуитских священников от христианской веры. Ну да, было формальное отречение (наступил на икону), но оно мало чем отличается, по сути, от того отречения, которое вот уже 2 тысячи лет демонстрируют многие наши иерархи, батюшки и христиане, идя на компромисс с властью, попирающей Божеские и нравственные законы. А благословение имперской тирании и разврата? А молчание в отношении сильных мира сего? А закрытие руками церковников монастырей и храмов в 1920-1970? А сегодняшнее подыгрывание и воспевание власти церковным бомондом в любой стране (хоть Россия, хоть Украина, хоть США - церковное руководство почти не обличает этого "Левиафана")? Вы правда считаете, что ступить ногой на икону больший грех, чем постоянно участвовать в сатанинском потворстве?

2. Я уже не говорю, что у иезуитов, каковыми были священники в этом фильме, есть закон, сформулированный их основателями Игнатием Лойолой и Эскобаром-и-Мендозой (популярнейшим автором именно во время жизни этих батюшек - героев фильма): "для достижения цели все средства хороши" (мы чаще употребляем как: "цель оправдывает средства"). Если вы почитаете про средневековых иезуитов (в свое время я читал труды их отцов-основоположников), то вы узнаете, что иезуиту разрешено (поскольку именно иезуитский орден занимался миссией в диких странах) ради блага задачи формально отказываться от веры. То есть, чтобы сохранить жизнь и потом более успешно проповедовать других людям, можно формально произнести слова отречения.

3. Главный и громадный вопрос книги и кино не в отречении, а в том, что японские чиновники убедили иезуитов, что Япония - это та страна, у которой особый путь, ДЛЯ КОТОРОЙ ХРИСТИАНСТВО (НА ДАННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ) НЕ ГОДИТСЯ.

Япония действительно страна со своим религиозным менталитетом. Япония, как и ряд других азиатских стран, вообще плохо принимает христианство. У них нет понимания Бога как личности. Когда будете в очередной раз зевать над Ветхим Заветом, вспомните, что основная задача ветхозаветной истории была подготовить мир к идее Единого Бога. Посреди языческого океана появился островок (Израиль), который худо-бедно, но отстаивал идею Одного Великого Бога Творца Вседержителя. Параллельно многие столетия формировалось убеждение, что будет Посланец Спаситель, который вернет людей, убежавших от Бога, к Нему. И весь Ближний Восток думал над этим.
В Японии этого не было. Как и в Индии, там множество богов и духов, и идея Единого Истинного Бога и Его Единородного Сына - это идея вообще для них чужая и непонятная. И сегодня миссионеры в Японии и в Индии (я лично знаю) рассказывают, что местные жители практически не принимают их веру. Ну, несколько человек новообращенных японцев, но о массовости речь вообще не идет.
Тут могут выручить глобализм и просвещение (как в Китае и в Южной Корее). В случае с Китаем, еще официально декларируемый атеизм, который сначала за несколько поколений стер веру из народных масс. Все это благоприятные условия для возникновения новой и чужой этим культурам веры. Но в Японии, как в Индии, очень силен дух традиции и культуры. Здесь христианство не чувствует себя "как дома", здесь оно и сегодня чужое. Еще такой святой человек, как архиеп. Николай Японский, мог увлечь несколько тысяч людей верой, но сегодня православные в Японии (насчитывает около 46 000 прихожан - 0,03% от общего населения - ВИКИПЕДИЯ) - это потомки тех семей, которые приняли Православие при архиеп. Николае. Я думаю, что цифры эти благочестиво завышены.

4. Судя по роману и по фильму, батюшки-иезуиты поняли, что Япония - это болото (неоднократно звучит), где и веру-то христианскую интерпретируют по-своему, мягко говоря, по-еретически. НЕ ГОТОВА ЯПОНИЯ В СВОЕЙ МАССЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА! (Вы обратите внимание на грязных крестьян и холеных интеллигентных чиновников, которые очень мудро говорят.) А значит: стоит ли игра свеч? Нужно ли все это, или пока уважать историческую ситуацию и работать над просвещением этой страны? Отложить проект христианизации на несколько десятилетий, а потом: "Бог усмотрит, что и как сделать".
Обратите внимание, что батюшки-расстриги занимаются астрономией и другими естественными науками, в которых у японцев пробелы. Они работают (из книги это еще более очевидно, чем из фильма) над просвещением этого варварского края.

5. Принципиальный вопрос: А ГОТОВЫ ЛИ БЫЛИ ТОГДА ЯПОНЦЫ К ХРИСТИАНСТВУ?
Конечно, готовы! Ну и что, что верили они, что после крещения попадают в Парадис (Рай) - помните в фильме недоуменный диалог батюшки с молодой парой после крещения младенца? Коринфяне тоже так верили, о чем иронизирует Ап. Павел (1 Кор, 4: 8), но мы их не считаем недо-христианами.
Да, культура и религиозный менталитет японцев вообще не принимают христианства, но это Божии дети, с которыми надо было терпеливо работать и адаптировать христианское учение к их культуре и пониманию.

6. Отдельный вопрос, который нас сейчас не касается: методика христианской миссии. Христианские миссионеры часто неразумны в своей проповеди. Мы пытаемся привить христианство "латинского" или "византийского" извода в странах, где своя, не менее древняя и богатая культура. Когда я вижу русские куполки и маковки в Китае или Японии, я понимаю, что это место, куда члены семьи сотрудников российского посольства могут прийти поставить свечку, но я понимаю, что к местным жителям это не имеет вообще никакого отношения.
По уму, надо интегрировать христианство в те культуры, к которым оно приходит. Пусть это будут пагоды с драконами, пусть Причастие будет лепешками из риса, пусть вместо свечей возжигают ароматические палочки, пусть понятие Иисуса - Сына Божьего и Спасителя - будет интерпретировано по-японски, но пусть это не будет вторжением в чужой мир иной идеологии, которая, вполне справедливо, учитывая, нечистоплотность многих "западных гостей", может быть понята как агрессия. (Об этом я писал в Дневнике: https://azbyka.org/parkhomenko/iz-dnevnika-svyashhennika/5#2007)

7. Теперь по существу того, что произошло в фильме.
Я думаю, впрочем, я могу ошибаться, что Бог обязательно подскажет тебе, как действовать в сложной ситуации. Помните слова: "И не введи нас во искушение..." Эти слова означают: не дай мне испытания сверх сил, не оставь меня в неведении в критический момент моей жизни.
У меня было много случаев в жизни, когда я не знал, как поступить. Молитва и предание в руки Божии давало мне ответ. Думаю, если бы я оказался в схожей ситуации, я бы встал на молитву, которую бы не прекращал до потери сил, но я ждал бы, что Бог произнесет ответ для моей жизненной ситуации.
Впрочем, может быть, я самонадеян.

8. Конечно, отрекаться от Господа и Христа никогда нельзя. По-умолчанию, это то, о чем даже говорить не стоит. Это все равно, что отречься от самого себя. Представьте, что вам дают оружие, ставят перед вами малыша и говорят: убей ребенка (своего или чужого), и тогда другие люди (человек 50) будут спасены. Вы бы это сделали? Это невозможно, это как будто отречься и растоптать свою личность. Пусть будет, что будет - это не от вас зависит, но сделать это - нельзя.
Вот так же и отречение от веры.
Можно размышлять над разными сценариями своего поведения в ситуации, которая поставлена фильмом:
Выхватить меч и драться, пока тебя не убьют (каюсь, за 20 лет я продумывал и такой сценарий);
Уйти в "глухую несознанку", перестать общаться с чиновниками, погрузившись в молитву, и пусть хоть режут на кусочки;
Перестать пить и есть;
Броситься (как один из священников в фильме) к казнимому, обнять его и погибнуть вместе с ним;
Может быть, я обратился бы к Инквизитору с предложением, что, если будут помилованы христиане, я перестану проповедовать, но не буду и отрекаться - японцы могут понять, что есть вещи, равноценные потере чести самурая. Предложил, что я бы жил с их народом и знакомился с его обычаями. Может быть, их устроила бы моя лояльность их национальной политике.
Но никакого отречения быть не может.

О многом можно было бы еще сказать, но надеюсь на ваши мудрые вопросы и размышления. Тогда и продолжим обсуждение.
  • Like
Реакции: 6 человек

Комментарии

"По уму, надо интегрировать христианство в те культуры, к которым оно приходит. Пусть это будут пагоды с драконами, пусть Причастие будет лепешками из риса, пусть вместо свечей возжигают ароматические палочки, пусть понятие Иисуса - Сына Божьего и Спасителя - будет интерпретировано по-японски, но пусть это не будет вторжением в чужой мир иной идеологии, которая, вполне справедливо, учитывая, нечистоплотность многих "западных гостей", может быть понята как агрессия." - пусть причастие будет лепёшками из риса, хорошо.....но как вам в голову могла придти мысль что понятие Иисуса -Сына Божьего и Спасителя - возможно интерпретировать, как то по другому, по японски, это как простите? Я глубоко убеждён что христианство нужно проповедовать как есть, не корчемствуя(по слову ап. Павла) т.е. не разбавляя водой вино, и не выдавая за вино суррогат палёнку. И не правы иезуиты, что мнимо отрекались от Христа, нельзя по нарошку отречся от Бога - это и есть лукавство в высшей степени. Католики вообще не могут миссионерствовать, т.к. они являются еретиками. Поэтому и иезуитов по большому счёту назвать миссионерами нельзя. Видите ли они отрекались понарошку, что бы себе сохранить жизнь для дальнейшей проповеди. Но разве такая проповедь была у настоящих христиан? В первые века? Они шли на смерть за Христа, претерпевали страшнейшие муки, и люди видя это, видя их веру, в массовом порядке принимали христианство. А эти иезуиты вздумали человеческим мудрованием проповедовать. А их Дух Божий посылал? Ведь мы знаем что Господь не посылает миссионера туда где не примут Христа. Так было и при апостолах, которым Дух запретил идти в одно селение, но повелел идти в другое.
 
Последнее редактирование:
Сожалею, что нельзя десять раз нажать кнопку "нравится" :). Обязательно почитаю книгу и посмотрю фильм (надеюсь, их не трудно найти). Произведения, в которых нет однозначного морализаторского посыла, которые ставят трудные вопросы, ответ на которые может быть неоднозначен - самые лучшие. Потому что заставляют работать мозг и душу "в паре". Вообще побуждают трудиться, а не только пассивно глотать готовые "формулы", которые потому и усваиваются плохо "с одной стороны входят - с другой тут же выходят в первозданном виде" (не подумайте ничего неприличного, имею в виду уши и рот:)), что достались без малейших усилий. В общем, спасибо за "наводку"!
 
Как всегда, нельзя не согласиться с отцом Константином, причем, по каждому пункту! Я не имею права осуждать никого в этом фильме, потому что сама крайне труслива и отступаю от Господа нашего ежечасно... Но я хочу, как тот Кичижиро, падая, вставать и умолять Бога о прощении моего предательства! Ведь никто в фильме, кроме него, не каялся по-настоящему! Я не хочу предавать Христа!!! И благодарю Его, что Он не ставит меня перед таким страшным выбором, потому что ОН знает, что я не вынесла бы пыток и мук ни 70 лет назад, ни 7 веков назад... Если я не справляюсь с мелкими искушениями наших благополучных дней, куда мне до мук первых христиан и миссионеров???
По долгу службы я связана с японцами: их осознанная закрытость ко всему иностранному (в том числе и к религии, конечно) просто поражает и иногда кажется мне почти физиологическим чувством самосохранения маленького островного государства, которому отовсюду (от гор, моря и соседних стран) постоянно угрожает смертельная (!) опасность. Но я точно знаю, что в их душе есть место Христу, и место это прибрано и чисто. Трое моих близких друзей (японцы) с большим уважением и тишиной сердца принимают христианские ценности, но христианами тем не менее не становятся. Мне кажется это происходит, по двум главным причинам: потому что их культура (государство, СМИ, книги, школы и пр.) плотно закрыла все двери перед Христом, и, во-вторых, все-таки по-видимому, из-за отсутствия мудрых, чутких и говорящих по-японски (!!!) священников-миссионеров. Есть еще одна причина, самая незаметная и самая неприятная - это мы, а честнее, я. Мы сами- не лучший пример настоящего христианства, чтобы следовать за ним. Простите меня за многословие, я пыталась быть максимально честной перед собой, вами и этим фильмом.
 
Последнее редактирование:
Вы правда считаете, что ступить ногой на икону больший грех, чем постоянно участвовать в сатанинском потворстве?
Прости меня грешного, Господи, но да.
Совсем недавно мы вспоминали подвиг тбилисских мучеников, которые отказались топтать иконы перед гонителем Джала-ад-Дином и приняли смерть за Христа. Тысячи мучеников шагнули ко Христу в Царствие через смерть.
Все ли они были праведниками? Думаю немногие ревностно соблюдали все Заповеди. И грешили немало. Но когда пришёл момент выбора - они выбрали Христа. Поэтому они мартиры, свидетели.
Конечно всякий наш грех есть предательство Бога, когда мы не достаточно любим Его и часто выбираем грех, а не Его Закон. И молим Господа нашего о прощении.
Но не может быть и речи считать апостасию меньшим предательством. Ленивый солдат ещё держит ружьё, а капитулирующий сдаётся и сдаёт Родину.

узнаете, что иезуиту разрешено (поскольку именно иезуитский орден занимался миссией в диких странах) ради блага задачи формально отказываться от веры. То есть, чтобы сохранить жизнь и потом более успешно проповедовать других людям, можно формально произнести слова отречения.
Исламская такыя. На словах разрешил Аллах отрекаться. Но за выход из ислама человека уже убьют.
Всё это - полная противоположность христианству.
Не стоит тем более плохое оправдывать худшим.

Япония действительно страна со своим религиозным менталитетом. ... А значит: стоит ли игра свеч? Нужно ли все это, или пока уважать историческую ситуацию и работать над просвещением этой страны? Отложить проект христианизации на несколько десятилетий, а потом: "Бог усмотрит, что и как сделать".
Бог и так усмотрел, что и как сделать. Если кто-то не воспринимает Евангельскую Проповедь - это вообще не наши проблемы, а его. Не приняли в одном городе - иди в другой. Кто захочет - тот отзовётся, как отозвался о.Павел Савабе. А он вообще пришёл к желанием снести голову Николаю.
Пусть бы он один только обратился - уже игра стоит свеч. Не 99 ли овец оставляются ради одной?
И отчего опускать руки? Я смотрю на православных японцев и завидую - они светятся, так радуются о Господе! И за нас русских так горячо молятся и так любят нас, принесшим их Благовестие Иисуса!
А как христианизировалась соседняя Корея! Пусть в протестанском варианте, но вера во Христа заняла в Корее первое место.
Напрасно, Вы, отче так пессимистично смотрите.

Мы пытаемся привить христианство "латинского" или "византийского" извода в странах, где своя, не менее древняя и богатая культура. Когда я вижу русские куполки и маковки в Китае или Японии, я понимаю, что это место, куда члены семьи сотрудников российского посольства могут прийти поставить свечку, но я понимаю, что к местным жителям это не имеет вообще никакого отношения.
По уму, надо интегрировать христианство в те культуры, к которым оно приходит.
Это верно. Те же православные японцы вполне себе японцы, а не разу ни русские.
Православие, христианство вообще это полиэтническая, и поликультурная религия. Во Христе можно быть и эллином и иудеем.
Тут вопрос миссии Вами поднятый это вопрос культурный, вопрос выражение веры на языке конкретного народа.
Но это наверно отдельный разговор.

Спаси Христос.
 
Для более полного понимания и обсуждения этого фильма, который к позору своему для данной темы я не смотрел, могу предложить чтение дневников священника Николая Японского(Касаткина) и кажется ещё какой то источник. Там эта тема затрагивается.
 
Только что посмотрел фильм. Пишу, пока не остыло впечатление. Гениальное произведение. Можно говорить о нем часами, но так и не раскрыть всей его глубины. Но как-то в двух словах надо... На самом деле говорить-то ничего не хочется. Все это кажется так мелко перед масштабом фильма, масштабом личностей его героев, величины их искушений, страданий, амплитудой падений и подвигов. Этот фильм - обличение нашей самоуверенности. И утверждение любви Божией. И прославление Его могущества, силы, совершающейся в немощи. Какое-то визуализированное сострадание, покаяние, честность. И надежда. Фильм здорово отбивает охоту судить и рассуждать о том, что мы "должны" и "не должны". Вообще охоту претендовать на судейское место. может быть это и есть - самое главное, что хотели донести авторы фильма. Хотя, не только это, конечно. Очень много всего. И о цельности, неразделимости человеческого существа, о его подобии Богу по своей природе, по творению. И о поверхностности любых попыток человеческих рассуждений перед Истиной, непознанной людьми, но угадываемой через прикосновение Бога. Наверное, я говорю непонятно. Но как просто сказать о таких всеобъемлющих вещах? Не знаю, как вообще можно было создать подобное произведение. Грандиозность духовной наполненности фильма превышает человеческое понимание.
 
Последнее редактирование:
Г
О главном. Знакомьтесь Кирилл Борисов(ах как люди семитского корня любят простые русские фамилии, но внешность не поменяешь, как и содомское прошлое), петербургский интернет-популяризатор "православия", админ сайта Азбука верности, расположенного на либеральном портале Азбука веры, и окормитель разных рубрик этого сайта. Об одной из этих рубрик, "Псевдоправославие" ( в разделе художественная литература) сейчас и пойдет речь. https://azbyka.org/fiction/1/psevdopravoslavie/Рубрика состряпана Кириллом Борисовым вполне в духе псевдоинтеллигентского раздражения на всё живое в церкви - того типа раздражения на всё церковное и живое, что льется из Андрея Кураева, проповедника мата, либерального христистианства, содомии, пуси райт, как святых наших дней и прочего бреда. Недаром почти в каждой статье рубрики цитата из бесноватого неистового диакона, тень которого всплывает то тут, то там. Сам Борисов известен в питерской содомской тусовке еще со времен Духовной Академи под кличкой Поп или дядя Степа. Итак, о главном. Псевдоправославием в этой рубрике называются тексты, давно признанные и авторитетные, но бесящие либералов. Помните беснования Кураева по поводу мытарств Феодоры или книг достопочтенного С.Нилуса и архимандрита Павла Груздева? Вот, типа того. "Необыкновенные путешествия Серафимы", по которому снят известный мультфильм по благословению патриарха, одобренная книга многими пастырями и официально Издательским советом патриархии, объявляется ядовитым фэнтази, ложью. Бесноватые нападки на книжку такого сорта-не могла девочка говорить с Господом, не мог её назидать сам Серафим. А то, что это худож.произведение, в расчет не берется. Главное-по хамски обгадить. Еще хуже досталось книгам Майи Кучерской. Не гоже писать о своем духовном опыте и забавных историях, заткнитесь лучше в тряпочку. Непонятное и беспричинное беснование в адрес капитальной книги архиепископа Антония Михайловского об умном делании-это живая жизнь в церкви вызывает раздражение либеральных чванливых питерцев. Житие давно прославленной Матроны Московской тоже предмет глумления. Нам указывают, что Синодом определено местное почитание святой и не надо всё время писать о ней, достали с ее чудесами. Всё это подкрепляется хамским смаком Кураева, как безоговорочного авторитета, уж его проект ввести мат в жизнь церкви псевдоправославием не считается. Также на корню опошляются популярные книги протоиерея Торика или игумена Иоанна Экономцева, крупнейшего патролога в нашей церкви. Житиё старца Иеронима клюется за излишнее почитание царской семьи, либерал Бернштейн объясняет-чуть чуть почитайте. Труды священномученика Серафима Чичагова хулятся за то, что он, профессиональный врач, осмысленно относился к своей деятельности и создал лечебную систему. Пусть современные врачи эти занимаются, а не попы-так и слышится злобный раздраженный окрик создателей Азбуки. Популярная книга о старце Антонии, читаемая по Радонежу, также кипу невнятной лжи и клеветы снискала на Азбуке. Придрались, что там академия названа в рассказе семинарией. О тут же обвинения во лживости каждой строчки. Знаменитый старец Сампсон Сиверс, которого уважал и почитал такой скептик как оДмитрий Смирнов, с ним расправляются цитирование бумажек с печатью нквд-не то он подписал якобы на допросе, поэтому вся его пастырская деятельность безбожна! Ну не странные эти азбукисты? Житие многопочитаемой Пелагии Рязанской охуливается в самом хамском виде-про ее пророчества пишут....Остапа понесло. Эти азбукисты не боятся ничего, обгадят любого святого, страх Божий не их стезя. Также совершенно бездоказательно вводятся в рубрику Псевдоправославие жития многих местно чтимых святых, одаривающих людей по молитве к ним миром и благодатью. Так и чувствуется голос духовного вдохновителя азбукистов матершинника Кураева-задолбали эти бабки, эти святые, эти все с чудесами и духовностью. Досталось и одному протоиерею за книгу о целебных травах-даре Божием людям. Знахари, старухи с травками достали! Пуси райт зато не достали Кураева и азбукистов. Книга о начале и конце мира, одобренная самим прав.Иоанном Кронштадским тоже отправлена в помойку. Капитальный труд святотихоновского университета о Толстом тоже. Книга о свойствах святой воды объявлена мракобесием, также как и о благодатном огне на Пасху в Иерусалиме и о приверженности старому стилю. Книги все эти реально на Азбуке предлагают авторы сайта СЖЕЧЬ. А это больше, чем сжигание книг Осипова. Очень сильно возмущает либерально-журналистский тон всех статеек в этой рубрике Азбуки. ХАМСТВО НЕ ПРИКРЫТОЕ НИЧЕМ. Можно не любить каких-то авторов, ни никто НЕ ДАВАЛ ПРАВО БОРИСОВУ И АЗБУКЕ навешивать безаппеляционно и чванливо на них ярлык псевдоправославие. Псевдоправославие-это личный содом Борисова и бредни профессионального пахабника Кураева, также борца за права содомитов
 
С днем Победы!

Смотрю "В бой идут одни старики".... Каждый раз, когда этот фильм смотрю, не могу от слез удержаться.... Вот и сейчас....

Они не знали Бога. Многие в Него не верили, но они точно знали, за что идут на смерть. За детей своих, за мать и отца, за Родину.... За друзей своих боевых, вместе с которыми жили и умирали, не позволяя себе ни слабости, ни колебаний..., без малейшей внутренней надежды на Царствие Небесное.

Фильм "Молчание" подобных чувств у меня не вызвал:( Монахи знали и о Боге, и о загробной жизни, и о своей ответственности перед Господом за души других людей. Знали, но сломались.... Они свою "войну" проиграли.

Мне ли их судить? Да Боже упаси. Я в тысячу раз хуже. Это правда. А пишу для того только....
Сейчас ведь тоже война идет. Незримая война на полях наших душ. И мы, христиане, должны бы были....
А мы даже на поле этого форума к согласию прийти не можем:( Одни удаления и молчание.... Молчание.
 
Последнее редактирование:
Вчера посмотрела фильм. Очень понравился, ооочень. Тем, кто не смотрел - советую. Такие фильмы нужны, нам нужно больше фильмов о христианах, о мучениках, фильмов, которые заставляют задуматься о жизни.
Для себя сделала выводы, как ни странно, не только по фильму, но и в проекции к жизни. Первое, нельзя рефлексировать, "бродить" сознанием опасно, опасно выворачивать грех на изнанку и пытаться его оправдать, пытаться адаптировать понятие греха к современной жизни, сделать ее удобной для нас - это лицемерие. Дъявол пытается заползти в наше сознание, в наш ум, чтобы мы пошли на сделку с ним в обычной жизни в т.ч. Никакого формального отречения быть не может. Отречение есть отречение. Грех есть грех.
Мученичество есть и в обычной жизни. Самое простое, соблюсти пост. И сколько возникает оправданий этого не сделать. Тот, кто в обычной жизни служит Господу тот же мученик по сути, и верный в малом во многом верен, нужно помнить об этом. В этом тоже своя сложность, прожить жизнь и каждодневно служить Господу в самых простых вещах. Одинокому оставаться в чистоте, одному, женатому не расстаться со сварливой женой. И тоже можно надумать всяких оправданий на эту тему. И такое вот простое, каждодневное мученичество в обычной жизни, которого люди пытаются избежать, и совершенно зря, оно не видно, но весьма ценно для Господа, и, главное, всем доступно, каждый человек может стать мучеником. Так что грех надо называть грехом. Отречение отречением, хотя, конечно, вещи несравнимые, но все же, идти на уступки с совестью опасно. Но не дай Бог страданий, которые человек не может понести.

И второе, самое интересное. То, что я увидела в этом фильме.Вопрос, что же делать, если ты все-таки отрекся? По фильму мы видим священника, такого горячего в вере, такого добродетельного, готового к проповеди и к смерти - отлично, вот он, казалось бы замечательный миссионер! И все время на заднем плане мелькает предатель, который отрекается и приходит на исповедь, отрекается, и опять кается! Сколько раз он покаялся я даже не помню уже, но подумала наконец "да сколько уже можно, это же не покаяние, это лицемерие какое-то, это ложь" (каюсь, да, так и подумала). И вот этот священник, он все-таки отрекается, отрекается, и ломается, да, он сломался, теряет веру, теряет надежду на Бога. А предатель опять приходит, и просит его в сотый раз поисповедовать, молодец, он пришел, хоть ползком, но пришел.
В моем понимании личную веру отец Родригес потерял, его сломали. Что о предателе нельзя сказать точно, несмотря на его двойственность. Опять же двойственность отречения, двойственность фильма тут фигурирует, но идея, хоть ползком, но приходить, мне нравится, Бог ведь и Иуду ждал, и нельзя терять надежду на спасение, другой вопрос, что нет твердости, нет добродетели, так и бродишь душой пал-встал, но все же. Я бы сказала, что Родригес надеялся на себя, поэтому не поднялся, а Иуда - Кизидзуро на Бога, поэтому приходил. Добродетель ведь ради самости отравлена, она бесполезна. Добродетель должна быть для Бога, только в Его Имя. Такие вот мысли. Дъявол запускает грех в добродетель, и отравляет ее, обесценивает.

И, конечно, режиссер не верующий, не понявший смысл мученических страданий за Христа, мученической смерти. О чем может просить любящий пастор? О сохранении жизни? Их отпустят? Накормят? Спать уложат? Неет. Любящий пастор будет просить Бога облегчить страдания, умягчить сердца врагов, не допустить отречения - это главное. И режиссер это не отразил, не понял. Он как-будто сам борется с христианством.

В общем, двойственность фильма невозможно не заметить "Отречение - это мучительный акт любви, рядом с которым маленькая смерть ничтожна" Это как, простите? Так можно и эвтаназию оправдать, и все, что хочешь... Благими намерениями вымощена дорога в ад. И голос отца Феррейра как самого дъявола «Не гонения и казни уничтожили христианство в Японии. Оно умерло, потому что не могло здесь выжить…»
Да нет же, нет, могло выжить, нельзя терять веру ни при каких условиях. Но японцы, они жестоки, какие-то зверски жестоки. Прими Господи всех, кто страдал, и тех, кто не выдержал прости и помилуй.
Но фильм все же двойственен, двуличен, коварен и лицемерен. И мысли "бродят", короче, бомбануло меня.
Спасибо, отец Константин.
 
Последнее редактирование:
Евгения, какой у Вас замечательный, глубокий комментарий! Читал - просто не оторваться. Вы столько важных вещей заметили. И только в одном с Вами не согласен: что режиссер чего-то не понял, и что фильм двуличен. Просто искусство - это не нравоучение. Оно не должно давать готовых ответов. Оно должно будить наш дух, побуждая его думать, искать. Заставляя работать. Иногда даже возмущаться. Есть вообще провокационные жанры (данный фильм к ним не относится, разве что в небольших деталях), дающие идею "от противного", вызывающие возмущение зрителя, желание спорить с автором. Это и есть их основная цель - чтобы мы не остались равнодушными к очевидному злу. Вот Вы столько правильных выводов сделали из фильма, как же его можно назвать лицемерным? Предательство оправдывает не автор, предательство оправдывают персонажи фильма. А самое главное - это последний кадр. В руке мертвого отрекшегося священника - крест. Кто его мог туда вложить? Сказано, что разрешили к нему подойти только его жене. Значит, это она вложила крест (с риском для себя!), больше некому. А кто обратил к Богу ее? Вопрос остается открытым. Но важно другое: несмотря на кажущуюся безнадегу, ниточка не оборвалась окончательно, росток жив. И ждет своего часа. Вот это на мой взгляд - самый мощный посыл фильма. Посыл надежды. Этот последний кадр делает фильм очень светлым, несмотря на всю предыдущую "чернуху".
 
Да, Василий, я помню, помню этот последний кадр, и я думала в тот момент также как Вы. Но в этом и есть коварство фильма. Оказывается может быть мнимое отречение, оказывается отречение это мучительный акт любви, вот в чем нас пытается убедить автор.
Но ответ прост.
Бог прост.
А вот дъявол коварен и лжив. Это он заставляет наше сознание бродить и искать сложных ответов. Искать оправдание грехам, жалеть себя, и отрекаться от Бога.
А нам нужна твердость.
Я поймала себя на мысли, что оправдываю грех, еще и еще... А этого нельзя делать. Ответ прост - смерть или отречение. А как только начинаешь бродить - все, ты пропал, потому что оправдание найдется всему. Такие вот мысли. Спасибо за Ваш комментарий.
 
Мир Вам!!!! Посмотрел вчера фильм,за Скорцезе-это уникальный режиссер,чего неотнять и что бы его понять необходимо "дорасти" до его режиссуры (простите если кого обидел). Ну дак и вот,про кино......ПОТРЯСНОЕ,во всех смыслах,неодназначное,никаких подсмыслов нет,кроме одного,путь Христианина в этом мире это нескончаемая борьба с самим собою,это искушения и соблазны смалодушничать,отказаться от Господа из-за страха перед телесными муками(переживал так что заболело сердце,в фильме от сцен с муками ) а самые страшные муки это душевные(переживал еще больше, тут сердце просто болело не перестовая).
И не преведи Господь нам стать перед таким выбором. Сидеть,размышлять и философствовать в уютной квартире или доме на диване,о том правильно или не правильно поступал гл.герой это легко и просто.
Думаю главная мысль в фильме это про жертву, ЖЕРТВУ за людей даже ценой внешнего отречения,зная что обеспечил себе место в аду за это. Это сложно осознать но легко понять когда видишь что лично обрекаешь людей на муки,подчеркну невыносимые.
Реально пережил этот фильм,как сам там побывал, сплошная мука душевная,конец просто невыносим, это ж сколько нужно моральных,душевных и други каких есть сил,что бы жить с этим фактом. Фактом что ты не устоял......сломался......ребята не будьте жестоки ,мы часто себя ставим на уровень Господа,я бы выдержал и т.д. и т. п.,уверен в наш "комфортный материальный"мир такие понятия как самопожертвования,мало вписываются(но Слава Господу и вписываются но мало).
Фильм отличнейший,если вызывает столько эмоций как положительных так и негативных(не понятно почему только),значит тема попала в точку.
Еще раз прошу Всех простить меня грешника ради ХРИСТА,если кого обидел.
!!!!!!!ФИЛЬМ ОГОНЬ!!!!!!!
 
P.S. «Святая простота» – слова, которые произнес Ян Гус, стоя на костре и видя, как некая благочестивая старушка подкладывает в костер вязанку дров.
 
И не преведи Господь нам стать перед таким выбором. Сидеть,размышлять и философствовать в уютной квартире или доме на диване,о том правильно или не правильно поступал гл.герой это легко и просто.

Алексей, полностью с Вами согласен! Наверное, это одна из самых больших ошибок - пытаясь примерять на себя гипотетическую ситуацию, утверждать "я бы на его месте сделал то-то и то-то", хотя на самом деле мы не знаем, как поступим даже в более простой ситуации. Правда жизни в том, что как бы человек правильно (или неправильно) ни думал, он никогда не узнает, как на самом деле поступит в том или ином случае, пока это случай с ним не произойдет. Мы не знаем себя. Вот о чем еще этот фильм.

А еще то, что каждый смог увидеть в этом фильме что-то свое, говорит о том, что произведение искусства - действительно высочайшего класса.

И еще Вы правы, что до искусства такого уровня надо дорасти (не в смысле, конечно, духовном или даже интеллектуальном, а в смысле зрительской подготовленности, умения понимать язык кино). Ведь, к сожалению, советский кинематограф, а затем и Голливуд сделали свое дело - мы привыкли глотать готовый продукт. Мы хотим, чтобы режиссер дал нам простой и однозначный ответ "как правильно" и "кто здесь - наши". А здесь такого нет. Здесь самому думать надо. И это - здорово. Ведь в чем заключается правда реалистичного искусства в отличие от других жанров? Не в том, чтобы показать, как надо, как правильно, как должно быть... а в том, чтобы показать, как есть. И оставить выбор оценки персонажей и их действий за зрителем. Но главное в таком искусстве - это даже не отношение зрителя к персонажам, это возможность для зрителя увидеть себя в них, как в зеркале. Что называется "взглянуть на себя со стороны". И что-то о себе понять, чего раньше не замечал или о чем не задумывался. Ведь в искусстве еще больше, чем в жизни, каждый видит то, что ему проще увидеть, что ему ближе, понятнее. И толкует значение увиденного в соответствии со своими взглядами и убеждениями, причем обычно подсознательными (искусство в силу своей условности дает намного больше простора для работы подсознания, чем реальность). Поэтому, понимая эти механизмы, можно заглянуть в себя намного глубже и разглядеть какие-то глубинные "завалы", пользуясь хорошим произведением искусства, как лакмусовой бумажкой, чтобы понять, из какого "вещества" они состоят.
 
Алексей, а вы сравните героев фильма с мучениками первых веков христианства, описанных в житиях святых. Ну а с собой я думаю тут никто никого не сравнивал, и себя ни на чье место не ставил. Я бы вот наверно предал и не выдержал, и Господь, зная это, не дает мне креста не по силам. А если нет благодати, а у иезуитов и еретиков её быть не может, то нет сил и понести муки ради Христа. А вот у святых мучеников эта благодать была, и Господь так устраивал что даже некоторые не чувствовали боли.
 
Последнее редактирование:
Брат Михаил,пишу про то что показано в фильме и читая коменты увидел что некоторых людей данная лента искушает.
 
Алексей, да действительно, самые страшные страдания, когда от твоего ответа зависит количество страданий твоих близких. Помните мученицу Софию? На её глазах мучили ее малолетних детей, и это самая страшная "казнь" для матери. Но в этом фильме есть большой подвох, подвох в том, что автор задается вопросом, вопросом о смысле страданий за веру, за Христа, и подводит нас к бессмыслености таких страданий. Помните, как обезглавили человека? Что сказал священник Родригес в этот момент? Он спросил Бога: "Сколько еще крови Тебе нужно?" От оно как оказывается! В этой фразе многое понятно, понятен замысел и подвох, усыпляя наше сознание, автор вторгается в нас полуспящих и пытается нам внушить всю "бессмысленность" мук за Христа.
Оказывается, если ты попал в плен и умер, не предав Родину, то это нормально. И предательство Родины на войне, в плену, рассматривается как трусость, как измена, как государственное преступление. А предательство Христа это "ничего страшного" и т.д. Смерть за Христа, а имеет ли вообще смысл - спрашивает автор.
Вот в чем нас потихонечку пытается убедить автор, в том, что может даже и нет смысла в этих страданиях...
А на самом деле это та же война, только война за души, она ещё страшнее, чем обычная. И отречение это страшно, и смерть за Христа велика.
И, прости и помилуй Господи всех, кто не выдержал пыток, всех упокой.
Но мы должны иметь правильные представления о грехе и добродетели. Грех это грех и он чёрный, а добродетель белая, и так и никак иначе, не все серое, нет, а есть черное и есть белое.
 
Последнее редактирование:
Сверху