Беседа прот. Константина Пархоменко с журналистом Игорем Луневым.
О новоизданной книге отца Константина о чудесах и вообще о феномене чуда.
Что Вас побудило написать эту книгу – Ваш личный опыт или запрос извне?
Протоиерей Константин Пархоменко: Запрос издательства не был главным побудительным мотивом. Но да, представители издательства мне сказали, что их интересует эта тема. Другое дело, что собирать материалы я начал задолго до этого. Я вырос в светской семье, был неверующим. И когда пришёл к вере, был обычным советским человеком. Но когда стал открывать для себя мир христианской веры, то увидел, как много Господь в нашей жизни производит чудесных действий. Я общался с людьми, в том числе со священниками старших поколений, которые пережили сталинские гонения – лагеря, ссылки. Ведь я родом из Перми, а во времена оны это было место ссылок, тюрем. Многие, с кем я там разговаривал в 80-е годы, застали всё это. Потом я поступил в Духовную семинарию. И меня, юношу с материалистическим складом ума, интересовало: как понять, что Бог сотворил этот мир и вмешивается в жизнь этого мира? Когда я стал священником и стал общаться с людьми на приходе, то увидел, что чудес ещё больше, чем мне казалось. То и дело приходят люди и свидетельствуют о каких-то поразительных вещах, которые в их жизни происходят. Я стал записывать их рассказы сначала на диктофон, потом на видеокамеру, уже в течение 15 лет я это делаю. Постепенно у меня скопился внушительный архив. И я всегда на эту тему много думал, много читал. Меня всегда интересовала тема чуда в Священном Писании. Всё это вылилось в книжку, о которой мы сейчас говорим.
Что для Вас особенно важно в восприятии феномена чуда?
о. К.: Чудо – это когда более слабые законы мироздания побеждаются более сильными. И это всегда проявление любви Божьей – когда Бог производит какое-то целительное действие в нашем мире. Многие явления, кажущиеся таинственными, на самом деле могут быть объяснены с научной точки зрения: скорое исцеление, неожиданная встреча, какое-то спасительное для нас совпадение... Но ведь Бог и действует посредством законов и закономерностей нашего мира. Что странного, что Бог естественным образом, а не сверхъестественным явился, помог нам, ответил...
Но бывают чудеса, которые являются явным нарушением определённых законов природы. Это то, что природа сама бы не смогла, тут Бог не направляет в нужное ему место действие определенных сил природы, а превозмогает эти законы большей силой.
Такие чудеса были во все времена. Моя книга начинается с разговора о языческих народах. Почему? Да потому, что древнее дохристианское человечество не было вне Бога, Бог тоже заботился о нём.
А в жизни каждого человека было чудо?
Углубляясь в этот вопрос и опрашивая множество людей, я обнаружил закономерность: в жизни каждого взрослого человека были чудеса, но их было очень мало, одно или два, редко когда три. Такие события – проявление милости Божьей, они даже неверующему человеку дают возможность задуматься о духовной жизни. Такие необъяснимые события могут долгие годы питать веру человека, как какие-то подземные родники. А для неверующего это деликатное, но явное напоминание, что мир несводим только к материальной плоскости, мир больше, шире, таинственней, прекрасней.
Господь не засыпает нас такими чудесами, хотя понятно, что маленьких чудес в нашей жизни и много: вроде бы случайная встреча, обрывок какого-то разговора, который помог нам что-то понять, какая-то находка… Однажды мне были очень нужны деньги, и ко мне на улице подошёл человек и дал мне эту сумму. Таких чудес у нас много – потому, что мы вообще живём под заботливой десницей Божьей. Но больших чудес, к которым мысленно возвращаешься долгие годы, их немного...
Люди приходят к Вам и рассказывают о чудесах в своей жизни. А бывает, что Вы понимаете: человек придумывает или впал в прелесть?
о. К.: Да, эти рассказы нужно фильтровать. Я сделал видеопроект, где люди рассказывают о чудесах, в основном о тех самых маленьких чудесах. Но этот проект пополняется не так уж быстро. Сразу отсеиваю неадекватных людей. Ведь я говорю с человеком достаточно долго и вижу – если у него везде чудеса, голоса и видения, то тут другое дело. Тут может быть придумано, или у человека есть психические проблемы...
Бывает много "личных" чудес, то есть таких, когда человеку очевидно, что это чудо, но не факт, что другие с ним согласятся. но ты-то в своей жизни видишь, что это нечто большее. чем просто совпадение. Например, женщина пишет, что у них с мужем долго не было детей, а потом они куда-то съездили, помолились, и она забеременела. Но этот случай я в проект не возьму потому, что очень легко сказать, что это просто совпадение. Поэтому я отвечаю женщине: «Дорогая раба Божья! Благодарю Вас за Ваше свидетельство, храните память об этом, как «золотой фонд» Вашей души. Но в проект Вашу историю я взять не могу». А что я могу взять в проект? Такую историю, над которой задумаются даже неверующие.
Например, такая история: женщине поставили диагноз – онкология; сказали, что ей осталось жить очень мало, потому что уже начались метастазы. И она решила не лечиться – а зачем, если она всё равно умирает? Раньше она была неверующей, а тут решила хоть как-то прийти к вере – ей это открылось. Она поехала в паломничество, там молилась, зная, что скоро умрёт. И отпустила эту ситуацию – успокоилась, при этом даже не думала о исцелении. Но когда эта женщина вернулась, ей сделали анализы – и выяснилось: ничего нет, онкология исчезла. Врачи сами сказали, что это необъяснимо.
А Вы встречаете людей, которые ходят в храм, но им совсем не нужны в жизни какие-то чудеса?
о. К.: Конечно. Это очень распространённый тип религиозности. Мне то и дело пишут комментарии, вроде: «Наша вера не зависит от чудес!» Я не спорю с этим. Моя вера тоже от чудес не зависит. Для меня чудеса – это как пирожное, которого может и не быть после обеда, но приятно, когда оно есть. Приятно, когда ты знаешь, что Бог тебя любит, слышит. Вот в храм прибегает женщина в храм, плачет, хватается за меня – стоять не может. Её ребёнок выпал с 5-го этажа и умирает в реанимации – врачи сказали, что это его последние часы. Я всему храму говорю: «Братья и сёстры! Сейчас на Литургии мы будем молиться о мальчике, младенце Иоанне, который умирает в больнице. Если будет на то воля Божья, он исцелится». И эта женщина стоит на коленях всю Литургию, молится. И в конце Литургии у неё звонит мобильный телефон, она выходит из храма, чтобы ответить. Я в ужасе думаю: «Сейчас ей скажут самое плохое». А ей говорят, что мальчик пришёл в сознание. И через неделю его из больницы выписали. И врачи сказали: «Знаете, снимки были страшные. Но мальчик невероятно быстро пошёл на поправку». Я старюсь не мифилогизировать, но считаю, что это больше, чем просто совпадение.
Бывают и истории с неким юмором. Вот, например, минувшим летом мы с семьёй были на отдыхе в Болгарии. Я иногда выходил гулять в одиночестве. Однажды я набрёл на кладбище, зашёл туда, а там ни души – только могилы. И говорю: «Покойнички, я сейчас помолюсь за вас, послужу панихиду». Полностью спел всю панихиду и говорю покойничкам как бы в шутку: «Ну что, надо вас помянуть». А на кладбище растёт всего только одно дерево – слива. Подхожу, срываю плод, надкусываю, а он червивый. Выкидываю, говорю: «Ну, покойнички, извините, не удалось». Перекрестился и вышел с кладбища. Прохожу метров 200-300, начинаются первые дома этого маленького болгарского городка. Во дворе первого же дом стоит человек, точит косу. Видя меня, спрашивает: «Россия?», отвечаю утвердительно. Он приглашает меня к себе, потом пошёл в сад и огород, начал срывать плоды, наложил мне большое блюдо овощей и фруктов. А нельзя сказать, что болгары обычно вот так бегут к первому встречному. Говорю ему: «Я только что с кладбища», он: «А у нас там сыночек». Дали мне целую сумку овощей и фруктов – пришлось вместо прогулки домой идти, чтобы это всё детям отнести. Вот такое маленькое симпатичное чудо. Хотя можно сказать, что это совпадение, я спокойно к этому отношусь – не мифологизирую.
Кстати, апостол Павел о чудесах избегает говорить, говорит о них очень редко. Даже подробности его обращения (свет, голос и проч.) приводит не он сам, а Евангелист Лука с его слов в книге Деяний. Павел же говорит: «…Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого...» (1 Кор. 1:22-23). То есть, ему было важно показать, что наша вера зиждется не на мудрости, как считали греки, и не на чудесах, как любили евреи.
Даже о своём мистическом опыте Павел говорит мало и порой завуалированно: «Знаю человека…» (2 Кор. 12:2 и далее). А вот Евангелисты не избегают говорить о чудесах, дают понять, что чудеса занимают очень важное место в служении Христа.
Во время работы над своей книгой Вы как-то ориентировались на весьма популярную у нас книгу Клайва Стейплза Льюиса «Чудо»?
о. К.: Нет. Я её читал, когда ещё учился в семинарии, то есть давно. И очень люблю эту книгу. Но во время работы над книгой я даже боялся её перечитывать, чтобы не впасть от неё в невольную зависимость. Мне хотелось, чтобы в моей книге было именно моё восприятие чудесного – которое сложилось у меня за годы размышлений на эту тему.
Вообще есть труды, которые являются попытками как-то систематизировать представления Православной Церкви об этой сфере?
о. К. П.: Есть несколько работ, вышедших в России до революции. Например, священник Беликов написал книгу под названием «Чудо». Святые Отцы тоже составляли сборники разных поразительных историй, но, как правило, систематического учения о чуде дать не пытались. Преп. Никон, игумен Черной горы близ Антиохии (он жил в IX-м веке), в трактате против чудес, происходящих у еретиков и у иноверцев, приводит много примеров, когда лукавый действует под видом Бога, также объясняет и зачем в каждом случае это делает лукавый. Мы сами знаем, что лукавый создаёт какие-то иллюзии, чтобы человека дезориентировать, – например, то, чем занимаются экстрасенсы, колдуны. Есть несколько признаков, по которым можно отличить христианское чудо. Главный из них – это чудо ведёт к вере в Бога, призывает человека задуматься о Боге и измениться в лучшую сторону. Если же происходит событие, которое ведёт человека к самомнению, значит, скорее всего, мы имеем дело с бесовским прельщением. Я разговаривал о чудесах с монахами на Афоне, в Палестине. Многие из них говорят, что, конечно, Господь творит чудеса, вся наша жизнь – чудо, все мы под покровом Богородицы, но часто бесы создают лжечудеса, которые не нужно принимать.
Но ведь и на Божье чудо можно так среагировать – что-то возомнить о себе самом.
о. К.: Если человек расположен к этому, то да. Но Господь редко творит чудеса для людей, которые одержимы самомнением.
Оправдано ли мнение, что вообще всё творение Божье, весь мир – чудо?
о. К.: Оправдано. Даже в современной физике есть так называемый антропный принцип. То есть, учёные отмечают, что наша вселенная имеет такие поразительные параметры, как будто она специально была устроена для появления человека. Это огромное множество параметров сложилось так, будто их направляет какая-то любящая рука. И ведь мы верим, что не только человек, но и вся вселенная наследует вечность – она будет преображена, и обновлённый человек займёт в этой вселенной своё место.
Людям случается молить Бога о чуде. Как не отчаяться, если просим и не получаем?
о. К.: Христос говорит нам, чтобы мы молились. И Сам Он молится Богу Отцу. Но до нас дошли удивительные слова молитвы Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф, 26:39). Посмотрите, какая потрясающая подсказка! То есть, Христос молится, но последнее слово оставляет за Богом Отцом. Мы тоже можем молиться о своих нуждах, но последнее слово должны оставлять за Господом.
Например, человек заболел и молится: «Господи, я очень хочу выздороветь, хочу воспитать своих детей, может быть, даже увидеть внуков, но вот я болею тяжело. И я очень прошу: если это не противоречит Твоей воле, помоги мне выздороветь. Но да будет Твоя воля!» Мой друг, священник, заболел онкологией и стал молиться: «Господи, Ты сам знаешь, нужен я Тебе здесь, на земле, или нет. Я даже не буду просить об исцелении – сотвори по воле Твоей!» И он выздоровел. Знаю много ситуаций, когда люди верующие, благочестивые выздоравливали, и много ситуаций, когда не выздоравливали. Это тайна Промысла Божьего, нам это не открыто. Так же, как почему мощи каких-то святых остаются нетленными, а каких-то – рассыпаются в прах? Или почему какие-то иконы проявились, как чудотворные, а какие-то – нет? Подавать или не подавать благодать, делать что-то или не делать – это полностью на усмотрение Господа. Нам просто нужно учиться доверять Ему. Это очень тяжело. Но Господь знает, что лучше. Я очень люблю фрагмент из Евангелия, в котором Господь говорит: «…и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. 16:23). Когда нам откроется истина во всей полноте, то отпадут вопросы, вроде «Почему ты попустил этому самолёту упасть?», «Почему позволил этой подводной лодке утонуть?». Как и Антонию Великому сказал Господь, чтоб тот внимал себе, а не испытывал путей Божьих.
Можно ли от Бога требовать чудес – в смысле быть слишком настойчивым в просьбах о каких-то нуждах?
о. К.: Бывает, что люди требуют и от Бога. У Святых Отцов мы можем найти такую мысль: если человек чего-то очень настойчиво добивается, Бог ему это даёт – попускает. Вот известный случай – когда мать маленького Кондратия Рылеева молила Бога у постели тяжелобольного сына о его выздоровлении, а ей приснился сон, в котором она увидела виселицу и услышала вопрос: «Ты этого хочешь?» И она ответила: «Да! Да! Только бы сейчас он выжил!» Чем закончилась земная жизнь Рылеева, мы знаем. И таких случаев в истории много. Наши император Николай II и императрица Александра очень хотели сына, наследника, молились, за них молились священники, старцы, вся Россия… А у них рождались дочери. Они всё равно молились. Господь дал им наследника. Но оказалось, что наследник болен, в результате он очень ослабил императорскую чету – они были очень зависимы от этого малыша. И я знаю случаи, когда мои прихожане чего-то очень хотели, безумно хотели и вымаливали это у Бога. Проходили годы, и оказывалось, что это им не на благо. Поэтому мы должны спокойно относиться ко всему: Господь лучше знает, что для нас благо.
Один мой знакомый сказал: «Я боюсь чудес». Вы встречались с такими страхами у людей?
о. К.: Да. И мне самому знакомы такие состояния. Например, я боялся в первый раз ехать к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита – думал: «А вдруг он меня в чём-то обличит и я умру со стыда?» Но отец Николай встретил меня с такой большой любовью, что эта любовь обезоружила и покорила.
Мы боимся чего-то великого. Как опять-таки говорит апостол Павел: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31) Так же я боялся ехать на Святую Землю и на Афон – понимал, что посещение таких мест должно меня изменить, что не смогу оставаться прежним. Но, когда я внутренне дозрел, тогда туда отправился...
...Бог – рядом. Он слышит нас и любит больше, чем самые близкие и родные люди. И заботится. Но не всегда Его забота совпадает с нашим желанием. Учиться этому доверию я бы в заключение и пожелал всем нашим читателям.
О новоизданной книге отца Константина о чудесах и вообще о феномене чуда.
Что Вас побудило написать эту книгу – Ваш личный опыт или запрос извне?
Протоиерей Константин Пархоменко: Запрос издательства не был главным побудительным мотивом. Но да, представители издательства мне сказали, что их интересует эта тема. Другое дело, что собирать материалы я начал задолго до этого. Я вырос в светской семье, был неверующим. И когда пришёл к вере, был обычным советским человеком. Но когда стал открывать для себя мир христианской веры, то увидел, как много Господь в нашей жизни производит чудесных действий. Я общался с людьми, в том числе со священниками старших поколений, которые пережили сталинские гонения – лагеря, ссылки. Ведь я родом из Перми, а во времена оны это было место ссылок, тюрем. Многие, с кем я там разговаривал в 80-е годы, застали всё это. Потом я поступил в Духовную семинарию. И меня, юношу с материалистическим складом ума, интересовало: как понять, что Бог сотворил этот мир и вмешивается в жизнь этого мира? Когда я стал священником и стал общаться с людьми на приходе, то увидел, что чудес ещё больше, чем мне казалось. То и дело приходят люди и свидетельствуют о каких-то поразительных вещах, которые в их жизни происходят. Я стал записывать их рассказы сначала на диктофон, потом на видеокамеру, уже в течение 15 лет я это делаю. Постепенно у меня скопился внушительный архив. И я всегда на эту тему много думал, много читал. Меня всегда интересовала тема чуда в Священном Писании. Всё это вылилось в книжку, о которой мы сейчас говорим.
Что для Вас особенно важно в восприятии феномена чуда?
о. К.: Чудо – это когда более слабые законы мироздания побеждаются более сильными. И это всегда проявление любви Божьей – когда Бог производит какое-то целительное действие в нашем мире. Многие явления, кажущиеся таинственными, на самом деле могут быть объяснены с научной точки зрения: скорое исцеление, неожиданная встреча, какое-то спасительное для нас совпадение... Но ведь Бог и действует посредством законов и закономерностей нашего мира. Что странного, что Бог естественным образом, а не сверхъестественным явился, помог нам, ответил...
Но бывают чудеса, которые являются явным нарушением определённых законов природы. Это то, что природа сама бы не смогла, тут Бог не направляет в нужное ему место действие определенных сил природы, а превозмогает эти законы большей силой.
Такие чудеса были во все времена. Моя книга начинается с разговора о языческих народах. Почему? Да потому, что древнее дохристианское человечество не было вне Бога, Бог тоже заботился о нём.
А в жизни каждого человека было чудо?
Углубляясь в этот вопрос и опрашивая множество людей, я обнаружил закономерность: в жизни каждого взрослого человека были чудеса, но их было очень мало, одно или два, редко когда три. Такие события – проявление милости Божьей, они даже неверующему человеку дают возможность задуматься о духовной жизни. Такие необъяснимые события могут долгие годы питать веру человека, как какие-то подземные родники. А для неверующего это деликатное, но явное напоминание, что мир несводим только к материальной плоскости, мир больше, шире, таинственней, прекрасней.
Господь не засыпает нас такими чудесами, хотя понятно, что маленьких чудес в нашей жизни и много: вроде бы случайная встреча, обрывок какого-то разговора, который помог нам что-то понять, какая-то находка… Однажды мне были очень нужны деньги, и ко мне на улице подошёл человек и дал мне эту сумму. Таких чудес у нас много – потому, что мы вообще живём под заботливой десницей Божьей. Но больших чудес, к которым мысленно возвращаешься долгие годы, их немного...
Люди приходят к Вам и рассказывают о чудесах в своей жизни. А бывает, что Вы понимаете: человек придумывает или впал в прелесть?
о. К.: Да, эти рассказы нужно фильтровать. Я сделал видеопроект, где люди рассказывают о чудесах, в основном о тех самых маленьких чудесах. Но этот проект пополняется не так уж быстро. Сразу отсеиваю неадекватных людей. Ведь я говорю с человеком достаточно долго и вижу – если у него везде чудеса, голоса и видения, то тут другое дело. Тут может быть придумано, или у человека есть психические проблемы...
Бывает много "личных" чудес, то есть таких, когда человеку очевидно, что это чудо, но не факт, что другие с ним согласятся. но ты-то в своей жизни видишь, что это нечто большее. чем просто совпадение. Например, женщина пишет, что у них с мужем долго не было детей, а потом они куда-то съездили, помолились, и она забеременела. Но этот случай я в проект не возьму потому, что очень легко сказать, что это просто совпадение. Поэтому я отвечаю женщине: «Дорогая раба Божья! Благодарю Вас за Ваше свидетельство, храните память об этом, как «золотой фонд» Вашей души. Но в проект Вашу историю я взять не могу». А что я могу взять в проект? Такую историю, над которой задумаются даже неверующие.
Например, такая история: женщине поставили диагноз – онкология; сказали, что ей осталось жить очень мало, потому что уже начались метастазы. И она решила не лечиться – а зачем, если она всё равно умирает? Раньше она была неверующей, а тут решила хоть как-то прийти к вере – ей это открылось. Она поехала в паломничество, там молилась, зная, что скоро умрёт. И отпустила эту ситуацию – успокоилась, при этом даже не думала о исцелении. Но когда эта женщина вернулась, ей сделали анализы – и выяснилось: ничего нет, онкология исчезла. Врачи сами сказали, что это необъяснимо.
А Вы встречаете людей, которые ходят в храм, но им совсем не нужны в жизни какие-то чудеса?
о. К.: Конечно. Это очень распространённый тип религиозности. Мне то и дело пишут комментарии, вроде: «Наша вера не зависит от чудес!» Я не спорю с этим. Моя вера тоже от чудес не зависит. Для меня чудеса – это как пирожное, которого может и не быть после обеда, но приятно, когда оно есть. Приятно, когда ты знаешь, что Бог тебя любит, слышит. Вот в храм прибегает женщина в храм, плачет, хватается за меня – стоять не может. Её ребёнок выпал с 5-го этажа и умирает в реанимации – врачи сказали, что это его последние часы. Я всему храму говорю: «Братья и сёстры! Сейчас на Литургии мы будем молиться о мальчике, младенце Иоанне, который умирает в больнице. Если будет на то воля Божья, он исцелится». И эта женщина стоит на коленях всю Литургию, молится. И в конце Литургии у неё звонит мобильный телефон, она выходит из храма, чтобы ответить. Я в ужасе думаю: «Сейчас ей скажут самое плохое». А ей говорят, что мальчик пришёл в сознание. И через неделю его из больницы выписали. И врачи сказали: «Знаете, снимки были страшные. Но мальчик невероятно быстро пошёл на поправку». Я старюсь не мифилогизировать, но считаю, что это больше, чем просто совпадение.
Бывают и истории с неким юмором. Вот, например, минувшим летом мы с семьёй были на отдыхе в Болгарии. Я иногда выходил гулять в одиночестве. Однажды я набрёл на кладбище, зашёл туда, а там ни души – только могилы. И говорю: «Покойнички, я сейчас помолюсь за вас, послужу панихиду». Полностью спел всю панихиду и говорю покойничкам как бы в шутку: «Ну что, надо вас помянуть». А на кладбище растёт всего только одно дерево – слива. Подхожу, срываю плод, надкусываю, а он червивый. Выкидываю, говорю: «Ну, покойнички, извините, не удалось». Перекрестился и вышел с кладбища. Прохожу метров 200-300, начинаются первые дома этого маленького болгарского городка. Во дворе первого же дом стоит человек, точит косу. Видя меня, спрашивает: «Россия?», отвечаю утвердительно. Он приглашает меня к себе, потом пошёл в сад и огород, начал срывать плоды, наложил мне большое блюдо овощей и фруктов. А нельзя сказать, что болгары обычно вот так бегут к первому встречному. Говорю ему: «Я только что с кладбища», он: «А у нас там сыночек». Дали мне целую сумку овощей и фруктов – пришлось вместо прогулки домой идти, чтобы это всё детям отнести. Вот такое маленькое симпатичное чудо. Хотя можно сказать, что это совпадение, я спокойно к этому отношусь – не мифологизирую.
Кстати, апостол Павел о чудесах избегает говорить, говорит о них очень редко. Даже подробности его обращения (свет, голос и проч.) приводит не он сам, а Евангелист Лука с его слов в книге Деяний. Павел же говорит: «…Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого...» (1 Кор. 1:22-23). То есть, ему было важно показать, что наша вера зиждется не на мудрости, как считали греки, и не на чудесах, как любили евреи.
Даже о своём мистическом опыте Павел говорит мало и порой завуалированно: «Знаю человека…» (2 Кор. 12:2 и далее). А вот Евангелисты не избегают говорить о чудесах, дают понять, что чудеса занимают очень важное место в служении Христа.
Во время работы над своей книгой Вы как-то ориентировались на весьма популярную у нас книгу Клайва Стейплза Льюиса «Чудо»?
о. К.: Нет. Я её читал, когда ещё учился в семинарии, то есть давно. И очень люблю эту книгу. Но во время работы над книгой я даже боялся её перечитывать, чтобы не впасть от неё в невольную зависимость. Мне хотелось, чтобы в моей книге было именно моё восприятие чудесного – которое сложилось у меня за годы размышлений на эту тему.
Вообще есть труды, которые являются попытками как-то систематизировать представления Православной Церкви об этой сфере?
о. К. П.: Есть несколько работ, вышедших в России до революции. Например, священник Беликов написал книгу под названием «Чудо». Святые Отцы тоже составляли сборники разных поразительных историй, но, как правило, систематического учения о чуде дать не пытались. Преп. Никон, игумен Черной горы близ Антиохии (он жил в IX-м веке), в трактате против чудес, происходящих у еретиков и у иноверцев, приводит много примеров, когда лукавый действует под видом Бога, также объясняет и зачем в каждом случае это делает лукавый. Мы сами знаем, что лукавый создаёт какие-то иллюзии, чтобы человека дезориентировать, – например, то, чем занимаются экстрасенсы, колдуны. Есть несколько признаков, по которым можно отличить христианское чудо. Главный из них – это чудо ведёт к вере в Бога, призывает человека задуматься о Боге и измениться в лучшую сторону. Если же происходит событие, которое ведёт человека к самомнению, значит, скорее всего, мы имеем дело с бесовским прельщением. Я разговаривал о чудесах с монахами на Афоне, в Палестине. Многие из них говорят, что, конечно, Господь творит чудеса, вся наша жизнь – чудо, все мы под покровом Богородицы, но часто бесы создают лжечудеса, которые не нужно принимать.
Но ведь и на Божье чудо можно так среагировать – что-то возомнить о себе самом.
о. К.: Если человек расположен к этому, то да. Но Господь редко творит чудеса для людей, которые одержимы самомнением.
Оправдано ли мнение, что вообще всё творение Божье, весь мир – чудо?
о. К.: Оправдано. Даже в современной физике есть так называемый антропный принцип. То есть, учёные отмечают, что наша вселенная имеет такие поразительные параметры, как будто она специально была устроена для появления человека. Это огромное множество параметров сложилось так, будто их направляет какая-то любящая рука. И ведь мы верим, что не только человек, но и вся вселенная наследует вечность – она будет преображена, и обновлённый человек займёт в этой вселенной своё место.
Людям случается молить Бога о чуде. Как не отчаяться, если просим и не получаем?
о. К.: Христос говорит нам, чтобы мы молились. И Сам Он молится Богу Отцу. Но до нас дошли удивительные слова молитвы Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф, 26:39). Посмотрите, какая потрясающая подсказка! То есть, Христос молится, но последнее слово оставляет за Богом Отцом. Мы тоже можем молиться о своих нуждах, но последнее слово должны оставлять за Господом.
Например, человек заболел и молится: «Господи, я очень хочу выздороветь, хочу воспитать своих детей, может быть, даже увидеть внуков, но вот я болею тяжело. И я очень прошу: если это не противоречит Твоей воле, помоги мне выздороветь. Но да будет Твоя воля!» Мой друг, священник, заболел онкологией и стал молиться: «Господи, Ты сам знаешь, нужен я Тебе здесь, на земле, или нет. Я даже не буду просить об исцелении – сотвори по воле Твоей!» И он выздоровел. Знаю много ситуаций, когда люди верующие, благочестивые выздоравливали, и много ситуаций, когда не выздоравливали. Это тайна Промысла Божьего, нам это не открыто. Так же, как почему мощи каких-то святых остаются нетленными, а каких-то – рассыпаются в прах? Или почему какие-то иконы проявились, как чудотворные, а какие-то – нет? Подавать или не подавать благодать, делать что-то или не делать – это полностью на усмотрение Господа. Нам просто нужно учиться доверять Ему. Это очень тяжело. Но Господь знает, что лучше. Я очень люблю фрагмент из Евангелия, в котором Господь говорит: «…и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. 16:23). Когда нам откроется истина во всей полноте, то отпадут вопросы, вроде «Почему ты попустил этому самолёту упасть?», «Почему позволил этой подводной лодке утонуть?». Как и Антонию Великому сказал Господь, чтоб тот внимал себе, а не испытывал путей Божьих.
Можно ли от Бога требовать чудес – в смысле быть слишком настойчивым в просьбах о каких-то нуждах?
о. К.: Бывает, что люди требуют и от Бога. У Святых Отцов мы можем найти такую мысль: если человек чего-то очень настойчиво добивается, Бог ему это даёт – попускает. Вот известный случай – когда мать маленького Кондратия Рылеева молила Бога у постели тяжелобольного сына о его выздоровлении, а ей приснился сон, в котором она увидела виселицу и услышала вопрос: «Ты этого хочешь?» И она ответила: «Да! Да! Только бы сейчас он выжил!» Чем закончилась земная жизнь Рылеева, мы знаем. И таких случаев в истории много. Наши император Николай II и императрица Александра очень хотели сына, наследника, молились, за них молились священники, старцы, вся Россия… А у них рождались дочери. Они всё равно молились. Господь дал им наследника. Но оказалось, что наследник болен, в результате он очень ослабил императорскую чету – они были очень зависимы от этого малыша. И я знаю случаи, когда мои прихожане чего-то очень хотели, безумно хотели и вымаливали это у Бога. Проходили годы, и оказывалось, что это им не на благо. Поэтому мы должны спокойно относиться ко всему: Господь лучше знает, что для нас благо.
Один мой знакомый сказал: «Я боюсь чудес». Вы встречались с такими страхами у людей?
о. К.: Да. И мне самому знакомы такие состояния. Например, я боялся в первый раз ехать к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита – думал: «А вдруг он меня в чём-то обличит и я умру со стыда?» Но отец Николай встретил меня с такой большой любовью, что эта любовь обезоружила и покорила.
Мы боимся чего-то великого. Как опять-таки говорит апостол Павел: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31) Так же я боялся ехать на Святую Землю и на Афон – понимал, что посещение таких мест должно меня изменить, что не смогу оставаться прежним. Но, когда я внутренне дозрел, тогда туда отправился...
...Бог – рядом. Он слышит нас и любит больше, чем самые близкие и родные люди. И заботится. Но не всегда Его забота совпадает с нашим желанием. Учиться этому доверию я бы в заключение и пожелал всем нашим читателям.