Музей истории религии: 3

Эта запись является частью серии записей Музей истории религии
Музей истории религии
Прогулка по залам музея: Монастыри

Мы продолжаем прогулку по залам Музея истории религии в С.-Петербурге. Сегодня задержимся у нескольких витрин.
Уже критиковали этот музей, сегодня делать это не будем, лишь деликатно укажем на хаотичность подбора экспонатов. В свое время выполнявшая идеологическую задачу – показать, что Церковь стремилась к насилию, к изуверству, и современная экспозиция «отрабатываетм эту же идеологию.
Так, например, рядом с одеянием схимника (изуверство) помещены стрелы. Затем вериги. Затем топоры... Какая связь?

Но некоторую ценность для человека, интересующегося церковной археологией и умеющего критично относиться к увиденному, эти экспонаты представляют.
Для таковых – и наша небольшая подборка.

Правда, не будем критиковать, а лучше порадуемся, что можем увидеть пусть и бессистемно представленные, но все-таки кое-какие интересные церковные артефакты.

IMG_7167.JPG
Старообрядческая книга с крюками для пения и лестовка – старообрядческие четки.

IMG_7200.JPG
Наконечники стрел 17-го века. Соловецкий монастырь.

IMG_7202.JPG
Богослужебные сосуды и иные предметы из Соловецкого монастыря: 17-й – 19-й вв. Это очень интересные предметы. Вообще богослужение совершается на сосудах, изготовленных из металлов, желательно благородных. Но в русских монастырях совершалось богослужение на деревянных сосудах. Сегодня таких предметов осталось очень мало, и они представляют большую историческую ценность.

IMG_7204.JPG
Тарелочка для частиц, вынимаемых на проскомидии, и для просфор. 18-й век.

IMG_7205.JPG
«Постригальные» ножницы. Такими ножницами совершали монашеский постриг.
Эти ножницы ни для чего больше не использовались. Обратите внимание на крест, изображенный на ушках ножниц. Сколько людей «умерло для мира» и «родилось для Царства Божьего» после того, как эти ножницы несколько раз щелкнули над преклоненной головой...

IMG_7208.JPG
Потир (Евхаристическая Чаша). 18-й век. Соловецкий монастырь.

IMG_7210.JPG
Одеяние схимника. Великая схима – высшая ступень монашеского подвижничества. В схиму постригают после многих лет обычного монашеского жительства. Схимник оставляет любое послушание и работу. Теперь всей деятельностью его жизни будет непрестанная молитва. Глубокий капюшон закрывает голову таким образом, чтобы можно было спрятать в нем лицо и никого не видеть.

IMG_7215_1.JPG
А это – удивительная объемная картина, как бы сейчас выразились, в 3D. Святой Митрофан, просфорник Киевский. 19-й век.
Картина и в самом деле изумительная. Она полностью объемная, что, к сожалению, фотография не передает. Из бересты и пробки воссоздана просфорня – келия, в которой пекут просфоры.

IMG_7227.JPG
Наконец, «гвоздь программы» Музея истории религии и «страшилка» для (наверное, не ошибусь) сотен тысяч советских людей, которые посещали музей за последние 60 лет: вериги монаха-подвижника: железная скуфейка и...

IMG_7228.JPG
...цепи на тело.
Зачем вериги были нужны и фото других вериг см.: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=3022
Перейти к предыдущей записи Музей истории религии: 2

Комментарии

Когда в Казанском соборе был музей, посетители могли видеть Дарохранительницу, выполненную по проекту Воронихина. Можно было рассмотреть и колонночки из уральских саоцветов,и эмалевые иконы... Сейчас она находится на том месте, для которого предназначалась - на престоле. Но, может быть, возможно иногда устраивать что-то вроде временных выставок, чтобы миряне могли увидеть богослужебные предметы, имеющие художественную и историческую ценность?
 
Картина 3D очень понравилась! Ради такой стоит в музей сходить.
А вериги - ТЕ САМЫЕ! :) Помню их с детства... Та еще "страшилка" ;)
 
Надо сказать, многие посетители, приходя в музей в Казанском соборе, прежде всего спрашивли: "А где испанский сапог?". Их ждало разочарование - в последние годы почему-то был закрыт католический отдел. Есть ли сейчас в экспозиции "ужасы инквизиции?".
 
Спасибо за экскурс в историю..подвиг монахов достоин уважения/про вериги и скуфии из железа/..не даром про таких говорили: они на передней линии фронта..воины Христовы/дополнил/
 
отец Александр Шмеман написал где-то в дневниках, что дьявол, прежде всего, бездонно глуп. Вот когда видишь какие-то дела и "произведения", не без его участия сделанные, всегда удивляешься ГЛУПОСТИ. Стоит задать себе несколько вопросов, и все, что "хотят сказать" такими подборками, рассыплется, как карточный домик. Только, похоже, в советское время их не задавали... А, думаю, это самое главное: внутренний поиск. Ведь даже если прекрасно устроить музей, а люди будут просто потреблять, а не осмыслять и не искать, то и хорошее дело не принесет плода... Да так везде, наверное...
Юля
 
ой, хочу поправиться! сказав "такие подборки", я имела в виду никоим образом не сами предметы (замечательные), а, как всегда, некоторую тенденциозность и "страшилки"... Это я их обозвала глупостью!
Юля
 
При прочтении истории Соловков наличие данных предметов становится весьма очевидной.С конца 16го--начала 17-го века монастырь является "государевой крепостью",отряд стрельцов,дислоцирующийся в монастыре к 1614 году доводится до 1040 человек,что по тем временам было достаточно крупным военным соединением.В 1668-1676году-известное "соловецкое сидение".Как стрелы,так и топоры(вероятнее всего-секиры)могут относится к данным этапам истории монастыря.Более позднее оружие могло быть найдено из-за осады англо-французской эскадрой времен Крымской войны.
Не знаю, как у кого,а у меня при возникновении вопросов о каком-либо несоответствии на осмотре экспозиции музея возникает ОЧЕНЬ настойчивое желание поприставать к экскурсоводу с вопросами,а дома интенсивно порыться в литературе.
 
Сверху