Музей истории религии
Прогулка по залам музея: Монастыри
Мы продолжаем прогулку по залам Музея истории религии в С.-Петербурге. Сегодня задержимся у нескольких витрин.
Уже критиковали этот музей, сегодня делать это не будем, лишь деликатно укажем на хаотичность подбора экспонатов. В свое время выполнявшая идеологическую задачу – показать, что Церковь стремилась к насилию, к изуверству, и современная экспозиция «отрабатываетм эту же идеологию.
Так, например, рядом с одеянием схимника (изуверство) помещены стрелы. Затем вериги. Затем топоры... Какая связь?
Но некоторую ценность для человека, интересующегося церковной археологией и умеющего критично относиться к увиденному, эти экспонаты представляют.
Для таковых – и наша небольшая подборка.
Правда, не будем критиковать, а лучше порадуемся, что можем увидеть пусть и бессистемно представленные, но все-таки кое-какие интересные церковные артефакты.
Старообрядческая книга с крюками для пения и лестовка – старообрядческие четки.
Наконечники стрел 17-го века. Соловецкий монастырь.
Богослужебные сосуды и иные предметы из Соловецкого монастыря: 17-й – 19-й вв. Это очень интересные предметы. Вообще богослужение совершается на сосудах, изготовленных из металлов, желательно благородных. Но в русских монастырях совершалось богослужение на деревянных сосудах. Сегодня таких предметов осталось очень мало, и они представляют большую историческую ценность.
Тарелочка для частиц, вынимаемых на проскомидии, и для просфор. 18-й век.
«Постригальные» ножницы. Такими ножницами совершали монашеский постриг.
Эти ножницы ни для чего больше не использовались. Обратите внимание на крест, изображенный на ушках ножниц. Сколько людей «умерло для мира» и «родилось для Царства Божьего» после того, как эти ножницы несколько раз щелкнули над преклоненной головой...
Потир (Евхаристическая Чаша). 18-й век. Соловецкий монастырь.
Одеяние схимника. Великая схима – высшая ступень монашеского подвижничества. В схиму постригают после многих лет обычного монашеского жительства. Схимник оставляет любое послушание и работу. Теперь всей деятельностью его жизни будет непрестанная молитва. Глубокий капюшон закрывает голову таким образом, чтобы можно было спрятать в нем лицо и никого не видеть.
А это – удивительная объемная картина, как бы сейчас выразились, в 3D. Святой Митрофан, просфорник Киевский. 19-й век.
Картина и в самом деле изумительная. Она полностью объемная, что, к сожалению, фотография не передает. Из бересты и пробки воссоздана просфорня – келия, в которой пекут просфоры.
Наконец, «гвоздь программы» Музея истории религии и «страшилка» для (наверное, не ошибусь) сотен тысяч советских людей, которые посещали музей за последние 60 лет: вериги монаха-подвижника: железная скуфейка и...
...цепи на тело.
Зачем вериги были нужны и фото других вериг см.: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=3022
Прогулка по залам музея: Монастыри
Мы продолжаем прогулку по залам Музея истории религии в С.-Петербурге. Сегодня задержимся у нескольких витрин.
Уже критиковали этот музей, сегодня делать это не будем, лишь деликатно укажем на хаотичность подбора экспонатов. В свое время выполнявшая идеологическую задачу – показать, что Церковь стремилась к насилию, к изуверству, и современная экспозиция «отрабатываетм эту же идеологию.
Так, например, рядом с одеянием схимника (изуверство) помещены стрелы. Затем вериги. Затем топоры... Какая связь?
Но некоторую ценность для человека, интересующегося церковной археологией и умеющего критично относиться к увиденному, эти экспонаты представляют.
Для таковых – и наша небольшая подборка.
Правда, не будем критиковать, а лучше порадуемся, что можем увидеть пусть и бессистемно представленные, но все-таки кое-какие интересные церковные артефакты.
Старообрядческая книга с крюками для пения и лестовка – старообрядческие четки.
Наконечники стрел 17-го века. Соловецкий монастырь.
Богослужебные сосуды и иные предметы из Соловецкого монастыря: 17-й – 19-й вв. Это очень интересные предметы. Вообще богослужение совершается на сосудах, изготовленных из металлов, желательно благородных. Но в русских монастырях совершалось богослужение на деревянных сосудах. Сегодня таких предметов осталось очень мало, и они представляют большую историческую ценность.
Тарелочка для частиц, вынимаемых на проскомидии, и для просфор. 18-й век.
«Постригальные» ножницы. Такими ножницами совершали монашеский постриг.
Эти ножницы ни для чего больше не использовались. Обратите внимание на крест, изображенный на ушках ножниц. Сколько людей «умерло для мира» и «родилось для Царства Божьего» после того, как эти ножницы несколько раз щелкнули над преклоненной головой...
Потир (Евхаристическая Чаша). 18-й век. Соловецкий монастырь.
Одеяние схимника. Великая схима – высшая ступень монашеского подвижничества. В схиму постригают после многих лет обычного монашеского жительства. Схимник оставляет любое послушание и работу. Теперь всей деятельностью его жизни будет непрестанная молитва. Глубокий капюшон закрывает голову таким образом, чтобы можно было спрятать в нем лицо и никого не видеть.
А это – удивительная объемная картина, как бы сейчас выразились, в 3D. Святой Митрофан, просфорник Киевский. 19-й век.
Картина и в самом деле изумительная. Она полностью объемная, что, к сожалению, фотография не передает. Из бересты и пробки воссоздана просфорня – келия, в которой пекут просфоры.
Наконец, «гвоздь программы» Музея истории религии и «страшилка» для (наверное, не ошибусь) сотен тысяч советских людей, которые посещали музей за последние 60 лет: вериги монаха-подвижника: железная скуфейка и...
...цепи на тело.
Зачем вериги были нужны и фото других вериг см.: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=3022