Лица Левашовской пустоши

Анастасия Коренькова

Лица Левашовской пустоши

После посещения Соловков и тесного соприкосновения с темой репрессий мне очень захотелось посетить Левашово. Это место для Петербурга – как Бутовский полигон для Москвы. Только в столице на месте массового захоронения расстрелянных уже построен храм, люди имеют возможность помолиться об упокоении лежащих там. А в нашем городе пока ничего такого нет. Археологи констатировали: в Левашовской пустоши где ни копни – везде кости. Не на останках же, и в самом деле, затевать строительство церкви… Поэтому пока просто огороженный, как и тогда, высоким забором, участок леса. Просто памятники, причем на чисто символических могилах, так как хоронили-то всех в общих ямах. А многим не досталось и отдельного креста – только прибитые на деревьях фотографии и таблички.

В эти-то таблички я и вглядывалась, бродя по этому тихому и печальному месту, куда не заглядывает солнце. Смотрела на лица. Они тоже когда-то были. Росли. Учились. Работали. Любили. Мечтали. На что-то надеялись. Может быть, даже на то, что те страшные события, которые происходят в стране, какое-то временное помрачение умов. Страшный сон. Недоразумение. Большинство захороненных здесь (а сколько точно, так и не ясно: 20 тысяч? 40?) были расстреляны в 1937-1938 годы в тюрьмах, по приговорам «троек». Тела привозили сюда. И делали это настолько тихо, что правда открылась только после перестройки.

Радует лишь то, что многих все-таки нашли родные. Через полвека. Приехали, прибили таблички к деревьям, повесили фотографии. Не хочется много писать. Давайте просто посмотрим на эти лица. Левашовские лица.

1.jpg
Дмитрий Федорович Суворов. Расстрелян в 1937 году по «любимой» статье системы – «контрреволюционная деятельность». Она содержала в себе широкий перечень пунктов, дававших возможность чекистам подогнать любые действия под состав преступления.

2.jpg
Протоиерей Яков Львович Журавский. Батюшка погиб в том же 37-м.

3.jpg
Николай Леонидович Пржесмыцкий. Судя по форме, человек системы. Но она уничтожила и его.

4.jpg
Веронике Викторовой, судя по табличке, было всего 36. А ведь не скажешь! С фотографии смотрит 50-летняя женщина.

5.jpg
Иван Петрович Петров. Ваня. Чем мог заслужить высшую меру 23-летний парень? Опасный враг?

6.jpg
В Левашово похоронены не только ленинградцы – здесь весь Северо-Запад. А также Прибалтика, Украина, Польша и т.д. Этот молодой человек, Вось Николай Войцехович, судя, по всему, католик. Священник? Мирянин? Распятый Христос, несомненно, был рядом с ним в ту страшную минуту.

7.jpg
Николай Федорович Капустин. Обращает внимание дата гибели – 1951. Последний виток сталинского террора. Наверное, этот человек был из тех, кто поверил новым идеалам, но, как часто бывало, тоже не избежал репрессий.

8.jpg
Этих людей мы обычно называем сектантами. Давайте сейчас употребим другое слово – инославцы. Они тоже умирали за веру в лагерях и тюрьмах. Эта табличка кратко рассказывает нам о Георгии Скрипко, но емко: дьякон церкви «Дом Евангелия» прожил на свете 64 года. «Был разъездным проповедником, в частности, в Тихвинском уезде. В течение двух лет ездил в Сибирь как благовестник. Был строг в исполнении евангельской истины. После закрытия в 1930 году Дома Евангелия являлся одним из организаторов домашних групп изучения Библии». В самый решительный в жизни миг выбрал веру.

9.jpg
Это захоронение достаточно редко для Левашовской пустыни. Татьяна Хламкова умерла в блокаду – 13 сентября 1942 года. От голода.

10.jpg
Поляк Иван Ефимович тоже нашел свое пристанище здесь, в Левашово. Как оказалось спустя 22 года, расстрелян безвинно.

11.jpg
12.jpg
Конечно, очень много в Левашово похоронено православных священников. Потомки протоиерея Петра Ревенко оставили нам краткий, но предельно драматичный рассказ о его последних днях. Священник Псковской епархии был арестован в 1937 году, но отпущен с условием: вернуться через два для с заявлением об отреченнии от Бога. Одну часть условия батюшка выполнил: он вернулся через два дня. Простившись с женой и восьмерыми детьми, он пошел на верную смерть, не предав Господа.

13.jpg
14.jpg
Историю протоиерея Николая Меринова тоже невозможно читать без слез. Последний священник церкви Серафима Саровского в поселке Песочный. Прошел Первую Мировую войну в чине поручика. Был ранен. После ареста отца Николая храм был закрыт. «Искали тебя 52 года, а тебя умучили рядом с домом. Вечная тебе память», - записали на табличке дети, внуки, правнуки, благодарные прихожане.

15.jpg
А вот человек с громкой фамилией Врангель. Родился… Репрессирован….Расстрелян… Реабилитирован… Такие вот вехи жизни.

16.jpg
А это финны. Их тоже много здесь. Видно, что диаспора чтит своих земляков: к памятникам возлагают цветы, венки, есть даже то, что сейчас принято называть словечком «арт-объект».

17.jpg
На эти две фотографии я смотрела особенно долго. Две молодые, симпатичные женщины, Анна и Надежда. 33 года и 26 лет. Подруги?

18.jpg
Печников Алексей Алексеевич – счастливый человек. Да, он тоже, казалось бы, проиграл. Но зато дал жизнь хорошему сыну, который нашел своего отца здесь спустя 54 года после расстрела. Согласитесь, в эпоху, когда многие родственники отворачивались от своих арестованных, эта память особенно бесценна.

19.jpg
Эта фотография, честно говоря, вызвала больше вопросов, чем ответов. Супруги Аук. Муж был расстрелян в 1938, его жена умерла уже в 1979. Вряд ли она похоронена здесь. Но на снимке они рядом, также как были рядом при жизни.

20.jpg
Священномученик Карп Эльб. Набрав это имя в Интернете, легко найти биографию настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге. Сохранился даже протокол допроса. Есть и тропарь пресвитеру Петроградскому: «… во дни смуты правоверие сохранил еси/ и в мучении мужество обрел еси,/ терпением душу свою стяжав…».

21.jpg
Щукин Федор Иванович. Священнник. Жертва политических репрессий.

22.jpg
Игумения Иоанникия (Кожевникова), настоятельница Тихвинского Введенского монастыря. Расстреляна все в том же 1937 году.

23.jpg
Иоанн Степанович Лесков. Отец Иоанн, наверняка, любимый и уважаемый прихожанами пастырь. Помнят о нем внуки и правнуки. А батюшка, я уверена, молится сейчас за них за всех.

… Побывайте на Левашовском кладбище! Поклонитесь. Помолитесь.

Комментарии

Комок в горле. Спасибо за то, что взяли на себя чужую боль и поделились с нами. Упокой Господи души усопших раб Твоих!
 
Настя, спасибо за напоминание о вечном! Ты съездила в удачное время - когда можно долго бродить и внимательно разглядеть все фотографии (а разглядывать портреты и подписи к ним там можно очень долго). Когда мы с супругом посетили Левашово, стояла зима, градусов 10 мороза. Муж пытался сделать видео, я его ждала, и мы здорово замёрзли. Но всё-таки успели пройтись по всем главным аллеям кладбища и даже зайти погреться в небольшой музей, главное достояние которого - книга отзывов посетителей кладбища. Запомнились удивительное спокойствие, мир и солнечный свет (солнце туда всё-таки заглядывает :)) в таком скорбном месте, и огромное количество благодарностей в книге музея. В них чувствуется горячая любовь родных к своим героически погибшим близким, уважение к их памяти и признательность тем, кто помогает эту память сохранять. А еще впечатлили фотографии мученников, выступающие прямо из-под снега. Как будто каждое дерево, на котором прикреплён памятный портрет, живое и смотрит на тебя...

Также как и тебя, нас глубоко потрясли умученные евангелисты, католики и другие христианские представители "инославия". Это еще раз напоминает, что истинного христианина отличает жертвенная любовь ко Христу.
 
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Из проповеди английского священника XVII века Джона Донна.
 
Я попыталась представить себе, что чувствует человек, когда ему говорят "Отрекись от Христа или мы тебя убьём". И вот что подумалось. Если бы сейчас, в мирное и спокойное для Церкви время (когда вера человека считается его личным делом), мне сказали такие слова, я бы, наверное, растерялась... Да и просто не поняла, зачем нужно умирать и оставлять семью осиротевшей. А если быть до конца честной с самой собой, то я бы и не поверила, что моя смерть может что-то улучшить, а сказанные мною слова отречения (от страха или непонимания смысла) могут значить для Бога больше, чем желание еще послужить Ему на земле (какой соблазн!). Единственной причиной для совершения такого поступка (отдать жизнь за Христа) я бы посчитала голос совести, призывающей меня сделать это ради Самого Бога прямо сейчас...

Представьте теперь, что безвинно убиенные в Левашово люди, возможно, слышали в себе этот призыв. Они видели смысл в своей смерти и верили, что Богу она зачем-то нужна... Это не просто подвиг послушания убийцам и ревностного (кто-то сказал бы сейчас "фанатичного") следования заповеди Христа об отречении перед людьми (Мф. 10:33), это - огромный подвиг веры, надежды, осознания этой страшной заповеди, доверия Богу, Чью волю они всем сердцем слушали и исполняли... Истинным отречением от Христа стал бы для них отказ слушаться этой воли и действовать против совести.

А что думают другие читатели блога? Почему, по вашему мнению, святые люди смело жертвуют своей жизнью и благоденствием семьи?
 
Виктория Голубкова написал(а):
А что думают другие читатели блога? Почему, по вашему мнению, святые люди смело жертвуют своей жизнью и благоденствием семьи?
Думаю, что нам трудно понять ход мыслей мученников потому, что... мы, вероятно, ещё не доросли до хода их мыслей...
Если бы такой вопрос задали мне, то я не знаю, чтобы я ответил... вероятно попытался бы как-то "выкрутиться"... Ведь сидя в уютном кресле всегда удобнее рассуждать, чем под дулом пистолета или при виде установки для мучения...

Дерзну сделать некоторые предположения:
1. Сказано не отрекись - значит не отрекись и всё. Мы, люди "мудрёные", могли бы, особенно когда речь идёт о нашей жизни, начать рассуждать "ну, допустим, отрекусь я внешне, но не внутренне... а там покаюсь и делов то". Однако для мученников отречение было, скорее всего, просто "не в рамках возможных альтернатив". Уважительных причин всегда найдётся предостаточно... но мученники были не из тех, которые их искали. Сказано - сделано.

2. Если у некоторых голос совести слабо шепчет, то у мученников голос совести был, вероятно, чётко и ясно различим, настолько, что сомнений не возникало. Если бы они пошли против своей совести, то не смогли бы нормально жить дальше.

3. Возможно, для мученников жизнь после смерти была настолько реально ощутима, что смерть была для них не более чем переходом. Пример: когда у нас болит зуб, мы идём к зубному врачу, и если у нас нет денег на укол, то мы "добровольно согласимся на мучения (аналог смерти)", чтобы потом нам было хорошо (аналог рая). Так вроде понятнее. Возможно именно жизнь после смерти является здесъ главнейшим аргументом.

4. Чёткое осознание приоритетов: Бог важнее всего, а семья (ближние) и я сам на втором месте.

5. А если представить на минутку отсутствие всех мученников и убитых за веру в Христа... что стало бы с нашей религией? Может тогда бы она стала сводом моральных правил для благоденствия в этом преходящем мире. Возможно, было бы утеряна одна из важнейших составляющих.

6. Когда мы "по уши" влюблены, то теряем адекватность мышления... тот же эффект возможно наблюдается с сильной верой в экстремальных условиях.

7. Они принимали решение не на основе логики. Мы хоть и привыкли принимать решение на основе логики, но ведь есть и другие варианты, например, на основе эмоций, рефлексов, на основе духа (!) и т.д.

8. Возможно, лишь реальное ощущение быть верным до конца (без всяких условий и не зависимо от обстоятельств) придаёт нашей вере ту невероятную силу, которая способна творить чудеса, которая только и может быть названна верой истинной. Это я называю верой на 100%.

Лично я, если честно, думаю, что мученники настолько явно ощущали присутствие Бога в себе, как мы, например, ощущаем присутствие эмоций, мыслей и т.д. Я думаю, что для ощущения Бога у нас тоже имеется такой орган - это дух. К сожалению, мы не часто им пользуемся, потому что зачастую не умеем и опыта не имеем.
Я думаю, что духом человек может настолько высоко подняться, что... ощутить мир иной... Царство Небесное при жизни... и тогда нам откроется перспектива... вне время и вне пространства, где смерть является не более, чем одним неприятным инцидентом и в перспективе "вечной жизни в Боге" значимостъ смерти радикально падает.
То, что нам было ужасно важно в детстве может быть абсолютно не важно сейчас... а то из мирского, что кажется нам ужасно важно сейчас может оказаться абсолютно не важным потом...
Как бы хотелось уже сейчас иметь реальное представление о ценности тех или иных вещей... не знать в теории, а реально ощущать...
 
Геннадий1 написал(а):
думаю, что мученники настолько явно ощущали присутствие Бога в себе, как мы, например, ощущаем присутствие эмоций, мыслей и т.д. Я думаю, что для ощущения Бога у нас тоже имеется такой орган - это дух. К сожалению, мы не часто им пользуемся, потому что зачастую не умеем и опыта не имеем.
Я думаю, что духом человек может настолько высоко подняться, что... ощутить мир иной... Царство Небесное при жизни... и тогда нам откроется перспектива... вне время и вне пространства, где смерть является не более, чем одним неприятным инцидентом и в перспективе "вечной жизни в Боге" значимостъ смерти радикально падает.

Большое спасибо, Гена, за ценные дополнения. Наверное, все дело именно в видении этой перспективы, в пребывании в ней - не столько умом даже, сколько сердцем. "Помни о смерти и вовеки не согрешишь". Для себя поняла, что надо чаще думать о смерти. Не бояться её, а учиться смотреть как бы сквозь неё. Так же как женщина, носящая чадо во чреве, старается помышлять больше не о болезненных родах, а о счастье материнства. Только вот лично мне очень трудно представлять Царство Небесное. Не хватает образов, да и вообще... Как его представишь, когда его никто не видел, кроме Христа? Чувствам и фантазии доверять-то нельзя. Поэтому о смерти и жизни вечной не думается вообще. Думается пока только о том, чтобы мир был в душе. Вот это ощущение очень хорошо запомнила и всё время интуитивно к нему стремлюсь.
 
Сверху