Исказила ли что-то Православная Церковь: Комментарии 3

Эта запись является частью серии записей Исказила ли что-то Православная Церковь? Комментарии
Исказила ли что-то Православная Церковь?
Обсуждение комментариев: 3


Мы продолжаем наш интересный разговор: что в нашей церковной жизни, по мнению читателей, является искажением веры Апостольской.
Думайте, подключайтесь к обсуждению…


Батюшка, о.Константин! На Ваш "каверзный" вопрос нужно предварительно хотя бы кончить катехизаторские курсы при местном храме, или духовное училище, а еще лучше семинарию. Не имея ни того ни другого, трудно рассуждать о таких высоких духовных материях. Да и большинство из нас все еще проходят "Азбуку Веры". Но коль Вы позвали на такой серьезный разговор, не могу не откликнуться, хотя и на своем примитивном, дилетантском уровне. О.Константин! А Вы не считаете отступлением от Святой Православной Апостольской Церкви восточного обряда реформы патриарха Никона? Не слишком ли легко и быстро приняли эти смягчающие реформы большинство русских православных. Ведь дело было не в двоеперстии и троеперстии, (не секрет, что православные современники Иоанна Златоустого клали Крестное знамение на лоб указательным пальцем, ни мало не сомневаясь, что они этим самым не грешат.) Реформа, на мой взгляд, определила пройденный путь Русским Православием за шесть с половиной веков, назвав это "ересью" ошибочно. А какие были репрессии с несогласными, но давайте не будем о грустном. Никогда не был на службе в храме староверческого обряда, но думаю это сравнимо с монастырской службой: литургия часов на пять с воскресным молебном, а акафисты и панихиды - минимум на час. И вот думаю, дождался ли аз окоянный и грешный конца службы, имея привычку посещать церковь по воскресениям. В монастыре -то бываешь, дай Бог, раз- два в год, а здесь каждую неделю такое, так и задумаешся о домашней молитве. Прости мя Господи, но на мой взгяд реформа потокала нам ленивым и грешным в деле сокращения и упрощения церковных служб. И на ум приходит такая параллель. Брестская уния была принята почти в тоже время с реформой патриарха Никона. Но на Зап. Украину и Белорусию давили всесильные тогда католики. А вот на Русскую Церковь вряд ли мог давить Константинопольский патриарх, главными "спонсорами" которого были Русские цари. Цели то у реформы были максимально приблизить наш обряд к обряду греческому. Не кажется ли Вам о.Константин, что хотели наши славные предки "как лучше. а получилось как всегда", процитировав на этот раз нашего «златоуста», не к ночи будь помянут. Батюшка, с нетерпением будем ждать Ваших разъяснений, а я в свою очередь обещаю Вам, что в ближайшее воскресение покаюсь моему духовнику в моих кромольных сомнениях, и буду просить максимальной епитимьи. ОК?
С уважением. Владимир.


Дорогой Владимир. Конечно, реформы патриарха Никона, которые «редактировали» кое-какие богослужебные тексты, от вкравшихся за столетия туда ошибок, подкорректировавших кое-какие обряды не были отступлением от Апостольской веры.
Несомненно, что реформы были организованы не так умно, как можно было это сделать, власть, особенно светская наломала дров. Но к измене Апостольской веры это не имеет отношения.

Что касается длинноты службы, так ходите молитесь в монастыри. У нас в Петербурге есть несколько монастырей и подворий, в которых всенощные бдения совершаются по 5 часов. Тем более, реформы патриарха Никона никак не затронули длины богослужения, поэтому с Вашим тезисом - реформа потокала нам ленивым и грешным в деле сокращения и упрощения церковных службсогласиться нельзя.
Впрочем, старообрядчество – это такая огромная тема, что сейчас не будем ее касаться.

+++
Не знаю, как насчет слова "исказила", но тем не менее порядок Причащения, насколько я знаю, со времен Св.Апостолов сильно изменился. Раньше причащались на вечере, все, каждый раз и после того, как поели. Сейчас причащаются немногие, утром, после долгой подготовки и натощак. Причем если спросить совета, как часто возможно причащаться, то ответы услышишь самые разные, но, что можно причащаться каждый день, наверное, никто не скажет. Вот слышишь каждый раз: "Приимите, ядите...", это что не ко всем получается обращено?..
Лирическое отступление на тему. Вот у меня маленький ребеночек. Кроме него имеется еще одна, не очень большая. Днем вычитывать положенное не получается, тогда можно потом дитя с люстры снимать. Читаешь ночью, как всех уложишь, к этому времени глаза слипаются, мысли разбегаются. А еще ночью делается уборка, гладится кипа белья, которое днем тоже не перегладишь и т.п. То есть, чтобы подготовиться к исповеди и Причастию, нужно всю неделю распланировать: так, в понедельник ночью я мою полы, ночью во вторник я глажу свою кипу белья, со среды на четверг я делаю презентацию для старшей дочери по окружающему миру (надоели со своими заданиями для родителей), ночи в пятницу и субботу тогда остаются свободными для канонов и последования, не дай, Господи, заснуть! А да, еще грехи надо на бумажку записать.


О служении Литургии вечером и о том, почему и когда служение Литургии было перенесено на утро, можно прочитать в моей статье: Размышления о Литургии.

О подготовке к Причастию сказать можно многое. Это меня навело на мысль сделать отдельную запись в блоге об этом. В ближайшее время сделаю. Спасибо за это.
Но все же и сейчас скажу несколько слов о подготовке.
Я считаю, что нельзя предъявлять одинаковые требования подготовки к Причастию для всех людей. Нужно дифференцировать, к кому мы предъявляем эти требования: к старому человеку, к ребенку, к молодой маме и проч. Собственно, большинство священников это понимает и не отягощает прихожан неразумными одинаковыми требованиями.


Впрочем, это я про такие требования, как хождение к вечерней службе накануне Причастия, трехдневный пост и проч. Но что касается требования прочитать перед Причастием положенные каноны и последование, тут Вы, по-моему, преувеличили катастрофичность ситуации. Ну сколько это правило может занимать? Ну, час. Неужели не найти за пятницу–субботу времени это сделать? Все мы заняты, у многих из нас маленькие дети, но выкраиваем на молитву полчаса времени. Я, например, в последнее время вечерние молитвы читаю, укачивая младенца на руках.
В крайнем случае, если совсем тяжело, попросите благословения своего духовника на сокращение правила перед Причастием. Вы так об этом пишете, как будто это неотменимая и вечная норма, под которую нужно грустно склониться, и будто бы никаких вариантов не существует.


+++
о.Константин
в своей статье скажите об иконостасе. В храмах латинского обряда Католической Церкви нет иконостаса. Так вcе обязаны принимать участие в Евхаристии и наблюдать за ней.


Что-то о иконостасе можно почитать здесь: Иконостас.

Иконостас, конечно, тоже не относится к Апостольской вере, а скорее к богослужебному обряду. Причем Вы, наверное, знаете, что и в Православной Церкви иконостас не обязателен. То есть его отсутствие не является основанием для того, чтобы в храме не совершать богослужение.
Богословие храма – это отдельная интересная тема. Алтарь символизирует Небеса, или Церковь Небесную. Храм – Церковь земную. Солея, отгораживающая пространство храма от алтаря, означает ту преграду, которую нам необходимо преодолеть в нашем восхождении к Богу.
Молящийся в храме человек вовлекается в действо, которое помогает ему достичь Небес и обожиться.


Теперь, что же такое иконостас? Это иконы святых, достигших обожения и святости, достигших Небес.
Мы смотрим на этих святых и понимаем, что достижение жизни с Богом – не что-то невероятное, а самая настоящая реальность.


Расскажите вообще про таинство как слово (связь с тайной). У католиков нет тайных обрядов, там все на виду у всех, и слово другое «сакраментальное» / sacramental просто на русском католики тоже используют слово «таинство»
в угоду традициям языка.


Дорогой брат. Я совсем не понял, что Вы хотели сказать. Извините и переформулируйте вопрос.

+++

Добрый день!
Сразу скажу, что прохожу воцерковление в приходе около моего дома и Верую. Поэтому не то, чтобы буду утверждать, что Православная церковь что-то исказила. Просто хочу выразить те пункты, которые МОГУТ показаться искажениями, и буду рад, если о. Константин объяснит, почему это искажением не является.

1. Развод.
Иисус Христос сильно ужесточил правила о разводе, по сравнению с имевшимся до этого законом, при этом прямо сославшись на Бытие: "Что Бог сочетал, то человек да не разлучит". Развод возможен только по случаю измены (т.е. когда один из супругов разлучил то, что сочетал Господь, если я правильно понял). Православная церковь "констатирует отсутствие брака" (где-то слышал что именно так нужно понимать то, что разрешается развод) в гораздо более широком кругу случаев. Это и сумасшествие, и впадение в ересь супруга, и угроза жизни супруга, и наркозависимость, и пропажа без вести. Да, звучит это логично - люди формально поставили штампик, а семьи толком то и не было. Затем через три года совсем разругались и вместе больше не живут. Какой смысл их сселять вместе, заставлять жить в одном доме, от этого ведь ещё хуже будет. Лучше раскаяться в совершенной ошибке и стараться построить новый брак с новым человеком как должно.
Однако, разве Господь не предвидел всё это? Да наверняка в Его время пришествия на земле были те же самые проблемы с "формальным" браком, те же разводы по тем же причинам. И он всё же вынёс строгий вердикт - никаких разводов, за исключением прелюбодеяния. Не получается ли, что Православная Церковь здесь говорит "а нам виднее, чем Христу"?


Очень хорошая тема. Я многократно касался ее. Рекомендую прочитать мою статью, и главное – те статьи, на которые я в конце даю ссылки: Почему в наше время развод стал таким легким?..
Церковь никогда не считала развод нормой. Разводящиеся супруги должны нести епитимью (тот из них, по чьей вине состоялся развод). Вместе с тем, как и во времена Христа, развод необходим. Нельзя обрекать людей жить в аду, даже если они сами себе его устроили. А дети их так и вообще в этом не виноваты…
Мы говорим об Апостольской вере. Интересно, что сами Апостолы допускали развод не только по той причине, по какой допускал его Христос, то есть по причине супружеской измены, но и по другим причинам.
Например, Апостол Павел допускал развод по причине, что неверующий супруг (или супруга) не хотят жить со второй своей верующей половиной: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 12-16).
Так что Церковь, которая допускает развод в случае наркомании, алкоголизма, или сумасшествия супруга, идет в русле Апостольского учения.


2. Церковь как влиятельная организация мира сего.
Христос не стремился к власти. Уходил, когда его хотели сделать царём. Говорил "Царство моё не от мира сего". "Меня гнали и вас гнать будут". Однако, Православие, а конкретно РПЦ, активно стремится к диалогу с властью, к влиянию на народ при помощи рычагов власти (закон о защите чувств верующих, например). Патриарх активно общается в "высших кругах", откуда соблазн для паствы - когда Патриарх в дорогущих часах ходит "потому что подарили". Разве это не искажение? Апостол Павел говорит в 1 Коринфянам, седьмая кажется глава (там где про суды) - лучше быть ущемленным чем ущемлять, а за нанесение ущерба роскошной квартире патриарха с человека взыскиваются миллионы рублей. Христос говорит "меня гнали и вас будут гнать" - а патриарх ездит на бронированном авто при охране, и встречают его с обилием почестей.


Большой поставлен вопрос. Даже не знаю, как ответить на него в рамках нашего очерка… Если в двух словах: Церковь – это организация, структура. Хотим мы этого или нет, но 12 Апостолов были уже структурой. И Апостолы звали в структуру – в Церковь. Церковь была сообществом людей, в котором все должны научиться жить в мире, любви и духовном преуспевании.
Вот об этом надо помнить людям, которые думают о том, зачем была создана Церковь. Учение Христа не имело ничего общего с призывами Иоанна Крестителя от всего отказаться, все бросить и, одевшись в рубище, бежать спасаться в пустыни. Вот Иоанн Креститель именно так себя вел. А Христос совсем не был таким. Он нормально одевался, питался (часто, кстати, бывал в гостях у сильных мира сего (фарисеев) и даже у воров-мытарей (по-нашему – криминальный элемент), пил вино, у учеников был ящик с денежными средствами, куда им жертвовали деньги…
То есть, я хочу, чтобы Вы поняли мою мысль: Христос не учил, что нужно бежать от мира сего, а учил, как правильно строить жизнь в мире сем.
Христос не звал мир к нищете, он звал мир к тому, чтобы нищие были одеты и накормлены.
Христос не призывал к бедности, он учил, что Его последователи должны так жить, чтобы бедных не стало.


Так и Церковь. Церковь – это не сообщество юродивых, плохо одетых, маргинальных людей, ждущих конца света. Церковь – это община людей, любящих Бога и старающихся, чтобы все жили в гармонии с Богом, с самими собой и с другими.

Для того чтобы иметь возможность вести свою миссию, то есть проповедь, Церковь должна жить в мире с властями. Это как минимум.
Позавчера у нас в трапезной, на празднике был глава районной администрации. А сегодня район, в порядке благоустройства, высадил у нашего собора 150 кустов и разбил клумбы. Нормально это сотрудничество? По-моему, да.


Что касается часов и квартиры Святейшего Патриарха, то это личные вопросы, которые нам вообще не стоило бы обсуждать.

3. Структуризация и уставизация всего и вся.
Из уст православных священников (например известный Даниил Сысоев) слышим, что нарушение поста без благословления - грех (неповиновение Церкви), не читать утреннее вечернее молитвенное правило - грех. При этом сам Христос говорил - "не ведите себя как (те и те), которые во множестве слов надеются быть услышанными, а молитесь так" - и краткая молитва, где ВСЁ сказано, что нужно Христианину, абсолютно всё, в нескольких строчках "Отче наш...". Также и у ап. Павла из посланий видно, что пост - дело добровольное, добровольная аскеза (упражнение) которое христианин по своей воле на себя накладывает, чтобы стать "лучше". А у нас - правило на правило, заповедь на заповедь. Перед причастием столько то дней поста, такие то тексты "вычитать". Сегодня это есть, завтра это не есть...


Как-то все мрачно у Вас… Неужели наша духовная жизнь – просто каторга?.. Не можете молиться целым правилом, сократите его; не можете придерживаться поста по всей строгости закона, определите посильную норму… Подходить гибко к вопросам духовной дисциплины не запрещается. Есть священники, которые считают, что нужно все исполнять по букве закона, но гораздо больше священников, которые допускают вариативность в вопросах духовной жизни.
Что касается вопроса, почему появились четкие предписания относительно молитвы, поста и т.д., то это нормальный процесс. Любое появившееся явление духовной культуры получает свое развитие и оформление. Во времена Апостолов, кстати, постились по традициям иудейских постов, а не как придется. А потом появилась система христианских постов и была рекомендована христианам.
Ап. Павел считал, что в вопросах духовной жизни должна быть дисциплина. Помните, он писал, что в Церкви все должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). Это, кстати, он написал в ответ на желание коринфских христиан поступать как захочется. Нет такого обыкновения, пишет Павел.


Продолжение следует…

Комментарии

В этом очерке большинство( два) отзыва людей о постах и длинных молитвенных правилах.У меня тоже есть дети,маленькие погодки,иногда я не читаю все каноны,конда очееееень хочу причаститься,но если по-честному,то можно найти и время и выход из положения.Например,прослушать на диске часть молитв.И еще я заметила,что чем трепетнее подходишь к подготовки ко причастию,тем божей благодати больше.( у меня).простите если что,не в суд и не в осуждение.
 
Я вычитываю утреннее правило по дороге на работу. Не целиком, а по разрешению батюшки те, которые больше всех люблю. Не торопясь, времени как-раз хватает, душа согревается и успокаивается. Это помогло быстрее выучить их наизусть, чему я очень рада. Вечером бывает сложнее, домашних дел выше головы, когда они закончены мало сил остается на вычитывание, начинаешь скороговоркой, засыпаешь с чувством вины. Но бросить домашние обязанности тоже ведь грех, как же мои близкие? Прочитать канон перед причастием тоже не всегда удается. Откладываешь-откладываешь, глядишь уж и месяц не причащалась. Начинаешь унывать, завидуешь тем, кто молодец, все успевает, а ты получаешься какой-то "теплый" христианин, ни то. ни се. Душа беспокоится и грустит.
 
«Подходить гибко к вопросам духовной дисциплины не запрещается. Есть священники, которые считают, что нужно все исполнять по букве закона, но гораздо больше священников, которые допускают вариативность в вопросах духовной жизни».
Иногда мы с женой заезжаем к чёрному священнику, который после тяжёлой болезни находится дома на излечении. В один из визитов я коснулся темы трёхдневного поста и молитвенного правила перед Причастием. Если не вдаваться в подробности, смысл его ответа тот же, что и у о. Константина – подходить гибко к вопросам духовной дисциплины не запрещается.
На мой взгляд, если есть достаточно свободного времени, то и пост и молитвы Православному христианину только на пользу. А если уходишь на работу в семь утра, а домой возвращаешься в десятом вечера (что называется без рук, без ног, без головы) – то, мне кажется, возможны варианты. Я, например, утреннее молитвенное правило часто за рулём «прочитываю», пока выезжаю со своего частного сектора и дорожная обстановка позволяет.
Последний раз мы с женой так молитвенное правило к Причастию «читали»: открыли аудиофайл, где это правило священники читали и, параллельно, текст, по которому читали сами («про себя»). Намного «эффективней» чтения в одиночку.
А вообще…. Спасибо «Форуму» вообще и о.Константину в частности за Вашу работу.
Храни Вас Господь.
 
Пост и молитва нужны человеку, а не Богу. Как вы собираетесь спастись, если для вас это напряг, помолиться наедине Богу. Да если бы вы знали какую счастливую жизнь Господь приготовил на небесах верным своим( а в это надо твердо веровать, ибо тогда напрасен труд, если вы хоть немного сомневаетесь в этом), то вы бы забросили все: и детей своих, и все заботы мирские и пр. Спаси и сохрани, Господи!
 
Помолится Богу, конечно, не "напряг". как можно и говорить-то такое, но "домашние дела", о которых мы говорим -это не просто дела, это наши близкие - дети или старики, те кто нуждается в нас, в нашей заботе и т. д. И еще хотелось бы сказать о "незарегистрированных".- я, например, незарегистрирована по причине своей безграмотности в обращении с интернетом, только и всего. С уважением Р.Н
 
Незарегистрированный написал(а):
я, например, незарегистрирована по причине своей безграмотности в обращении с интернетом, только и всего. С уважением Р.Н

Дорогие Незарегистрированные!
Если весь вопрос только в трудностях самостоятельно освоить процесс регистрации, обращайтесь к нам - уже зарегистрированным - за помощью - мы с радостью вам поможем! :) Вы даже не представляете себе, чего лишаетесь, откладывая регистрацию! Вот, например, многие незарегистрированные обижаются, когда о них судят "всем скопом", относятся к ним как-то предвзято, недоверчиво... А попробуйте просто поставить себя на наше место и представить, как выглядит реплика незарегистрированного читателя со стороны! Во-первых, это человек "без лица" (к сожалению!) и без адреса. Его при всём желании трудно запомнить (некоторые ведь даже имени своего не подписывают), и ему невозможно отправить личное послание (а иной раз, чтобы не подставить человека под удар толпы, так не хочется отвечать ему на виду у остальных). Во-вторых, доверие к незарегистрированному читателю ослабляется тем, что он обладает возможностью выдавать своё мнение за мнения разных людей (ведь как нам узнать, один человек пишет или действительно несколько разных людей независимо высказываются? серьёзные это люди или нет?). В-третьих, трудно полностью довериться человеку, который, не подписывая своего имени, снимает с себя тем самым ответственность за свои слова. Который может (далеко не каждый, но всё-таки может) сказать что-то нахальное, злое, презрительное, и при этом не понести никакой ответственности за сказанное. Именно такие люди "подмочили репутацию" нашему дорогому Незарегистрированному брату (опять же, к большому сожалению!).

В блоге у батюшки Константина отношения строятся на доверии и любви. Конечно, мы всех анонимов априори считаем честными людьми и относимся к ним и их мнению с уважением. Но по-настоящему доверяем мы преимущественно тем, кто сам от нас ничего не скрывает, не прячется и не маскируется. ;) Так что пройдите, пожалуйста, всё-таки процедуру регистрации всего один раз, и Вам откроются новые горизонты общения - наше всеобщее признание, доверие и возможность получать и писать личные сообщения! :)
 
Виктория, совершенно с Вами согласен. Мой пост в комментариях третий (сверху), а отослал его незарегистрированным из-за ошибки (отправляя комментарий, я, почему-то, был уверен, что я в форуме). Прошу прощения.
 
Рекомендую прочитать мою статью, и главное – те статьи, на которые я в конце даю ссылки: Почему в наше время развод стал таким легким?..

Отец Константин. В этих статьях вы не затронули тему, когда супругов принуждают к разводу по той причине, что они стали крестными. Профессор Осипов в своей лекции высказал мнение, что такая практика противоречит словам Спасителя. А что вы думаете по этому поводу?
 
"В случае же, если супруги стали восприемниками одного и того же лица, несмотря на распространенную в литературе ошибку, ничего страшного нет, поскольку духовное родство возникает между одним из них, и воспринятым (у мужчины с мальчиком, у женщины с девочкой) . А, Статья 211 Номоканона, прямо запрещающая это, на которую обычно ссылаются в литературе, была изъята из употребления как не имеющая канонического основания, после издания Синодального указа от 31 декабря 1837 г. Однако данное восприемничество, нежелательно, поскольку у подобных супругов в последующем, могут возникнуть проблемы с лицами не осведомленными в данном вопросе, и в большинстве случаев Церковью пресекается"!
Извините, что влез.
 
Игорь К
Бывают ситуации, когда родители по незнанию становятся восприемниками своих детей.
 
Дорогая Виктория! Как "Незаригистрированный" особой предвзятости и недоверчивости к себе на сайте о.Константина не ощущаю. И если бы мы, незаригистрированные, так "допекли" батюшку, то слово "доступно" он давно бы вычеркнул. Так же, как и уважаемая Р. Н. осваиваю компьютерную премудрость. О себе. Православный. Житель Павлограда, что на Украине. Что касается нет "лица", то извините, фотогением и в молодости не был, а сейчас, под старость лет сам на себя в зеркале тошно смотреть, особенно по утрам. Владимир.
 
Отец Константин! Интересует такой момент, вот сегодня православная церковь разрешает крестить детей только с именами, которые присутствуют в православных святцах?
В связи с этим, у меня возникли несколько вопросов.
1. В Апостольские времена крещение не сопровождалось сменой имени на другое? В какой момент появляется традиция смены имени на другое?
Примеры великих апостолов Петра (Симона) и Павла (Савла) - мне известны, однако, второго имени у большинства других апостолов не было.
2. Получается в Апостольские времена при рождении младенца, родители могли выбрать для него имя какое хотели, а позднее младенца с этим же именем и крестили, и он имел одно имя? А сегодня этого делать нельзя, получается... Ну то есть, если твоего имени (Мирослав) нет в православных святцах, то ты не можешь при крещении остаться с этим именем? А вот, к примеру, Андрей после крещения останется Андреем - и в Церкви, и в официальных документах государства...
3. И вот, как быть тогда, ты по паспорту с одним именем, а причащаешься с другим именем... Я понимаю, что Богу известны оба моих имени, но мне не совсем понятно, почему одно свое имя я использую только в стенах Церкви, а под вторым меня знают все остальные.
 
Мирослав написал(а):
Отец Константин! Интересует такой момент, вот сегодня православная церковь разрешает крестить детей только с именами, которые присутствуют в православных святцах?
В связи с этим, у меня возникли несколько вопросов.
1. В Апостольские времена крещение не сопровождалось сменой имени на другое? В какой момент появляется традиция смены имени на другое?
Примеры великих апостолов Петра (Симона) и Павла (Савла) - мне известны, однако, второго имени у большинства других апостолов не было.
2. Получается в Апостольские времена при рождении младенца, родители могли выбрать для него имя какое хотели, а позднее младенца с этим же именем и крестили, и он имел одно имя? А сегодня этого делать нельзя, получается... Ну то есть, если твоего имени (Мирослав) нет в православных святцах, то ты не можешь при крещении остаться с этим именем? А вот, к примеру, Андрей после крещения останется Андреем - и в Церкви, и в официальных документах государства...
3. И вот, как быть тогда, ты по паспорту с одним именем, а причащаешься с другим именем... Я понимаю, что Богу известны оба моих имени, но мне не совсем понятно, почему одно свое имя я использую только в стенах Церкви, а под вторым меня знают все остальные.

Дорогой Мирослав.
Отвечу по пунктам.
1. В своей статье я разбираю (хоть и поверхностно) этот вопрос: http://azbyka.org/parkhomenko/roditelyam/kak_pravilno_dat_imiya_rebenku-all.shtml

2. Еще раз отсылаю к своей статье на эту тему. В добавление скажу, что мы можем нарекать ребенка каким угодно именем. Но при крещении дадим ему имя святого.

3. В крайнем случае, возможен и такой вариант: мы оставляем при крещении имя, которое хочет человек. То есть, не даем ему христианское имя.
Для Греции закреплять за христианином экстравагантное имя, с которым он будет и причащаться, - обычная практика. В России это редкая практика.
Но мне в моей пастырской деятельности приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек хотел оставить "языческое" имя. Совсем недавно девушка Милона умоляла оставить ей именно такое имя. Около года назад также было с Диной.
В таком случае я предупреждаю, что оставляю человеку при крещении прежнее имя, но теперь он всем священникам всю свою жизнь должен доказывать, что крестили его именно с этим именем. Знаю, что многие батюшки ворчат и очень неохотно причащают людей с именами, которых нет в святцах.

Так что теоретически - это возможно. Практически - слишком глубоко укоренилась традиция нарекать человеку имя святого, поэтому на этом пути Вы можете встретить недопонимание.

Лично я отношусь к традиции нарекать крещаемым имя святого с большим уважением, но считаю, что в крайних случаях можно ее корректировать. Например, своего новорожденного сына мы назвали Арсений (это мирское имя схимонаха Паисия Святогорца). Старца Паисия мы очень любим и почитаем. Он нам, грешным, отвечает также любовью.
Теоретически нарекать именем непрославленного святого - нельзя. (На всякий случай напомню, что, если человек имеет два имени: мирское и монашеское, можно в честь этого святого давать любое из имен.)
Но на самом деле, если изучать историю, это "нельзя" просто оказывается "не принято". Если разобраться, то целый ряд святых, которых мы почитаем как святых, никто не канонизировал! Не было такого чина в древности, он возник позже.
Древнейшим чином канонизации было... общенародное почитание святого, служение ему служб, написание икон. Юридического процесса, какой есть сегодня, не было. Так канонизированы, то есть признаны в лике святых, благоверный князь Владимир, княгиня Ольга и многие другие древнехристианские святые.

Такая же ситуация с отцом Паисием. Сегодня это подвижник, не прославленный в лике святых. Если руководствоваться буквой традиции, в его честь давать имя крещаемому, согласно русской традиции, нельзя. Но если руководствоваться духом православного Предания, то можно.
 
Сергей Н написал(а):
Отец Константин. В этих статьях вы не затронули тему, когда супругов принуждают к разводу по той причине, что они стали крестными. Профессор Осипов в своей лекции высказал мнение, что такая практика противоречит словам Спасителя. А что вы думаете по этому поводу?

Рекомендовать супругам разлучиться, если они стали крестными одного ребенка, безусловная глупость.
Если вспоминать каноны и традицию, то получаем вот что:
Для крещения требуется один крестный того же пола, что и восприемник. Второй дается "в компанию". Но второго может и не быть.
В любом случае, никакого мистического родства между крестным и крестной не устанавливается. Они обычные духовные наставники новокрещенного, какая тут непонятная мистика?..
Более того: в Древней Церкви часто в крестные приглашали супругов. Именно для того, чтобы они вместе окормляли новокрещенного.

Так что в любом случае все разговоры о том, то супругам нельзя быть крестными, происходят от незнания исторической реальности.
 
Отец Константин, а как быть, если отец стал восприемником своего сына или мать - восприемницей своей дочери? Ведь 53-е правило 6-го Вселенского Собора, запрещает восприемнику вступать в брак с матерью ребенка. Хотя если подходить буквально, то это правило запрещает только новый брак.
 
Дорогой отец Константин! Примите мои сердечные поздравления с рождением сына! Храни Господь Вашу семью! И большое спасибо Вам за Ваш труд!
 
Из "Толкового типикона" М.Скабаллановича (цит по изданию: М., 2004, Издание Сретенского монастыря).
"Такое название ("Типикон", - А.М.) искусно определяет характер не только книги, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в ней всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотой своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала..." (с.447).
См. также интересную главу "Практическая осуществимость всего устава всенощной", с. 730.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
10.110
Комментарии
24
Последнее обновление
Сверху