Согласна с Милой, зачем же до фарисейства доходить? Отмечать
масленицу -это когда чучело жгут, гулянье устраивают ит.п. Может на таких гулянках блины и будут "символом солнца" (не узнала бы от вас, сама бы даже не задумалась,что блины могут иметь какое-то сакральное значение).
А дома-то, да в кругу семьи, да на сыропустной неделе и без блинов-оладушек? Эт вы бросьте, даже не уговаривайте. Пекли блины и будем печь! Но не ради масленицы, а ради радости!
Главное,чтобы делание этих блинов не было связано с языческими обычаями.Ведь св.Церковь строго запретила Христианам примешивать всё это в свою жизнь.(см. ниже правило).
Но вот проблема в том,что это очень возможно связано с ними,к сожалению.Во всяком случае вероятность этого высокая.Вот исследования этого вопроса.Есть три версии этих блиноделаний,1 это приношение идолу солнца Яриле,вторая это некая языческая помощь умершим.3- это приношение Велесу.
Поэтому лично для меня этот блинный вопрос закрыт.Даже если бы была хотя бы небольшая связь,то я их есть уже не стал в любом случае.
"С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что традиция печь на
масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Предполагалось, что само название «
Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.
Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда – посещение кладбищ, всегда – обильные трапезы, часто включавшие блины. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего."
"В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса. Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом – медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы – «первый блин кому», т.е. покойнику. Это обусловлено тем, что
Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших."
Существует две версии происхождения Масленицы – языческая и христианская. Имеет смысл рассмотреть обе.
azbyka.ru
------------------------------
Правило 62 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго.
(Трул. 24, 51, 65; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63).
Этим правилом дополняется 24-е правило этого собора; здесь осуждаются, как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества. Каков был характер этих и им подобных игр, мы видели в толковании 24-го трулльского правила. Это же (62) правило присуждает к извержению священнослужителя, погрешившего против того правила, а мирянина к отлучению. Это было тем большего осуждения достойно, что сами христиане, по словам Вальсамона, усвоили многие языческие обычаи, особенно же при собирании винограда, причем пели и некоторые церковные песни, чем, конечно, профанировали святыню.
Правило 62 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора. Труд «Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями» священноисповедника Никодима (Милаша). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru