Вопросы поклонения святым, молитвы ангелу хранителю и святым, икона.

Православный христианин
Прочитав почти 1-4 век увидел почитание мощей мучеников, апостолов и почтение к умершим мученикам, служение на месте их смерти. Почитание креста, крестное знамение.
В тоже время не увидел:
1) Вопрос поклонения и почитания остальных святых, Марии.
2) Молитв к святым, к ангелу хранителю, к ангелам.
3) Почитания изображений, у Евсевия Кесарийского вообще это языческой традицией названо.
Примеры:
1 век.
Мученичество св. Поликарпа Смирнского.
Глава 17
1 Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных, увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела.
2 И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, у что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого.
3 Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками!
2 век.
Мелитон Сардийский. О познании Бога.
Но я хочу по своему разумению написать и объяснить, каким образом и по каким причинам стали делать изображения царей и тиранов, и как потом сравняли их с богами.
Мелитон Сардийский. О познании Бога.
Таким же образом и прочие люди делали статуи своих царей и почитали их, о чем более не хочу писать.
Но ты существо разумное, свободное и знающее истину, размысли об этом сам с собою, и когда тебя захотят облечь в женские одежды, вспомни, что ты муж; верь Тому, Кто воистину есть Бог, открой пред Ним сердце твое, вверься Ему, и Он даст тебе вечную жизнь безсмертных, ибо все содержится в руках Его. Другие же предметы почитай тем, что они суть, изображения как изображения, статуи — как статуи, и не поставляй какой-нибудь сотворенной вещи на место Несозданного.
Мелитон Сардийский. О познании Бога.
Итак, если человек поклоняется чему-либо, сделанному руками, то он почитает не Истину, и также не Слово истины. Я сказал бы еще многое об этом предмете, но стыжусь за тех, которые не понимают, что сами они выше, чем дела рук их, которые не замечают, как они дают золото художникам, дабы они сделали им бога, дают серебро для украшения его, и переносят свое богатство с одного места на другое и обожают его! Какое преступление больше того, когда человек обожает свое богатство, и оставляет Того, Кто дает ему богатство, ругается над человеком и обожает изображение его, убивает животное и почитает образ его?
Должно согласиться, что они почитают художественное изображение подобных себе людей. Ибо они не почитают веществ, когда они лежат в куче, а почитают тогда, как художник сделает из них идола. Они не почитают самого золота или серебра; но если они будут обработаны художниками, они почитают их, теряя здравый смысл. Что же прибавилось к твоему золоту, что ты теперь поклоняешься ему? Если (ты поклоняешься ему) за то, что оно сделалось подобно крылатому животному, то почему ты не поклоняешься этому самому животному? Если за то, что оно уподобилось хищному зверю, то вот этот самый зверь пред тобою. Если тебе нравится художественное произведение, то пусть же тебе понравится дивное творение Бога, все создавшего. И по Его образцу работают художники, стараются сделать так, как создано Богом, но не достигают сходства.
Мелитон Сардийский. О познании Бога.
Главнейшее же заблуждение то, когда человек не знает Бога, и вместо Бога, почитает нечто такое, что не есть Бог. Но есть люди, которые говорят: «в честь Бога мы делаем идола», и почитают именно образ Бога сокровенного; они не знают, что Бог на всяком месте, что Он никогда не находится в отсутствии, и ничего не делается, чего бы Он не ведал.
3 век.
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
41 Вопрос. Чем ты считаешь Деву Марию? Созданием или не созданием? И произошедшее от Нее тело Христа? И как ты поклоняешься Христу? Если ты Ее называешь созданием, то необходимо назвать созданием и Его. Ибо ты явно исповедуешь, что Он создан от Нее. И если поклоняешься, и если не поклоняешься тому, что от Нее, — то явно что ты поклоняешься созданию, а если не поклоняешься, то отвергаешься Сына Божия.
Ответ. Здраво мысля, я не поклоняюсь Христу как созданию, но как Творцу и Богу созданий. Как и Царем в Багрянице Его чтут в едином поклонении, не отделяя Его от Нее. Кто сказал? бы царю: «Сойди с престола, чтобы я тебе поклонился», или: «Выйди из палаты, чтобы я тебя восхвалил», — отдельно от неодушевленной вещи. И если и совокупно с неодушевленными вещами, то с одушевленными людьми тем скорее воспевается везде Владыка всех: Сын с Храмом Плоти, который я назвал и Багряницей, и Престолом. Поклоняемо в едином поклонении.
Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово.
когда Бог от Бога родился. Но поелику люди оставили Бога, чтобы вместо Него почитать раскрашенные изображения людей, то Бог Слово воспринял образ человека, чтобы, изгоняя заблуждение и возстановляя истину, предать забвению то презренное богопочитание и приобрести Себе честь, должную Богу, поелику Ему подобает слава и поклоление во веки веков.
4 век.
Августин. Исповедь. Книга 9. VII. 16.
16. Тогда упомянутому предстоятелю Твоему открыто было в видении место, где сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда в обуздание женщины лютой, но царственной. Обнаружив их и откопав, перенесли их с подобающими почестями в Амвросневу базилику: исцелялись не только мучимые нечистыми духами (сами демоны сознавались в своем поражении); один медиоланец, слепой в течение многих лет и хорошо известный всему городу,стал расспрашивать, почему так буйно ликует народ, и, узнав, в чем дело, вскочил и попросил своего поводыря отвести его туда. Приведенный на место, он добился разрешения подойтии прикоснуться платком к носилкам, где покоились те, о ком сказано "дорога в очах Господних смерть святых Его".
Августин. Об истинной религии. 55.
Поэтому мы чтим их с любовью, а не раболепством. Мы не строим им храмов, потому что они не желают от нас такого почитания, зная, что и сами мы — храмы всевышнего Бога, когда бываем добродетельны. Таким образом, правильно пишется, что ангел воспретил человеку воздавать ему поклонение, подобающее только единому Господу, под властью Которого сам ангел есть только сослужитель человека.
Между тем, те ангелы, которые склоняют нас служить им и почитать их, как богов, подобны гордым людям, желающим, чтобы их, если бы было можно, мы чтили точно таким же образом. Но таких людей терпеть еще относительно безопасно, чтить же тех ангелов гораздо опаснее. Ибо всякое господство людей над людьми продолжается только до смерти или господствующих, или находящихся в подчинении; рабства же со стороны гордости злых ангелов надобно больше бояться по причине самого времени, — потому что оно имеет место и после смерти.
Августин. О Граде Божьем. Книга 8. Глава 27.
Впрочем, и самим этим мученикам мы не воздвигаем храмов, не назначаем священников, не устанавливаем богослужений и жертвоприношений, потому что не их самих, а Бога их считаем своим Богом. Чтим, действительно, память их, как святых Божьих людей, которые сражались за истину до смерти телесной, чтобы провозвестить истинную религию, обличив ложные и вымышленные культы;
………………….
Никто не признает это жертвоприношением мученикам, кто знает, что и там совершается одно и единственное христианское жертвоприношение. Итак, мы не чтим своих мучеников ни божественными почестями, ни человеческими преступлениями-, мы не совершаем им жертвоприношений, не обращаем в их культ их же постыдных дел.
…………….
Пусть же не смеют они, хоть и считают их богами, сравнивать их в каком-либо отношении с нашими мучениками, которых мы, однако же, богами не считаем Как не определили мы своим мученикам священников и не совершаем им жертвоприношений (потому что это – дело неприличное, недолжное и недозволенное, и обязательно только в отношении к единому Богу), так и не забавляем их ни их преступлениями, ни гнуснейшими играми, в которых язычники представляют или действительные постыдные дела своих богов, если они были людьми и совершали их, или вымышленные забавы демонов, если людьми они не были.
Амвросий Медиоланский. О вдовицах.
мы должны обращаться с просьбою к мученикам, и благодаря некоторому телесному залогу, который от них существует у нас, мы, по-видимому, имеем право на их покровительство. Они, собственною кровью омывши те грехи, какие имели, могут просить и за наши грехи; ведь они — мученики Божии, наши молитвенники, стражи нашей жизни и наших деяний. И мы не должны стыдиться обращаться к этим посредникам нашей немощи, так как они сами познали немощи плоти, хотя, впрочем, и победили их.
Амвросий Медиоланский. Увещевание к девству.
Также вот и там, как бы отделяя розу от терний, мы разыскивали останки мучеников.
8. Когда извлекались святые останки, нас окружала густая толпа иудеев; присутствовали с радостью и ликованием и члены Церкви (populus Есclesiae). Видя мучеников, иудеи говорили: цвети явишься на земле; христиане же говорили: время обрезания приспе (Песнь песн. 2, 12). Уже и жняй мзду приемлет (Иоан. 4, 36). Другие посеяли, а мы пожинаем плоды мучеников.
Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Рождество.
Мария, о Мария, обладающая Перворожденным Создателем всего! О человечество, давшее телесное осуществление Слову Божию и поэтому почитаемое более, чем небесные и мысленные силы! Ибо Христос не пожелал принять вид архангелов и даже неподвижный образ властей, начал и господств, но воспринял тебя, ниспадшее до изменения и уподобившееся неразумным животным.
Афанасий великий есть тексты об иконе, но этот текст считается подложным
Афанасий Великий. Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Христа.
Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это, как я убежден, случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1Тим.2:4), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение верующих.
вопреки
Афанасий Великий. Слово на язычников.
Поступив же далее во зле, возвеличили уже богами стихии и начала телесного состава: теплоту, холод, сухость и влажность. И как совершенно упадшие влачатся по земле, подобно земляным улиткам, так злочестивейшие из людей, пав и унизившись в представлении о Боге, в число богов включили, наконец, людей и изображения людей, как еще живых, так уже и умерших. А возжелав еще худшего и остановившись на том мыслию, божественное и премирное Божие имя перенесли уже на камни, на дерева, на пресмыкающихся в воде и на суше, и из бессловесных - на животных свирепых; им стали воздавать всякую божественную честь, отвратились же от истинного, действительно сущего, Бога Отца Христова.
Василий Великий. Дружеские письма. 189 192 (200). К Амфилохию, епископу Иконийскому. (Писано в 375 г.).
Помни день памяти блаженнейшего мученика Евпсихия, ожидай нового напоминания и не старайся, чтобы свидание последовало не прежде сего дня, но предвари и обрадуй меня, если буду еще на земле. А дотоле здравым о Господе и молящимся о нас да будешь сохранен и нам, и Церквам Божиим благодатью Святаго!
Василий Великий. Письма связанные с церковной политикой и епископским служением свт. Василия Великого. 45 (49). К Аркадию, епископу. (Писано в начале епископства).
Весьма обрадовался я, что, приняв на себя попечение, свойственное христианину, воздвигнули вы дом во славу имени Христова и действительно «возлюбили», по Писанию, «благолепие дому Господня» (ср.: Пс.25, 8), украсив себе небесную обитель, уготованную в упокоении любящим имя Христово. Если же будем иметь возможность найти мученические мощи, то и сами желаем содействовать вашему усердию. Ибо если «в память вечную будет праведник» (Пс.111, 6), то, конечно, и мы соделаемся участниками в доброй памяти, какая будет о вас по дару Святого.
Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах.
Ответ. Но закон показывает, что нам не свойственны торги, бывающие в местах, где чествуются мученики. Ибо не для иного чего обязаны христиане приходить в мученические храмы, или на места близ оных лежащие, как для молитвы, и для того, чтобы, воспоминая твердость святых, подвизавшихся за благочестие до смерти, сами возбуждались к подобной ревности
Григорий Богослов. Песнопения таинственные. О суетности и неверности жизни, и об общем всем конце.
Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога. Но еще более оскорбляет Его тот, кто чтит всякие останки мертвых.
Григорий Богослов. Песнопения таинственные. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании.
И так велико благоговение к истине, что малая часть праха, какой либо останок давних костей, небольшая часть волос, отрывки одежды, один признак каплей крови иногда достаточны к чествованью целого мученика; даже месту мощей дается наименование: святые мощи, и оно получает равную силу, как бы находился в нем целый мученик. Чудное дело! Думаю, что одно воспоминание спасает. Что еще сказать о невероятном избавлении от болезней и от демонов при гробницах, которые удостоились некогда вмещать в себе драгоценные мощи? И они отражают нападения духов. Таковы чудеса моих подвижников!
Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана.
Они не попустили, чтобы преухищренный во зле мог похвалиться нанесенными им оскорблениями, чтобы одна рука и созидала, и разрушала мученические храмы, чтобы одни из Мучеников были чествуемы, а другие подвергались бесчестию, чтобы притворным чествованием предначиналось действительное бесчестие.
Григорий Богослов. Слово 39. На Святые Светы явлений Господних.
Знаю и четвертое крещение — крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами.
Григорий Нисский. Аскетические сочинения. Послание о жизни преподобной Макрины.
II. Макрина было имя этой девы. Некогда же всеми в нашей семье почитаема была другая Макрина, бывшая матерью моего отца и прославившаяся исповеданием Христа в пору гонений, в честь которой и была названа родителями девочка. Но это было имя, вслух произносимое всеми, кто ее знал, было же и другое, нареченное ей втайне, прежде чем она в родовых муках появилась на свет, данное по некоему откровению. Ибо и мать ее была столь добродетельна, что во всем руководствовалась волей Божией
Григорий Нисский. О блаженствах. Слово 8.
«Блажени изгнани правды ради». Откуда и кем «изгнани»? Ближайшее понятие слова указывает на поприще мучеников, дает подразумевать течение веры. Ибо гонение означает усиленное в текущем тщание о скорости, лучше же сказать, дает подразумевать и победу в течении. Ибо текущему не иначе можно победить; как позади себя оставив того, кто течет вместе с ним.
Григорий Нисский. Слова на дни святых. Слово о жизни святого Григория Чудотворца.
Когда же при помощи Божией время тиранства прекратилось и снова водворился между людьми мир, при котором невозбранным и свободным стало для всех служение Богу, тогда, возвратившись опять в город и обошедши всю окрестную страну, Григорий повсюду учредил некое прибавление в богослужении, узаконив (совершать) торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников.
Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 4.
(40) Лукавый враг и завистник, противник праведных, видя величие его мученичества, безукоризненный от начала образ жизни, зная, что он увенчан венцом бессмертия и награду унесет неоспоримую, постарался, чтобы мы не взяли его тела, хотя многие хотели это сделать и иметь частицу его святой плоти. (41) Они убедили Никиту, отца Герода, брата Алки, упросить проконсула не отдавать его тела: "Как бы они, бросив Распятого, не стали почитать его". Это говорили они по подсказке и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы не можем ни оставить Христа, пострадавшего ради спасения всего мира спасаемых, ни почитать кого-либо другого; (42) Ему мы поклоняемся как Сыну Божию; мучеников же, как и достойно, любим как учеников Христа, Ему подражающих, за их непревзойдённую преданность своему Царю и Учителю. Довелось бы и нам стать их собеседниками и соучениками!Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 7.
18. Так как я вспомнил об этом городе, то считаю неправильным пропустить рассказ, который стоит помнить и нашим потомкам. Говорили, что кровоточивая, о которой мы из Святого Евангелия знаем, что она нашла исцеление от своей болезни у Спасителя, была оттуда родом; в городе показывают ее дом; доселе есть дивный памятник благодеяния, оказанного ей Спасителем.
(2) На высоком камне у дверей ее дома высится бронзовая женская статуя. Коленопреклоненная женщина протягивает руки вперед, как умоляющая; напротив нее - отлитая из того же материала фигура стоящего мужчины, красиво окутанного плащом и протягивающего руку женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то неизвестная трава, доходящая до подола бронзового плаща: это - целебное лекарство от всех болезней. (3) Эта статуя, говорили, изображает Иисуса; она уцелела до сих пор; я, будучи в этом городе, видел ее собственными глазами. (4) Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
то и Аэтий разве не оказывается принимающим тварь за Бога, покланяющимся ей и почитающим ее? Между тем истинная вера отвергает покланяемость в созданном и созданность в покланяемом: ибо если в этом нет совершенно никакого различия, то для воздающих честь твари ничего предпочтительнаго не будет в христианстве, и таковая вера будет более идолослужением, нежели богопочтением, потому что и язычники покланяются солнцу, и луне, и силам, небу и земле, и иным созданиям.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
потому что одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должнаго. Да и кто учит этому, как не женщины? Ибо женский пол удобопреклонен к падению, не надежен и малодушен.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Поэтому Евангелие предохраняет нас, говоря словами самого Господа: «что Мне и тебе, жено! не у прииде час Мой» (Ин.2:4), при чем в словах: «что Мне и тебе, жено»? назвал ее женою для того, чтобы не считал кто-либо святую Деву высшею надлежащаго, как бы предсказывая об имеющих быть на земле расколах и ересях, дабы некоторые, чрезмерно удивляясь Святой Деве, не впали в суесловие таковой ереси
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
В чести да будет Мария: но покланяем должен быть Отец и Сын и Святый Дух; Марии же никто не должен покланяться. Не говорю жене, но и мужу; только Богу усвояется это таинство; даже ангелы уступают место Богу в таком славословии.
Иероним Блаженный. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. Книга двенадцатая.
Когда я, будучи в отроческом возрасте, находился в Риме и занимался изучением свободных наук; то вместе с своими сверстниками и товарищами имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, и часто ходить в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела погребенных и в которых повсюду такая темнота, что здесь почти исполняется это пророчество
Лактаций. Божественные установления.
Смотри же, как слабые женщины и незрелые возрастом дети терпят приносимые телам их муки и терзания, причем переносят их не по необходимости, ибо этого можно было избежать, если бы они захотели, а добровольно, ибо уповают на Бога. Это и есть истинная добродетель, которую кичливые философы превозносят не делом, а пустословием, рассуждая, будто ничто так не соответствует значимости и твердости мудрого мужа, как его постоянство в собственном мнении вопреки всем страхам, когда он готов скорее быть мучимым и убитым, нежели нарушить слово, отказаться от [праведного] дела или совершить, под страхом ли смерти или сильной боли, что‑то несправедливое.
Мефодий Олимпийский. Из слова о мучениках.
Мученичество так удивительно и вожделенно, что Сам Господь, Сын Божий, «не почитавший хищением быть равным Богу» (Флп. 2:6), оказывая ему честь, пострадал, чтобы и этим даром увенчать человека, в которого Он сошел.
Руфин. Церковная история. Книга 2 (11).
Но ничего [страшного] не случилось, поскольку место обратилось в тлен. Вместилища гнусностей, пустые саркофаги были разрушены и воздвигнуты храмы истинного Бога и величественные церкви. Ведь и на могиле Сераписа, когда до основания были снесены нечестивые святилища, с одной стороны был построен храм мученика, а с другой церковь. Я считаю достойным вспомнить, откуда появился повод для строительства храма мученика.
Руфин. Церковная история. Книга 2 (11).
В результате, в Севастии, в городе Палестины, с иступленным сердцем обагренными кровью руками они разорили могилу Иоанна Крестителя. Разбили кости и, собрав вновь, сожгли, а святые останки, перемешанные с пеплом, рассеяли по земле. Но случилось, что по провидению Божьему туда именно в то время для молитвы прибыли некие люди из Иерусалима из монастыря Филиппа, Божьего человека. Когда они увидели, что совершается такое нечестие, хотя и человеческими руками, но сердцем зверя, они, предпочитая умереть, нежели осквернить себя таким преступлением, смешались, насколько было возможно, с теми, кто собирал кости для сожжения, и набожно собрав их, тайком покинули иступленных и безумных [язычников] и почитаемые мощи отправили к своему духовному отцу Филиппу. Тот, полагая, что выше его возможностей охранять собственными силами такое сокровище, мощи чистой жертвы отправил через своего диакона Юлиана, в будущем епископа этого палестинского города, к великому понтифику, тогда Афанасию. Тот, закопав полученные мощи при нескольких свидетелях под стеной святилища, с прозорливостью сохранил для помощи будущим поколениям.
 
Украина
Православный христианин
Лаодикийский поместный собор указывает что иногда почитание ангелов было чрезмерным:"
35. Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению.

Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только Ангелам, яко бы творцам и правителям мира.

Ап. Павел в послании к Колоссянам пишет об искаженном почитании Ангелов: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом" (2:18). Еще во дни Апостолов т. об. были люди, которые из ложного смирения говорили что нельзя обращаться непосредственно ко Христу, что человек не достоин делать это, а должен вместо Христа призывать Ангелов. Бл. Феодорит в толковании этого текста отмечает, что ересь эта, достигавшая по словам правила степени идолослужения, существовала долгое время во Фригии и Писидии. Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа Иисуса Христа."

Чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке.
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, находился храм во имя архистратига Михаила. Храм этот был построен стараниями одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Михаилу за исцеление его немой дочери водой от источника, протекавшего рядом с храмом.
 
Крещён в Православии
Лаодикийский поместный собор указывает что иногда почитание ангелов было чрезмерным:"
35. Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению.

Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только Ангелам, яко бы творцам и правителям мира.

Ап. Павел в послании к Колоссянам пишет об искаженном почитании Ангелов: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом" (2:18). Еще во дни Апостолов т. об. были люди, которые из ложного смирения говорили что нельзя обращаться непосредственно ко Христу, что человек не достоин делать это, а должен вместо Христа призывать Ангелов. Бл. Феодорит в толковании этого текста отмечает, что ересь эта, достигавшая по словам правила степени идолослужения, существовала долгое время во Фригии и Писидии. Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа Иисуса Христа."

Чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке.
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, находился храм во имя архистратига Михаила. Храм этот был построен стараниями одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Михаилу за исцеление его немой дочери водой от источника, протекавшего рядом с храмом.
спасибо за ответ, с Ангелами более менее понятно, поясните еще один момент: послание к Тимофею гл.2,5 "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" никаких других посредников больше нет, но в православном молитвослове нахожу много молитв Божьей Матери, там просьбы о посредничестве, вроде как донеси молитвы мои Сыну Твоему
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Из литургии апостольских постановлений ( минимум 3 век):"
спасибо за ответ, с Ангелами более менее понятно, поясните еще один момент: послание к Тимофею гл.2,5 "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" никаких других посредников больше нет, но в православном молитвослове нахожу много молитв Божьей Матери, там просьбы о посредничестве, вроде как донеси молитвы мои Сыну Твоему
Тут понимаете важно понять что мы только через соединение с Плотью Иисуса Христа (таинство причащения) можем обрести благое безсмертие, пребывание в Царствии Небесном. Тоесть Великий Посредник -Христос может нас освободить от вечных мучений. Божия Матерь наш ходатай, защитница, просительница о нас. Только Сын Царя Небесного может нас освободить от рабства. Но у Сына есть Мать и Она через молитву может освящать нас или точнее упросить освятить нас благодатью (нетварными энергиями) Сына.

В википедии есть ещё:"Почитание Богородицы первыми христианами подтверждается наличием её изображений III века в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения, Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, подчёркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчёркнуты выразительные чёрные глаза[45]. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей)[46].

Тоесть в Церкви всё Христоцентрично (Христос-центр) поэтому думаю что до тех пор пока еретики древние не касались темы Пресвятой Девы, христиане чтили Её, но как бы сокровенно, когда же увидели что восстали хулители то каждое предание вспомнили и появилось множество праздников как противоядие против ересей(искажений).
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Из литургии апостольских постановлений ( минимум 3 век):"

Тут понимаете важно понять что мы только через соединение с Плотью Иисуса Христа (таинство причащения) можем обрести благое безсмертие, пребывание в Царствии Небесном. Тоесть Великий Посредник -Христос может нас освободить от вечных мучений. Божия Матерь наш ходатай, защитница, просительница о нас. Только Сын Царя Небесного может нас освободить от рабства. Но у Сына есть Мать и Она через молитву может освящать нас или точнее упросить освятить нас благодатью (нетварными энергиями) Сына.
И еще один вопрос, вот все мы молимся Богу, Он вездесущий, все наполняет и может слышать нас, но как нас могут слышать святые которым мы молимся, они же не Бог и не могут присутствовать везде? Извините если докучаю, но просто хочу разобраться.
 
Украина
Православный христианин
И еще один вопрос, вот все мы молимся Богу, Он вездесущий, все наполняет и может слышать нас, но как нас могут слышать святые которым мы молимся, они же не Бог и не могут присутствовать везде? Извините если докучаю, но просто хочу разобраться.
Вспомните приветствие архангела Гавриила:"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами." На вечернем богослужении мы возглашаем:" Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши..." Святые потому вечно живут потому что в них почивает Бог-Дух Святый, и через благодать Духа им известно всё. Бог находится во святых, они соединены с Ним через Посредника Нашего Иисуса Христа и не сами по себе, но посредством Духа знают всё о нас.
 
Крещён в Православии
Вспомните приветствие архангела Гавриила:"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами." На вечернем богослужении мы возглашаем:" Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши..." Святые потому вечно живут потому что в них почивает Бог-Дух Святый, и через благодать Духа им известно всё. Бог находится во святых, они соединены с Ним через Посредника Нашего Иисуса Христа и не сами по себе, но посредством Духа знают всё о нас.
Дух Святой был и с Апостолами и Пророками но они знали только столько сколько Господь им открывал, все о всех они тоже не знали, хотя читал разные свидетельства от якобы умерших и воскресших что обретали они какую то способность видеть все и знать что происходит чуть ли не везде, только стоит ли им верить
 
В проекте "Батюшка ответит" вчера появилось новое видео, как раз о возникновении почитания святых.

И собственно, Ваш опрос получается, некорректно сформулирован, на него невозможно ответить.
 
Православный христианин
В проекте "Батюшка ответит" вчера появилось новое видео, как раз о возникновении почитания святых.

И собственно, Ваш опрос получается, некорректно сформулирован, на него невозможно ответить.
Ну нет в первых веках почитания святых, кроме мучеников, почитания ангелов, молитв святым, ангелам, Марии.
А что с вопросом не так. Звучит, считаю ли я чуждым все эти вопросы раннему христианству. Да, считаю. Нет, считаю что этого нет в раннем христианстве.
 
Украина
Православный христианин
Дух Святой был и с Апостолами и Пророками но они знали только столько сколько Господь им открывал, все о всех они тоже не знали, хотя читал разные свидетельства от якобы умерших и воскресших что обретали они какую то способность видеть все и знать что происходит чуть ли не везде, только стоит ли им верить

Дух Святой был и с Апостолами и Пророками но они знали только столько сколько Господь им открывал,

В Ваших словах всё правильно, знают столько сколько открывает Бог, по другому никак. Только думаю что Бог по своей милости тем кто уже там даёт больше знаний.
 
Ну нет в первых веках почитания святых, кроме мучеников, почитания ангелов, молитв святым, ангелам, Марии.
А что с вопросом не так. Звучит, считаю ли я чуждым все эти вопросы раннему христианству. Да, считаю. Нет, считаю что этого нет в раннем христианстве.
Так Вы видео посмотрите.Там есть ответ на Ваш вопрос. (аудитория - молодые нецерковные люди, поэтому формат необычный, но всё чётко и минут пять).
Batushka ответит (на youtube).
 
Православный христианин
Сергей. А почитание ветхозаветных праведников и пророков - в первых веках есть?
Ну если Вы приведете примеры, цитаты. Но здесь наверное есть смысл определить градацию почитания и богопоклонения, что сделано в оросе 6 ВС. Так вот, даже в формате понимания почитания, как в оросе, почитание в первых веках только мучеников есть.
 
Украина
Православный христианин
Интересное нашёл про иконы, ранее кстати не знал:"Древнейшие христианские иконы в виде настенных росписей на библейские сюжеты и изображения креста относятся к I веку по Рождестве Христовом. Они найдены при раскопках города Помпеи в Италии, засыпанном лавой и пеплом в 79 году. Это было еще время апостолов, так как за 15 лет до этого в 10 километрах от Помпей в городе Путеолы проповедовал апостол Павел (см.: Деян. 28: 13). В катакомбах Доypа-Евpопос в Междуречье до нас дошли христианские фрески с изображением Девы Марии, которые датируются от II века. В римских катакомбах и сейчас можно увидеть фрески II–IV веков с сюжетами на тему воскрешения Лазаря, символы якоря, рыбы, образ Христа как Доброго Пастыря или Агнца. Писатели III века Тертуллиан, Минуций Феликс и Ориген свидетельствовали, что христиане их времени почитали священное изображение креста. Святой Василий Великий просил художников изобразить подвиги святого мученика Варлаама в красках. О том, что к IV веку употребление в церквях икон было уже повсеместным, говорят следующие слова святителя Василия: «Приемлю и святых апостолов, пророков и мучеников и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, то есть по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах».

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Тоесть апостолы, пророки, мученики изображались на стенах и в отдельных образах и почитались, однако очевидно это не украшалось ещё отдельными молитвами или канонами святым. Гимнография была строго христоцентрична. Думаю что когда на почитание святых мощей, Богородицы и святых восстали лжеучителя то Церковь Христова отреагировала составлением особых молитв.

Получается что в христианских храмах иконы-образы присутствуют с апостольских времён и в Риме и в Междуречье, иконы и образы на стенах не запрещены, но им предназначен характер учительный (Евангелие в образах), тоесть почитание образов святых не было таким усиленным, почитался весь храм, все свещенные предметы в целом.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Милостив к нам Господь!
В АЛЕКСАНДРИИ НАЙДЕНА ДРЕВНЕЙШАЯ РУКОПИСЬ С МОЛИТВОЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Александрия, 10 сентября 2014 г.



185508.p.jpg

Египетскими археологами неподалеку от Александрии была найдена древнейшая на сегодняшний день рукопись, содержащая известную молитву к Пресвятой Богородице. Об этом сообщилпресс-центр Антиохийской Православной Церкви.


Согласно оценке экспертов, коптский папирус, датируемый третьим веком, стал самым ранним рукописным свидетельством молитвы христиан первых веков ко святым – и, в частности, к Пречистой Деве Марии.

Сам же текст древнего манускрипта содержит полную версию известного молитвословия, и поныне использующегося в богослужебной жизни Церкви. Пресс-служба Антиохийского Патриархата приводит эту хорошо известную нам молитву не только по-арабски, но и на греческом: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная».

Ученые отмечают высокую точность церковного предания, сохранившего молитвы древности практически без особых изменений.

Археологи подчеркивают, что находка проливает свет на многие детали литургической деятельности ранней церкви; также, она служит опровержением некоторым скептическим предположениям, ставящим под сомнение практику молитвы святым в первые века христианства, называемую многими критиками «более поздней традицией» и «нововведением», говорится в сообщении.




Перевел с арабского Фарес Нофал


10 сентября 2014 г.
 
Украина
Православный христианин
Вот кстати об ангеле-хранителе:"Деян.12:11–18. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать.

В книге Товит и о том как ангел молится с людьми:"
  • Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою.
  • И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою.
  • И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру.
  • Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ну если Вы приведете примеры, цитаты. Но здесь наверное есть смысл определить градацию почитания и богопоклонения, что сделано в оросе 6 ВС. Так вот, даже в формате понимания почитания, как в оросе, почитание в первых веках только мучеников есть.
Описка. Речь про орос 7 ВС.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
По теме иконы, отче, спасибо за информацию. Но вот иное отношение, цитировал в первом сообщении.
Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 7.
18. Так как я вспомнил об этом городе, то считаю неправильным пропустить рассказ, который стоит помнить и нашим потомкам. Говорили, что кровоточивая, о которой мы из Святого Евангелия знаем, что она нашла исцеление от своей болезни у Спасителя, была оттуда родом; в городе показывают ее дом; доселе есть дивный памятник благодеяния, оказанного ей Спасителем.
(2) На высоком камне у дверей ее дома высится бронзовая женская статуя. Коленопреклоненная женщина протягивает руки вперед, как умоляющая; напротив нее - отлитая из того же материала фигура стоящего мужчины, красиво окутанного плащом и протягивающего руку женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то неизвестная трава, доходящая до подола бронзового плаща: это - целебное лекарство от всех болезней. (3) Эта статуя, говорили, изображает Иисуса; она уцелела до сих пор; я, будучи в этом городе, видел ее собственными глазами. (4) Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей.
 
Украина
Православный христианин
О. Михаил, может "это ангел его" имелось в виду посланец Петра, посыльный?
Версия конечно интересная, но мне кажется что здесь, в следствии удивления, выдвинута была версия всё же явления ангела. К тому же в послании апостола Павла к Евреям говорится:"
  • Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
  • Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?"
Если апостол Павел в послании к евреям говорит о ангелах-хранителях, то это значит что в еврейском народе, из которого кстати в большинстве своём были составлены первые общины, понятие явления ангела в трудных случаях (книга Товит) было общепринятым.
 
Сверху