«Ибо наполнится земля знанием Ашема, как полно море водами», — предсказал Йешаяу (11:9).
Свт.
Афанасий Великий
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море
Ныне же по всей земле прошел голос их
(Рим. 10:18), и вся земля наполнилась знаниями о Боге, и ученики просветили все народы, и исполнилось написанное: Все сыновья твои будут научены Господом
(Ис. 54:13). Тогда это образом было того, что обнаружится. Ныне же явилась истина.
Свт.
Иоанн Златоуст:
«Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря». Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней.
«Как воды наполняют моря». Не без причины пророк говорит:
моря, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или – вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, – возмущать и возмущаться, и – стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова. Думают, что мы не в состоянии подтвердить истины. Не бойтесь! По милости Божией, когда будем говорить об этом, мы скажем все то, что даст благодать Духа, так как ради Его славы трудимся и за Него ведем войну. Я покажу тебе, сколько войн окончено. Не враждовала ли сама с собой природа? Не поклонялись ли деревьям и камням и не кропили ли на все жертвенники кровью? Чем они отличались от волков? Они были даже хуже волков. Последние заботятся и жалеют своих детенышей, напротив люди, вместо милосердия, которого требовала природа, оказывались жестокими. Зачем нам стараться доказывать это на основании язычников? Выслушай говорящего пророка:
«и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам» (Пс.105:37), или, как написано в книге царей: царь Амон, когда вел войну, принес своего сына во всесожжение пред всеми (см.
4Цар.3:27). Ужели это кажется признаком малой жестокости? Почему же теперь никто не делает этого, даже язычник? Отроки свободно живут с отцами и матерями, имеют заботу и любовь к родителям. Тогда отцы вели себя относительно сыновей, как палачи, а теперь они доставляют им пищу, жизнь и почести. Желаешь ли ты понять, каким образом
«младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, и не будут делать зла»? Все это открывается в христианах. Хотя во время мученичества их бросали зверям, однако чрезвычайная сила последних не могла вредить им, и часто даже младенцы в этих битвах получали венцы, одни оставляли свои имения, другие раздавали их. Не видишь ли ты, сколько учреждено больниц для расслабленных, сколько вспомоществований оказано сиротам, сколько заботливости о вдовицах? Да зачем нам перечислять внешнее? Войди в церковь, и ты собственными глазами увидишь эти учреждения, и тот, кто против нас писал все это, сам засвидетельствует, что в церкви пользуются одинаковой честью бедные и богатые, знатные и слуги. Не видишь ли, что все они уходят от той же трапезы (пользуются той же трапезой)? Но тебе видеть невозможно. Каким образом рыси будут лежать вместе с козлищами, жестокий и храбрый воитель – с смиренными и кроткими? Если они полюбили добродетели не все вместе, это неудивительно; но более удивительно то, что некоторые предались многим добродетелям, – а другие, будучи не вполне совершенными, однако отрешились от жестокого характера. Но когда вся земля исполнялась ведения Господня? Когда
«во всю землю вышло вещание их» (Пс.18:5).
Свт.
Кирилл Александрийский:
К сказанному уже прежде можно весьма справедливо присоединить и это великое и исключительное знамение и чудное действие пришествия Спасителя нашего. Ибо прежде нежели единородное Слово Божие соделалось подобным нам человеком, прежде нежели Оно приняло
от семени Авраамова и по всему уподобилось
братии, как написано
(Евр. 2:16-17), весь обитающий на земле род, разумею - человеческий, разделен был на две половины, - на Иудеев и на
служивших твари паче Творца (Рим. 1:25). И был
ведом во Иудеи Бог (Пс. 75:2), а у иных народов совершаемо было служение великому и несметному множеству идолов и славе Божией была воздаваема честь по произволу каждого; потому что
вси уклонишася, вкупе непотребни быша: не было
творящего благостыню, не было
до единаго (
Рим. 3:12;
Пс. 13:3). Но Иудеи, детоводительством закона, так сказать, укрощаемые и нравами правды смягчаемые, чтили жизнь, приличную людям; другие же, то есть служившие бездушным идолам, не имея управителя - закона, были ужасны по своим наклонностям: были дики, хищны, готовы к насилию, стремительны к удовольствиям, и весьма гнусным, и очень удобопреклонны ко всему наипостыднейшему, так что из них один уподоблялся волку, другой приближался к рыси (пантере), вследствие того, что душа его, как бы какими пятнами, испещрена была весьма многими и многообразными видами страстей; иной же, неудержимый в своих желаниях, без труда приобретая насильственным образом, чего бы ни хотел, проводил жизнь, уподобляясь львам. Но воспитанные в столь диких нравах и обычаях, они, после того как Христос преобразовал их к кротчайшей и святой жизни, отложили присущую им жестокость и почтили жизнь, приличествующую людям, то есть жизнь в кротости. Ибо они уверовали во Христа, говорящего:
возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Таким образом, вместе с верою они приобрели и свободу от древней жестокости и то, чтобы быть благими и кроткими и жительствовать в сообществе с святыми. Ибо они прямо названы, как
сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2:19). Это-то, я думаю, многообразно указует нам в приведенных изречениях пророческое слово; потому что
пастися будут вкупе, говорит оно,
волк со агнцем и рысь почиет с козлищем, то есть чрез Христа соединятся дикое с кротким и не священное ни в каком отношении - с священным и святым. Ибо Израиль, что касается до воспитания его законом и до знания добрых нравов, был тихий и кроткий, а вместе и священный, и как бы подобен был овце и козе; а оба эти животные суть священные и чистые и, кроме того, от самой природы получившие в удел мягкость нрава;
волк же и
рысь (пантера, тигр), а равно и
лев, по природе дики и не сходятся с другими. Но во Христе и это совершилось; потому что сошлись друг с другом Иудеи и Еллины, имея как бы общую пищу, то есть евангельскую и апостольскую проповедь и находясь в подчинении у одного Архипастыря, умеющего пасти, как говорит пророк,
на пажити блазе и на месте тучне (Иез. 34:14). Но и
телец, говорит,
и юнец и лев вкупе пастися будут. Кажется же, что молодым
тельцом называет он новорожденный и юный народ уверовавших, то есть младенчествующий во Христе; а
юнцом, быть может, Израиля, как давнорожденного, так как
юнец по времени первенствует пред новорожденным
тельцем. Или же чрез
тельца означает он превышающего других как бы знанием и добродетелью, каково изречение, что благословенны будут от Господа
малыя с великими и старцы с юнотами, по слову Псалмопевца
(Пс. 113:21,
148:12). Ведает и премудрейший Иоанн таковой возраст ума и души, почему и пишет он отцам и детям, а сверх сего и юношам
(1 Ин. 2:13-14), уподобляя, как я думаю, меру ума или разумения и богопознания возрастам телесным. Итак,
пастися будут, говорит,
вкупе и в одном и том же месте телец и юнец и лев. Опять же благопотребным образом присоединяет к
тельцу и юнцу льва, дабы ты опять гадательно уразумевал под ними оправданных в вере и находящихся под скиптром Спасителя всех нас Христа, так как не из одних только чистых и священных, или же тихих и кротких, то есть укрощенных чрез закон, но и из диких, очевидно язычников, связует их в единодушии Спаситель всех нас Христос и отсюда передает доброе к детям детей и их потомкам. Ибо простирается (сохраняется) до сего времени и до нас мир Христов и добро, происходящее от единодушия и единства по вере. Это, думаю, дает он знать, прибавляя, что
вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы. Заметь, что не кроткое, говорит, переходит к обычной для диких пище, но дикое к пище кроткого. Поелику известно, что
медведь и лев суть плотоядные животные, а
вол и телец или же козел - нет, напротив, эти животные суть травоядные. Но от привычного, говорит, дикие животные отступят и перейдут, напротив, к пище кротких, так как и дикие животные будут есть плевы. И пища эта может быть прообразом учений. Итак, должно разуметь (сие) таким образом, что прежде веры во Христа язычники имели злых учителей, предлагавших им звероподобное учение и убеждавших их почитать дела тления и погибели; когда же они призваны были к познанию Того, Который есть по истине Бог, то вместе с древним заблуждением избавились и от согласных с ним учений, вместе с Израильтянами почитая свежую и легкую пищу евангельских наставлений. Но и
отроча, говорит,
младо поведет я, то есть, будут под руководством учителей и детоводителей, имеющих ум не язвительный и склонный к злодеяниям, а, напротив, простых и
злобою младенствующих, умы же мудрых (
1 Кор. 14:20, ср.
Еф. 5:15). А таковы все те, которые во Христе имеют Божественное
сокровище в скудельных сосудех (2 Кор. 4:7) и имеют сердце свободное от развращения и порочности и ничем не недостаточествуют против новорожденных детей. Таковых и сам Спаситель считает достойными царствия небесного: ибо
оставите, говорит,
детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное (Мф. 19:14). А что они будут иметь величайшее незлобие в уме, будут непобедимы и безукоризненны и выше всяких страхов, на это он указывает, говоря:
и отроча младо на пещеры аспидов, и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла, ни возмогут погубити никогоже на горе святей Моей. Пещерами же и ложами аспидов, думаю, именует или скопища злых демонов, или же дома и места убежища нечестивых еретиков, не назовем их церквами, на которые часто налагая руки, младенчествующие во Христе легко одерживают верх, никоим образом не претерпевая вреда сами. Ибо Христос есть защитник их, и Он уничтожает силу укушений оных (т. е. еретиков) и являет недействующим яд их; потому что
не возмогут, сказано,
погубити никогоже на горе святей Моей. Горою же святою называет церковь, по той причине, что она поставлена на высоте славы и по причине возвышенности содержимых ею догматов. Ибо в нас нет ничего низкого: мы не имеем обычая воздавать почтение твари наравне с Творцем и вопреки Создателю и Творцу, и Зиждителя всяческих Бога Слово мы не лишаем приличествующей Ему славы, сопричисляя Его к созданиям.
Наполнися, говорит,
вся земля видения Господня и так же полна будет благоговейного почитания Его, как широкое и пространное море полно своих собственных вод. И в этом всякий может видеть истину; потому что где во всем мире или у кого не именуется Христос? Или какое племя людей не подчиняется Ему? Ибо пред Ним
поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Ему, согласно написанному (
Фил. 2:10-11; ср.
Рим. 14:11),
яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (
Фил. 2:11.
Прп.
Нил Синайский
Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому
То, что вол, и медведь, и лев, и проч., по словам Исаии, дружелюбно «будут пастися вкупе»
(Ис. 11:6), означает состояние Церкви, при котором народные начальники и подчиненные вместе управляются и питаются догматами благочестия.
Письма на разные темы. Хартуларию Зоилу.
О том что царь и подданный, грешный и праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, говорит Исаия, а именно: по пришествии Христовом «пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут»
(Ис. 11:6). О том же, что для простодушных, возжелавших более «младенчествовать» относительно дурных (1 Кор. 14:20), для блаженных и незлобивых людей по причине их деятельной, но свободной от житейских попечений жизни и по причине неослабляемой сомнениями молитвы удобоодолимыми делаются сопротивные силы, говорит тот же Пророк: «и отроча младо на пещеры аспидов, и на ложе исчадий аспидских руку возложит, и не сотворят зла, не возмогут погубити никого же на горе святей Моей»
(Ис. 11:8-9), – под горою разумея Церковь Христову по высоте веры.
Письма на разные темы. Дуксу Кастору.