Вопрос о двуперстии и троеперстии

Непонятно,зачем тогда 2 перста. Один более бы выражал учение монофизитов.
Учение монофизитов именно в поглощении.Сначало было два затем одно.
"Сущность М. состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной."
 
Иркутская обл.
Православный христианин
не в двух пребывает из двух стало одно
А как это можно показать 2 перстами. Один пригнуть? А...дошло,два перста вместе(слипшихся) это и показывает,по Вашему-Поэтому двуперстие это есть "армянская ересь". И соотв. никакого двуперсития у греков быть не могло.
 
Православный христианин
Брат Сергий,я даже и не пытался оспаривать это,п.ч. полностью согласен с этими словами! Это до наших раскольников-старообрядцев не доходит,что Крестное знамение не является догматом.Я крещусь тремя перстами,как и вся Церковь.
Но не вижу ничего худого и в двуперстии единоверцев.
Так единоверие утверждено еще:
В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. — Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.

Б

Единственный уточняющий вопрос по написанному тобой,брат.
1. В каком веке "греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием"?
2. В каком веке "греки отказались и от двуперстия"? (Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие)
Несторианство основана Несторием (381 г.451 г.) епископом Константинопольским.

Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию (512 г.-582 г.) архимандриту Константинопольскому.

3. Сколько лет,с какого по какой век, у греков существовало двуперстие?
Простите, а какое это имеет значение на решение ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.???:)
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Несторианство основана Несторием (381 г.451 г.) епископом Константинопольским.

Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию (512 г.-582 г.) архимандриту Константинопольскому.


Простите, а какое это имеет значение на решение ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.???:)

Ну... на это не ответ на вопрос:)

Отвечу я. Около 400 лет,примерно с 9 по 13 век,у греков по всей Империи было двуперстие.
И соотв.русские его и приняли от них в конце 10 века при князе Владимире.И крестились так вплоть до ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.
 
Православный христианин
Отвечу я. Около 400 лет,примерно с 9 по 13 век,у греков по всей Империи было двуперстие.
И соотв.русские его и приняли от них в конце 10 века при князе Владимире.И крестились так вплоть до ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.
Тогда откуда троеперстие?;)
«…Въ домахъ у Москвитянъ, какъ бѣдныхъ, такъ и богатыхъ, есть живописные образа: они вѣшаютъ ихъ не только въ жилыхъ покояхъ, въ томъ мѣстѣ на cтѣнѣ, гдѣ стоитъ столъ, но также и вь переднихъ, въ лавкахъ и во всѣхъ комнатахъ. При всякомъ входѣ и выходѣ они кланяются и крестятся передъ образами, полагая, что безъ нихъ, не могутъ вспомнитъ Бoгa, если не видятъ ихъ. Особливо, когда идутъ спать, встаютъ съ постели, выходятъ изъ за стола, или изъ дому, и опять входятъ въ него, они наклоняютъ голову передъ образомъ и крестятся три раза тремя согнутыми пальцами, большимъ, указательнымъ и самымъ длиннымъ: крестя кладутъ сперва на переднюю часть головы, потомъ на грудь, за тѣмъ на правое плечо, послѣ чего дѣлаютъ сильный ударъ въ грудъ и всегда держатъ голову внизъ (если кто делаетъ это какъ ни будь иначе, того не считаютъ Христіяниномъ) и говорятъ: «Помилуй мя, Господи, помилуй мя!..» ( ПЕТР ПЕТРЕЙ ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ МОСКОВСКОМ ).

"...записки Ульриха фон Рихенталя, жителя города Констанца, о Констанцском соборе 1414—1418 гг. Участником этого собора был митрополит Григорий Цамблак, поставленный 15 ноября 1415 г. епископами Литовской Руси по настоянию великого князя Витовта на митрополию Киевскую и всея Руси...

Затем следует описание богослужения, ценное для иcторика русской церкви. Здесь, между прочим, читаем:"...и каждый трижды осенил себя крестом "делал перед собой три креста>, и это было так. Каждый прикоснулся ко лбу тремя пальцами правой руки и поднес пальцы вниз на грудь и оттуда на правое и левое плечо. И так они крестились <делали крест> много раз во время литургии".
Итак, насколько можно понять из данного описания, Григорий Цамблак и его окружение крестились тремя перстами...
Борис Успенский; К ИСТОРИИ ТРОЕПЕРСТИЯ НА РУСИ
 
Православный христианин
Ну... на это не ответ на вопрос:)

Отвечу я. Около 400 лет,примерно с 9 по 13 век,у греков по всей Империи было двуперстие.
И соотв.русские его и приняли от них в конце 10 века при князе Владимире.И крестились так вплоть до ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.
Брат мой во Христе Игорь, уж коли ты заговорил о том, что двуперстие:

русские приняли в конце 10 века при князе Владимире. И крестились так вплоть до ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.
То тебе не составляет никакого труда привести сведения этого времени, с конца 10 века о двуперстии:

«…Единственно правою и „опредѣленною" формою „важнѣйшей" изъ „извѣстныхь такъ называемыхъ старообрядческихъ особенностей", раскольники признаютъ ту форму перстосложенія, которая описана въ „іосифовскихь" псалтиряхъ и въ Книгѣ Кирилловой. Здѣсь повелѣвается для крестнаго знаменія: „три персты вмѣсто сложити, великій, и малый, и третій, что подлѣ малаго.., два же перста, вышній и средній великій вмѣсто сложити и протягнути.., той же средній великій перстъ мало преклонити"…».

(форма перстосложенія, которая описана въ „іосифовскихь" псалтиряхъ и въ Книгѣ Кирилловой).
Более подробно:
Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» И.Т. Никифоровский Несколько слов относительно взгляда проф. Н.О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков Опубликовано: Христианское чтение. 1891. № 7-8. С. 110-140

Которую так называемые староверы приняли от греков и признают за истину?!!
Жду ответа?:)
Таки где?
„три персты вмѣсто сложити, великій, и малый, и третій, что подлѣ малаго.., два же перста, вышній и средній великій вмѣсто сложити и протягнути.., той же средній великій перстъ мало преклонити"
Если это благочестие как вы говорите приняли при крещении Руси???
 
Ну... на это не ответ на вопрос:)

Отвечу я. Около 400 лет,примерно с 9 по 13 век,у греков по всей Империи было двуперстие.
И соотв.русские его и приняли от них в конце 10 века при князе Владимире.И крестились так вплоть до ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА 1666-1667 гг.
Есть на это свидетельство современников запечатлённое в документальных памятниках?Абсурдная получается теория если двуперстие выражает неприязнь монофизитства тогда почему одна из первых Церквей утвердившая эту ересь поголовно креститься двумя перстами(Армянская Церковь)?Хотя рядом с ней есть Церковь также просвещённая светом Православия равноапостольной Ниной и это Грузинская Православной Церквовь.
Так и есть читая жития "Преподобного и Богоносного Отца Нашего Георгия Святогорца" жившего в X веке
в книге "Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви" монаха Геброна
"Услышав это, блаженный тремя перстами осенил себя крестным знамением и прочитал вслух Никео-Константинопольский Символ православной веры. Затем он изложил основы православного исповедания грузин, и все были удивлены таким неожиданным исходом дела, ибо Дух Святой говорил его устами.

Благословен Бог во всем! – воскликнул Патриарх.-Кто это нашел у грузин недостатки в исповедании православной веры? Не более ли других исповеданий, – сказал он, имея ввиду армян и католиков, – Грузинская Церковьотличается чистотой, святостью и апостольским вероучением?» Этому публичному исповеданию свидетелями были несколько митрополитов, епископов и знатных вельмож Антиохии, все единодушно славили Бога, ублажали Георгия и осыпали его похвалами. Патриарх разгневался на доносчиков-монахов и наложил на них церковную епитимию, но блаженный стал просить Патриарха простить их, и тот внял его просьбам"
 
Православный христианин
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие
Это не ваши фантазии.
Именословное — для благословения лицом со священным саном.
Уважаемый супер модератор, сайт православный и называется азбука, поэтому истины ради, не утаим дату появления указанного вами имясловного благословения - 1656 год.
А по теме - достаточно лишь посмотреть на иконы древние и дату искажений в православной вере.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Конечно нет, но типичный старообрядец не выймет бревно из своего глаза, ибо тяжело, оно насквозь всего черепа засело, повредило некие функции, и человек неожиданно для себя резко постарел.А внешне-тот же самый.
 
Православный христианин
не утаим дату появления указанного вами имясловного благословения - 1656 год.
А по теме - достаточно лишь посмотреть на иконы древние и дату искажений в православной вере.
Отсутствие знаний порождает лишь раскол.:(

Послание Паисия Константинопольского к патриарху Никону
Деяния Поместного Собора 1654 г. Московского


«…24. О двадесять четвертом же, еже вопрошаете, како подобает изъобразити христианину крест свой, сиречь которыми персты, глаголем, яко мы вси имамы обычай древний по преданию покланятися, имуще три первыя персты, совокупленны вкупе во образ святыя Троици, ея же просвещением открыся нам таинство воплощеннаго смотрения. И научихомся славити единаго Бога в трех составех: Отца, и Сына, и Святаго Духа, — и распинатися вкупе со крестом Господа нашего Иисуса, Сына Божия, с небес сошедшаго, и человечившагося, и плотию пострадавшаго нашего ради спасения. Являет же ся благословно, зане совокуплениемъ трех перстов воспоминаем таинство святыя Троици. И внегда изъобразуем на себе крест Господень, воспоминаем страдание и воскресение Его, ими же и их ради призываем от Бога помощь.

25. О двадесят же пятом, еже вопрошаете, которыми персты подобает начертавати архиерею или священнику благословение, еже дает, глаголем, яко понеже обеща Бог с клятвою Аврааму, да благословятся вси языцы земстии в семени его, еже есть Иисус Христос; еже и Давид, к (sic) мессию вознося, глаголет: «и благословятся в Нем вся колена земная»; благословляет Церковь всех, начертавающи рукою священническою имя мессиево, еже есть Иисус Христос, изобразующи I и С, еже являет въкратце «Iисус», и X и С, еже глаголет «Христос», и сие въкратце. И которыми персты начертавает кто сия четыре писмена, ничто же разньствует, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый, яко благословение сие сходит от Иисуса Христа рукою священническою и Иисус Христос — Иже дает дарование благословения к прошению оного, иже просит е с верою. Но пристойнее является, яко же живописуют Христа и благословляет, и<б>о (?) чище показует, еже Иисус Христос. Вторый и третий перста совокупляема знаменуюта «Иисус», а первый и четвертый совокупляема знаменуюта «X», и малый последний «С», еже являюта вкупе «Христос».
Аминь.


Константинополский патриарх утверждает выше реченная.
Смиренный митрополит Кесарийский Анфим.
Смиренный митрополит Ефесский Игнатий.
Смиренный митрополит ираклийский Мефодий.
Смиренный митрополит Ки…цкий Анфим.
Смиренный митрополит Никомидийский Кирилл…..

Остальное по ссылке.

А вот как учил слагать крестное знамение, первосвятитель земли русской митрополит Михаил (988–†992) в своем поучении, в неделю крестопоклонную:

«… Знамение крестное творити подобает, творите же не просто, ниже без страха: но с благоговением и с доброю памятью, первыя десныя руки три первыя пальцы сложивше равно во едино, в них же Святыя Троицы таинство заключается три ипостаси внесложных единством существа, в сложении купно и смотрение, понеже Отец и Дух Святый, в воплощении Сыну непочесому не приобщишася, точию советом и изволением, якоже святый Дамаскин Иоанн пишет, два же последние персты пригнути к длани, и тако сложивше три своя пальцы, первее пологаем на главу нашу глаголюще: во имя Отца, та же на живот, тажь говори и Сына: посем на правое плечо, говоря и Святаго, и пренося на левое рамо, говори Духа, заключи Аминь…».

Добавим и:

Святой митрополит российский Феопемт (1035—1047), пишет во своем сказании на воздвижение святого креста, поучая народ российский, почитать святой крест и знаменоваться так:

«…всякий христианин правыя своея руки, первыя три пальцы совокупи воедино, два же последния, приклони к длани крепко, и тако знамение креста святаго на себе отправляй. Первое тыя три пальцы совокупя полагай на главу, поминая главу Христа Иисуса, на кресте терновым венцем обложенную за наше спасение, таже тыя три пальцы сложены перенеси на пуп, поминая Христа Иисуса, ног его божественных к древу крестному пригвождение, таже потом управляй тыя же три пальцы сложены на правое рамо, потом же преноси на левое рамо, воспоминающе Христа Иисуса на кресте рук его божественных простертие, и тако размышляюще плотию на кресте страдания Христа нашего Спаса, и знамение креста святаго на себе воображающе в нем же прославляем и таинство святыя неразделимыя, и неслиянныя Троицы. Сице трема первыми пальцы несложными воображаем три ипостаси, Отца, и Cына, и Святаго Духа, прославляюще неслиянне, совокуплением же триех первых пальцов воображаем и прославляем единство существа. Нераздельно треми первыми пальцы, во знамении креста святаго веруем и исповедуем, и прославляем Троицу во единице, и единицу во Троице, сего деля креста, святаго почитающе, знаменаемся им почасту, и на ложе наше ложася, и от него востающе, или дело кое начинающе, или в путь шествующе, или пиюще, и купно рещи, всякое дело от креста святаго да начинаем. Сей бо есть душе радость, и телеси освящение, и всякого блага основание...».
 
Православный христианин
Весьма сомнительно, что святые митрополиты изначально так и писали. Более вероятно, что переписчики бывшего патриарха Никона подредактировали тексты. Что мы и видим, вот например, молитва Ефрема Сирина - утаивание грехов и подмена изначального текста, Символ Веры - противоречит Евангелию и подмена изначального текста 1 и 2 Вселенских Соборов, Покаянный канон - искажение смысла и подмена изначального текста, Молитва после прочтения всей псалтири - хула на Бога, Акафист Божией Матери, достаточно взять любой современный молитвослов и сами удивитесь. Я не старообрядец просто стараюсь внимательно читать.
А по теме двуперстного сложения - все древние иконы смотрят на вас, и поднимите документы Собора 1551 года 31, 32 глава есть в открытом доступе, да и на местном сайте тоже есть: https://azbyka.org/otechnik/pravila/stoglav/#0_37, и рукопись тоже есть в Троице-Сергиевой Лавре в открытом доступе.
 

Вложения

  • jUEPowSxlvo.jpg
    jUEPowSxlvo.jpg
    105,6 KB · Просмотры: 130
  • Molitva_prep_Efrem_Sirin_russkiy_Tekst-STSL-02-1024x660.jpg
    Molitva_prep_Efrem_Sirin_russkiy_Tekst-STSL-02-1024x660.jpg
    176,5 KB · Просмотры: 132
Православный христианин
Весьма сомнительно, что святые митрополиты изначально так и писали. Более вероятно, что переписчики бывшего патриарха Никона подредактировали тексты. Что мы и видим, вот например, молитва Ефрема Сирина - утаивание грехов и подмена изначального текста, Символ Веры - противоречит Евангелию и подмена изначального текста 1 и 2 Вселенских Соборов, Покаянный канон - искажение смысла и подмена изначального текста, Молитва после прочтения всей псалтири - хула на Бога, Акафист Божией Матери, достаточно взять любой современный молитвослов и сами удивитесь. Я не старообрядец просто стараюсь внимательно читать.
А по теме двуперстного сложения - все древние иконы смотрят на вас, и поднимите документы Собора 1551 года 31, 32 глава есть в открытом доступе, да и на местном сайте тоже есть: https://azbyka.org/otechnik/pravila/stoglav/#0_37, и рукопись тоже есть в Троице-Сергиевой Лавре в открытом доступе.
Пустая болтовня с целью запутать людей.

Тогда призвали Иерархов Церквей, в том числе и Антиохийского = Приемника Милетия, на которого ссылался Стоглав по поводу двуперстия.
Так он и сказал, что Стоглав воспользовался ложным преданием и Милетий так не говорил и не писал и делать Крестное Знамение следует Тремя перстами, а иначе - анафема.

Проиграли старообрядцы дискуссию и ушли.
 
Православный христианин
Никакой "болтовни". Если вы откроете 1 главу документов Собора 1551 года: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=215&pagefile=215-0016, то увидите состав Собора:
ГЛАВА 1
Быша сии вопроси и ответы мнози о различных церковных чинех, в царствующем граде Москве в царских полатах, от благоверного и боговенчаннаго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца к отцу его Макарию митрополиту всеа Русии, и ко всему священному собору, в осмоенадесять лето царства его, в двадесять же первое лето от рожества его, при его отце Макарии митрополите всеа Русии, в девятое лeтo святительства его, и всего священного собора архиепископов и епископов руския митрополия самобывших тут: Феодосия, архиепископа великого Новаграда и Пскова; Никандра, архиепископа ростовского и ярославского; Трифона, епископа суздальского и Торуского; Гурия, епископа смоленского и брянского; Касьяна, епископа рязанского и муромского; Акакия, епископа тверского и кашинского; Феодосия, епископа коломенского и коширского; Савы, епископа сарского и подонского; Киприяна, епископа пермского и вологоцкого.
Эти русские епископы созвали Собор в 1551 году по причине крайнего невежества и порочного поведения народа. В основе Собора было Евангелие, Правила святых апостолов и учение святых отцов. Прочитав документы, можно твердо сказать, что русское священноначалие боролось против пережитков язычества среди населения, укрепления церковной дисциплины среди духовенства и, в том числе, борьба против западного вероучения.
 
Православный христианин
Никакой "болтовни". Если вы откроете 1 главу документов Собора 1551 года: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=215&pagefile=215-0016, то увидите состав Собора:
ГЛАВА 1
Быша сии вопроси и ответы мнози о различных церковных чинех, в царствующем граде Москве в царских полатах, от благоверного и боговенчаннаго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца к отцу его Макарию митрополиту всеа Русии, и ко всему священному собору, в осмоенадесять лето царства его, в двадесять же первое лето от рожества его, при его отце Макарии митрополите всеа Русии, в девятое лeтo святительства его, и всего священного собора архиепископов и епископов руския митрополия самобывших тут: Феодосия, архиепископа великого Новаграда и Пскова; Никандра, архиепископа ростовского и ярославского; Трифона, епископа суздальского и Торуского; Гурия, епископа смоленского и брянского; Касьяна, епископа рязанского и муромского; Акакия, епископа тверского и кашинского; Феодосия, епископа коломенского и коширского; Савы, епископа сарского и подонского; Киприяна, епископа пермского и вологоцкого.
Эти русские епископы созвали Собор в 1551 году по причине крайнего невежества и порочного поведения народа. В основе Собора было Евангелие, Правила святых апостолов и учение святых отцов. Прочитав документы, можно твердо сказать, что русское священноначалие боролось против пережитков язычества среди населения, укрепления церковной дисциплины среди духовенства и, в том числе, борьба против западного вероучения.
По вопросу троеперстия все ясно?
Что то этот Собор ошибся по этому вопросу.

Значит нам не следует принимать НИЧЕГО с этого собора ибо найдена ошибка.
А принимать нужно либо ВСЕ, либо НИЧЕГО.
 
Православный христианин
Дело в том, что старообрядцы считают двуперстие именно апостольским преданием. Утверждаю это не голословно, так как сама почти 10 лет была членом РПсЦ, а потом РДЦ. Исходят они, в частности, из того, что апостолы видели, как сам Господь благословлял народ и их в том числе. И это было именно двуперстие, что и отражено на древнейших иконах, тем более написанных самим евангелистом Лукой при жизни Богоматери.
 
Православный христианин
По вопросу троеперстия все ясно?
Что то этот Собор ошибся по этому вопросу.

Значит нам не следует принимать НИЧЕГО с этого собора ибо найдена ошибка.
А принимать нужно либо ВСЕ, либо НИЧЕГО.

Почему вы думаете, что вам решать ошибся Собор по какому-либо вопросу или нет? Почему дерзаете за всех отвечать принимать что-то с этого Собора или нет? Почему для вас православные иконы не авторитет? Почему все святые до 18 века знаменовались и благословляли двуперстием для вас не авторитет? Отвечайте.
 
Православный христианин
Поправлю, до середины 17 века. Но дело в том, что крестное знамение для священнического благословения и для осенения себя крестом вполне могут быть разными. Церковная наука придерживается эволюционной теории: в первые века - это один перст, затем, когда возникла монофизитская ересь, христиане перешли на два перста. А троеперстие возникло в противовес ереси Нестория. Честно говоря, при правильном исповедании Троицы и двух природ во Христе, не так уж и важно, сколькими перстами креститься(не более пяти, конечно;)), потому что в любом случае участвует вся рука. В домашней молитве вполне можно и одним большим перстом лоб перекрестить, но в храме, чтобы не смущать братий, надо придерживаться общего правила. Хотя лично я осеняю себя двуперстием, потому что оно все же канонически более верное, да и просто красивое. Пока никого не смутила.
 
Православный христианин
Весьма сомнительно, что святые митрополиты изначально так и писали. Более вероятно, что переписчики бывшего патриарха Никона подредактировали тексты. Что мы и видим, вот например, молитва Ефрема Сирина - утаивание грехов и подмена изначального текста, Символ Веры - противоречит Евангелию и подмена изначального текста 1 и 2 Вселенских Соборов, Покаянный канон - искажение смысла и подмена изначального текста, Молитва после прочтения всей псалтири - хула на Бога, Акафист Божией Матери, достаточно взять любой современный молитвослов и сами удивитесь. Я не старообрядец просто стараюсь внимательно читать.
А по теме двуперстного сложения - все древние иконы смотрят на вас, и поднимите документы Собора 1551 года 31, 32 глава есть в открытом доступе, да и на местном сайте тоже есть: https://azbyka.org/otechnik/pravila/stoglav/#0_37, и рукопись тоже есть в Троице-Сергиевой Лавре в открытом доступе.
Молитва после прочтения псалтири- хула на Бога?И что не так с акафистом Богородице? Насколько мне известно,это- один из самых древних и лучших акафистов.
 
Сверху