Воля Бога, и воля человека.

Православный христианин
Николай, обратите внимание, что Дим72 являет себя сомневающимся. Я имел с ним беседы и констатирую, что его суждения и взгляды далеки от православного исповедания веры.
Надеюсь в будущем он найдёт истину.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Иногда задумываюсь над сбывшимися предсказаниями. Обычно они даются так, чтоб было трудно понять их смысл и предотвратить. Например, как Ванга предсказала, что летом в конце века Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать. Я это предсказание читал в 80х годах. Похоже, что мы бы ни делали, это уже учтено в том пути, который приводит к предсказанному результату.
Откройте пожалуйста Википедию и убедитесь в том, что многие "предсказания" Ванги не сбылись, а сама она была частью туристического бизнеса - коммерческим проектом приносившим прибыль стране. Вот еще информация с сайта Суеверие.нет
Но, в Индии есть история про святого Маркандею, которому было положено умереть в 16 лет, согласно предсказанию, сделанному при рождении. Он поступил правильно, не спрятался в каком нибудь бункере,а усилил свою связь с Богом, молился. И его смерть была отменена.
Индия вообще богата различными историями и различными культами - самых удивительных историй там очень много, наверное столько, что и жизни не хватит их выслушать.
 
Православный христианин
Надеюсь в будущем он найдёт истину.
Возможно.
Всевышний не насилуют свободную волю людей и оставляет им возможность в земной жизни не принимать истину.

Рекомендую ознакомится со следующим.

Глава 25 (39). О том, что находится в нашей власти, то есть о свободном решении​

Слово о свободном решении, то есть о том, что находится в нашей власти, прежде всего исследует: находится ли что-либо в зависимости от нас. Ибо много таких, которые противостоят касательно этого. Во-вторых же: что есть то, что находится в нашей власти и над чем мы имеем власть. В-третьих, слово должно исследовать причину, по которой сотворивший нас Бог создал нас свободными. Итак, начав о первом вопросе, прежде всего скажем, доказывая, что из того, что теми признается, нечто находится в нашей зависимости, и скажем таким образом.

Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай. Но Божие дело – существование [вещей] и промышление [о них]; дело необходимости же – движение того, что всегда одним и тем же образом существует; а дело судьбы – то, чтобы происходящее при ее содействии совершалось по необходимости. Ибо и она вносит необходимость. Дело же природы – рождение, произращение, уничтожение растений и живых существ; а счастья – то, что редко и неожиданно. Ибо счастье определяют как встречу и стечение двух причин, которые, имея начало от свободного выбора, производят нечто иное в сравнении с тем, что приготовлено природою; как, например, [если] копающий ров нашел сокровище, ибо ни тот, кто положил сокровище, не положил так [то есть, с тою целью], чтобы его нашел другой, ни тот, кто нашел, не копал так, чтобы найти сокровище; но один положил, для того чтобы взять для себя, всякий раз как он пожелает, другой копал, для того чтобы вырыть ров; случилось, между тем, нечто иное в сравнении с тем, что оба себе предполагали. Дело же случая – то, что приключается с бездушными вещами или неразумными животными без содействия природы и искусства. Так говорят они сами. Итак, чему из этого мы хотим подчинить то, что происходит через людей, если в самом деле человек не есть виновник и начало действия? Ибо нельзя приписывать постыдных иногда деяний и неправедных ни Богу, ни необходимости, потому что действие не принадлежит к числу того, что всегда бывает одним и тем же образом; ни судьбе, ибо говорят, что свойственное судьбе есть не из числа того, что бывает допускаемо, но из числа того, что необходимо; ни природе, ибо дела природы: живые существа и растения; ни счастью, ибо деяния людей не суть редки и неожиданны; ни случаю, ибо говорят, что случайные приключения бывают с бездушными предметами или неразумными животными. Остается, конечно, что сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий и что он одарен свободою решения.

Сверх того, если человек не есть начало никакого деяния, то напрасно ему и дана способность советоваться, потому что, не будучи господином ни одного действия, для чего он будет пользоваться совещанием? Ибо всякое совещание происходит ради действия. Однако объявлять, что прекраснейшее и драгоценнейшее из того, что есть в человеке, излишне, было бы крайне бессмысленно. Поэтому, если человек совещается, то совещается ради действия, ибо всякое совещание бывает относительно действия и по причине действия.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Бог скрыт от нас в этом мире, который предназначен для свободного выбора пути. Если бы мы знали здесь Бога и ад с раем, то совершали бы сделку, а не выбор по любви.
Ад это место,где выбор уже сделан. Но на момент сошествия Христа, люди там вовсе не имели представления о БогеЛюбви. Им была предложена только именно что сделка, рай в обмен на благочестие. Да ещё и оказалось, что сделка была мошенническая, даже сам Бог не продержался здесь дольше 33 лет, умер страшной смертью и попал в ад за нарушение ложного благочестия.
Я Вас очень попрошу впредь, не публиковать не православных учений, так как форум есть только приложение к энциклопедии и предназначен для изучения православия, но не для ухода от православия и построения собственных версий на основе Библии.
 
агностик
Глава 25 (39). О том, что находится в нашей власти, то есть о свободном решении
Слово о свободном решении, то есть о том, что находится в нашей власти, прежде всего исследует: находится ли что-либо в зависимости от нас. Ибо много таких, которые противостоят касательно этого. Во-вторых же: что есть то, что находится в нашей власти и над чем мы имеем власть. В-третьих, слово должно исследовать причину, по которой сотворивший нас Бог создал нас свободными. Итак, начав о первом вопросе, прежде всего скажем, доказывая, что из того, что теми признается, нечто находится в нашей зависимости, и скажем таким образом.

Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай. Но Божие дело – существование [вещей] и промышление [о них]; дело необходимости же – движение того, что всегда одним и тем же образом существует; а дело судьбы – то, чтобы происходящее при ее содействии совершалось по необходимости. Ибо и она вносит необходимость. Дело же природы – рождение, произращение, уничтожение растений и живых существ; а счастья – то, что редко и неожиданно. Ибо счастье определяют как встречу и стечение двух причин, которые, имея начало от свободного выбора, производят нечто иное в сравнении с тем, что приготовлено природою; как, например, [если] копающий ров нашел сокровище, ибо ни тот, кто положил сокровище, не положил так [то есть, с тою целью], чтобы его нашел другой, ни тот, кто нашел, не копал так, чтобы найти сокровище; но один положил, для того чтобы взять для себя, всякий раз как он пожелает, другой копал, для того чтобы вырыть ров; случилось, между тем, нечто иное в сравнении с тем, что оба себе предполагали. Дело же случая – то, что приключается с бездушными вещами или неразумными животными без содействия природы и искусства. Так говорят они сами. Итак, чему из этого мы хотим подчинить то, что происходит через людей, если в самом деле человек не есть виновник и начало действия? Ибо нельзя приписывать постыдных иногда деяний и неправедных ни Богу, ни необходимости, потому что действие не принадлежит к числу того, что всегда бывает одним и тем же образом; ни судьбе, ибо говорят, что свойственное судьбе есть не из числа того, что бывает допускаемо, но из числа того, что необходимо; ни природе, ибо дела природы: живые существа и растения; ни счастью, ибо деяния людей не суть редки и неожиданны; ни случаю, ибо говорят, что случайные приключения бывают с бездушными предметами или неразумными животными. Остается, конечно, что сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий и что он одарен свободою решения.

Сверх того, если человек не есть начало никакого деяния, то напрасно ему и дана способность советоваться, потому что, не будучи господином ни одного действия, для чего он будет пользоваться совещанием? Ибо всякое совещание происходит ради действия. Однако объявлять, что прекраснейшее и драгоценнейшее из того, что есть в человеке, излишне, было бы крайне бессмысленно. Поэтому, если человек совещается, то совещается ради действия, ибо всякое совещание бывает относительно действия и по причине действия.
Здесь лишь опровергается изначально сомнительный аргумент тех, кто утверждает, будто "Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай", и все дальнейшее рассуждение отталкивается от этого.
А опровержение иной точки зрения не является подтверждением собственной.

Свободы воли у человека не может быть по совсем другим причинам, нежели указанные в вашей цитате.
 
сомневающийся
Я Вас очень попрошу впредь, не публиковать не православных учений, так как форум есть только приложение к энциклопедии и предназначен для изучения православия, но не для ухода от православия и построения собственных версий на основе Библии.
Хорошо
 
Православный христианин
Возможно.
Всевышний не насилуют свободную волю людей и оставляет им возможность в земной жизни не принимать истину.

Рекомендую ознакомится со следующим.

Глава 25 (39). О том, что находится в нашей власти, то есть о свободном решении​

Слово о свободном решении, то есть о том, что находится в нашей власти, прежде всего исследует: находится ли что-либо в зависимости от нас. Ибо много таких, которые противостоят касательно этого. Во-вторых же: что есть то, что находится в нашей власти и над чем мы имеем власть. В-третьих, слово должно исследовать причину, по которой сотворивший нас Бог создал нас свободными. Итак, начав о первом вопросе, прежде всего скажем, доказывая, что из того, что теми признается, нечто находится в нашей зависимости, и скажем таким образом.

Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай. Но Божие дело – существование [вещей] и промышление [о них]; дело необходимости же – движение того, что всегда одним и тем же образом существует; а дело судьбы – то, чтобы происходящее при ее содействии совершалось по необходимости. Ибо и она вносит необходимость. Дело же природы – рождение, произращение, уничтожение растений и живых существ; а счастья – то, что редко и неожиданно. Ибо счастье определяют как встречу и стечение двух причин, которые, имея начало от свободного выбора, производят нечто иное в сравнении с тем, что приготовлено природою; как, например, [если] копающий ров нашел сокровище, ибо ни тот, кто положил сокровище, не положил так [то есть, с тою целью], чтобы его нашел другой, ни тот, кто нашел, не копал так, чтобы найти сокровище; но один положил, для того чтобы взять для себя, всякий раз как он пожелает, другой копал, для того чтобы вырыть ров; случилось, между тем, нечто иное в сравнении с тем, что оба себе предполагали. Дело же случая – то, что приключается с бездушными вещами или неразумными животными без содействия природы и искусства. Так говорят они сами. Итак, чему из этого мы хотим подчинить то, что происходит через людей, если в самом деле человек не есть виновник и начало действия? Ибо нельзя приписывать постыдных иногда деяний и неправедных ни Богу, ни необходимости, потому что действие не принадлежит к числу того, что всегда бывает одним и тем же образом; ни судьбе, ибо говорят, что свойственное судьбе есть не из числа того, что бывает допускаемо, но из числа того, что необходимо; ни природе, ибо дела природы: живые существа и растения; ни счастью, ибо деяния людей не суть редки и неожиданны; ни случаю, ибо говорят, что случайные приключения бывают с бездушными предметами или неразумными животными. Остается, конечно, что сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий и что он одарен свободою решения.

Сверх того, если человек не есть начало никакого деяния, то напрасно ему и дана способность советоваться, потому что, не будучи господином ни одного действия, для чего он будет пользоваться совещанием? Ибо всякое совещание происходит ради действия. Однако объявлять, что прекраснейшее и драгоценнейшее из того, что есть в человеке, излишне, было бы крайне бессмысленно. Поэтому, если человек совещается, то совещается ради действия, ибо всякое совещание бывает относительно действия и по причине действия.
Суть улавливаю, надо почитать подробнее, благодарю за крайне полезную информацию, и возможное начало пути решения вопроса.
 
Православный христианин
Здесь лишь опровергается изначально сомнительный аргумент тех, кто утверждает, будто "Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай", и все дальнейшее рассуждение отталкивается от этого.
А опровержение иной точки зрения не является подтверждением собственной.

Свободы воли у человека не может быть по совсем другим причинам, нежели указанные в вашей цитате.
Одна из главных причин, я думаю, это приверженность страстям и греху. Истинно свободный человек имеет власть над собой и своими страстями, через благодать Божию, не сам собою и своею силой, но именно через приобретение воли от силы благодати.
 
агностик
Одна из главных причин, я думаю, это приверженность страстям и греху. Истинно свободный человек имеет власть над собой и своими страстями, через благодать Божию, не сам собою и своею силой, но именно через приобретение воли от силы благодати.
Дело даже не в этом.
Когда мы рассматриваем выбор человека между вариантами А и Б, сразу возникает вопрос: чем определяется то, что выберет человек?
Ответ "Ничем" будет означать, что выбор совершается случайным образом, т.е. не является выбором по сути.
А любой иной ответ называет детерминирующие этот выбор факторы.
Получается, что любой выбор может быть либо детерминированным, либо случайным.
 
сомневающийся
Возможно.
Всевышний не насилуют свободную волю людей и оставляет им возможность в земной жизни не принимать истину.

Рекомендую ознакомится со следующим.

Глава 25 (39). О том, что находится в нашей власти, то есть о свободном решении​

Слово о свободном решении, то есть о том, что находится в нашей власти, прежде всего исследует: находится ли что-либо в зависимости от нас. Ибо много таких, которые противостоят касательно этого. Во-вторых же: что есть то, что находится в нашей власти и над чем мы имеем власть. В-третьих, слово должно исследовать причину, по которой сотворивший нас Бог создал нас свободными. Итак, начав о первом вопросе, прежде всего скажем, доказывая, что из того, что теми признается, нечто находится в нашей зависимости, и скажем таким образом.

Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай. Но Божие дело – существование [вещей] и промышление [о них]; дело необходимости же – движение того, что всегда одним и тем же образом существует; а дело судьбы – то, чтобы происходящее при ее содействии совершалось по необходимости. Ибо и она вносит необходимость. Дело же природы – рождение, произращение, уничтожение растений и живых существ; а счастья – то, что редко и неожиданно. Ибо счастье определяют как встречу и стечение двух причин, которые, имея начало от свободного выбора, производят нечто иное в сравнении с тем, что приготовлено природою; как, например, [если] копающий ров нашел сокровище, ибо ни тот, кто положил сокровище, не положил так [то есть, с тою целью], чтобы его нашел другой, ни тот, кто нашел, не копал так, чтобы найти сокровище; но один положил, для того чтобы взять для себя, всякий раз как он пожелает, другой копал, для того чтобы вырыть ров; случилось, между тем, нечто иное в сравнении с тем, что оба себе предполагали. Дело же случая – то, что приключается с бездушными вещами или неразумными животными без содействия природы и искусства. Так говорят они сами. Итак, чему из этого мы хотим подчинить то, что происходит через людей, если в самом деле человек не есть виновник и начало действия? Ибо нельзя приписывать постыдных иногда деяний и неправедных ни Богу, ни необходимости, потому что действие не принадлежит к числу того, что всегда бывает одним и тем же образом; ни судьбе, ибо говорят, что свойственное судьбе есть не из числа того, что бывает допускаемо, но из числа того, что необходимо; ни природе, ибо дела природы: живые существа и растения; ни счастью, ибо деяния людей не суть редки и неожиданны; ни случаю, ибо говорят, что случайные приключения бывают с бездушными предметами или неразумными животными. Остается, конечно, что сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий и что он одарен свободою решения.

Сверх того, если человек не есть начало никакого деяния, то напрасно ему и дана способность советоваться, потому что, не будучи господином ни одного действия, для чего он будет пользоваться совещанием? Ибо всякое совещание происходит ради действия. Однако объявлять, что прекраснейшее и драгоценнейшее из того, что есть в человеке, излишне, было бы крайне бессмысленно. Поэтому, если человек совещается, то совещается ради действия, ибо всякое совещание бывает относительно действия и по причине действия.
Это можно свести к тому, что всё, что не предначертано судьбой или законом физических, материальных причин и следствий, всё оставшееся между этим и есть зона действия свободной воли человека. Однако, сразу возникает вопрос, а что же конкретно, и кем, будет отнесено к промыслу судьбы, чтобы остальное осталось за свободной волей?
 
Православный христианин
Здесь лишь опровергается изначально сомнительный аргумент тех, кто утверждает, будто "Причина всего того, что происходит, есть, говорят, или Бог, или необходимость, или судьба, или природа, или счастье, или случай", и все дальнейшее рассуждение отталкивается от этого.
А опровержение иной точки зрения не является подтверждением собственной.

Свободы воли у человека не может быть по совсем другим причинам, нежели указанные в вашей цитате.
Выделенную цитату прочитайте внимательно. Каждый человек в том, в чем он имеет власть всегда является причиной своих действий в соответсвии со своим решением. Своё решение - это всегда итог разумной деятельности души человека. Человек свободен, потому что он разумен и самовластен в своих действиях.
 
Православный христианин
Это можно свести к тому, что всё, что не предначертано судьбой или законом физических, материальных причин и следствий, всё оставшееся между этим и есть зона действия свободной воли человека. Однако, сразу возникает вопрос, а что же конкретно, и кем, будет отнесено к промыслу судьбы, чтобы остальное осталось за свободной волей?
Читайте текст с вниманием и рассуждением.
Основание свободы лежит в причине самовластия действия человека, над которым не могут властвовать судьба и случай, а также другие принуждающие внешние явления
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Дело даже не в этом.
Когда мы рассматриваем выбор человека между вариантами А и Б, сразу возникает вопрос: чем определяется то, что выберет человек?
Ответ "Ничем" будет означать, что выбор совершается случайным образом, т.е. не является выбором по сути.
А любой иной ответ называет детерминирующие этот выбор факторы.
Получается, что любой выбор может быть либо детерминированным, либо случайным.
Например, человек недавно очистил душу, и страсти не имеют над ним власти. Он свободно удерживает своё внимание на Боге. Свобода его выбора в том, чтобы оставлять свой ум, обращённым к Богу. Он отметает искушения, ему не хочется грешить, поскольку Бог приятнее.
Постепенно, гнездящиеся в теле страсти, начинают затемнять его ум, он уже не ощущает радости от мыслей о Боге, и всё чаще ум уходит в раздумья о грехе. В конце концов, он уже отождествляет свой ум со страстями, и не может противостоять искушению.
Но, будь его душа чище, а способность сосредоточиться на Боге лучше, он не потерял бы контроль над умом.
После грехопадения, мне кажется, не уверен в православности этой мысли, мы сохранили свою свободу лишь частично, и частично находимся в рабстве у страстей, у дьявола. Эти мысли я читал у святых отцов, но читал и противоположные, что мы освобождены от греха подвигом Христа. Читал, впрочем, и о совсем ином смысле искупления, что Бог восстановил распятием любовь людей к Богу.
 
сомневающийся
Читайте текст с вниманием и рассуждением.
Трижды прочитал, прежде чем писать ответ. Вы можете прямо сказать, что отнесено на ответственность судьбы, а что на свободную волю человека? Иначе получается, всё непопавшее в одно множество, автоматом уходит во второе множество, и совершенно не ясно, каково положительное определение зоны ответственности судьбы.
 
Православный христианин
Трижды прочитал, прежде чем писать ответ. Вы можете прямо сказать, что отнесено на ответственность судьбы, а что на свободную волю человека? Иначе получается, всё непопавшее в одно множество, автоматом уходит во второе множество, и совершенно не ясно, каково положительное определение зоны ответственности судьбы.
Я дописал в предшествующие своём сообщении следующее.

Основание свободы лежит в причине самовластия действия человека, над которым не могут властвовать судьба и случай, а также другие принуждающие внешние явления
 
сомневающийся
Интересно пишет Авва Дорофей

Ибо чему удивляется страстный, когда его тревожит страсть? Зачем смущается? Ты образовал ее, имеешь ее в себе, и смущаешься? Принял залоги ее, и говоришь: за чем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога, ибо не возможно, чтобы тот, кто исполнял страсти, не имел от них скорби. Сосуды их [Нередко говорится, что страсти гнездятся человеке], как сказал Авва Сисой, находятся внутри тебя; отдай им залог их, они отойдут от тебя. Сосудами он назвал причины страстей: так как мы их возлюбили и привели в действие, то и невозможно нам не пленяться страстными помышлениями, принуждающими нас, и против воли нашей, исполнять страсти, потому что мы добровольно предали себя в руки их. Сие значит сказанное Пророком о Ефреме (Осия, 5, 11), который соодолевши соперника своего, т.е. свою совесть, и поправши суд, обратился к Египту, и насильственно взят был Ассириянами. Египтом Отцы называют волю плотскую, приклоняющую нас к телесному покою и научающую обращать ум к плотским страстям. А Ассириянами называют страстныя помышления, которые возмущают и волнуют ум и наполняют его нечистыми идолами, и силою, против воли увлекают его к совершению греха. И так, если кто добровольно предает себя плотскому наслаждению, то он и против воли принужден бывает идти в Ассирию и работать Навуходоносору. Зная сие, Пророк с соболезнованием говорит им: не входите во Египет. Что вы делаете, несчастные? смиритесь (хотя) мало склоните рамена ваша, служите царю Вавилонскому, и сидите на земли отцов ваших (Иер, 42, 19. 27, 12). Потом утешает, их говоря: не убойтеся от лица его, яка Бог с нами есть, еже избавляти нас от руки его (Иер. 42, 11.). Далее предсказывает и скорбь, которая их постигнет, если они не покорятся Богу. Аще бо внидете, говорит он, во Египет, будете в непроходимая и подручни в клятву, и в укоризну (15, 18). Но они отвечали ему: не сядем на земли сей, но в землю Египетску внидем, и не узрим рати, и гласа трубнаго не услышим, и о хлебех не взалчем (13. 14). И так они пошли и добровольно служили Фараону, а потом насильно уведены были в Ассирию и служили Ассириянам уже неволею.

Вникните умом, что я говорю: прежде чем кто-либо станет действовать по страсти, хотя бы и восставали против него помыслы, он еще в своем городе, он свободен, и имеет себе помощника в Боге; и так если он смирится пред Богом, понесет иго скорби и искушения с благодарностью, и немного поборется, то помощь Божия освободит его. Если же он будет убегать труда и предастся плотскому наслаждению [В греч.: упокоению] тогда насильственно и принуждено уведен будет в землю Ассириян, и поневоле будет служить им.
 
сомневающийся
Я дописал в предшествующие своём сообщении следующее.

Основание свободы лежит в причине самовластия действия человека, над которым не могут властвовать судьба и случай, а также другие принуждающие внешние явления
Это Вы просто дали определение слову свобода, указали в чём она проявляется.
Или Вы говорите, что мы именно такую свободу и имеем, и над нами не властны принуждающие внешние явления?

зы
Положительное определение я просил не самой свободы или судьбы, а тех вопросов, в которых властна либо судьба либо свобода.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это Вы просто дали определение слову свобода, указали в чём она проявляется.
Или Вы говорите, что мы именно такую свободу и имеем, и над нами не властны принуждающие внешние явления?

зы
Положительное определение я просил не самой свободы или судьбы, а тех вопросов, в которых властна либо судьба либо свобода.
Принуждающие явления, которые указаны в цитируемой главе.

Судьба мне не интересная. Я не верю в судьбу. Стремлюсь к воле Божией.
 
Православный христианин
Дело даже не в этом.
Когда мы рассматриваем выбор человека между вариантами А и Б, сразу возникает вопрос: чем определяется то, что выберет человек?
Ответ "Ничем" будет означать, что выбор совершается случайным образом, т.е. не является выбором по сути.
А любой иной ответ называет детерминирующие этот выбор факторы.
Получается, что любой выбор может быть либо детерминированным, либо случайным.
Когда речь идёт именно о бесстрастном выборе, понимаю, это в общем и есть выбор ведущий к веренице бесконечных последствий. Человек таким выбором не творит зла, но и не творит добра, и не имеет знания о возможных последствиях.
 
сомневающийся
Принуждающие явления, которые указаны в цитируемой главе.

Судьба мне не интересная. Я не верю в судьбу. Стремлюсь к воле Божией.
В том и вопрос, какие явление принуждающие, а какие во власти свободной воли. Например, Вы перебираетесь жить в другой город, это судьба? А если вышли вмагазин из дома, то уже свободная воля? Или наша воля только в том, чтобы в другую комнату перейти?
То, как Вы определили судьбу и волю, означает, что интересуясь волей Вы автоматом проявите интерес и к судьбе. Сколько компетентностей отнято у одной, столько же добавится в сферу действия другой. Своё мнение я выше писал, что у нас сейчас осталась после грехопадения только одна свобода, это входить в общение с Богом, временно ускользнув от страстей. И в эти периоды времени мы бываем свободны от неволи страстей. Преподобные люди находятся в этой свободе постоянно. Но я не знаю, как говорит об этом официальное православие и существует ли такое официальное мнение вообще.
 
Сверху