- Православный христианин
В неделю воспоминания Адамова изгнания перед Великим постом хочется сказать, что нельзя обвинять прародителей наших в наших бедах, страданиях и смерти.
«Посему, как одним человеком смерть перешла во всех человеков, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:14-21).
1. Часто некоторые обвиняют Адама, что он виновник смерти нашей, что из-за его преступления мы рождаемся не в бессмертии, а в тлении, болезнях, страданиях и нужде, живем не в раю, а в жестоком мире. Они говорят, что если бы Адам не согрешил, то мы рождались бы в раю и вечно блаженствовали там, не зная страданий. Адам своим грехопадением якобы испортил прекрасный замысел Божий о человеке и поэтому из-за него мы рождаемся в первородном грехе, подвержены болезням и смерти.
Виноват ли Адам, что смерть вошла в нас? Нет, по моему мнению, он виноват только в своей собственной смерти. Мы не можем винить Адама в нашей смерти, потому что и сами на месте Адама согрешили бы. Святитель Иннокентий Херсонский пишет: ‒ «Для того, чтобы возыметь хорошее дерево, надобно уже вырастить его из других семян. Так и нам, чтобы не участвовать в греховной порче, коей подверглась природа человеческая в Адаме, надобно уже было бы произойти не от него, а от другого прародителя. Но кто же был бы этот другой прародитель?.. Такой же человек, как и Адам, только вновь сотворенный. И он, сообразно своему предназначению, должен бы был подлежать, как и Адам, опыту и искушению. Устоял ли бы он так же, как и настоящий прародитель наш?.. Нам, конечно, можно воображать, что новый прародитель не нарушил бы заповеди; но премудрость Божия, без сомнения, ясно провидела, что было бы и с сим новым прародителем; и если не произвела его на свет, то это – верный знак, что не предвидела в нем мужества и крепости большей, нежели какая обнаружилась в Адаме» (Падение Адамово).
Из этих слов святителя следует, что любой вновь созданный Богом человек согрешил бы в раю. Создавай Бог бесчисленное множество людей и не найдется среди них такого, который не согрешил бы на месте Адама и не стал бы виновником своей смерти. Все согрешили в Адаме (Рим.5:12).
2. Причиной и источником смерти Адама является грех, то есть нарушение воли Божией. Но кто же виновник того, что, однажды возникнув, смерть перешла во всех человеков и преступлением одного подверглись смерти многие? По моему мнению, виновником, а точнее, причиной этого является Бог. О том, что Бог причина смерти потомков Адама, свидетельствует и смерть младенцев, которые умирают, не имея никакого своего личного греха. Фактически именно Бог является причиной того, что после грехопадения Адама мы рождаемся смертными. И вины Адама в нашей смерти нет.
Когда грех человека обнаружился в последствиях грехопадения, Бог, Который мог каждого из последующих людей создавать в райском саду также как создавал Адама и Еву, то есть чистым от всякого греха, установил наследование последствий первородного греха в виде тления (болезни и прочее) и телесной смерти, чтобы мы, также как и прародители наши, прочувствовав ужасные последствия греха, испытали чувство отвращения к греху, познали свое бессилие избавиться от душевных и телесных страданий без помощи Бога и обратились к Богу за спасением от всякого греха. Именно поэтому Бог к тому же проклял землю и лишил ее райского сада, определив нам рождаться и жить в тяжких трудах вне рая.
И для нашего исцеления от всякого греха, подобного греху Адама, Бог по Своему Промыслу установил наследование последствий грехопадения Адама и виновности потомков его в первородном грехе. Бог установил, что непослушанием одного человека сделались многие грешными и преступлением одного всем человекам осуждение на смерть. Установив наследование от Адама первородного греха и его последствий в виде тления и телесной смерти, Бог использует их, чтобы мы, пройдя путь Адама, изгнанного из рая, достигли бы состояния «никогда не грешить».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «Смерть - великое таинство. Она ‒ рождение человека из земной, временной жизни в вечность».
Святитель Иоанн Златоуст: ‒ «Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно потому, что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения... Другая же смерть ‒ духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения».
Святитель Тихон Задонский: ‒ «Телесная смерть состоит в разлучении души от тела. Эта смерть - общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: ‒ "человекам положено однажды умереть" (Евр. 9, 27).
Преподобный Исихий Иерусалимский: ‒ «Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает».
Таким образом, телесная смерть, однажды явившись через грех прародителей по вине их в преступления перед Богом, стала по Промыслу Бога средством предупреждения от всякого греха и лекарством для исцеления и спасения не только прародителей, но и их потомков от погибели в смерти духовной и вечной (смерти второй).
Всякое зло, которое попускает Бог по Своему Промыслу, ведет ко благу и в итоге приводит к распространению добра. Также и телесная смерть, как разлучение души и вещественного тела, которую Бог попускает, в итоге через воплощение, жертвенную Крестную смерть и воскресение Христа в духовном теле, приводит к преодолению смерти вечной и к вечной блаженной жизни. Чтобы достигнуть этого, надо откликнуться на любовь Бога к нам и проявить свою любовь в смирении перед Его волей. Надо идти по пути Христа к Нему: ‒ «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30).
3. Следующая причина, по которой нельзя осуждать прародителей в смерти нашей, состоит в том, что ни в коем случае нельзя судить усопших, а тем более, нельзя осуждать родителей. Своим осуждением мы никак не можем предотвратить согрешений усопших. Суд над ними дан только Богу. Если осудим Адама в нашей смерти, беря на себя роль судьи и отрицая благую спасительную волю Божию о наследовании телесной смерти в потомках Адама, то можем быть виновны перед Богом в нашей смерти вечной.
Итак, Бог, установив наследование телесной смерти и последствий греха Адама, есть благой виновник в том, что этим установлением ведет нас к вечной блаженной жизни в единстве с Богом. Телесная смерть наша, как и горькое лекарство, является благом, чтобы мы освободились от всякого греха и стали совершеннее первозданного Адама и в отличие от него никогда не смогли согрешить по любви к Богу.
«Посему, как одним человеком смерть перешла во всех человеков, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:14-21).
1. Часто некоторые обвиняют Адама, что он виновник смерти нашей, что из-за его преступления мы рождаемся не в бессмертии, а в тлении, болезнях, страданиях и нужде, живем не в раю, а в жестоком мире. Они говорят, что если бы Адам не согрешил, то мы рождались бы в раю и вечно блаженствовали там, не зная страданий. Адам своим грехопадением якобы испортил прекрасный замысел Божий о человеке и поэтому из-за него мы рождаемся в первородном грехе, подвержены болезням и смерти.
Виноват ли Адам, что смерть вошла в нас? Нет, по моему мнению, он виноват только в своей собственной смерти. Мы не можем винить Адама в нашей смерти, потому что и сами на месте Адама согрешили бы. Святитель Иннокентий Херсонский пишет: ‒ «Для того, чтобы возыметь хорошее дерево, надобно уже вырастить его из других семян. Так и нам, чтобы не участвовать в греховной порче, коей подверглась природа человеческая в Адаме, надобно уже было бы произойти не от него, а от другого прародителя. Но кто же был бы этот другой прародитель?.. Такой же человек, как и Адам, только вновь сотворенный. И он, сообразно своему предназначению, должен бы был подлежать, как и Адам, опыту и искушению. Устоял ли бы он так же, как и настоящий прародитель наш?.. Нам, конечно, можно воображать, что новый прародитель не нарушил бы заповеди; но премудрость Божия, без сомнения, ясно провидела, что было бы и с сим новым прародителем; и если не произвела его на свет, то это – верный знак, что не предвидела в нем мужества и крепости большей, нежели какая обнаружилась в Адаме» (Падение Адамово).
Из этих слов святителя следует, что любой вновь созданный Богом человек согрешил бы в раю. Создавай Бог бесчисленное множество людей и не найдется среди них такого, который не согрешил бы на месте Адама и не стал бы виновником своей смерти. Все согрешили в Адаме (Рим.5:12).
2. Причиной и источником смерти Адама является грех, то есть нарушение воли Божией. Но кто же виновник того, что, однажды возникнув, смерть перешла во всех человеков и преступлением одного подверглись смерти многие? По моему мнению, виновником, а точнее, причиной этого является Бог. О том, что Бог причина смерти потомков Адама, свидетельствует и смерть младенцев, которые умирают, не имея никакого своего личного греха. Фактически именно Бог является причиной того, что после грехопадения Адама мы рождаемся смертными. И вины Адама в нашей смерти нет.
Когда грех человека обнаружился в последствиях грехопадения, Бог, Который мог каждого из последующих людей создавать в райском саду также как создавал Адама и Еву, то есть чистым от всякого греха, установил наследование последствий первородного греха в виде тления (болезни и прочее) и телесной смерти, чтобы мы, также как и прародители наши, прочувствовав ужасные последствия греха, испытали чувство отвращения к греху, познали свое бессилие избавиться от душевных и телесных страданий без помощи Бога и обратились к Богу за спасением от всякого греха. Именно поэтому Бог к тому же проклял землю и лишил ее райского сада, определив нам рождаться и жить в тяжких трудах вне рая.
И для нашего исцеления от всякого греха, подобного греху Адама, Бог по Своему Промыслу установил наследование последствий грехопадения Адама и виновности потомков его в первородном грехе. Бог установил, что непослушанием одного человека сделались многие грешными и преступлением одного всем человекам осуждение на смерть. Установив наследование от Адама первородного греха и его последствий в виде тления и телесной смерти, Бог использует их, чтобы мы, пройдя путь Адама, изгнанного из рая, достигли бы состояния «никогда не грешить».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «Смерть - великое таинство. Она ‒ рождение человека из земной, временной жизни в вечность».
Святитель Иоанн Златоуст: ‒ «Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно потому, что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения... Другая же смерть ‒ духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения».
Святитель Тихон Задонский: ‒ «Телесная смерть состоит в разлучении души от тела. Эта смерть - общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: ‒ "человекам положено однажды умереть" (Евр. 9, 27).
Преподобный Исихий Иерусалимский: ‒ «Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает».
Таким образом, телесная смерть, однажды явившись через грех прародителей по вине их в преступления перед Богом, стала по Промыслу Бога средством предупреждения от всякого греха и лекарством для исцеления и спасения не только прародителей, но и их потомков от погибели в смерти духовной и вечной (смерти второй).
Всякое зло, которое попускает Бог по Своему Промыслу, ведет ко благу и в итоге приводит к распространению добра. Также и телесная смерть, как разлучение души и вещественного тела, которую Бог попускает, в итоге через воплощение, жертвенную Крестную смерть и воскресение Христа в духовном теле, приводит к преодолению смерти вечной и к вечной блаженной жизни. Чтобы достигнуть этого, надо откликнуться на любовь Бога к нам и проявить свою любовь в смирении перед Его волей. Надо идти по пути Христа к Нему: ‒ «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30).
3. Следующая причина, по которой нельзя осуждать прародителей в смерти нашей, состоит в том, что ни в коем случае нельзя судить усопших, а тем более, нельзя осуждать родителей. Своим осуждением мы никак не можем предотвратить согрешений усопших. Суд над ними дан только Богу. Если осудим Адама в нашей смерти, беря на себя роль судьи и отрицая благую спасительную волю Божию о наследовании телесной смерти в потомках Адама, то можем быть виновны перед Богом в нашей смерти вечной.
Итак, Бог, установив наследование телесной смерти и последствий греха Адама, есть благой виновник в том, что этим установлением ведет нас к вечной блаженной жизни в единстве с Богом. Телесная смерть наша, как и горькое лекарство, является благом, чтобы мы освободились от всякого греха и стали совершеннее первозданного Адама и в отличие от него никогда не смогли согрешить по любви к Богу.
Последнее редактирование: