Вера-разум-сомнения

Православный христианин
Здравствуйте,Юрий. Я это писала пол-года назад. С тех пор начала изучать Евангелие, но вопросов стало ещё больше,а с ответами сложнее. О Ветхом Завете даже речь пока не идёт,боюсь он добьёт остатки моей хлипкой веры.
К стыду своему, я тоже вот только недавно взялся прочитать Евангелие. Поделюсь с вами таким советом. Читайте в день по 2-3 главы и сразу же читайте толкование на эти главы, например, Феофилакта Болгарского, которые есть тут на Азбуке (https://azbyka.org/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/). Так будет лучше усваиваться и некоторые вопросы уже найдут ответ.
А насчет сомнений в вере... Если сомнение в вере одолевает, то я всегда вспоминаю парадокс Паскаля. Просто потрясающая формула, что быть верующим (добавлю, что верующим во Христа) лучше, чем быть неверующим во Христа. Просто потому, что если вы верите во Христа и живете по Его заповедям, то в любом случае вы выигрываете, ведь если окажется, что атеисты правы и Бога нет, веруя во Христа и живя по Его заповедям, вы проживаете честную, добрую, насыщенную чувством любви, милосердия, сострадания и кротости жизнь, оставляете о себе добрую память в сердцах людей, и вас долго будут вспоминать добрыми словами и благодарить; если же атеисты ошибаются, веруя во Христа, и проживая жизнь по Его заповедям, вы после смерти получаете награду от Христа за свою жизнь, и после Страшного Суда входите в Царствие Небесное. То есть, веруя в Бога и живя по заповедям, как бы там ни было, вы или ничего не потеряете (если атеист прав, то в любом случае о вас останется добрая память надолго) или выигрываете всё (если атеист не прав, то вы получаете вечное блаженство в Царствие Небесном). Ну а теперь рассмотрим человека, который не верует во Христа и живет не по заповедям. Если атеист оказывается прав и Бога нет, то он ничего не выигрывает от этого. Он проживает жизнь по страстям - блуд, пьянство, обман - и умерев о нем забудут на следующий же день и не вспомнят больше, а если вспомнят, то недобрым словом. То есть атеист в случае даже если он прав ничего не выигрывает. Но если окажется, что атеист не прав, то прожив такую жизнь по своим страстям и похотям, он после смерти предстает перед Христом и тогда уже поздно раскаиваться, он теряет всё. То есть, будучи атеистом и живя по страстям и похотям как бы там ни было, вы или ничего не выигрываете (если верующий не прав, то в любом случае после смерти о вас сразу забудут или даже вспомнят недобрым словом) или проигрываете всё (если верующий прав, вас ждет Страшный Суд и вечные мучения). Вывод: жизнь со Христом и по Его заповедям лучше в любом случае.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Поделюсь с вами таким советом. Читайте в день по 2-3 главы и сразу же читайте толкование на эти главы, например, Феофилакта Болгарского, которые есть тут на Азбуке (https://azbyka.org/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/). Так будет лучше усваиваться и некоторые вопросы уже найдут ответ.
Спасибо,Димитрий. Мне уже подобный и очень правильный совет давал один из здешних форумчан, действительно, получаемые знания нужно как-то систематизировать, я сейчас читаю Евангелие в толковании архиепископа Аверкия (Таушева), ознакомлюсь и с толкованием Феофилакта Болгарского.
А насчет сомнений в вере... Если сомнение в вере одолевает, то я всегда вспоминаю парадокс Паскаля. Просто потрясающая формула, что быть верующим (добавлю, что верующим во Христа) лучше, чем быть неверующим во Христа. Просто потому, что если вы верите во Христа и живете по Его заповедям, то в любом случае вы выигрываете, ведь если окажется, что атеисты правы и Бога нет, веруя во Христа и живя по Его заповедям, вы проживаете честную, добрую, насыщенную чувством любви, милосердия, сострадания и кротости жизнь, оставляете о себе добрую память в сердцах людей, и вас долго будут вспоминать добрыми словами и благодарить; если же атеисты ошибаются, веруя во Христа, и проживая жизнь по Его заповедям, вы после смерти получаете награду от Христа за свою жизнь, и после Страшного Суда входите в Царствие Небесное. То есть, веруя в Бога и живя по заповедям, как бы там ни было, вы или ничего не потеряете (если атеист прав, то в любом случае о вас останется добрая память надолго) или выигрываете всё (если атеист не прав, то вы получаете вечное блаженство в Царствие Небесном). Ну а теперь рассмотрим человека, который не верует во Христа и живет не по заповедям. Если атеист оказывается прав и Бога нет, то он ничего не выигрывает от этого. Он проживает жизнь по страстям - блуд, пьянство, обман - и умерев о нем забудут на следующий же день и не вспомнят больше, а если вспомнят, то недобрым словом. То есть атеист в случае даже если он прав ничего не выигрывает. Но если окажется, что атеист не прав, то прожив такую жизнь по своим страстям и похотям, он после смерти предстает перед Христом и тогда уже поздно раскаиваться, он теряет всё. То есть, будучи атеистом и живя по страстям и похотям как бы там ни было, вы или ничего не выигрываете (если верующий не прав, то в любом случае после смерти о вас сразу забудут или даже вспомнят недобрым словом) или проигрываете всё (если верующий прав, вас ждет Страшный Суд и вечные мучения). Вывод: жизнь со Христом и по Его заповедям лучше в любом случае.
да,Паскаль этот,видимо, ещё тот прагматик)
 
Православный христианин
Спасибо,Димитрий. Мне уже подобный и очень правильный совет давал один из здешних форумчан, действительно, получаемые знания нужно как-то систематизировать, я сейчас читаю Евангелие в толковании архиепископа Аверкия (Таушева), ознакомлюсь и с толкованием Феофилакта Болгарского.
да,Паскаль этот,видимо, ещё тот прагматик)
Ну так математик, причем один из авторов математической теории вероятностей.
 
парадокс Паскаля. Просто потрясающая формула
... благодаря которой можно верить "на всякий случай" во что угодно. В макаронного монстра (на всякий случай, хуже- то не будет). И в Аллаха (тоже на всякий случай, вдруг он все же есть). И вр всех африканских богов (по той же логике).
Это я пытаюсь продемонстрировать абсурдность этого парадокса.

Если атеист оказывается прав и Бога нет, то он ничего не выигрывает от этого. Он проживает жизнь по страстям - блуд, пьянство, обман
То бишь честно и порядочно атеист жить не может?
 
Православный христианин
... благодаря которой можно верить "на всякий случай" во что угодно. В макаронного монстра (на всякий случай, хуже- то не будет). И в Аллаха (тоже на всякий случай, вдруг он все же есть). И вр всех африканских богов (по той же логике).
Это я пытаюсь продемонстрировать абсурдность этого парадокса.
То бишь честно и порядочно атеист жить не может?
Если быть совсем точным, то этот парадокс немного по-другому формулируется. А именно:
Пари́ Паска́ля – практический аргумент для веры в Бога, сформулированный Блезом Паскалем, французским религиозным философом, математиком и физиком. В своих «Мыслях» (1657-58) Паскаль предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры:

  • Если Бог не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него.
  • Если же Бог существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в него, и теряет бесконечное благо, не веруя.
Цитата: «Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав».

А про честно и порядочно... Проблема в том, что понятие честности и порядочности у каждого атеиста может быть своё, "со своей колокольни", что порядочно с точки зрения одного атеиста, то может быть непорядочно с точки зрения другого, в отличие от верующего, для которого есть вечный неизменный идеал.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
То бишь честно и порядочно атеист жить не может?
Он то может, но смысл христианства же не в этом! Почему то это очень распространенный вопрос (или аргумент) среди атеистов. - Порядочный.....порядочный это социально-поведенческий критерий. О душе человека это не говорит ровным счетом ничего. Да даже и сами рамки порядочности в нашем мире увы.
 
Православный христианин
То бишь честно и порядочно атеист жить не может?
Я неправильно, конечно, интерпретировал этот момент. Извиняюсь. Вот сегодня случайно нашел ответ на этот вопрос. https://azbyka.org/mozhet-li-neveruyushhij-chelovek-byt-nravstvennym Ну и все-таки, со временем, с эпохами, категория нравственности меняется, тоже есть такое дело.
 
Православный христианин
Не обязательно атеист,любой далёкий от церкви человек,хотя и считающим себя верующим, действительно, зачастую уверен в своих поступках и не занимается самокопанием.Такое благодушие( всегда доволен сам собою,своим обедом...)И это страшно.Ведь дни лукавы.
 
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе
Т.е. если вдруг вы перестанете верить, вы перестанете быть честным, благодарным и т.д.?

Проблема в том, что понятие честности и порядочности у каждого атеиста может быть своё, "со своей колокольни", что порядочно с точки зрения одного атеиста, то может быть непорядочно с точки зрения другого, в отличие от верующего, для которого есть вечный неизменный идеал.
Есть УК, ГК и прочие К, мораль и этика общества, совесть и воспитание.
Почему то это очень распространенный вопрос (или аргумент) среди атеистов.
Да нет, это верующие то и дело вспоминают крайне недостоверную фразу Достоевского: если бога нет, то все можно.
 
Православный христианин

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Екатеринбург
Православный христианин
Только Господь - Истина на все времена, и свои поступки мы должны соотносить с Его заповедями, а люди, составляющие законы, пусть даже правильные, могут ошибаться, да и мораль у многих людей переменчива в зависимости от обстоятельств.
 
Сибирь
Православный христианин
Только Господь - Истина на все времена, и свои поступки мы должны соотносить с Его заповедями, а люди, составляющие законы, пусть даже правильные, могут ошибаться, да и мораль у многих людей переменчива в зависимости от обстоятельств.
Законы - это мирское толкование Заповедей. Имхо.
 
Беларусь
Православный христианин
image (2).jpg
 
Екатеринбург
Православный христианин
Законы - это мирское толкование Заповедей. Имхо.
Закон может защищать интересы одного человека и ущемлять права другого, тогда к Заповедям они не имеют отношения. В основе Заповедей лежит любовь, а в основе закона - суждения автора Закона о том, что правильно.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Т.е. если вдруг вы перестанете верить, вы перестанете быть честным, благодарным и т.д.?
Так а человек таковым и не является! Чтобы "перестать" надо им "стать" для начала. Но увы....Чуть-чуть с Божьей помощью что-то получается, но по словам Св. Отцов - "любое доброе дело будет окрадено". Сразу же гордость и самомнение в той или иной форме. По факту:
Наша честность - зачастую никакая не честность, а расчетливость, иногда даже корысть (хотя бы и моральная), иногда трусость (дабы не показать себя непорядочным - я же ношу маску её?)
Наша благодарность - зачастую никакая не благодарность, а форма лишь, показать себя "хорошим" человеком, порядочным (тут смайлик с отсылом на нашу недавнюю беседу про порядочность).
 
Сибирь
Православный христианин
Закон может защищать интересы одного человека и ущемлять права другого, тогда к Заповедям они не имеют отношения. В основе Заповедей лежит любовь, а в основе закона - суждения автора Закона о том, что правильно.
Пример, пожалуйста, что закон защищает интересы одного человека, ущемляя при этом права другого.
 
Православный христианин
Так а человек таковым и не является! Чтобы "перестать" надо им "стать" для начала. Но увы....Чуть-чуть с Божьей помощью что-то получается, но по словам Св. Отцов - "любое доброе дело будет окрадено". Сразу же гордость и самомнение в той или иной форме.
Вот уж точно. Как только сделаешь что хорошее, так хоть мимолетно, хоть короткой мыслью, но себя похвалишь, так что уже и "обокрали" тебя. Причем чем сильнее себя настраиваешь "не гордиться", тем лучше "левая рука видит, что делает правая". Наверное, надо настолько укорениться в заповедях Христа и настолько уже быть со Христом, что далание добрых дел будет как дыхание незаметно даже для самого себя. Но это сложно.
 
сомневающийся
Вот уж точно. Как только сделаешь что хорошее, так хоть мимолетно, хоть короткой мыслью, но себя похвалишь, так что уже и "обокрали" тебя. Причем чем сильнее себя настраиваешь "не гордиться", тем лучше "левая рука видит, что делает правая". Наверное, надо настолько укорениться в заповедях Христа и настолько уже быть со Христом, что далание добрых дел будет как дыхание незаметно даже для самого себя. Но это сложно.
наверное, малейшего проявления гордыни можно избежать только в том случае,если доброе дело-это акт любви.
 
Сверху