Умная молитва - это какая молитва?

Православный христианин
И все же, цель не молитва, а спасение. Это верное утверждение?
Если писать учебник по схоластике, то да, верное.

Вот опять тоже самое. Цель какая?
Что значит правильно? Что Вы имеете в виду?

Чтобы опередить цель, нужно определить мотивацию. Понимаете, "делать правильно" может иметь различные источники: "правильно", чтобы быть безупречным; "правильно", чтобы не изводить сил впустую и действовать максимально эффективно; "правильно", потому что большие риски от деятельности неправильной в виде душевной смерти; "правильно", потому что Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением.

Причем даже все эти озвученные мотивации могут быть верные, так как мы, во-первых, призваны Святым быть святыми и не иметь в себе тени порока, во-вторых, быть девами разумными и работать Жениху не кое-как, в-третьих, со страхом и трепетом должны израбатывать свое спасение; в-четвертых, что может быть достовернее проклятия Божия озвученное для небрегущих?

Фарисей из притчи Лк 18:9-14 все делал правильно.
Вы неверно оцениваете притчу о фарисее и оценку фарисеев Христом. Фарисеи как раз таки не делали правильно, в чем и обличал их Господь, называя их лицемерами, которые игнорируют дух закона и цепляются за мелочи. Та же притча о фарисее в храме, где он благодарил Бога за то, насколько он прекрасен и уничижал мытаря, показывает, что с точки зрения православного учения о молитве он делал неправильно.

Фарисеи, это образец молитвы и аскетики.
Нет, это ошибочный вывод. Правильный вывод звучит так: фарисеи — это образец неправильных молитвы и аскетики. Именно из этого и должно сделать вывод, что подвизаться необходимо законно, правильно, так, как это заповедует Слово Божие и Святые Отцы, чтобы вместо любви к Богу и ближнему не прийти к дьявольскому устроению.

Но Вы их описываете (духовные наслаждения)
Какие? Путь покаяния так или иначе сопряжен с наслаждением, как вообще познание Сладчайшего Иисуса. Но с каким наслаждением? С ощущением очищения и прощения у кающегося грешника, что Господь не отвергает Его, даёт ему Свою милость, готовит, несмотря на его мерзости, ему живот благой. Наслаждения прелести не таковы.

завершая желанием вернутся в некое прежнее состояние (цель)
Вернуться в состояния сердечного сокрушения и плача в полной мере, чтобы живыми устами умолять Бога о прощении и изведении души из ада, чтобы ощущать милующую десницу Божию.

Впрочем, это не важно, вопрос риторический и не требует ответа.
Судя по вашим кривотолкам, он как раз таки не риторический, а требует разъяснений, если вы не смогли понять из краткого описания покаянных состояний то, о чем говорится по тексту дальше.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Если писать учебник по схоластике, то да, верное.




Чтобы опередить цель, нужно определить мотивацию. Понимаете, "делать правильно" может иметь различные источники: "правильно", чтобы быть безупречным; "правильно", чтобы не изводить сил впустую и действовать максимально эффективно; "правильно", потому что большие риски от деятельности неправильной в виде душевной смерти; "правильно", потому что Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением.

Причем даже все эти озвученные мотивации могут быть верные, так как мы, во-первых, призваны Святым быть святыми и не иметь в себе тени порока, во-вторых, быть девами разумными и работать Жениху не кое-как, в-третьих, со страхом и трепетом должны израбатывать свое спасение; в-четвертых, что может быть достовернее проклятия Божия озвученное для небрегущих?


Вы неверно оцениваете притчу о фарисее и оценку фарисеев Христом. Фарисеи как раз таки не делали правильно, в чем и обличал их Господь, называя их лицемерами, которые игнорируют дух закона и цепляются за мелочи. Та же притча о фарисее в храме, где он благодарил Бога за то, насколько он прекрасен и уничижал мытаря, показывает, что с точки зрения православного учения о молитве он делал неправильно.


Нет, это ошибочный вывод. Правильный вывод звучит так: фарисеи — это образец неправильных молитвы и аскетики. Именно из этого и должно сделать вывод, что подвизаться необходимо законно, правильно, так, как это заповедует Слово Божие и Святые Отцы, чтобы вместо любви к Богу и ближнему не прийти к дьявольскому устроению.


Какие? Путь покаяния так или иначе сопряжен с наслаждением, как вообще познание Сладчайшего Иисуса. Но с каким наслаждением? С ощущением очищения и прощения у кающегося грешника, что Господь не отвергает Его, даёт ему Свою милость, готовит, несмотря на его мерзости, ему живот благой. Наслаждения прелести не таковы.


Вернуться в состояния сердечного сокрушения и плача в полной мере, чтобы живыми устами умолять Бога о прощении и изведении души из ада, чтобы ощущать милующую десницу Божию.


Судя по вашим кривотолкам, он как раз таки не риторический, а требует разъяснений, если вы не смогли понять из краткого описания покаянных состояний то, о чем говорится по тексту дальше.
Скопирую сюда из другого обсуждения мой опыт касательно этой темы.

Успех в молитве связан, помимо общего евангельского устроения нравов, со степенью истончения плоти постом и целомудрием, которое некоторые уже называют святостью. Если человек годами не утончал свою плоть, чтобы носить постоянно, по слову Апостола, мёртвость Иисусову в теле своём, если в нём не прекратили своё грубое действие играния плоти и крови, если имеются плотские падения, заражающие нечистотой на годы и годы, то плодов молитвы, о которых пишут Отцы, не будет: это не та среда, где они возрастают.

Если же человек постоянно пребывает в постах (полный отказ от мяса, общее истончение плоти), хранит девство, целомудрие, продолжительное, многогодовое истрезвление от плотских падений, то общий путь молитвы такой:

1. Первый дар Святого Духа — благодатное внимание. У меня, например, это было предварено внезапным наплывом вражды к Богу, так что мне пришлось принуждать себя, как животное, к молитве. Это было новое для меня чувство. Демон, таящийся в сердце, начал двигаться. После этого принуждения Бог дал мне благодатное внимание, а вражда ушла. Ум больше не рассеивался и заключался в молитвенных словах.
2. Второй дар Святого Духа — сочувствие сердца. У меня было так. До этого вообще никакого сердца я в себе не ощущал, молился исключительно умом. Однажды по всему телу пошли мурашки, как это бывает, когда отлежишь ногу или руку, только здесь по всему телу. Про эти же мурашки слышал на ютубе известное свидетельство православного священника или дьякона, который умер и воскрес и ему были показаны небеса и ад; он упоминал эти мурашки, когда Господь вернул его душу в мёртвое тело и оживил его. После этого сердце, помимо моей воли или чего-то ещё, начало в прямом смысле физически сжиматься, сокрушаться от каждого слова молитвы, произносимого умом. Это нищета духа и сокрушение сердца, то есть первое евангельское блаженство. И здесь начинается война с дьяволом, потому что как сочувствие благодати усиливается, потому что сердце ожило, так и какие-то падения и согласие на грех и душевные страсти усиливаются, так что человек входит оживленным для молитвы и общения с Богом духом в общение с демонами и заражается ядом их злобы, если соглашается на грех, вследствие чего переживает демонические состояния. Именно поэтому так важно иметь крепкий фундамент евангельской нравственности, чтобы минимизировать риски, если по какой-то причине человек умолит Бога дать ему молитву с сердечным сочувствием.
3. Третий дар Святого Духа и третья ступень, она же вторая степень евангельских блаженств — это плач. Речь не о слезах. Плач — это укоренившееся от возделывания, хранения и навыка сокрушение сердца, но более тонкое. В этот период евангельских идеал печатлеется в уме и сердце, и в то же время зрится ежемгновенное несоответствие этому идеалу, что и рождает плач, так что человек постоянно видит себя во грехе. Здесь же оживает словесная сила вверху сердца, которой человек ощущает дух всякого слова при молитве, то есть его значение, смысл, вкус, не знаю, как сказать, то есть что это не просто набор букв, несущий информацию, но выражение какого-то явления, и человек ощущает его смысл именно этой сердечной словесной силой вверху сердца, а не умом. И что плач, что общее сокрушение сердца — очищают чувства души и сердца, так что человек освобождается от греховной тьмы, духа мира, нечистоты.

Всё, дальше этого я не ходил, потому что бесы скрутили меня и ввергли в ров падений, последствия чего я годами разгребаю. Бесы, например, убедили меня, что мне нужно поправить расшатанные грехами и войной с ними нервы и здоровье усиленным питанием и мясом, так что я отъедался мясом год и ещё два года обильно опаивал себя какао на молоке, как теленка. И пришёл в плотское состояние, так что уже вообще не мог молиться, у меня болела от молитвы голова, хотя раньше мог молиться дважды в день по полтора часа и в течение дня ещё творить молитву. А после такой диеты уже через минут двадцать я изнемогал. При всём при этом я не был тучным, у меня даже проглядывал пресс, потому что я занимался спортом. И от этой накормленной дебелости плоти у меня могла болеть голова весь день, до течения слёз, потому что я пытался внимательно помолиться. И я не был жирным, как сказал, я весил 80кг при росте 188. И этого было достаточно, чтобы полностью сокрушить духовную жизнь.

Сейчас стараюсь вернуться в прежнее состояние, но пока безуспешно, хотя и из озвученного плотского состояния в большей мере вышел благодатью Христовой в продолжение нескольких лет, хотя и не в ту меру, с которой начинал.

Вообще молитва — это образ жизни, это центр всей жизни христианина. Бог посылает очень много скорбей на этом пути. У меня, например, нет друзей, в социальном отношении я едва не бомж и прочее. Очень уничиженная жизнь, очень уединенная жизнь. Это тоже, как понимаю, непременный атрибут молитвы. Если вы широко живете, имеете общение с этом миром, то могут возникнуть серьезные препятствия для преуспеяния.

Поэтому легче всего молитве научиться в молодости и будучи в девстве, когда восприимчивость, цельность произволения и благодать в полной мере сохранены в человеке. Таковой, при должном рачении, взлетит, как орёл, в небеса. Если же человек уже пожил в миру, сокрушил себя смертными грехами, утратил вследствие этого юношескую восприимчивость, горячность, цельность произволения и крепость воли, благодать Духа отошла от него, то с большим трудом обретается молитва и успех в духовной жизни. Это уже как бы инвалид, хотя благодать Христова и может уврачевать всё, но немногие способны иметь произволение преп. Марии Египетской и вместить меру её подвигов, чтобы очиститься.

Но и то смешно, как некоторые ждут плодов молитвы от малых упражнений в ней, тогда как плоды её являются от едва непрестанной, то есть частой молитвы, когда человек живет этим, то есть держит правила и всегда, когда ум его может, понуждает себя к молитве и проводит в этом дни свои, то есть в молениях, молитвах, прошениях, славословии, благодарении. И молится не акафистами, правилами с многоглаголивыми молитвами, хотя и они, по младенчеству, иным, неспособным к твердой пище, полезны, но молится краткой молитвой, немногими словами ударяя в небеса.

Если есть какие-то вопросы, то могу ответить, если знаю ответ.

*********************************************************************************************************************************************************
Специально копирую полностью, #15 и совмещаю два (всего лишь) Ваши комментария, чтобы обратить Ваше внимание на объем, количество и значение слов.
А далее привожу цитату, она о Иисусовой молитве, но все же о молитвенном делании, поэтому разницы нет.
"...............Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.
В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.
Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву..............................".

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать
********************************************************************************************************************************************************
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.
Дмитрий, я, конечно же, ждал 11 лет и намаливал гордыню ума, чтобы после сего анонимно явить себя на православном форуме.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Дмитрий, я, конечно же, ждал 11 лет и намаливал гордыню ума, чтобы после сего анонимно явить себя на православном форуме.
Зачем Вы ко мне обращаетесь? Я цитату передал. Вы читаете. Ваши знания и понимание при Вас, Бог рядом.
 
Православный христианин
Зачем Вы ко мне обращаетесь? Я цитату передал. Вы читаете. Ваши знания и понимание при Вас, Бог рядом.
С какой целью вы привели эту цитату? Я вполне опроверг ваши доводы о фарисеях, наглядно показав суемудрие ваших слов. Что вы на это отвечаете? Жеманно обвиняете меня в гордости. Такое можно ещё простить женщине, но когда взрослый мужчина ведет диалог подобным образом, то это вызывает отвращение. Поэтому, полагаю, вы недостойны больше моего внимания.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
С какой целью вы привели эту цитату? Я вполне опроверг ваши доводы о фарисеях, наглядно показав суемудрие ваших слов. Что вы на это отвечаете? Жеманно обвиняете меня в гордости. Такое можно ещё простить женщине, но когда взрослый мужчина ведет диалог подобным образом, то это вызывает отвращение. Поэтому, полагаю, вы недостойны больше моего внимания.
Вот она гордыня:
"ВЫ НЕДОСТОЙНЫ МОЕГО ВНИМАНИЯ!"
Кстати, вот и плод ваших самостийных трудов.
я, конечно же, ждал 11 лет и намаливал гордыню ума, чтобы после сего анонимно явить себя на православном форуме.
А куда вам идти еще?
Кто будет достойным вашего внимания?
В Церкви вас не поймут, - это точно! Там все заняты делом, и у каждого есть такой вот свой наставник внутри себя. Вам необходима была трибуна: вот вы и пришли сюда.
Только вот ведь ситуация такая, что всех игнорировать вы не сможете, нужны ведь ученики, а их нет!
Вообще молитва — это образ жизни, это центр всей жизни христианина. Бог посылает очень много скорбей на этом пути (Цитата Александра Брянчанинова, скопированная Дмитрием)
Итак, вот и новый казус!
Никак нет, не верно!
Центр жизни христианина это Христос, Он Глава Церкви, а мы члены этой Церкви, а молитва лишь инструмент, не более. Тот, кто минуя Церкви решил сам механическим путем постичь путь умного делания, обязательно споткнется и уйдет с пути, что и случилось с нашим гостем.
За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святой Исаак Сирский, увещевая покоряться Богу: «Ты не умнее Бога»
Нет, это ошибочный вывод. Правильный вывод звучит так: фарисеи — это образец неправильных молитвы и аскетики. Именно из этого и должно сделать вывод, что подвизаться необходимо законно, правильно, так, как это заповедует Слово Божие и Святые Отцы, чтобы вместо любви к Богу и ближнему не прийти к дьявольскому устроению.
А вот и нет!
"фарисеи, как правило, не были вульгарными лицемерами, то есть обманщиками, ведущими себя противно своим словам, едва от них отвернутся. Это были серьезные люди. И как будто бы можно только позавидовать обществу, уважавшему не богатство, не земную власть, не роскошь, не любострастие и моду, но ученость и благочестие, стремление в точности осознать Закон и в точности его исполнить. Конечно, мы можем сказать (и это будет правда), что отношение фарисеев к исполнению Закона было чересчур мелочным. Но так ли уж легко провести границу между необходимой точностью в исполнении Божьего Закона и недолжной мелочностью? В конце концов, по отношению к величию Бога, все, что можем сделать мы, незначительно. Но разве мы не призваны и в малом исполнить наш долг?
В чем же вина фарисея? Прежде всего в том, что он судит самого себя и судит мытаря – вместо Бога. Он как будто посягает на престол, уготованный для последнего Суда Божьего, он уже предвосхищает этот Суд. Но, братья и сестры, так ли уж легко нам удержаться от того, чтобы предвосхищать Суд Божий? и говорить от имени Бога, вместо Бога?"
 
Сверху