Творчество - это грех?

Православный христианин
Творчество, будет считаться грехом только в том случае, если сам процесс творчества или мотивы его создания имели эгоцентрический характер, направленный на себя любимого или преследовали корыстные интересы.
 
Православный христианин
Творчество, будет считаться грехом только в том случае, если сам процесс творчества или мотивы его создания имели эгоцентрический характер, направленный на себя любимого или преследовали корыстные интересы.
То есть контракт с каким-либо лэйблом для музыканта - грех?
 
Православный христианин
Творчество, будет считаться грехом только в том случае, если сам процесс творчества или мотивы его создания имели эгоцентрический характер, направленный на себя любимого или преследовали корыстные интересы.

Посмотрел я нашумевшую "Богемскую рапсодию". Ну не мог просто мимо пройти, Queen уважаю и люблю много лет.
И вопрос, который не дает мне покоя - если творчество гениев, даже которых уже много лет нету в живых заставляет плакать, смеяться, трепетать души миллионов людей, которые чувствуют всей душой, то же, что и автор - вот такое творчество грешно? Вернее, даже не так надо поставить вопрос. Творчество многих и многих гениев создается при помощи греховных стимуляторов в том числе (алкоголь, наркотики), богемного образа жизни, беспорядочных связей - но итог его бриллиант, песня, или стих, или книга, не важно - остается в душах людей на века.
И вот главный парадокс - не было бы того творчества, той песни - если бы не этот самый греховный образ жизни, скандалы, стимуляторы и прочее.
Высоцкий не был бы Высоцким, и не оставил бы столько песен, если бы прожил бы иную жизнь, с иными привычками и иным образом. Есенин наверно совершенно прав здесь: - "И похабничал я и скандалил, для того, чтобы ярче гореть". Такие люди наверно отмечены совершенно особым даром. Когда вся та боль, что сидит внутри, та буря эмоций - они требуют выхода на чистый лист бумаги, и чтобы хоть как то заглушить эту боль, люди прибегают к известным всем способам.
Примеров можно привести тысячу. В абсолютно любых сферах. Но парадокс везде один и тот же. Чтобы родилось что то гениальное, автор сам проходит все круги ада, пропускает через себя все возможные грехи и грязь, чтобы родилось что то чистое, совершенное, покоряющее сердца миллионов людей на века.
Как объяснить этот парадокс - я не знаю. Психиатры находят свои аргументы. Что мол гений - почти всегда "немного того". Они не такие как все.
Мистики, философы, богословы - объясняют это по другому. Что душа таких творцов чувствует и видит этот мир по другому, видит его изнанку, чувствует природу и вселенную как продолжение самого себя.
И извечный вопрос - дар это или проклятие.
 
Православный христианин
Как объяснить этот парадокс - я не знаю. Психиатры находят свои аргументы. Что мол гений - почти всегда "немного того". Они не такие как все
Не познавший зло, не познает и добра. Грех не означает слово нет, нельзя.. Скорее всего это означает трансформацию плохого в хорошее. Как человек , пока не познает самого себя ( свои изъяны и пороки), не одержит победу над ними, никогда не придет к Богу. А дар это или проклятие, зависит уже от самого человека, от его желания исправиться.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
... Чтобы родилось что то гениальное, автор сам проходит все круги ада, пропускает через себя все возможные грехи и грязь, чтобы родилось что то чистое, совершенное, покоряющее сердца миллионов людей на века.
Зачем же обобщать, возводить частное в общее?
Все люди грешные. И кто более грешен, и кто - менее, кто более талантлив, а кто - менее...
На Ваши примеры можно привести множество протвоположных примеров.
 
Православный христианин
Зачем же обобщать, возводить частное в общее?
Все люди грешные. И кто более грешен, и кто - менее, кто более талантлив, а кто - менее...
На Ваши примеры можно привести множество противоположных примеров.

Я прекрасно понимаю, что все люди грешные. Творить без греха можно? Нет?
Наверно в данном случае, как бы то ни было результат оправдывает средства. Человек отдает себя без остатка, выворачивает если хотите душу наизнанку - все, что позади не важно. Все что вело к этому не важно. Важно только одно - что он оставит после себя. И самому страшному грешнику в жизни можно простить все - за его труд, за то, что твоя душа продолжает жить принимая его творчество.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Я прекрасно понимаю, что все люди грешные. Творить без греха можно? Нет?
Наверно в данном случае, как бы то ни было результат оправдывает средства. Человек отдает себя без остатка, выворачивает если хотите душу наизнанку - все, что позади не важно. Все что вело к этому не важно. Важно только одно - что он оставит после себя. И самому страшному грешнику в жизни можно простить все - за его труд, за то, что твоя душа продолжает жить принимая его творчество.
Творчество богословском плане рассматривается в широком смысле, это не только сочинение литературных произведений, музыки, написание картин, вышивание и т.п., это совершенствование человека, приближение к образу Божьему, который в нём заложен изначально, но утрачивается в ходе жизни. Господь самый великий Творец, никто не может так же искусно создавать красивые пейзажи, природу, да просто так гениально устраивать жизнь людей. Творческие люди часто говорят о вдохновении, вот это и есть, как мне кажется, сигнал от Бога, что человек может действовать в гармонии с Творцом, когда получается такой симбиоз, это очень хорошо. В акафисте "Слава Богу за всё" есть много подобных строк благодарности Богу - "Слава Тебе за огненные навыки вдохновения". Грехи прощаются в таинстве покаяния, а не за гениальный труд.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...результат оправдывает средства. Человек отдает себя без остатка, выворачивает если хотите душу наизнанку - все, что позади не важно. Все что вело к этому не важно. Важно только одно - что он оставит после себя. И самому страшному грешнику в жизни можно простить все - за его труд, за то, что твоя душа продолжает жить принимая его творчество.
"Результат оправдывает средства" - не помните, кому приписывают эти слова?
Важно, что оставим после себя? Для кого это важно?
И кто мы такие, чтобы прощать или не прощать грешника?
А за труд, конечно, людей и Бога нужно благодарить. Мне кажется, что за творцов произведений, которые нас затронули (произведения), хорошо бы вздохнуть ко Господу.
 
Православный христианин
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
(Еф. 4:31-32), (Мф. 5:44-45), (Лк. 6:35-38), (Мф 18:23-35), (Иез. 18:21), (Мк. 3:28), (Рим. 14:4)

Хотя, о чем я. Кто мы такие, чтобы прощать...
Мы можем прощать обиды, нанесенные нам, а вообще прощать - не наша прерогатива.
 
Екатеринбург
Православный христианин
"Результат оправдывает средства" - не помните, кому приписывают эти слова?
Важно, что оставим после себя? Для кого это важно?
И кто мы такие, чтобы прощать или не прощать грешника?
А за труд, конечно, людей и Бога нужно благодарить. Мне кажется, что за творцов произведений, которые нас затронули (произведения), хорошо бы вздохнуть ко Господу.
Сейчас ещё существует проблема спроса и предложения. Спрос в основном есть на творчество, в котором отсутствует духовность, а присутствуют всевозможные страсти. А те, кто создаёт творчество для души и с душой, часто не получают почти никакого материального вознаграждения за свой труд. Жизнь диктует свои ценности, которые часто ложные.
 
Православный христианин
Сейчас ещё существует проблема спроса и предложения. Спрос в основном есть на творчество, в котором отсутствует духовность, а присутствуют всевозможные страсти. А те, кто создаёт творчество для души и с душой, часто не получают почти никакого материального вознаграждения за свой труд. Жизнь диктует свои ценности, которые часто ложные.

Наверно, многое здесь зависит еще и от отношения к такому творчеству. Если художник в самом общем смысле этого слова, сумел достучаться до одной единственной души - одним мазком, одним эпизодом, одной строчкой, значит он уже добился своей цели. Он уже изменил мир к лучшему. Не помню кому принадлежит это выражение, но смысл примерно таков: "Если каждый из нас сделает счастливым хоть одного человека, то сколько счастливых людей будет на свете".
В совершенно бесталанном, заведомо коммерчески направленном произведении сумей увидеть крупицу светлого, чистого - это уже огромный шаг навстречу. Просто нужно различать откровенную пошлость, примитивизм, игру на низменных инстинктах и лишь "форму самовыражения", в содержании которой прячется глубочайший смысл. Нельзя в один ряд ставить Райкина и Петросяна, Бордоне и современные "перфомансы" с блевотиной на стенах, Тарковского и Ларса фон Триера, Достоевского и Пелевина.
 
Православный христианин
Не соглашусь, что для творчества нужно совершать грехи. Скорее в такой ситуации человека не хватило на все.
 
Православный христианин
Все мы грешны, и неизвестно, кто бы где был, имея выдающиеся способности и толпу поклонников. Достаточно творческих людей и без вопиющих грехов, просто их искусство и биография поспокойнее и привлекают меньше внимания.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
Грех проявляется только в том случае, когда ты используешь творчество в корыстных целях.
Не только корыстных, важен посыл. Талант можно исопльзовать на добро и зло. Вот, например, сочинения Маркиза де Сада - добро или зло?
 
Сверху