Творчество - это грех?

Православный христианин
Меня, как человека в прошлом много занимавшегося рекламой и вообще не равнодушного ко всему новому, давно занимает вопрос. А собственно само творчество - грех? Как то давно я или услышал подобный диалог по радио или читал статью - не суть важно. Но вопрос меня зацепил. Нет, не о грешном в творчестве я хочу поговорить. Безнравственное, будоражащее страсти творчество безусловно грешно. Хотя для кого то и Венера милосская - эротика…

Человек творение Божье. Бог сам Творец. И в любом человеке есть та Божья искра, помогающая ему творить. Следуя этой логике ничего грешного в создании чего нибудь нового или преображении чего-либо вроде нет.

Скорее наоборот. Скрывать свой талант, зарывать его в землю неверно и противоестественно. Так ведь? Но самоцель творчества - создание нового и попытка сделать этот мир лучше, красивее, добрее и т.д.? Или самореализация через проявление своих талантов? Человек творит для себя или для людей, чтобы тронуть их сердца, вызвать смех, слезы, помочь разобраться в сложном вопросе, поразить воображение и может как следствие подтолкнуть других людей взять и что-то сделать.
Но таков человек. Кроме самореализации он хочет признания его талантов. В глубине души он желает, чтобы творение было замечено кем-либо как минимум, отмечено и оценено. Не важно чем занимается человек - рисует картины, пишет стихи, вышивает бисером, строит дом, сажает сад или красит забор - первое, что человек сделает, любуясь на свежеокрашенные доски, это мысленно погладит себя по голове и похвалит себя.
Какой творец этого лишен? Тот, кто начисто лишен тщеславия? А много ли таких? Похвала, ласковое слово, восхищение - вот тот самый пресловутый "червячок", который вылазит наружу и который первый тихонько прошепчет внутри - "молодец какой", хорошее дело сделал, условно говоря бабушку через дорогу перевел. Радость от полученного результата и удовольствие от самого себя - принципиально разная цель творчества.

Какой творец творит "в стол", просто потому что душа требует излить на чистый лист, то, что сидит внутри? Изливается на бумагу для того, чтобы было прочитано, и уже как следствие прочувствовано. А дальше уже пошло поехало: для того чтобы полюбилось, чтобы нравилось, чтобы этим восхищались, хвалили и почествовали автора, а в современном мире все это имеет еще и четкую финансовую прокладку.
Но все это, лишь одна сторона медали. Если брать несколько глубже, то сама суть самовыражения (корень слова само) то есть "само я", где человек дерзает думать, что все исходит из него самого. Что он забывает в самой основе творчества, что он не сам дошел до этого, не сам выдумал, не сам родил тот штрих, который придал мазьне образ произведения искусства. То есть зародыш - та же гордость? Я дерзаю создавать новое, не понимая, что все самое красивое и гениальное уже создано Богом и воплощено в мире, в каждой травинке, в крыльях бабочки, в отпечатке пальца человека, в приходе весны, в восходе солнца. В его гармоничности, в неповторимости.

Другой вопрос, насколько человек свободен нравственно, ощущает ли он себя рабом Божьим, чувствует ли он ту нищету духа, при который он даже не дерзает смотреть на мир теми же глазами, что и Бог. Смиренное творчество - основа этого. Но возможно ли оно в принципе? Ощущая себя свободным, человек может заглянуть за горизонт, увидеть в том, что казалось очевидным, что-то новое. Он не боится сделать тот еще один шаг, который останавливает других от рождения гениальной идеи, найти именно то слово в четверостишии, которое придает ему завершенную форму и тогда он кричит сидя ночью за письменным столом - Вот оно! Я нашел это! И только тогда облегченно откидывается на спинку стула.

Если смотреть на талант, как на дар Божий, то как сказано, кому много дано, с того много и спросится. Поэтому талант это еще и ответственность. Перед людьми, за то, что ты несешь в умы и сердца, и перед Богом, как ты им распорядился.
 
Православный христианин
Творчество само по себе не грех. Духовный закон состоит в том, что греховность и добродетельность очень многих деяний напрямую зависит от мотивов, которые их наполняют как пустой сосуд. Вы правильно подметили - творчество может возгревать или быть результатом тщеславия или гордости, а также, человек может стать зависимым от самого творчества, как от наркотика. Но этими страстями можно наполнить и "милостыню", и "целомудрие", и "трудолюбие", и даже "смирение"!
Ответственность перед людьми за своё творчество велика. Но велика и возможная награда. Смиренное творчество - это такое, которое ограничено лишь законами Божиими. Которые на самом деле и не ограничения вовсе, а способ отличить хорошее творчество от мерзостей в Божиих глазах. С помощью этих "рамок" творец(с маленькой буквы) будет убережён от изначально ложных путей, и сможет избежать лишних творческих мучений.
Свобода всегда подразумевает ответственность. Свободное творчество тоже.
 
Православный христианин
Творчество - дар. Это часть того Образа Божия, который заложен Богом в человека. Грехом быть не может само по себе.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Какой творец творит "в стол", просто потому что душа требует излить на чистый лист, то, что сидит внутри?
Изливается на бумагу для того, чтобы было прочитано, и уже как следствие прочувствовано.
А дальше уже пошло поехало: для того чтобы полюбилось, чтобы нравилось, чтобы этим восхищались, хвалили и почествовали автора,
а в современном мире все это имеет еще и четкую финансовую прокладку.
"Делай добро и бросай его в воду"
"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся"

НЕ можешь молчать - говори. Можешь молчать - молчи.
А финансы... денежные отношения. Разве творца волнует вознаграждение? Творец изливает из себя творчество, как солнце лучи. Чем мы можем оплатить солнцу?
Вознаграждение волнует ремесленника. Бо ремесло кормит, а творчество - согревает сердца.
Творить в стол будешь до тех пор, пока не переполнит тебя молчание.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Есть душевный и духовный человеки!Оба творят с душою.Только о духовном судить ни кто не может(себе только навредит),он Духовно Богат и ему не до творчества.

Ужас какой. Духовно богатый что, должен задохнуться от своего богатства? Так оно ему дано не для того, чтобы он его сгноил в гробу своекорыстия и жлобства. Для реализации богатство даётся, для благоустроения. Не до творчества "богатому" скупердяю, который боится расплескать себя и хоть капельку уделить нищему.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
О творчестве " в стол" и не только.
Мишель Монтень и его "Опыты" в 4-х книгах. http://www.licey.net/lit/foreign/monten
Монтень родился в дворянско-буржуазной семье, его отец позаботился, чтобы сын с детства усвоил латынь и греческий и тем самым впитал дух гуманизма. Монтень был советником парламента города Бордо, но рано покинул службу и в уединении своего замка последние тридцать лет жизни работал над своей главной книгой.

Его труды прерывались возвращением к общественной деятельности: дважды королевским указом он назначался мэром Бордо и, следовательно, принимал участие в религиозных гражданских войнах, охвативших Францию во второй половине XVI века, выступая за прекращение конфликта между католиками и гугенотами (так назывались французские протестанты). Он осуждал жестокость католиков по отношению к гугенотам, особенно Варфоломеевскую ночь, но и гугеноты, с его точки зрения, опасно посягали на целостность Франции: "Правило и главнейший закон законов заключается в том, что всякий обязан повиноваться законам страны, в которой он живет" (книга I, эссе 23). Как все гуманисты, Монтень отстаивал веротерпимость и приветствовал воцарение Генриха Наваррского, единственно законного короля, который положил конец междоусобице. Главным делом жизни Монтеня стала книга эссе, уже при его жизни выдержавшая четыре издания.

Начинается она обращением к читателю:

"Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе … я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо иного, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь, как живые, и весь мой облик таким, каков он в действительности... Таким образом, содержание моей книги — я сам..."

Наслаждайтесь ) http://www.psylib.org.ua/books/monte01/index.htm

К вопросу о финансах: воздастся ему в вечности... сторицей, полагаю. )
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отвечу словами Св. Апостола Павла: Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
 
Православный христианин
Творчество это не грех. Но смотря какое. Если в своим творчеством воздаёте халу похоти, людским грехам, и самому дьяволу, то вот это точно грех.
Это мое мнение, можете с ним не согласиться.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Творчество разнится. Кто-то крестиком вышивает, а кто-то искусной, тонкой резьбой украшает... столы для сатанистов и гадателей.
Нам дан разум, чтобы понимать грани дозволенного и полезного.
 
Православный христианин
Меня, как человека в прошлом много занимавшегося рекламой и вообще не равнодушного ко всему новому, давно занимает вопрос. А собственно само творчество - грех? Как то давно я или услышал подобный диалог по радио или читал статью - не суть важно. Но вопрос меня зацепил. Нет, не о грешном в творчестве я хочу поговорить. Безнравственное, будоражащее страсти творчество безусловно грешно. Хотя для кого то и Венера милосская - эротика…

Человек творение Божье. Бог сам Творец. И в любом человеке есть та Божья искра, помогающая ему творить. Следуя этой логике ничего грешного в создании чего нибудь нового или преображении чего-либо вроде нет.

Скорее наоборот. Скрывать свой талант, зарывать его в землю неверно и противоестественно. Так ведь? Но самоцель творчества - создание нового и попытка сделать этот мир лучше, красивее, добрее и т.д.? Или самореализация через проявление своих талантов? Человек творит для себя или для людей, чтобы тронуть их сердца, вызвать смех, слезы, помочь разобраться в сложном вопросе, поразить воображение и может как следствие подтолкнуть других людей взять и что-то сделать.
Но таков человек. Кроме самореализации он хочет признания его талантов. В глубине души он желает, чтобы творение было замечено кем-либо как минимум, отмечено и оценено. Не важно чем занимается человек - рисует картины, пишет стихи, вышивает бисером, строит дом, сажает сад или красит забор - первое, что человек сделает, любуясь на свежеокрашенные доски, это мысленно погладит себя по голове и похвалит себя.
Какой творец этого лишен? Тот, кто начисто лишен тщеславия? А много ли таких? Похвала, ласковое слово, восхищение - вот тот самый пресловутый "червячок", который вылазит наружу и который первый тихонько прошепчет внутри - "молодец какой", хорошее дело сделал, условно говоря бабушку через дорогу перевел. Радость от полученного результата и удовольствие от самого себя - принципиально разная цель творчества.

Какой творец творит "в стол", просто потому что душа требует излить на чистый лист, то, что сидит внутри? Изливается на бумагу для того, чтобы было прочитано, и уже как следствие прочувствовано. А дальше уже пошло поехало: для того чтобы полюбилось, чтобы нравилось, чтобы этим восхищались, хвалили и почествовали автора, а в современном мире все это имеет еще и четкую финансовую прокладку.
Но все это, лишь одна сторона медали. Если брать несколько глубже, то сама суть самовыражения (корень слова само) то есть "само я", где человек дерзает думать, что все исходит из него самого. Что он забывает в самой основе творчества, что он не сам дошел до этого, не сам выдумал, не сам родил тот штрих, который придал мазьне образ произведения искусства. То есть зародыш - та же гордость? Я дерзаю создавать новое, не понимая, что все самое красивое и гениальное уже создано Богом и воплощено в мире, в каждой травинке, в крыльях бабочки, в отпечатке пальца человека, в приходе весны, в восходе солнца. В его гармоничности, в неповторимости.

Другой вопрос, насколько человек свободен нравственно, ощущает ли он себя рабом Божьим, чувствует ли он ту нищету духа, при который он даже не дерзает смотреть на мир теми же глазами, что и Бог. Смиренное творчество - основа этого. Но возможно ли оно в принципе? Ощущая себя свободным, человек может заглянуть за горизонт, увидеть в том, что казалось очевидным, что-то новое. Он не боится сделать тот еще один шаг, который останавливает других от рождения гениальной идеи, найти именно то слово в четверостишии, которое придает ему завершенную форму и тогда он кричит сидя ночью за письменным столом - Вот оно! Я нашел это! И только тогда облегченно откидывается на спинку стула.

Если смотреть на талант, как на дар Божий, то как сказано, кому много дано, с того много и спросится. Поэтому талант это еще и ответственность. Перед людьми, за то, что ты несешь в умы и сердца, и перед Богом, как ты им распорядился.
Хороший текст, но в нем много сомнений.))На языке творчества Бог разговаривает с атеистами и призывает их к себе. Это прежде всего для атеистов штука.)))
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Рисунком занялась в этом году. Главное впечатление: до чего же удивительный мир Бог устроил, что самый простой предмет так сложен. И если простые предметы так сложны и гармоничны, то что говорить о других Его творениях. Никогда раньше я так пристально не вглядывалась, не была так внимательна. Это не творчество ещё свободное. Но обучение нужно для творчества. А оно по сути продолжает изучать, постигать реальность. А реальность - творение Божие. Как-то так чувствую.
 
Православный христианин
Да, это интересно, светотень, перспектива, цвета, которые вдруг начинаешь видеть там, где их раньше бы и не заметил, техника рисования.
Говорят, что стать хорошим ретранслятором теперь очень сложно, а в изобразительном искусстве еще сложнее.))
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Интересная тема!
Недавно ехал домой, остановился возле поселкового супермаркета. Жена пошла в магазин, а я в машине остался. На парковке играла музыка: старые инструментальные композиции, Джеймс Ласт, Поль Мориа и т.д. Спокойная, душевная, с юности знакомая мелодия... и я вдруг подумал, а от Бога ли она? С одной стороны, она прекрасна. Она прекрасно сопроводила бы видео с величественными горами, водопадами, лесами, пробудила бы в душе благоговение перед делом рук Божьих... С другой, она чувствена, она будоражит страсти и уж точно не призывает к смирению и покаянию.
Вот и думаю, правильно ли слушать такую мирскую музыку, или это грех! Думаю, все зависит от души слушающего: чем она отзовется на музыку: желанием славить Господа, или желанием блудить...
Наверное, и с любым другим искусством так.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Творчество - это сила способная возбуждать в человеке через образное представление его духовные основы, и направлять в русло которое вкладывает творец(художник и т.д) Любой образ, по сути, способен ожить в сознании человека и сподвигнуть его к действию. На этом принципе формировалось язычество. Почему так важно осознание первообраза Творца, в лице Христа, чтобы именно Он являлся центром сознания человека и этим стать силой для устремления к Нему во всем.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Интересная тема!
С другой, она чувствена, она будоражит страсти и уж точно не призывает к смирению и покаянию.
Музыка для меня - это душа человека. У души устройство сложное, и это тоже творение Божье. Каждый человек - бесконечная вселенная. Феофан Затворник писал, что человек отличается от других живых существ соединением души и духа. В душе происходит всякое. Тихая радость, шумное веселье, слезы, брань, полет...
Взять того же Рахманинова. Ну не брань ли им выражена?
Я не знаю, верующим ли был Рахманинов, но его музыка для меня, в контексте моего восприятия жизни, отражает напряженную внутреннюю борьбу.
А есть совершенно человеческая музыка, не такая сложная, с простыми человеческими радостями. Это про людей. Вызывает тепло к людям.
А есть ни уму, ни сердцу. Это попса )
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Творчество - это сила способная возбуждать в человеке через образное представление его духовные основы, и направлять в русло которое вкладывает творец(художник и т.д)
Это если есть стремление у автора чего-то вызвать (манипуляяциияя).
А если у автора стремление выразить себя?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Музыка для меня - это душа человека. У души устройство сложное, и это тоже творение Божье. Каждый человек - бесконечная вселенная. Феофан Затворник писал, что человек отличается от других живых существ соединением души и духа. В душе происходит всякое. Тихая радость, шумное веселье, слезы, брань, полет...
Взять того же Рахманинова. Ну не брань ли им выражена?
Я не знаю, верующим ли был Рахманинов, но его музыка для меня, в контексте моего восприятия жизни, отражает напряженную внутреннюю борьбу.
А есть совершенно человеческая музыка, не такая сложная, с простыми человеческими радостями. Это про людей. Вызывает тепло к людям.
А есть ни уму, ни сердцу. Это попса )
А есть - танго. Неприкрытая страсть и желание. А есть - рок'н'ролл. А есть - блюзы...
Что до попсы и всяких песенных конкурсов, то по мне - это не от Бога.
 
Православный христианин
Интересная тема!
Недавно ехал домой, остановился возле поселкового супермаркета. Жена пошла в магазин, а я в машине остался. На парковке играла музыка: старые инструментальные композиции, Джеймс Ласт, Поль Мориа и т.д. Спокойная, душевная, с юности знакомая мелодия... и я вдруг подумал, а от Бога ли она?
От Бога, но видимо уже не для вас.)) Потому что вы узнали нечто большее чем музыка.
С одной стороны, она прекрасна. Она прекрасно сопроводила бы видео с величественными горами, водопадами, лесами, пробудила бы в душе благоговение перед делом рук Божьих...
А вот это, уже для тех кто еще слушает и пока не верит в Бога.
 
Сверху