Толкование Библии. Падение Денницы

Брянск
Православный христианин
Здравствуйте отец Олег. Господь с Вами в Вашем очень важном, плодотворном служении.

В одной из своих лекций по толкованию Книги Бытия Вы касаетесь вопроса падения Денницы. Информации по этому вопросу нам от Господа дано мало. что бы удовлетворить наше стремление к познанию. Но коли Господь не даёт подробностей - значит и не нужно это нам, знания эти, видать, суетны. Понятно, что человеку трудно, да вернее - невозможно представить сущность явлений происходящих в духовном мире, взаимоотношений Творца и сотворённых духов. Для более - менее близкого понимания, Вы, при объяснении причины падения Денницы, говорите, что можно выразится так, что Денница перелюбил Бога. То есть это можно понимать как приблизился к Нему настолько, что самочинно ощутил себя частью Его? Архистратиг Михаил, волей Божьей низвергает Денницу словами - "Кто как Бог?!" Это вопрос можно понять как уличение Денницы в том, что он ощутил себя не Самим Богом, а поставил себя в ровень с Ним - "как Бог". Некоторые люди, когда я привожу Ваше определение - "можно сказать - перелюбил", при этом подчёркиваю можно сказать, то есть приблизительность и несовершенство определения, не понимают такого и возражают. Я начинаю задумываться - раз Денница как бы перелюбил, то получается, что у него не было злого помысла? С тем же настоящая любовь не может быть несовершенна, малейшее несовершенство любви низлагает её до противоположности - лицемерия, эгоизма, прелести. То есть не совершенная любовь - это вовсе и не любовь, а заблуждение в видимом. Как может увеличение любви породить её низложение до зла? Разве может настоящей любви быть много до перенасыщения с преобразованием во зло?

Понимаю, что это очень сложно - понимание возникновения, зарождения зла при двух исходных составляющих творения - первое это Бог в Его совершеннейшей любви, как Источник творения и второе - это пустота, ничто. Бог совершенен в любви и разуме - Он не может сотворить зла или сотворить несовершенства, которое способно стать источником зла без ведома и попущения Самого Бога, значит не Бог сотворил зло. Значит зло ни кто не творил - зло это отсутствие добра. Откуда это возникло в Деннице? Откуда возник первый, изначальный источник противоборства Свету? Что могло возбудить неприятие, отпадение от Бога?

Прошу простить меня за, может быть, не совсем понятные формулировки вопросов - косноязычен и часто меня не совсем понимают, но надеюсь Вы поймёте тревогу от того, что чрезмерное любвеобилие может породить зло. Так ли уместно употребление слова перелюбил к причине падения Деннцы? Что за грань в своей любви к Богу перешёл Денница? Как подобного не повторить человеку?
 
Москва
Православный христианин
Главной и единственной причиной падения Денницы было стремление уподобиться Богу: «'взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'» (Ис.14,14). Учитель Церкви Ориген писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного... Следовательно, дьявол был некогда светом... И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах» (Ориген, О началах). Богохульно утверждать что добро изначально существует вместе со злом, ибо, при сотворении мира все было: «весьма хорошо». Читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт.1:31). Следовательно, и мотивация дьявола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостна, а после превратилась в свою противоположность. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» (Точное изложение Православной веры, О диаволе и демонах). – Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню. «Павший денница, восходящий заутро и питавшийся в раю сладости, должен был выслушать слова: «Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд.1,4). Ибо Люцифер говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (14,13-14)» (Иероним Стридонский, Послания).
А то что до падения своего Денница пламенел любовь к Богу и воспевал Его, кто усомниться, ибо ангелы этим постоянно и заняты. Дионисий, пишет: «демоны по природе не злы», иначе вина падала на Создателя природы. Они именно исказили принцип любви, перенеся ее с Бога на себя. А любой грех, именно отталкивается от святой заповеди, приобретая все свойства ее противоположности. Читаем: «Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим.7,8).
Кстати, славянское слово прелюбодеяние, и означает перелюбил. То есть, благостное чувство любви растлил его противоположностью.
Высшая истина есть Любовь (Колос.3,14), а о диаволе и сказано, что «он… не устоял в истине» (Ин.8,44). «Не устоял», означает имел, но не удержал, не сохранил.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Кстати! И прежняя наша греховная жизнь, тоже может дать нам уже правильную мотивацию, как служить Богу.

В одном из молитвенных текстов мы находим следующие слова: «как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим и Тебе, Господи».
С диаволом, все было наоборот: будучи пламенеющим любовью о Боге, он возомнив себя быти равным Богу, и стал пламенеть адской любовью к себе. Эти две противоположные любви, и показывают кто Божий а кто от лукавого.
Блаженный Августин, писал: «Град Земной воздвигла любовь к себе, даже до презрения к Богу, а Град Небесный - любовь к Богу, даже до презрения к себе».
Тут и там любовь, но любовь разная…
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Чтобы Вам лучше все это понять, надо вспомнить что зло не бытийно. То есть, как учат святые отцы, зло есть удаление от добра. Блаженный Августин, так и пишет, что «Бог не может быть причиною зла, ибо не Он причина склонности к небытию». – То есть, зло и есть склонность к небытию, ибо Бог не творил зла. И в этом смысле, прав Августин, когда он пишет о том, что «невозможно отыскать никакого источника зла помимо добра».
А высшее добро и благо ангелов: любить и прославлять Бога, что диавол и исказил. Изменив добро на зло, и благо на нечестие.
Но не тому надо удивляться что диавол добро употребил по гордыне себе во зло, а тому надо порадоваться, что Бог зло оборачивает нам в добро.
Златоуст, учит: «наказаниями или бедствиями, посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, не мало облегчаются нам будущие мучения… Видишь ли неизреченное человеколюбие и богатство доброты? Видишь ли, как Бог употребляет все средства, чтобы мы, и согрешив, потерпели наказание легче заслуженного, или даже избавились от него совершенно» (К подвижнику Стагирию слово 1, II).
Св. Иоанн Дамаскин, пишет: «в некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы Святой не отпал от правой совести, или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати» (ТИПВ, кн. II, гл. 29)
Святитель Иоанн Златоуст: «если кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусителя, (мы ответим, что) и это Он сделал по великой попечительности об нас. Ибо, если бы лукавый овладел нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность; но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем, как мы можем и не склоняться), то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?... Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены им, низложили его самого, чтобы доблестные имели случай к обнаружение своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: мы, ведь, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания: в этом‑то и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу» (Том 3, стр. 253-257)
 
Последнее редактирование модератором:
Брянск
Православный христианин
Благодарю Вас, отец Олег, за такой подробный и вразумительный для меня ответ.

Так понял, что из добра может возникнуть зло только внутри определённого субъекта творения Божия, если этот субъект, наделённый подобием Божьим в виде свободы измышления и выбора, исказит понятие добра. И Бог попускает такое искажение для высокого возрастания самого субъекта в возможности его победы над своим злом.
 
"Но не тому надо удивляться что диавол добро употребил по гордыне себе во зло, а тому надо порадоваться, что Бог зло оборачивает нам в добро.
Златоуст, учит: «наказаниями или бедствиями, посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, не мало облегчаются нам будущие мучения… Видишь ли неизреченное человеколюбие и богатство доброты? Видишь ли, как Бог употребляет все средства, чтобы мы, и согрешив, потерпели наказание легче заслуженного, или даже избавились от него совершенно» (К подвижнику Стагирию слово 1, II)."

Батюшка! Правильно ли я вас понял, что под злом вы подразумеваете скорби(когда пишите, что Бог зло обращает в добро), которые есть ни что иное как последствия грехопадения?

Спаси Господи!
 
Москва
Православный христианин
Не только скорби, но и силы зла по попущению Божию могут приближаться к нам: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов.1:6-12). - И это, Бог делает для нашего блага, чтобы, усовершенствовать нас. При этом, надо помнить и следующие слова из Писания: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
И ап. Павел предал человека «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5).
В Православном догматическом богословии (Макария) читаем: «Цель же, для которой попускает Господь все ухищрения исконного обольстителя (т. е. диавола – О.С.), ищущего погибели нашей, есть наша нравственная польза, наше спасение. Ибо искушения диавола, как и все искушения, попускаемые на нас Богом: Служат часто врачевством для исцеления нас от духовных болезней, или бывают наказаниями за наши прежние грехи, чтобы вразумить нас, удержать от новых грехов и спасти от больших, вечных наказаний» (§110).
 
Последнее редактирование модератором:
"Не только скорби, но и силы зла по попущению Божию могут приближаться к нам..."

Искушения, чтобы укрепилась наша вера, что это как ни скорби, находящие на нас?
Если мы устоим, то хорошо, а если падем, то по своему произволению, и нет в этом для нас пользы. Ведь Бог не попускает силам зла искушать нас сверх сил, а значит, если мы не выдерживаем и соблазняемся, то наша в этом вина. В этом случае от зла нет никакой пользы, а только вред. Но, когда мы противостоим искушениям, то это зло для нас обращается в добро, ибо еще больше укрепляется в нас вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему.
Я не случайно уточнил о том, какое зло обращается в добро. Ибо некоторые огульно применяют эту формулу, считая, что любое зло обращается Богом в добро. Но скорби это ни есть зло(в прямом смысле, а последствия от грехопадения), ибо через них вход в Райские обители, как учат святые отцы. Поэтому нужно быть осторожным в терминологии, чтобы другие не поняли превратно.
Вот, если я буду делать зло, от этого же никакого добра мне не получится, а только гнев Божий будет довлеть над мной. А другому мое зло может сослужить на пользу, если он безропотно будет терпеть от меня, воспитывая в себе терпение всяких скорбей.
Вот вы, батюшка, как написал Андрей Дмитриевич, применили слово перелюбил(про Денницу). Но ведь ясно, что никакая любовь к Богу не может перенасытить человека, ибо как говорят святые, чем больше любишь, тем кажется, что совсем не любишь; это жажда любви(надо самому испытать, чтобы понять это). Другое совсем дело, когда любовь изменяет свою направленность и обращается на себя. Вот это и есть причина тому, как из доброго может получится злое. Это тонкая тема.
Наверно в этом смысле вы применили слово "перелюбил", как я вас понял?
Спаси и сохрани, Господи!
 
Москва
Православный христианин
Укрепление веры не может быть скорбью (даже если это сопряжено с искушениями), но источником радости. Впрочем: "по плодам их..." Если от искушения происходит падение, то да, я с Вами согласен. Но, как тогда нам понять святых отцов, которые учили[FONT=&quot], что, "если бы не было искушений, никто не спасся"?
Если любовь только чувство, то она и есть первое зло; а если Любовь желание исполнить волю Любимого, тогда благо. Сказано: "Кто говорит: `я познал Его', но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем" (1Ин.2:4,5).[/FONT]
Диавол возгордился, потому что в любви к Богу искал преимуществ для себя самого. А истинная любовь жертвенная: «не ищет своего» (1Кор.13:5)
Поэтому, как вера есть и живая и мертвая (Иак. 2:20), так и любовь есть та, которая «совершилась», и та которая НЕТ.
Я однажды спросил одного человека любит ли он Христа, и получил ответ:
- Да! – Я переспросил:
- А какой смысл вы вкладываете в ваше «да»? – И получил ответ:
- Мне Его так жаль, Его били и потом распяли… -
А это не любовь, а скорее жалость. Любовь к Богу в библейском контексте означает, желание исполнять только Его Волю.
Благодарю Вас за интересное рассуждение!
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо, батюшка!
Только человек противоречивое существо, с одной стороны он терпит скорбь, а с другой радуется Богу, что Он попустил такое зло для укрепления веры.
Иисус Христос в Гефсиманском саду молился и кровавый пот падал на землю, а с другой стороны Он радовался, что выполнил Свою Миссию на земле по спасению человека от грехов.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Укрепление веры не может быть скорбью (даже если это сопряжено с искушениями), но источником радости. Впрочем: "по плодам их..." Если от искушения происходит падение, то да я с Вами согласен. Но как тогда нам понять святых отцов, которые учили, что, "если бы не было искушений, никто не спасся"?
Здравствуйте отец Олег. Помоги Вам Господи в вашем служении!
В книге "Беседы на Апокалипсис" есть размышления на время действия антихриста на Земле.
Господь определил ему время, равное со временем Земного служения Господа нашего Иисуса Христа, что бы "уравнять" действия сил Зла с Благодатным от Спасителя.
Сегодня, апостолами антихриста тайно готовится захват всех важных направлений жизнедеятельности человека. Идет война за умы и сердца человека. Информационное поле, денежные массы, власть сосредотачивается в одних руках:
Глобализация и контроль - это подготовка к будущему правлению сына погибели.
Все усилия поколений богоборцев направлены на отвращение человека от Бога. А главным противниками этих, каинских приемников, ОПЯТЬ, как и в допотопные времена, остаются сыны Божьи , сегодня это православные христиане Церкви Христовой.
Зло начинает полномасштабную войну против Сына Божия.

Правильно ли понимать, что и это зло Творец использует во благо?
Придут два пророка и помогут потерявшимся в этом хаосе людям обрести спасение; в том числе, отступившим от Бога.
Они , как некогда Киприан, увидев бессилие и гибель своего долгожданного ими Вождя, восплачут и уверуют в Господа Иисуса Христа.

То есть, сам Апокалипсис, само пришествие антихриста, как квинтэссенцию сил тьмы, Господь обратит во Благо!
Даже в духовно охладевшем мире получат возможность спасения СОТРУДНИКИ сатаны и погибающие в заблуждении сыны Израилевы.
А ВЕРНЫЕ христиане, как вы правильно заметили, должны с радостью ждать этих времен:
Мы ждем Христа, а это и есть наша Надежда, наша Вера, наша Любовь!
Спаси Вас Господи, батюшка!
 
Москва
Православный христианин
Обращение евреев ко Христу произойдет самым чудесным образом: На землю явятся два пророка — это Енох и Илия. Почему они явятся на землю? Во-первых, потому, что они живыми были взяты на небо, а в Писании сказано: «…возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Илия был взят на небо в вихре огненной колесницы. Енох, который жил до потопа и о котором сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). Он был в теле вознесен на небеса. А так как, каждому человеку надлежит умереть, то они умрут на земле. Антихрист прикажет их убить. Так вот, Илия придет с одной миссией — проповедовать евреям (Мал.4:5-6). Он будет им говорить то, что они отступники, что истинного Христа они распяли, а ложного «мессию» приняли. И эта чудесная проповедь окажется для евреев началом их спасения. Сказано: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:25-26).

«Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиля, возбудив в нем ревность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий. Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев… По принятии же проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в Святом Евангелии: Илия “приидет и устроит вся” (ср.: Мф. 17:11)» (блаженный Феодорит). Амвросиаст пишет: «ослеплением поражены иудеи только на время, и из них только те, которые, ревнуя о законе, не увидели, что обетованные Богом блага пришли во Иисусе Христе Господе и возвещаются. Так они ослепились неразумною ревностию… Таким преткновением они ослеплены отчасти, чтоб помучились за неверие свое, видя, как язычники с радостью пользуются их неверием и вступают в наследие обетования Авраамова. Когда же внидет полное число язычников, тогда спадет ослепление с очей ума их, и они возмогут уверовать, и уверуют. Дух отступления, наводящий на них слепоту, отступит от сердца их и возвратит свободу доброму произволению их. Неверие их не от зловолия, а от заблуждения: исправятся и спасутся» (Феофан Затворник, Толкование на послание к Римлянам 11 глава).
 
Доброе утро, батюшка!
Начитался вчера вашей беседой на Апокалипсис, и проснулся с квадратной головой.
Вам, батюшка, писать бы фантастические ужастики!
Ведь Господь Бог благословил деторождение и это непреложно, как и все у Бога.
Разве ребенок виноват, как и когда его зачинают? Бог же невидимо дает каждому человеку благословение, поэтому и говорят, что жизнь дает Бог.
У вас же антихрист рождается от скотоложества дьявола с проституткой.
В псалме 50 царь Давид восклицает, что он в беззаконии зачат... Подобное относится и к каждому человеку(см. первородный грех). Но при этом благодатная сила Божья дает жизнь каждому человеку. Неспроста Господь говорил:«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14).
Ибо в ребенке еще близка душа к ангельскому состоянию(см. толкование Феофилакта Болгарского).
Так что антихрист может родиться от любых родителей, у которых нет правильного внутреннего христианского устроения. Ведь не надо забывать, что именно фарисеи времен земной жизни Христа старались исполнять заповеди Божьи внешне, за что были названы лицемерами. Так что, если внешне брак законен, этого еще недостаточно, этим нельзя успокаиваться. Надо стремится к взаимной христианской любви между собой, а это значит совершенствоваться.
Вот вы пишите: - "Если любовь только чувство, то она и есть первое зло;" - но с чувства и начинается любовь, она, конечно, еще несовершенна, но это не зло. Зло когда любовь, как вы правильно писали, направляется на себя, а не на Бога, ибо любовь истинная - жертвенная.
Прошу вас, батюшка, удалите ваши беседы на Апокалипсис, или хотя бы пересмотрите ваше отношение к этому.
Всех вам благ и Божьей помощи!
 
г.Иваново
Православный христианин
Добрый день, отец Олег! вот прочитал Ваш отрывок из бесед на Апокалипсис.

"Антихрист выйдет из колена Данова, он будет зачат от проститутки, страшной блудницы, иногда она называется в Писании «вавилонской блуд-ницей», хотя Вавилонской блудницей называется еще и вся лукавая система вещей, которая будет господствовать в мире. Зачатие будет совсем не непо-рочное, оно будет очень даже порочное. Дьявол примет образ козла в пусты-не, и будет акт скотоложства. Бесовский козел, который страшно распалится похотью с этой проституткой из колена Данова... Это будет очень порочное соитие.
Святые Отцы по-разному описывают противоестественное зачатие ан-тихриста. Например, св. Иоанн Дамаскин сомневался даже в возможности для злых духов воспроизводить себя. Особенно остро велась полемика по вопросу: были ли «исполины», рожденные перед Потопом от «сынов Божи-их», зачаты от бесов. Или «сыны Божии», которые входили к дочерям чело-веческим, — это потомки праведного Сифа, которые таким образом смеши-вались с потомками нечестивого Каина. Святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Афиногор, Климент Александрийский, Тертуллиан и Амвросий Медиоланский допускали, что злые духи, вступая в сексуальные отношения с земными женщинами, могли рождать от них детей. Но такие отцы Церкви, как, например, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, бла-женный Феодорит, святитель Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин и другие по этому вопросу придерживались противоположного мнения.
"

Заинтересовало то, что так смутило Валерия. Но Вы, как я понял, даёте читателю на выбор, два противоположных мнения Св. отцов. Но сами склоняетесь всё таки к тому что родится антихрист от человека и падшего духа в виде животного. У меня к Вам вопрос: на чём основано Ваше мнение. Ведь известно что человек и ангел - это два совершенно разных вида творений. Спасибо.
 
Москва
Православный христианин
На одном из двух мнений, я их изложил два.
Мне эта тема не интересна.
В Толковой Православной Библии (толкование на Бытие 6,2), эта тема называется труднейшей.
Не будем терять время.
Предлагаю вернуться к заявленной теме.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте отец Олег. Вы затронули обширную тему о зарождении зла. Исходя из сказанного Вами, я пришел к следующим рассуждениям.

Пример Денницы показывает, что те, кто не знал зла, могут пасть, как пал Денница. Для того чтобы совершенство в подобии Богу не порождало зло, необходимо пройти через познание самого зла. После согрешения Денницы одни ангелы отошли от Бога, а другие, увидев последствия зла, отвернулись от зла, утвердились в добре и более не согрешают, как согрешил Денница и демоны.

Также будет и с людьми. Бог зла не создавал, но если оно возникло, то Он употребляет его во благо для нашего спасения, чтобы мы через борьбу с искушениями утвердились в таком подобии Богу, которое не порождает зло. Бог позволил змию проникнуть в рай, чтобы человек приобрел опыт побеждать зло. Отказываясь в покаянии от греха, мы отказываемся от сообщества дьявола и приближаемся к Богу. Кто преодолеет искушения дьявола и обратится к Богу, больше не согрешит по своем воскресении в вечной жизни в раю, как согрешил Денница, и порождение зла там будет невозможно.

В связи с этим такой вопрос.
Возможно ли рождение детей в будущей вечной жизни?
Адам и Ева обладали всей полнотой благодати Святого Духа такой, которой не обладали даже апостолы и святые. Их любовь была совершенной и были они одна плоть. Но почему же они не выполнили наказ Бога – плодитесь и размножайтесь? В чем проявлялась у них совершенная любовь друг к другу? Неужели только в том, что они угощали друг друга плодами древесными и вели между собой задушевные беседы? Видимо неспроста до грехопадения у них в раю не было детей и заповедь Бога о размножении людей относится только к смертному, земному их существованию. Я предполагаю, что рождение детей в вечной жизни не будет, так как иначе эти дети, не познав борьбу со злом, будут способны согрешить, как согрешил Денница.
 
Брянск
Православный христианин
С Денницей при его падении происходит необратимая трансформация от самого хорошего к самому плохому. Трансформация необратима и зло остаётся злом. Даже в итоге оно не побеждается потому, что не исчезает. Можно сказать - вирусный файл отправляется в карантин на вечное хранение. Почему? Почему он и не лечится и не уничтожается? Зачем нужен ад? Разве вечное существование в аду это добровольный выбор падших?
Почему падший ангел остаётся падшим навсегда?
Где то слышал я такой интересный вопрос - "А как возможно существование рая когда существует ад?"
Возможно ли существование совершенной радости когда на другом берегу существует большое горе?

Добавлю пояснение - имел ввиду зачем нужен ад именно после Страшного Суда? Почему которые отделяются ошую, идут в ад, а не просто исчезают? Кажется у Алексея Ильича Осипова слышал разъяснения различия вечности и бесконечности, да так и не понял толком возможно ли прекращение вечных мук. Что же грешники станут злыми ангелами безвозвратно? Церковь учит, что Денницы больше нет и никогда не будет, он стал сатаной на веки вечные, а по сему ни каких сомнений, состраданий и молитв в его адрес - только призрение. Сейчас он нужен по промыслу Божьему для имения у людей самой возможности выбора и спасения. Зачем он может быть нужным когда земного мира не станет?
 
Москва
Православный христианин
Юрий! Мы должны понимать, что так как человечество создано для того, чтобы восполнить отпавшее число ангелов, то должны быть и пределы их размножения, ограниченные только этой земной жизнью. Читаем: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 29-30).
Но Вы правильно обратили внимание на эту проблему, человек будет в состояние это делать, но не будет испытывать стремления к этому, поглощенный только духовными интересами. Блаженный Иероним так и истолковал (Мф.22,29-30):
«Если же в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь, никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они «будут, как Ангелы Божий на небесах», дается обетование о духовном образе жизни» (Толкование на Матфея).

По поводу совершенства Адама и Евы, в сравнении их с апостолами, это неточно. Читайте: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47-49). Блаженный Августин, пишет: «По времени предшествует то тело душевное, какое имел первый человек (хотя оно и не умерло бы, если бы он не согрешил), какое имеем в настоящее время и мы, с природой настолько измененной и поврежденной, насколько совершилось это в нем, после того как он согрешил (откуда и возникла для него необходимость смерти); какое первоначально благоволил принять ради нас и Христос, хотя не по необходимости, а по Своей властной воле. Потом уже следует то тело духовное, какое уже предварило [нас] во Христе как в Главе нашей, но явится потом и в членах Его при последнем воскресении мертвых» (Августин Иппонский, О граде Божием).
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Андрей! Святитель Иоанн Златоуст, учит о происхождения ада: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну» (Энциклопедия православной веры от А до Я. Клин 2004. – С. 15)
 
Сверху