Святая крепостная... Русь

Православный христианин
Вы не против, если чуть позже отвечу всем?
Со многим согласен, но есть дополнения.
Альберто, вы много пишете, приводите много сведений. Пользуетесь ли вы при этом ChatGPT или типа того? Просто любопытно. Я не говорю, что это плохо, просто интересуюсь.
 
Крещён в Православии
Понятие "Святая Русь" - это конструкт, литературный прием. Который не следует путать с массовой поголовной "христианизацией" населения по формальному признаку. Не быть христианином тогда, это почти то же что и не быть октябренком или пионером в советские годы, означало стать изгоем или вообще преступником.
В дореволюционной России все русские числились христианами по метрическим книгам - это да, так как ЗАГСов тогда не было, а запись о регистрации можно было получить только в церкви и после крещения. Что не отражало собственно настроений народа как таковых. И поэтому в начале 20 века после отмены законов и циркуляров обязывающих участвовать в таинствах церкви - 95% солдат и столько же госслужащих пулей выскочили из объятий "матери-церкви" не смотря на все страшилки в виде вечных адских мук.
Можно сказать, что 20 век – это не показатель. Тогда обратимся к официальной истории церкви.
Так, профессор П.В. Знаменский в сочинении «Руководство по истории Русской Церкви», касаемо состояния христианства в 17 веке пишет так: «Духовная и светская власти рассылали грамоты, которыми запрещалось, например, кликать коледу, праздновать купалу, скакать через костры, принимать скоморохов, заниматься бесовскими играми и песнями, купаться во время грома в воде, умываться с серебра, в святки переряживаться и гадать и прочее. В обличениях против остатков язычества мы уже не встречаем упоминания старых божеств, но языческий склад мыслей и теперь хранился в народе во всей свежести». «В явлениях природы видели таинственные силы леших, домовых, водяных, русалок и других мифических существ. Не только в народных сказаниях, но и в книжной письменности разных травников, лечебников, сборников ложных молитв и других отреченных книг господствовали суеверные рассказы и приметы относительно таинственной силы разных предметов природы. Вера в волшебство была общей во всех классах общества». Так, что ни о какой поголовной добровольной христианизации и речи быть не может: одна вера – официальная за не исполнение которой наказывают, а другая народная, по терминологии попов – «бесовская», «поганая», «языческая».
Даже официальные историки церкви прямо говорят о наличии т.н. "двоеверия" на Руси.
Даже царь был не особо христианином. «О Борисе Годунове известно, что он из многих городов призывал к себе волхвов, от которых узнал, что будет 7 лет царствовать» См.: Знаменский П.В. «История Русской Церкви».

Феофан Затворник в 19 веке писал: «Вот мы часто хвалим себя: святая Русь, православная Русь <...> Но осмотритесь кругом! Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. - Слышна ли была когда - на русском языке - хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного".

Далее, у Г.А. Скворцова находим в его «Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века следующее: «Охлаждение к церкви в конце XVII века и начале XVIII века сопровождалось нарушением постов... На равнодушие к церкви обратил внимание и п. Адриан...Сама гражданская власть встревожилась языческим образом жизни народа и поспешила поправить дело своими указами. В 1716 году Петр I издал указ о хождении на исповедь «повсягодно» и наложил штраф за неисполнение этого правила. В 1718 году указ был повторен, велено было также ходить в церковь в воскресные дни и господские праздники. Духовная власть своими нравственными силами не могла достигнуть желательных результатов: потребовались такие меры государственные материальные, как строгий указ, сыск, штраф, наказание, что конечно, в значительной степени ослабляло авторитет церковной власти в глазах русского общества."

Что было ранее 17 века, мы узнаем из археологических находок, например монет 14-15 вв отчеканеных в Тверском княжестве, на которых изображен Бык - символ Велеса. Наверно, казначей или чеканщик пошутили, или спутали и вместо какого-нибудь святого отца, изобразил быка-Велеса.

Таким образом, приведенные отрывки из публикаций христианских авторов, говорят о том, что в обозримом прошлом, примерно с 17 века на Руси процветали иные, отличные от христианства обычаи и традиции. И народ как видно не спешил в церкви и особо не стремился добровольно.

Как явствует из официальных источников обязательство быть «примерными христианами» поддерживалось жесточайшими законами государства под страхом штрафов, телесных наказаний, лишения прав и имущества, и даже смерти. Например, такими законами: «12 статей царицы Софьи» или Указом Анны Иоанновны и Сената о том, чтобы всякого звания и чина мужского и женского пола люди от семи лет и до смерти ежегодно в святые посты у отцов своих духовных исповедывались и Святых Тайн приобщались, а кто не будет этого делать, ждал штраф.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года карало за богохульство в церкви ссылкой и каторжными работы до 20 лет, также предусматривались телесные наказания, клеймение; богохульство в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания. Богохульство, поношение, порицание, критика христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет. Печатная и письменная критика христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

А так, конечно, были люди как всегда и везде, что верили искренне. Среди дворян религиозность не столь сильно была развита, особенно в 19 веке, когда даже нательных крестов мало кто носил и в церкви ходили как на маскарад. Может здесь корень проблем кроется?
Если не смотреть на времена разных веков и общество , а на сакральный , то откроем , что Святая Русь была всегда. Русская Православная Церковь , сохраняет Соборность , Предание , чтит и Ветхий завет. Где то читал , Христос показывая рукой на восток , сказал , там утвердиться Моя Церковь.
Во Вселенском масштабе , Россия - Третий Рим , он же , последний.
Святая Русь была и будет Святой Русью до скончания века.
П.С. Серафим Саровкий , молттвенник святой и чудотворец в конце веков , люди отвернуться от Бога , церквии опустеют , а Девеево устоит в вере. Не косне́тся его искуситель и пожиратель душ человеческих.
 
Православный христианин
Алексей Ильич Осипов часто говорит, что христианство доказало себя, в том числе, и тем, что в христианизированном Риме само собой пропало рабство. Мол, братья будущие итальянцы поосвобождали братьев (будущих итальянцев) подчистую.

Но тогда почему в уже христианской Руси зародилось и со временем только ужесточалось крепостное право? Почему на Святой Руси русские люди стали продаваться другими святыми русскими людьми как вещи или, там, собаки?
У него и спросить бы.
 
Православный христианин
Использовать нейросеть как инструмент в принципе - ужасно?
Очень осторожно это надо делать.
Сложно сказать сегодня, как завтра изменится мир, в котором будут активно функционировать нейросети. "Голый разум" без нравственного начала-что в этом хорошего может быть?
 
Православный христианин
Пользуетесь ли вы при этом ChatGPT или типа того?
Нужно, не чат-ботом и искусственным интеллектом пользоваться, а изучать реальную ИСТОРИЮ:
Монастырские вотчины и появление крепостного права
...закрепощение крестьян явилось следствием сложного сплетения различных обстоятельств, связанных с положением сельского хозяйства в Московской Руси; в сущности, оно было результатом скорее хозяйственной необходимости, чем плодом феодального властолюбия, и первой стадией закрепощения было прикрепление крестьянина к земле, которую он обрабатывал и на которой жил, а не к владельцу этой земли...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А какое определение Вы даёте рабству?
Когда , само тело раба принадлежит его хозяину, и раб считается просто рабочей силой, наряду с орудиями труда...
Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг....
Есть еще одно рабство, - это рабство греху, страсти. В данном случае человек не только телом, но и душой становиться зависимы от своего кумира ( страсти или языческих богов)
 
Когда , само тело раба принадлежит его хозяину, и раб считается просто рабочей силой, наряду с орудиями труда...
Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг....
Это не так сильно отличается от положения крепостных в самый тяжёлый период - 2 половины XVIII - начала XIX века. Присутствовали и полная власть помещика, и продажи, и шестидневная барщина.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это не так сильно отличается от положения крепостных в самый тяжёлый период - 2 половины XVIII - начала XIX века. Присутствовали и полная власть помещика, и продажи, и шестидневная барщина.
Отличается.
Вы просто плохо изучали предмет.
 
Украина
Православный христианин
Алексей Ильич Осипов часто говорит, что христианство доказало себя, в том числе, и тем, что в христианизированном Риме само собой пропало рабство. Мол, братья будущие итальянцы поосвобождали братьев (будущих итальянцев) подчистую.
Интересно откуда профессор взял эти " факты". Что ни читаешь жития святых, везде, даже у великих святых куча рабов, причём именно в Римской и Византийской империи. Взять даже житие святителя Николая чудотворца, там где папа хотел продать дочерей , и которых святой освободил от унижения и перебросил три мешочкак с золотыми. Просто какой то фантаст этот профессор.
Святость Руси, как мне кажется идёт всё же через монашество, так как многочисленные святые это всё же были отшельники, которые отрекались от всего мирского. Почему так было много монастырей, потому что вне монастырей было и язычество и рабство и подражание западу. Церковь это вообще жена бегущая в пустыню, так как в миру разврат, власть денег и страстей. Многие русские всё же читали жития святых, а не смотрели Камеди клаб и КВН, поэтому спасающихся как мне кажется было больше.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Интересно откуда профессор взял эти " факты". Что ни читаешь жития святых, везде, даже у великих святых куча рабов, причём именно в Римской и Византийской империи. Взять даже житие святителя Николая чудотворца, там где папа хотел продать дочерей , и которых святой освободил от унижения и перебросил три мешочкак с золотыми. Просто какой то фантаст этот профессор.
Святость Руси, как мне кажется идёт всё же через монашество, так как многочисленные святые это всё же были отшельники, которые отрекались от всего мирского. Почему так было много монастырей, потому что вне монастырей было и язычество и рабство и подражание западу. Церковь это вообще жена бегущая в пустыню, так как в миру разврат, власть денег и страстей. Многие русские всё же читали жития святых, а не смотрели Камеди клаб и КВН, поэтому спасающихся как мне кажется было больше.
Есть такой анекдот:
Встретились два еврея.
- Слушайте, Мойше, вот все говорят: "Карузо! Карузо!", восторгаются... а чем восторгаться? Слуха нет, голоса нет, картавит...
- О, вы слушали Карузо?
- Чтобы да, таки нет... мне Изя напел...

К чему я это: все-таки судить о профессоре А.И. Осипове стоит не по заявлениям Елены АК...
 
Отличается.
Вы просто плохо изучали предмет.
Я понимаю, что назвать собеседника дураком проще, чем аргументированно изложить свою позицию, но, может, попробуете? У нас тут всё-таки приличное место.

Так вот, под какие пункты Вашего определения крепостничество не попадает (кроме первого, крепостной крестьянин всё-таки считался человеком)?
 
Православный христианин
Святость Руси, как мне кажется идёт всё же через монашество, так как многочисленные святые это всё же были отшельники, которые отрекались от всего мирского.
Отче, благослови дополнить ...
Как мне представляется, христианство одновременно живёт в мире видимом и ... не принадлежит ему. Когда в Риме православие было гонимо, оно удобно жило в городах и весях, включая цезарей и их жён, сенаторов, легионеров, рабов. Когда после Феодосия Великого христиане стали доминировать и власти стали РАЗРУШАТЬ капища, оказалось, что их никто не защищал организованно (отметим, после революции в России - тоже разрушали без помех), но конформисты ринулись в православие и подлинным христианам стало душно в мире, наполнилась отшельниками Фиваида Египетская ... учреждено монашество ... Отец Михаил, это ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ бытия христианства в мире. Матрона Московская, например, была мирянкой, Гавриил Ургебадзе - архимандрит, но явно не помещался в рамках уставного монашества. Поищу примечательный отрывок из жития архимандрита Захарии:
**************************************************************************************************************************************************
«Схиархимандрит Захария (1850-1936 гг.) — в монашестве Зосима, последний из православных старцев Троице-Сергиевской лавры. Вышел скорбно, закрылись за ним врата, и лавра обратилась в красный уголок... С Захарией ушел из лавры и преподобный Сергий Радонежский». ... Пресвятая Дева является ему во время соборного богослужения в лавре, где присутствуют несколько сот монахов. Внезапно из царских врат открывается Пречистая в дивной голубой парче с серебряными узорами, окруженная четырьмя великомученицами, и, грустно глядя, говорит: “Нет здесь ни одного монаха, за исключением этих трех”, указывая на Зосиму и еще двух рядом с ним иноков-послушников. И тотчас удаляется в алтарь.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Церковь это вообще жена бегущая в пустыню, так как в миру разврат, власть денег и страстей. Многие русские всё же читали жития святых, а не смотрели Камеди клаб и КВН, поэтому спасающихся как мне кажется было больше.
В развитие темы:

Вскоре после вступления Киприана на епископскую кафедру началось жестокое преследование христиан при императоре Декии (250 г.). Произошло это после двадцати лет терпимости, в продолжение которых Церковь разрослась, набрала силу, но стала и более уязвимой для гонителей. Впервые в истории христианства всех христиан Римской империи принуждали к языческим жертвоприношениям. Многим казалось такое жертвоприношение формальностью, и отступников на этот раз было намного больше, чем в прошлые гонения. Сам Киприан в разгар гонений укрылся в потаенном месте. За его осторожность он был обвинен в трусости и недостаточно героическом поведении. В те времена отступничество считалось смертельным грехом, и, по мнению многих, примирение отступников с Церковью было невозможно. После прекращения гонений (251 г.) встал вопрос о судьбе отступников. Исповедники, люди, подвергнувшиеся гонениям, открыто исповедовавшие свою веру, но по каким-либо причинам не принявшие мученическую смерть, настаивали на своем исключительном праве судить отступников. Киприан же считал, что только епископ может нести ответственность за примирение отступников. Его мнение и утвердил Карфагенский собор в 251 году. Недовольная этим решением группа пресвитеров-исповедников откололась от Церкви. Этим проблемам - отступничеству и расколу - посвящены два основных сочинения св. Киприана «О падших» и «О единстве кафолической Церкви». Святой Киприан принял мученическую смерть в ходе новых гонений, разразившихся в 258 году. В книге «О падших» святой Киприан считает, что гонения постигли Церковь за грехи христиан, которые к середине третьего века пользовались большей, по сравнению с прежними веками, свободой, что и усыпило их бдительность, породив безнравственность и небрежение верой: «Так как продолжительный мир повредил учение, преданное нам свыше, то сам небесный Промысел восстановил... почти спящую веру. При этом... всемилостивый Господь расположил все так, чтобы случившееся казалось более испытанием, чем гонением. Ведь стали же заботиться о приумножении наследственного своего достояния и, забыв о том, как поступали верующие при апостолах, с ненасытным желанием устремились к увеличению своего имущества. Не стало заметно в священниках искреннего благочестия, в служителях - чистой веры, в делах — милосердия, в нравах — благочиния. Мужчины обезобразили свою бороду, женщины нарумянили лица... Заключают супружеские союзы с неверными, члены Христовы предлагают язычникам. Не только безрассудно клянутся, но совершают клятвопреступления. С гордой надменностью презирают предстоятелей Церкви, ядовитыми устами клевещут друг на друга, упорной ненавистью производят взаимные раздоры» (13. 280-281).
 
Украина
Православный христианин
Есть такой анекдот:
Встретились два еврея.
- Слушайте, Мойше, вот все говорят: "Карузо! Карузо!", восторгаются... а чем восторгаться? Слуха нет, голоса нет, картавит...
- О, вы слушали Карузо?
- Чтобы да, таки нет... мне Изя напел...

К чему я это: все-таки судить о профессоре А.И. Осипове стоит не по заявлениям Елены АК...
Мне кажется что в истории Руси есть очень разные периоды, было и влияние монголов и влияние Литвы, Польши, Германии, Франции, даже турок и поэтому говорить о крпепостничестве как о системе тысячелетней например, навряд ли возможно. Понятно что зависимые люди, рабы, холопы, должники разных мастей были и будут во все времена. Может я ошибаюсь, но мне кажется что когда Пётр 1 прорубывал окно в Европу, то закабалённых стало ещё больше, так как высший слой общества разъезжал по "просвещённой" Европе за счёт крепостных, что и в наше время происходит, но в других формах, особенно после 1991 года. Денежки вывозятся при любых системах за рубеж, а уж как " барин" это сделал неважно.
Что касается христианства, то ведь Сам Господь говорил о малом стаде, а тельцы тучные, вассанские, то есть те которые прикрываются набожностью, но чьи сердца прикованы золотым истуканом были во все времена.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
что и в наше время происходит, но в других формах, особенно после 1991 года. Денежки вывозятся при любых системах за рубеж, а уж как " барин" это сделал неважно.
Что касается христианства, то ведь Сам Господь говорил о малом стаде, а тельцы тучные, вассанские, то есть те которые прикрываются набожностью, но чьи сердца прикованы золотым истуканом были во все времена.
Абсолютно согласен, отче! Сейчас разделение на "бар" и "холопов" приняло какие-то первобытные формы. Барину можно все, за счёт холопов, разумеется.

Однако, возможно, что Господь нам это даёт для смирения. Уж очень мы погрязли в культуре потребления, явно ставим тело над духом... если преодолеем в себе это, и сможем поставить дух на первое место, может, и спасёмся...
 
Чехов
Православный христианин
Крепостное право в России не всегда и не везде было злом,наверное поэтому так долго и существовало.Были в России и свободные государственные крестьяне. Кто жил лучше свободные ,несшие гос повинности и подати или крепостные?Думаю лучше всех жили дворовые,они же холопы.
 
Сверху