1. А я об отмене и не спрашиваю. Я наоборот. О начале. Ведь не было повсеместно распространено это до христианства. На Руси.
2. Считаете ли вы процесс закрепощения людей благом?
3. Плохо ли, что Рим оставил рабство в прошлом?
Елена, а почитать? Холопство - давний социальный инструмент обычного права, потом поговорим ...
В Риме падающем не было поступления пленных (сами теряли провинции), поэтому рабский труд выходил из употребления, сменялся "колонами".
ru.wikipedia.org
Холопство — исконный институт
обычного права, игравший важную роль в общественной организации русских земель. Древнейшие
юридические памятники Руси содержат большое число норм, посвящённых выяснению различных сторон этого института, хотя и не исчерпывают его во всей полноте. Больше всего указаний и правил даёт
Русская Правда. Из неё следует, что холоп — не
субъект, а
объект права. За убийство собственного холопа
штраф не налагался, за убийство чужого — налагался штраф за порчу чужого имущества, а не
вира за
убийство: «А в холопе и робе виры нетуть; но оже будет без вины убиен, то за холоп урок платити, или за робу, а князю 12 гривен продаже» (Тр. 84). Уголовный штраф —
продажа — взыскивался по этой статье за злонамеренное истребление чужого имущества совершенно так же и в том же размере, как и в том случае, если кто «пакощами конь порежет іли скотину» (80). Точно так же в обоих случаях в пользу владельца убитого
раба или зарезанной скотины взыскивался
урок, то есть возмещение за причинённый его имуществу ущерб.
Холоп не считался субъектом
правонарушения. Эта мысль выражена отчётливо, хотя, благодаря свойственной Русской Правде
казуистике, не в общей форме, а применительно к
краже: «Аже будуть холопи
татие, іх же князь продажею не казнить, зане суть несвободни» (42). Ответственность за вред и убытки, причинённые правонарушением холопа, падает на его
господина и притом, по общему правилу, в двойном размере (хотя и не всегда; ср. 56). Положение объектов права, какое придаёт холопам Русская Правда, объясняет, почему этот памятник с относительной подробностью рассматривает вопрос о возникновении холопства, об ограждении господских прав над холопами и об отношении господ к третьим лицам по поводу различных действий их холопов.