Сложности в ежедневной молитве

Православный христианин
Здравствуйте, хотел поделиться своими наблюдениями при исполнении ежедневной молитве и попросить совета.
Некоторое время назад (может быть полгода), во время чтения правила я стал "заставлять" себя перечитывать молитвы по несколько раз, внушая себе то, что я читаю их не внимательно (именно внушая т.к. старался все-таки концетрироваться на молитве). В итоге правило начало увеличиваться по времени, но важно другое, за постоянным перечитыванием я перестал понимать смысл молитв, моей основной целью теперь стала потребность в правильном вычитвании, а не в разговоре с Богом.
Я заметил как стал запинаться в самом начале прочитв 3-4 слова и заставлял читать себя заново, сейчас доходит все до того, что я просто смотрю на первое слово молитвы и не могу его произнести как бы понимая заранее, что пойду снова по кругу и от этого впадаю в грех уныния.
Я пробовал менять правило, пробовал вместо утренних и вечрних молитв, читать псалмы, акафисты и каноны. Поначалу это помогло, но не надолго и я опять впал в это искушение.
Я пытался найти объеснение своему состоянию в других постах или объяснениях, но все упирается в понятие "рассеянность", но здесь не совсем то, что именно с ней связано. Скорее наоборот изляшняя сосредоточенность, которая заглушает и сердце и разум.
Так же после основных молитв я стараюсь молиться своими словами к Небесному Отцу, но и здесь у меня какие-то заученные шаблоны в которых я пытаюсь вычитать и произнести с должным внимание все до конца, до единого слова, боясь того, что Отец не услышит меня, если я произнесу что-то без должного внимания.
Раньше представлял постоянно образы, сейчас стараюсь с этим бороться.
Дорогие братья и сестры, подскажите было ли что-то у Вас подобно и как на это все реагировать.
 
Православный христианин
у меня было. думаю у всех было нечто подобное. и это искушение.
вам наверно дадут много советов по существу, но я воздержусь давать советы тонкого врачества, а хочу дать общий совет.
прп. Иосиф Исихаст одному из учеников говоря про искушения говорил следуюшее:
"Смотри, чтобы он[дьявол] не вынудил тебя оставить твое правило, ибо тогда ты пропал. Да не порадуется он в своих ожиданиях."

второй совет: ни образов , ни голосов, ни света, ни восторгов не принимать.
у новоначальных обычно первые 3-4 года максимум 5 пять лет действительно есть ощутимая благодать.
её еще называют бесплатная благодать, которую Господь дает даром.
тогда и молитва теплая, и читать много хочется Священное Писание и святых отцов, подвижничать хочется - человек летает и думает, что так будет всегда.
но затем по истечении 3-4 лет максимум 5-ти благодать отходит понемногу и начинается испытание.
вот в это время когда благодать отойдет, вот тогда уже нужно ничего не принимать, как бы свято не казалось.
а пока новоначальный радуйтесь о Господе.
но что-то мне подсказывает, что благодать как раз и начала уже умалятся и появляются первые вопросы и недоумения.
ищите ответы у святых отцов и в добром советовании на исповеди у православного священника.

один общий совет , что благодать возвращается тем путем , каким она отошла.
то есть необходимо прям вспоминать, что ты делал в своем новоначалии, когда была та благодать новоначальных
и стараться делать то же самое и при потере благодати.
это подвиг.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф.11,12)
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
попросить совета.
Почитайте труды Св. Отцов. Те, которые посвящены именно молитве. Их немало, но лучше найдите того, чей слог вами хорошо воспринимается. Это важно. Ибо не каждое духовное творение подходит для всех. Все эти проблемы и состояния давно им были известны, хорошо и точно описаны. По крайней мере, точно получите ответы на многие вопросы.
PS/ Возможно, ( "" стал "заставлять" себя перечитывать молитвы по несколько раз"") вы попросту перетрудились, взяли ношу выше своих сил. Понуждать себя, конечно, нужно. Но рассудительность - важнейшая добродетель.
 
Киев
Православный христианин
Я лично думаю, повторять молитву заново можно, только если осознал, что во время этой молитвы мысли улетели куда-то далеко, и получилось так, что текст на автомате проговорил, а умом и сердцем вообще не молился. И то, в зависимости от того, насколько надолго "улетел" (иногда бывает так, что можно как-бы сердцем догнать, не прерывая молитвы). Просто следить за правильностью произношения слов и точным порядком их следования (и жестко себя нагружать полным повторением молитвы каждый раз с самого начала только из-за этого) - мне лично кажется, что это чересчур.
Это мое лично практическое мнение, конечно.
 
Православный христианин
немного поразмыслив, мне кое-что вспомнилось.
у меня было практически точь в точь искушение, когда во время чтения канонов как приготовление к Причастию,
мне пришел помысел - "а ну ка попробую почитать повнимательнее".
тогда такая молитва "повнимательнее" приняла неправильный характер, - и оказалось , что это было искушение прелестью.
"где просто там Ангелов со сто, а где мудрёно там не одного" прп. Амвросий.
думается, что это касается и молитвы, - значит молитва, когда она правильна, и это не прелесть, так же произносится просто.
это касается и Иисусовой молитвы и чтения канонов и Псалтыри.

совета как духовник я вам не могу дать.
и что же вам делать?
могу сказать как поступил я,- очень просто.
когда я понял , что молитва идет неправильно - вернулся к правильному образу, то есть простому чтению.
 
Православный христианин
Нерассеянная молитва - удел немногих, не повторяй текстов, враг будет пугать "небрежением" и тебя же путать циклическими повторами, невроз заработаешь, лучше покрой смирением, почитая себя недостойным. Предложу статью на тему, но отнесись к ней осторожно, писал не "делатель", а "учёный", знающий "как надо".
 
Православный христианин
Братья, спасибо, что откликнулись и благодарю Вас за дельные советы.
Правило у меня посильное, возможно стоит почитать кого-нибудь из святых отцов (слышал, что у Феофана Затворника есть труд о молитве, но не читал).
Прочитав ваши комментарии, немного переосмыслил свой подход, постараюсь побороть это искушение.
Понятно, что получиться возможно , но с Божьей помощью все смогу.
Мне кажется главное здесь не впадать в уныние и в прелесть (как правильно заметил Паисий) от такой "внимательной" молитве.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Я пыталась возвращаться и повторять. Тут было два варианта. Если я вдруг себя обнаружила в конце молитвы, не помня, как дошла до этих слов, или вообще на память на автомате присоединила к одному началу другое окончание, то возвращаюсь и повторяю заново.
А если сбилась, но не так глобально, то... пыталась повторять. Только ровно на этом же месте мысль по уже запомнившейся ассоциации снова уходила в ту же сторону. Потом прочитала, что и так враг искушает, чтобы как заведенная пластинка - на одном месте крутилась. Священник же меня не отговаривал от повторов, но и не настаивал на них. Для себя я так поняла, что учимся, спотыкаемся, учимся. Но в целом немощны.
 
Православный христианин
Здравствуйте, хотел поделиться своими наблюдениями при исполнении ежедневной молитве и попросить совета.
Некоторое время назад (может быть полгода), во время чтения правила я стал "заставлять" себя перечитывать молитвы по несколько раз, внушая себе то, что я читаю их не внимательно (именно внушая т.к. старался все-таки концетрироваться на молитве). В итоге правило начало увеличиваться по времени, но важно другое, за постоянным перечитыванием я перестал понимать смысл молитв, моей основной целью теперь стала потребность в правильном вычитвании, а не в разговоре с Богом.
Я заметил как стал запинаться в самом начале прочитв 3-4 слова и заставлял читать себя заново, сейчас доходит все до того, что я просто смотрю на первое слово молитвы и не могу его произнести как бы понимая заранее, что пойду снова по кругу и от этого впадаю в грех уныния.
Я пробовал менять правило, пробовал вместо утренних и вечрних молитв, читать псалмы, акафисты и каноны. Поначалу это помогло, но не надолго и я опять впал в это искушение.
Я пытался найти объеснение своему состоянию в других постах или объяснениях, но все упирается в понятие "рассеянность", но здесь не совсем то, что именно с ней связано. Скорее наоборот изляшняя сосредоточенность, которая заглушает и сердце и разум.
Так же после основных молитв я стараюсь молиться своими словами к Небесному Отцу, но и здесь у меня какие-то заученные шаблоны в которых я пытаюсь вычитать и произнести с должным внимание все до конца, до единого слова, боясь того, что Отец не услышит меня, если я произнесу что-то без должного внимания.
Раньше представлял постоянно образы, сейчас стараюсь с этим бороться.
Дорогие братья и сестры, подскажите было ли что-то у Вас подобно и как на это все реагировать.
Добрый день!

Мне кажется, тут есть некий невротический эффект, раз смена привычного правила на акафисты и каноны Вам не помогла. Посмотрите в интернете про "религиозное ОКР", мне кажется, несколько похоже. К сожалению, не могу дать конкретные ссылки, думаю, это запрещено.
 
Православный христианин
взято из Цветослова прп. Порфирия Кавсокаливита:
- А ты знаешь, что все душевные заболевания это демоны?
- Нет, - отвечает брат.
- Ну, теперь ты это узнал от меня!
Думаю, это ошибочное мнение) Человеческая природа повреждена, есть болезни, а есть демоническое влияние и не надо их путать. Хотя, быть может, они тесно переплетены между собой, но это не значит, что не существует просто болезней, либо просто беснования.
 
Православный христианин
тема обширная.
прп. Паисий Святогорец говорит еще, что нужно различать болезни, которые не обусловлены физиологическими причинами и те которые обусловлены.
как, например, опухоль в мозгу или еще можно привести сюда повреждение вирусами или бактериями нервных окончаний или клеток мозга, физические травмы мозга...
вот это физиологические причины и их нужно лечить с помощью врачей.
для справедливости следует сказать,что прп. Порфирий говорил именно о душевном заболевании, а не физиологическом.
не хотел вам отвечать в вашей теме, так как некомпетентен, на мой взгляд вы здесь дали неуместный совет здоровому человеку и я решил ответить.
простите меня , если я как-то не так ответил.

так же как и вы говорил и прп. Паисий, и кажется одно другому не противоречит, - что следует различать , а так же, что все душевные заболевания это демоны.
"Есть психиатры, которые считают людей, одержимых нечистым духом, психически больными. Есть священники, которые в свою очередь считают некоторых психически больных — бесноватыми. Тогда как психически больной и одержимый нечистым духом должны получать помощь в разных местах и по-разному. Каким образом психиатр может помочь бесноватому?"
"Старец говорил, что психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину — причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться, для того чтобы освободиться от нечистого духа."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Некоторое время назад (может быть полгода), во время чтения правила я стал "заставлять" себя перечитывать молитвы
Вы, скорее всего, просто взяли ношу не по себе.
Оттого результат стал ещё хуже.
Лучше вернуться к простой молитве по молитвослову, как получается, пусть так и получается. Со временем все нормализуется. Тут главное не пропускать правило и не нагружаться сверх меры.
 
Православный христианин
тема обширная.
прп. Паисий Святогорец говорит еще, что нужно различать болезни, которые не обусловлены физиологическими причинами и те которые обусловлены.
как, например, опухоль в мозгу или еще можно привести сюда повреждение вирусами или бактериями нервных окончаний или клеток мозга, физические травмы мозга...
вот это физиологические причины и их нужно лечить с помощью врачей.
для справедливости следует сказать,что прп. Порфирий говорил именно о душевном заболевании, а не физиологическом.
не хотел вам отвечать в вашей теме, так как некомпетентен, на мой взгляд вы здесь дали неуместный совет здоровому человеку и я решил ответить.
простите меня , если я как-то не так ответил.

так же как и вы говорил и прп. Паисий, и кажется одно другому не противоречит, - что следует различать , а так же, что все душевные заболевания это демоны.
"Есть психиатры, которые считают людей, одержимых нечистым духом, психически больными. Есть священники, которые в свою очередь считают некоторых психически больных — бесноватыми. Тогда как психически больной и одержимый нечистым духом должны получать помощь в разных местах и по-разному. Каким образом психиатр может помочь бесноватому?"
"Старец говорил, что психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину — причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться, для того чтобы освободиться от нечистого духа."
Да я ведь просто предположил, чтобы дать человеку повод для размышления, вдруг правда что-то такое есть. А может и нет. Это уж он сам разберется) Просто по описаниям похоже на нечто такое. На форуме кто-то создавал тему про религиозный ОКР, и там было написано, что человек по много раз перечитывал Евангелие (потому что казалось, что прочел невнимательно), и мне это показалось похожим.
 
Православный христианин
Всем добрый вечер. Еще раз спасибо, что моя тема находит отклик в ваших ответах, для меня это очень полезно.
Я нашел для себя много интересного и подчерпнул хорошие советы в рассуждения, возможно есть у меня некие признаки, который описал Олег, но самому это не деагностировать.
В любом случае я стараюсь работать с собой и сейчас получается уже гораздо лучше, главное об этом всегда помнить.
Правило я стараюсь читать на русском, так сейчас попроще с восприятием, иногда не понятные слова вводят в легкий ступор
Насчет величины, я не скажу, что я взял что-то большое для себя. Молитва в среднем занимается 30-40 минут думаю, что это нормально.
Просто пробовал разнообразить, думал о сокращении, но порой даже сокращенное умудрялся растягивать "повторениями" на длительное время, правда одна - не прекращать молитвы, с Божьей помощью думаю все сладится.
 
Православный христианин
Когда молитва от себя самого от сердца пусть самая простая от того что на сердце, то Бог ближе и принимает, а человек чувствует благодать и поддерж
 
Православный христианин
Правило я стараюсь читать на русском, так сейчас попроще с восприятием,
Все же следует читать на церковно-славянском. Это не сложно совсем.
И читать надо вслух. Лучше по памяти. Лучше немного нараспев, тогда меньше отвлекаешься.
Вот попробуйте что-нибудь говорить по памяти и в это время думать о другом - легко у вас получится, что и происходит частенько во время молитвы. А потом попробуйте петь песню и думать о чем-то постороннем - не получится.
Поэтому молитва нараспев не отвлекает ума. Просто особо не надо увлекаться - нараспев все же следует читать монотонно.

Кстати, у Отцов так частенько и говорится: "петь молитвы". Не просто ж так они употребляли именно слово "петь".
 
Православный христианин
Я нашел для себя много интересного и подчерпнул хорошие советы в рассуждения, возможно есть у меня некие признаки, который описал Олег, но самому это не деагностировать.
В любом случае я стараюсь работать с собой и сейчас получается уже гораздо лучше, главное об этом всегда помнить.
Правило я стараюсь читать на русском, так сейчас попроще с восприятием, иногда не понятные слова вводят в легкий ступор
Варфоломей, у молитвы МНОГО форм, «… Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.» (Рим. 8:26) – это своим неизреченным отношением к Богу. Неизреченное – это может быть стон, плач, но, именно это Бог слышит! Бог не слышит слов, Он слышит крик сердца! Бог говорит: «… и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.» (Иер. 29:13). А как это – взыскать всем сердцем? Нужно ли для этого произнести какие-то особенные слова, или молитвы?
Нет, всем сердцем взыскать – это и есть неизреченные воздыхания. Бог, как сердцеведец, слышит их, «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.» (Пс. 32:15), Бог слышит движения каждого сердца! Судить нас Бог также будет по намерениям сердечным. Поэтому, скорее всего, можно думать, что неизреченные воздыхания – это крик нашего сердца.
 
Сверху