Считаете ли вы, что церковная педагогика ведёт к инфантилизации многих верующих?

Согласны ли вы с заголовком темы?

  • Согласен

    Голосов: 3 27,3%
  • Не согласен

    Голосов: 7 63,6%
  • Ваш вопрос ругательный, и прошу его ко мне не применять!

    Голосов: 1 9,1%
  • Иное

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    11
Православный христианин
Будь священник хоть семи пядей во лбу никого никого никуда не приведёт, ничему никого не научит... если не будет на то воли Бога и стремления человека к познанию , и к Богу.
Вот это и есть инфантилизм. Переложить всю ответственность на Бога, а с человека снять. И я, заметьте, никого лично не обсуждаю. Только тренд. Которого пример вы сами и привели.

Если вся ответственность на Боге, то и священнику ни старался не надо, ни даже учиться азам веры. Оно и говорят преподы в семинарии, что сейчас семинаристы учатся по детской Библии. Ибо оригинал им трудно. На это тоже воля Божия?
 
Православный христианин
Вот, практически, по данной теме что пишет всё ещё священник и инфлюенсер с аудиторией 138,9 кило (тысячами, значит) подписчиков батюшка Иоанн Охлобыстин, прямо сегодня в своем Дзен-канале:
Так и так, - скажу на Страшном Суде, - Сам человек я недалёкий, да и дополнительная смекалка религией не поощряется, пошёл путём, указанным непосредственным начальством.
А? В тему, а?

И все сто тридцать восемь кило благодарных подписчиков его читают. И некоторых даже прошибает слеза, судя по комментариям, а это значит, человеку легло! На сердце или на что уж там у него есть вместо головы...
 
К

Константин 777

Guest
Вот, практически, по данной теме что пишет всё ещё священник и инфлюенсер с аудиторией 138,9 кило (тысячами, значит) подписчиков батюшка Иоанн Охлобыстин, прямо сегодня в своем Дзен-канале:

А? В тему, а?

И все сто тридцать восемь кило благодарных подписчиков его читают. И некоторых даже прошибает слеза, судя по комментариям, а это значит, человеку легло! На сердце или на что уж там у него есть вместо головы...
Да уж...дядя заигрался...а был ли мальчик христианином? Забыл видимо за косиловом бабок и шоубизнесом : не мешайте малым сим приходить ко Мне. И : лучше бы тому жернов на шею надели и в море...
 
Православный христианин
Да уж...дядя заигрался...а был ли мальчик христианином? Забыл видимо за косиловом бабок и шоубизнесом : не мешайте малым сим приходить ко Мне. И : лучше бы тому жернов на шею надели и в море...
Судить и вешать жернова нам всем будет Бог. Я не сужу Охлобыстина.

Я говорю о его позиции. Он, видимо, подспудно чувствует в обещаниях прощения грехов воинам какой-то подвох. И сразу заготовил ответ на Страшном Суде: "Я не я, и хата не моя, мне начальство рай обещали, так выдайте мне рай, а сам я человек недалёкий, да и главное: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СМЕКАЛКА В МОЕЙ РЕЛИГИИ НЕ ПООЩРЯЕТСЯ!". Это, видимо, просто подумать, прослушав начальственные спичи, когда в них что-то не вполне понятно. А развешивать на шеи жернова я не готова. Нет.
 
Москва
Православный христианин
Вот это и есть инфантилизм. Переложить всю ответственность на Бога, а с человека снять. И я, заметьте, никого лично не обсуждаю. Только тренд. Которого пример вы сами и привели.

Если вся ответственность на Боге, то и священнику ни старался не надо, ни даже учиться азам веры. Оно и говорят преподы в семинарии, что сейчас семинаристы учатся по детской Библии. Ибо оригинал им трудно. На это тоже воля Божия?
Елена, не знаю как учат семинаристов в семинариях. Я не преподаватель в семинарии или в духовной академии. Только думаю что хорошо их там учат и преподаватели там хорошие. Знающие Писания, Евангелие, труды святых отцов и все преподаватели достаточно опытны в своей пастырской деятельности. И свой опыт умеют передавать семинаристам. А что не получится у семинаристов то доберут, с помощью Божией и помощью прихожан, на приходах. Как говорится, Москва - не сразу строилась.
Например, вот ссылка на одну из... Сретенскую духовную академию:
Можно у них напрямую спросить ( это страничка с возможностью писать комментарии-вопросы) учатся ли они по детской Библии или нет...
Ещё, Вы наверное, тоже, знаете, что есть -
121 правило Номоканона:
"Нельзя просто укорять священника, или бить его, или поносить, или клеветать, или обличать в лицо даже в том, что истинно суть. Если же кто дерзнет это сделать, то мирянин да проклянется (т.е. предан будет анафеме), да будет извергнут из Церкви, ибо отлучен такой от Пресвятой Троицы, и послан будет в иудино место. Потому что написано в Писании: князю людей твоих не речеши зла, также и настоятеля не безчествуй".

Кроме того, на эту тему пишут святые отцы:

Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать
священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога... Хотя бы
священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь
даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю и умоляю
отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о
которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим
ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим.
Святитель Иоанн Златоуст

Так что для меня больше нет оснований продолжать эту тему.
 
К

Константин 777

Guest
Судить и вешать жернова нам всем будет Бог. Я не сужу Охлобыстина.

Я говорю о его позиции. Он, видимо, подспудно чувствует в обещаниях прощения грехов воинам какой-то подвох. И сразу заготовил ответ на Страшном Суде: "Я не я, и хата не моя, мне начальство рай обещали, так выдайте мне рай, а сам я человек недалёкий, да и главное: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СМЕКАЛКА В МОЕЙ РЕЛИГИИ НЕ ПООЩРЯЕТСЯ!". Это, видимо, просто подумать, прослушав начальственные спичи, когда в них что-то не вполне понятно. А развешивать на шеи жернова я не готова. Нет.
Неужели вы не помните начало этой фразы? Искушения в мир не могут не прийти, но горе тому через кого они приходят. Лучше бы тому жернов на шею повесили и кинули в море... А Охлобыстин своим спичем как раз искушает молодёжь не думать и не разбираться в Писании...
 
Православный христианин
Неужели вы не помните начало этой фразы? Искушения в мир не могут не прийти, но горе тому через кого они приходят. Лучше бы тому жернов на шею повесили и кинули в море... А Охлобыстин своим спичем как раз искушает молодёжь не думать и не разбираться в Писании...
Я именно в этом смысле, в плане соблазнов, никого конкретно судить не хочу.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Оно и говорят преподы в семинарии, что сейчас семинаристы учатся по детской Библии. Ибо оригинал им трудно. На это тоже воля Божия?
Елена, не знаю, откуда у Вас такие сведения. Возможно, Вы лично опросили многих преподавателей во многих семинариях и еще большее количество выпускников этих учебных заведений. Возможно, провели специальное исследование. Возможно... Но я сомневаюсь. Имею право? :)

Что касается того, что я сама лично знаю и о чем свидетельствовать могу: в нашей Санкт-Петербургской Академии и Семинарии преподают специалисты высочайшего класса. И преподают на высоком уровне, о чем пишут сами обучающиеся в отзывах, блогах и на страницах журналов и говорят об этом в личных беседах и с амвонов. Так как-то.

Мне не нравится эта тема, надеялась, что Вы, Елена, как-то уточните, что это за тема, для чего Вы ее подняли, но увы, опасения мои не развеялись. Обсуждение перешло в осуждение "неграмотных священников". Вполне возможно, что Вы знаете некоторых из таких. Это грустно. Мне - человеку с высшим и "высшайшим" образованием - напротив, встречались исключительно грамотные священники, знания которых намного превосходят мои слабые познания в этой области.

Если Вас не устраивают знания Вашего приходского священника, ищите более грамотного, но не надо заниматься неверным обобщением и обвинять всех наших пастырей в обрядоверии и прочих грехах, которые Вас не устраивают.

С большим уважением вспоминаю лекции ныне уже ушедших преподавателей этого учебного заведения: Игоря Цезаревича Мироновича, отца Ианнуария Ивлиева и других. Елена, поищите лекции этих прекрасных людей, они есть в открытом доступе, думаю, Вам они придутся по душе. Возможно, как-то изменятся и Ваши представления о "традиционной церковной педагогике".
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я именно в этом смысле, в плане соблазнов, никого конкретно судить не хочу.
Елена, а что Вы хотите? Для чего открыта тема? Что именно Вы хотели сказать? Можно сформулировать кратко?
 
Православный христианин
Елена, не знаю, откуда у Вас такие сведения. Возможно, Вы лично опросили многих преподавателей во многих семинариях и еще большее количество выпускников этих учебных заведений. Возможно, провели специальное исследование. Возможно... Но я сомневаюсь. Имею право? :)

Что касается того, что я сама лично знаю и о чем свидетельствовать могу: в нашей Санкт-Петербургской Академии и Семинарии преподают специалисты высочайшего класса. И преподают на высоком уровне, о чем пишут сами обучающиеся в отзывах, блогах и на страницах журналов и говорят об этом в личных беседах и с амвонов. Так как-то.

Мне не нравится эта тема, надеялась, что Вы, Елена, как-то уточните, что это за тема, для чего Вы ее подняли, но увы, опасения мои не развеялись. Обсуждение перешло в осуждение "неграмотных священников". Вполне возможно, что Вы знаете некоторых из таких. Это грустно. Мне - человеку с высшим и "высшайшим" образованием - напротив, встречались исключительно грамотные священники, знания которых намного превосходят мои слабые познания в этой области.

Если Вас не устраивают знания Вашего приходского священника, ищите более грамотного, но не надо заниматься неверным обобщением и обвинять всех наших пастырей в обрядоверии и прочих грехах, которые Вас не устраивают.

С большим уважением вспоминаю лекции ныне уже ушедших преподавателей этого учебного заведения: Игоря Цезаревича Мироновича, отца Ианнуария Ивлиева и других. Елена, поищите лекции этих прекрасных людей, они есть в открытом доступе, думаю, Вам они придутся по душе. Возможно, как-то изменятся и Ваши представления о "традиционной церковной педагогике".
Я помню, Санкт-Петербургскую духовную академию считали в начале 2000-х рассадником модернизма. За что? Может, за то, что она моя знакомая назвала "ересью рассуждения"? То есть, за способность мыслить?
Елена, а что Вы хотите? Для чего открыта тема? Что именно Вы хотели сказать? Можно сформулировать кратко?
Ну... Что-то с этим делать надо. Признать проблему, что она существует - большой шаг к её решению.

Попробую сформулировать проблему кратко.

То, что моя знакомая называет рассуждение "ересью", а Охлобыстин - "непоощрением смекалки" в нашей религии - это симптом.

И то, что разговор свернул на батюшек, что кому-то с ними повезло, а кому-то нет, подчеркивает тот факт, что простые прихожане не считаются способными самостоятельно принимать решения и работать над своей духовной жизнью. К каждому, почему-то считается, надо приставить батюшку. Вот это тоже культивируемая инфантилизация.

Здесь оговорюсь, что у меня есть батюшка, к которому я обращаюсь регулярно за молитвой и советом. Но он старенький. Когда он уйдет ко Господу, мне станет труднее. Потому, что подобных ему нет среди молодых в моей доступности.

Но я всю свою церковную жизнь учусь мыслить самостоятельно. Поэтому, такая перспектива меня беспокоит, но не фатально.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я помню, Санкт-Петербургскую духовную академию считали в начале 2000-х рассадником модернизма.
Кто считал? Опять неопределенность...
Ну... Что-то с этим делать надо. Признать проблему, что она существует
Не все видят "проблему". Может быть, она для кого-то существует, но для многих других такой проблемы нет.
- большой шаг к её решению.
Вы ее будете решать? Я? Форумчане? Будем изменять "церковную педагогику"? Как? Мысль есть по этому поводу? Выскажите.
Попробую сформулировать проблему кратко.
Спасибо! Ура!
То, что моя знакомая называет рассуждение "ересью", а Охлобыстин - "непоощрением смекалки" в нашей религии - это симптом.
Это уже не кратко. Это уход от краткого ответа. Здесь приведен не ответ на вопрос, а пример, на мой взгляд, не отвечающий поставленному вопросу. :-(
Ну и по сути. В религии? В нашей религии? В вере в Христа?
И опять-таки. Я не понимаю, что значит "отсутствие смекалки" в религии?
И то, что разговор свернул на батюшек,
Так Вы об этом начали писать сами, почти с самого начала темы.
простые прихожане не считаются способными самостоятельно принимать решения и работать над своей духовной жизнью.
Спсособны, но не сами, а под руководством Священного Писания и Священного Предания. А поскольку в знании этих начал "простые прихожане" (как Вы выразились) не такие уж большие специалисты, то, да, желателен кто-то более знающий, кто может корректировать эти поиски. Священников специально учат, у священников есть благодать священства, поэтому разумно опираться именно на советы наших отцов. Мы же не занимаемся самолечением, говоря, что доктора лечат по-старинке, а мы - незнайки - будем лечиться по-новому. И во всех других жизненных случаях мы разумно призываем специалистов, чтобы они помогли нам в наших ситуациях.
К каждому, почему-то считается, надо приставить батюшку. Вот это тоже культивируемая инфантилизация.
В данном рассуждении нарушена логика.
Здесь оговорюсь, что у меня есть батюшка, к которому я обращаюсь регулярно за молитвой и советом. Но он старенький. Когда он уйдет ко Господу, мне станет труднее. Потому, что подобных ему нет среди молодых в моей доступности.
Слава Богу! Что будет, когда не будет Вашего пастыря, поживем и увидим. :)
Но я всю свою церковную жизнь учусь мыслить самостоятельно.
Честь Вам и хвала.
Поэтому, такая перспектива меня беспокоит, но не фатально.
Если не беспокоит фатально, чем тогда вызвана эта тема? Я так и не поняла, простите мою мыслительную малоспособность. Разъясните, пожалуйста, как можно короче и проще.
 
Православный христианин
Елена, а что Вы хотите? Для чего открыта тема? Что именно Вы хотели сказать? Можно сформулировать кратко?
Присоединяюсь к сестре Елене Анатольевне, - из первого комментария я так и не понял о чём речь; при чём в теме инфантилизм? Так что даже на опрос ответить не могу. О чём игумен пишет мне ясно и я с ним согласен, а вот несобранность слов автора темы смущают.

Проблему поднятую иг. Петром обозначают словами проблемой современных приходов. Но если посмотреть со стороны, то проблемы нет: во все времена святые сожительствовали с христианами лишь на словах. Мне в свою очередь легко объяснили что дело знания древнегреческого - дело усердия самого изучающего древнегреческий. Так вот также и со святостью, многие ищут кто бы их вытащил из своей клоаки, взял за них ответственность, но большинство не найдут, т.к. необходима личная ревность.

Так что здорово когда дела приходские наладятся, когда люди после крещения будут оставаться при храме где крещены, но не это решает проблему духовной жизни как в частном, так и общем смыслах.

П.С.
В МДА Библеистику проходят по Брюссельской Библии.
 
Православный христианин
Поскольку я педагог, то скажу про педагогику нецерковную.
Есть категория людей, которые учатся сами, для них любой учитель является источником знаний, показывают хорошие результаты у откровенно слабых преподавателей. Всегда самая малочисленная часть обучающихся.
Вторая категория - это те, кто будет учиться только после "волшебного пинка", и, если педагог по какой-то причине пинок не обеспечивает, то учиться не хотят и не будут. Сила и вид пинка зависят от возраста, уровня воспитания, и массы иных причин. Но сейчас это очень не модно, считается, что все по умолчанию должны учиться сами, а педагог должен всех так замотивировать, чтобы бегом на уроки бежали. Терпеть "пинки"не хочет никто.
То же самое и в Церкви. Умный и негордый человек за любую науку благодарен.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Меня последнее время очень занимает вопрос массового расцерковления, утечки из Церкви "мозгов" - то есть, людей зачастую интеллигентных и думающих, пришедших в церковь в результате активного экзистенциального поиска истины, а не "по наследству" или "когда клюнул меня жареный петух, я побежала к Матронушке, и теперь у меня в иконостасе большая Матронушка посредине, вокруг - Богородицы, а Христос - сбоку маленькая иконочка, да и то, я не уверена, Христос ли это, или целитель Пантелеимон". Есть и другие варианты образа воцерковления, но дело не в этом.
Из вышесказанного можно заключить, что вы сочувствуете тем, кто по-вашему: "массово утек" из Церкви? Видимо ( не знаю точно) вы сами из тех самых интеллигентно думающих, верно?
А другие, оставшиеся, это те кто по "наследству" или те кого "жаренный петух клюнул".
Удивительное разделение верующих, для православного христианина?
Видимо, вам тягость молится рядом с такой вот "клюнутой" и жаль, что в Теле Христовом нет тех самых, кто САМ ищет истину, "интеллигентно думающий", верно?
Да, наверное, вы правы и об этом говорит нам Господь, Иисус Христос::
Мф.22:4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Мф.22:5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Мф.22:6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
"Интеллигентно думающие" несомненно лучше , но не хотят они быть членами Тела Христова, потому то и собрал Господь других: "по наследству" или кого петух "жаренный клюнул" и слава Богу, мы молимся, чтобы остаться верными, чтобы сослужить в общей литургии.
Мф.22:9 итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
Мф.22:10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
 
Православный христианин
Из вышесказанного можно заключить, что вы сочувствуете тем, кто по-вашему: "массово утек" из Церкви? Видимо ( не знаю точно) вы сами из тех самых интеллигентно думающих, верно?
А другие, оставшиеся, это те кто по "наследству" или те кого "жаренный петух клюнул".
Удивительное разделение верующих, для православного христианина?
Видимо, вам тягость молится рядом с такой вот "клюнутой" и жаль, что в Теле Христовом нет тех самых, кто САМ ищет истину, "интеллигентно думающий", верно?
Да, наверное, вы правы и об этом говорит нам Господь, Иисус Христос::
Мф.22:4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Мф.22:5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Мф.22:6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
несомненно лучше , но не хотят они быть членами Тела Христова, потому то и собрал Господь других: "по наследству" или кого петух "жаренный клюнул" и слава Богу, мы молимся, чтобы остаться верными, чтобы сослужить в общей литургии.
Мф.22:9 итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
Мф.22:10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
"Интеллигентно думающие" - ваше выражение неграмотно, оно по сути нерусское, я так не говорила. У меня ест выражение "людей зачастую интеллигентных и думающих" - это иное.

"вы сочувствуете тем, кто по-вашему: "массово утек" из Церкви?" - я жалею, что они ушли. Очень.

"А другие, оставшиеся, это те кто по "наследству" или те кого "жаренный петух клюнул". - и это не так. Это не только данные категории, я в том абзаце также сказала, что "Есть и другие варианты образа воцерковления".

"Видимо, вам тягость молится рядом с такой вот "клюнутой" и жаль, что в Теле Христовом нет тех самых, кто САМ ищет истину, "интеллигентно думающий", верно?" Верно. Только не САМ, а, в том числе, и самостоятельно. Это разные вещи. Молиться мне ни с кем не в тягость, а вот общаться - это разно. Это тоже разные вещи - молиться и общаться.

"Удивительное разделение верующих, для православного христианина?" - я считаю, что в церкви место и тем, и тем. Да, жаль мне, что массовый "отток мозгов" больше среди категории, которая (в мужской своей половине) входя в храм, снимает шапку, а не голову. То есть, люди, способные думать самостоятельно, утекают из церкви активнее. Но я не считаю "матренопоклонников" погибшими людьми в своей массе. Кому меньше дано - с тех меньше спросится. Поэтому я поддерживаю приведенную вами цитату "И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими." - как вполне уместно вставленную в контекст.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да, жаль мне, что массовый "отток мозгов" больше среди категории, которая (в мужской своей половине) входя в храм, снимает шапку, а не голову. То есть, люди, способные думать самостоятельно, утекают из церкви активнее. Но я не считаю "матренопоклонников" погибшими людьми в своей массе. Кому меньше дано - с тех меньше спросится. Поэтому я поддерживаю приведенную вами цитату "И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими." - как вполне уместно вставленную в контекст.
Выходит вы вместо Бога оцениваете?
Что такое отток, да еще, выдуманный вами, -"массовый"? Я такого оттока не наблюдаю.
Я вижу тех кто пришел к Богу в Церковь и стоит рядом со мной.
Есть отпадающие из-за грехов:
-Да, есть!
И я в том числе, когда согрешу.
Но у нас, в отличие, от "интеллигентно думающих" или лучше, мудрствующих лукаво, есть средство: исповедь! В Церкви есть Таинство Покаяния И Таинство При Причащения Святых Крови и Плоти. и это даете нам помощь, чтобы поддерживать в себе: веру в Бога, есть надежду на милость Бога и есть стремление к приобретение любви в Боге.
Мы все те, кто по-вашему, "клюнуты жаренным петухом", жаждем спасения во Христе!
Да,, мы те самые, которых собрали рабы ( тот самый "жаренный петух") по дорогам и весям: злые, сирые, глупые, - все кто пошли на зов Бога!
Мы не лучше и не умнее званных ("людей зачастую интеллигентных и думающих"), но мы вернее их, мы откликнулись, а не ищем СВОЮ истину.
А кто эти: из "оттока мозгов"? Что им не понравилось в Церкви Христовой: "Часы, мерседесы, старушки, "матреннопоклонники"? Строгие ( не строгие) батюшки? Глупые прихожане? Они хотят верить "без фанатизма"? - Все это только отговорки и действия гордыни!
Они же пришли на за спасением, а за поиском места для себя любимого! Разве не так?
Как Лев Толстой, пришел в Церковь и смог "вытерпеть" только год. Тоже ведь подходит под определение: "отток мозгов", а по сути: жертва гордыни: «Хотя он и Лев был, а не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана» ( преподобный Варсонофий )
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Выходит вы вместо Бога оцениваете?
Что такое отток, да еще, выдуманный вами, -"массовый"? Я такого оттока не наблюдаю.
Я вижу тех кто пришел к Богу в Церковь и стоит рядом со мной.
Есть отпадающие из-за грехов:
-Да, есть!
И я в том числе, когда согрешу.
Но у нас, в отличие, от "интеллигентно думающих" или лучше, мудрствующих лукаво, есть средство: исповедь! В Церкви есть Таинство Покаяния И Таинство При Причащения Святых Крови и Плоти. и это даете нам помощь, чтобы поддерживать в себе: веру в Бога, есть надежду на милость Бога и есть стремление к приобретение любви в Боге.
Мы все те, кто по-вашему, "клюнуты жаренным петухом", жаждем спасения во Христе!
Да,, мы те самые, которых собрали рабы ( тот самый "жаренный петух") по дорогам и весям: злые, сирые, глупые, - все кто пошли на зов Бога!
Мы не лучше и не умнее званных ("людей зачастую интеллигентных и думающих"), но мы вернее их, мы откликнулись, а не ищем СВОЮ истину.
А кто эти: из "оттока мозгов"? Что им не понравилось в Церкви Христовой: "Часы, мерседесы, старушки, "матреннопоклонники"? Строгие ( не строгие) батюшки? Глупые прихожане? Они хотят верить "без фанатизма"? - Все это только отговорки и действия гордыни!
Они же пришли на за спасением, а за поиском места для себя любимого! Разве не так?
Как Лев Толстой, пришел в Церковь и смог "вытерпеть" только год. Тоже ведь подходит под определение: "отток мозгов", а по сути: жертва гордыни: «Хотя он и Лев был, а не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана» ( преподобный Варсонофий )
Вы меня простите, Андрей, но я, почитав Вас по форуму, с Вами раскланиваюсь. Я с Вами отказываюсь спорить. Прощайте, не поминайте лихом.

Но вы можете общаться, конечно, в моей теме с другими участниками.
 
Православный христианин
Оно и говорят преподы в семинарии, что сейчас семинаристы учатся по детской Библии.
Говорят, что кур доят. А Вы повторяете ложь.

По существу темы:

тот, кто пришел в храм "по экзистенциальным причинам" и ушел, потому что "не нашел Христа", - потому и не нашёл, что искал не Христа, а чего-то своего, но Самого Христа и Крест не был готов принять.

"способные думать самостоятельно" - это и ответ ведь, "блаженны нищие духом", а не мнящие о себе. Бог избрал немудрое мира.

И напрасно Вы так пренебрежительно отзываетесь о тех, кто побежал к Матронушке из-за того, что их "жареный петух клюнул", потому что этот петух никого просто так не клюёт без Воли Божией.

Слова иг. Петра показывают, что он и сам не знает, куда идти. Древние отцы говорили о себе как о способных только предостерегать проходящих не попасть в болото, куда сами попали, поэтому Бог и помогал им за смирение и по вере приходящих.

В общем, "развитие" без смирения - это не в ту сторону; а если со смирением, то даже и с детской Библией можно спастись.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
У меня есть выражение "людей зачастую интеллигентных и думающих"...
... - я жалею, что они ушли. Очень.
Елена, если открытие данной темы вызвано состраданием к Вашим знакомым, думающим симпатичным интеллигентным людям, которые ,,пришли,, и ,,ушли,,, то я вижу только один способ им помочь. Это плакать и молиться о них Господу. Разговорами на форуме вряд ли можно что-либо изменить..

Про массовость такого явления судить не могу. В моем окружении тот, кто пришел, тот пришел, тот, кто не пришел, либо пришел, либо не пришел. В дальнем круге знакомых, подозреваю, есть такой человек, но вот что странно, при всей интеллигентности и думающести отчего-то там с самого начала был упор на внешнее. Впрочем, судить не берусь, чужая душа потемки, а своя ночь темная. Но, согласна с Андреем, массовости ухода не наблюдаю.
 
Сверху