Игумен Пётр Мещеринов.У нас нет церковной педагогики, методологии пастырского обращения с людьми, уже много лет пребывающими в Церкви. У нас есть, скажем так, педагогика внешнего воцерковления, когда человека учат тому, как правильно вести себя в церкви, как верно выстроить свою обрядовую жизнь, и т.п. Разумеется, ему преподаются важные советы относительно покаяния, исправления жизни, но это касается новоначального этапа. Многие священники, не только я, видят, что люди, будучи уже 10-15 лет в Церкви, хотят развиваться – ведь по Евангелию нам и положено развиваться, – но не получают такого развития, потому что никто не может сказать, а что, собственно, делать таким людям. Ещё больше читать канонов? ещё строже соблюдать посты? ещё более внимательно вслушиваться в богослужебные тексты? класть больше поклонов? жить в браке без плотского общения? постричься в монахи? В итоге получается, что воцерковление оборачивается встраиванием человека не более чем в определенную субкультуру, которая до определенного момента помогает ему внешним образом что-то познавать в христианстве, но потом во многих случаях может стать и препятствием для дальнейшего христианского развития.
Меня последнее время очень занимает вопрос массового расцерковления, утечки из Церкви "мозгов" - то есть, людей зачастую интеллигентных и думающих, пришедших в церковь в результате активного экзистенциального поиска истины, а не "по наследству" или "когда клюнул меня жареный петух, я побежала к Матронушке, и теперь у меня в иконостасе большая Матронушка посредине, вокруг - Богородицы, а Христос - сбоку маленькая иконочка, да и то, я не уверена, Христос ли это, или целитель Пантелеимон". Есть и другие варианты образа воцерковления, но дело не в этом.
Просто часто люди ищущие, уходя, признаются: "Я не встретил Христа".
С другой стороны, многие остающиеся в церкви вполне довольны своими всяческими соблюдениями различных предписаний, и никакого Христа либо не ищут, либо уверены, что уже ВСЁ нашли, и ничего им более не надо.
И вот уже не первый раз ещё я слышу, что в церкви учат вот этому всему, что описывает игумен Пётр, да ещё много выфигуривают различных тезисов в едином ключе, кратко формулируемом как "высших себя не ищи". И эта "тяжёлая артиллерия" применяется к месту и не к месту. Особенно часто - простецами по отношению к людям учёным, что греха таить.
Как-то так получается, что я, кажется, совместила не одну только тему в данном посте, а сразу несколько.
Но у меня есть довольно смутное ощущение, что здесь есть какая-то взаимосвязь.
Последнее редактирование: