Богословие настолько же превосходит всякую философию, насколько солнце на небе превосходит солнце нарисованное на листке бумаги. Так что философы подобны блуждающим в потёмках плотской мудрости, падшего разума, духовно мертвы вне Христа, а изучающие богословие во свете Божьем ходят, обретают истинную духовную жизнь. Ещё философов можно сравнить с дохлой рыбой на прилавке, а богословов с китом в океане. Так что чему более прилагать душу - тут всё ясно.
Догматическое Богословие. архим. Алипий (Кастальский):
"Богословие основывается на
Божественном Откровении, а философия – на ряде отвлеченных идей или постулатов.
Богословие исходит из факта – из Откровения, полнота которого дана во Христе, ибо Бог…
в эти дни последние говорил нам в Сыне (
Евр.1:1-2). Философия же, рассуждающая о Боге, исходит не из факта явления Живого Бога, а из отвлеченной идеи Божества.
Для философов Бог – удобная для построения философской системы идея. Для богослова же Бог есть Тот, Кто ему открывается и Кого невозможно познать рассудочно, вне откровения.
Да. Они некоторые Святые активно изучали философию, но только нужно же учесть, что они имели богопросвещённый ум, способный как раз-таки отличить хорошее от дурного. Изучали, что бы узнать мысль философов того или иного мнения, что бы потом понимать, как к этому относиться.
Тут наверно в пору кратко привести слово Св. Игнатия (Брянчанинова),хотя то сказано по большей частью о еретических религиозных книгах, но думаю, что то равно подходит и к книгам философским, как сказано в Писании о таковой плотской мудрости, исходящей от плотского умствования:
"Земная мудрость – вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться (Рим.8:7). От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего, – когда «земля и яже на ней дела», а с ними и земная мудрость, «сгорят» (2Пет.3:10)." :
"Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра.
Духоносные, святые пастыри и учители Церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимою нуждою всего христианского общества. Они словом сильным, словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями святости и благочестия.
Но мне и тебе необходимо охраняться от чтения книг, сочиненных лжеучителями. Всякому, не принадлежащему Восточной Церкви, единой святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя.
Признак книги истинно, существенно душеполезной – святой Писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою
Церковью. Аминь."
_________________________________
"Существенно душеполезной" - то есть в некоторой степени в философских книгах можно подчерпнуть какие-то крохи полезного для души, то есть несущественного. Но мы же не воробушки питаться этим; не псы, которые
"Едят крохи, которые падают со стола" (Мф. 15:27). Нам это не нужно, когда есть куда более питательная пища. Это как если бы перед нами был стол со многими явствами, а мы проигнорировав его стали в помойке объедки собирать. Разумно ли это?