4. Известно, что Бог неизменяем и т.п., однако в Евангелии он изменяет закон, добавляя еще одну оговорку: право быть судьей и палачом имеет тот, кто сам не совершил никакого греха. Де-факто это означает, что указанное право Он оставил за Собой.
5. Возникают логичные вопросы:
- действительно все книги Ветхого завета написаны по указанию Бога?
- если да, то в чем причина подобной жестокости, ведь есть альтернатива убийству?
- если да, то почему рабы и рабыни считаются существами низшего порядка?
- действительно ли Бог Ветхого завета и Бог Нового завета – это одно и то же лицо?
- если да, то почему заповедь изменяется?
Да, действительно Бог Ветхого завета и Бог Нового завета – это один и тот же Единый Бог – Святая Троица.
Бог не изменился и Его Законы также не изменились.
Изменяется отношение к Законам Ветхого Завета по мере познания истины. И появляются новые заповеди, например заповеди блаженства. Вообще говоря, евангельсккими заповедями можно считать не только заповеди, данные Самим Христом, но и фактически все Евангелие.
Ветхий Завет был только предварительной подготовкой к познанию Единого Бога. Сначала надо было отделить зло, осознать грехи и приготовиться к покаянию. И уже перед приходом Христа был призыв Иоанна – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Это означало переход от Закона Ветхого Завета к Новому – завету любви и благодати, как истоку воли Божией. Когда народ созрел, чтобы выполнять Законы по своей воле, а не по необходимости, тогда и пришел Христос. Не мог же Христос открыться внезапно Аврааму во всей Своей полноте. Но Бог уже в Ветхом Завете послал трех Ангелов, как предвестников Святой Троицы.
Законы, данные Моисею, это законы справедливости и суда. Без понятий справедливости, суда и наказания нельзя обратить человека от своеволия к исполнению Божией воли. Надо было пройти этот путь воспитания, возрастания и укрепления веры через наказания. В Новом Завете наблюдается переход от справедливости и наказаний к любви и прощению. Если исполняем закон по справедливости, а любви не имеем, то не исполняем Закон Божий.
Примерно к середине Ветхого Завета видим переход от жестокостей к тому, что присуще и Новому. Это особенно выражено в пророчествах, Притчах Соломона, Екклесиасте, Песнях и Псалтири. Наполнение Законов Моисея любовью в Ветхом Завете шло постепенно. Это подобно закваске в хлебе, которая преобразует состав его и придает ему совершенные новые свойства. Хлеб перестает быть пресным и приобретает вкус.
И теперь
Новый Завет уже проповедан по всей земле. Благою вестью исполнились времена и на смену Закона любви уже ничего другого не может придти, потому что Бог это любовь. И не будет других времен (законов) на земле до второго пришествия Христа. Правда, истина и благодать даны во всей полноте Его воплощением, жертвой и воскресением.
Иудеи не признали Христа как Бога, не признали Бога Нового Завета, не признали Святую Троицу. В основе этого непризнания лежит гордость своей богоизбранностью и ожидание от Бога, что Он за их веру обеспечит земное беззаботное счастье. Но это непризнание совсем не означает, что Бог Нового Завета действительно отличается от Бога Ветхого Завета.
Православие без законов Ветхого Завета просто не могло бы возникнуть и существовать.
Православные признают, что между Богом Ветхого и Нового Заветов нет никакой разницы. Это один Бог, который есть Святая Троица.