Призывы к убийствам в Ветхом завете

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Прошу прощения за обильное цитирование, но это необходимо для понимания сути вопроса, который для меня очень важен, ибо просыпающийся интерес к Православию гасится, когда начинаешь изучать подробно первоисточники. Если читать цитаты скучно, то переходите сразу к подзаголовку "Выводы и вопросы".

Не убивай.
(Книга Второзаконие 5:17)

И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои…
чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай…
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти…
рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти…
а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти…
Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.
(Книга Исход 19:10-13, 21:12,14-21,29,32)
И сказал Господь Моисею, говоря:
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.
И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями…
Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.
Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.
(Книга Левит 20:1,2,9-16,24:13-17)
Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
(Книга Числа 15:32-35)
Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
(Книга Второзаконие 17:2-5)
…а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:5,7)


Выводы и вопросы:
1. Сначала Бог заповедал не убивать, а затем сделал много оговорок.
2. В частности, он прямо велел убивать:
- тех, кто прикоснется (???) к Нему, когда он сойдет на гору Синай;
- тех, кто убил по неосторожности или намеренно;
- тех, кто ударил отца или мать или злословит их;
- тех, кто незаконно лишает свободы другого человека либо занимается работорговлей;
- тех, кто занимается колдовством;
- тех, кто изменил супругу;
- тех, кто занимался кровосмешением, а также гомосексуалистов и зоофилов;
- тех, кто работает в субботу;
- тех, кто перешел в другую религию.
3. Рабы и рабыни рассматриваются как существа низшего порядка:
- за убийство раба или рабыни полагается наказание, а не смерть;
- если источник повышенной опасности причинил смерть человеку, то владельца этого источника надо убить, кроме случаев, когда умер раб или рабыня – тогда нужно платить штраф.
4. Известно, что Бог неизменяем и т.п., однако в Евангелии он изменяет закон, добавляя еще одну оговорку: право быть судьей и палачом имеет тот, кто сам не совершил никакого греха. Де-факто это означает, что указанное право Он оставил за Собой.
5. Возникают логичные вопросы:
- действительно все книги Ветхого завета написаны по указанию Бога?
- если да, то в чем причина подобной жестокости, ведь есть альтернатива убийству?
- если да, то почему рабы и рабыни считаются существами низшего порядка?
- действительно ли Бог Ветхого завета и Бог Нового завета – это одно и то же лицо?
- если да, то почему заповедь изменяется?
6. Ответ о необходимости разных законов для разных эпох или для разных народов не принимается, ибо такой ответ откровенно глуп. Представления Бога о добре и зле не могут меняться в зависимости от времени или народа, к которому Он обращается. Например, что мешало Ему считать жизнь раба и рабыни равноценной жизни еврея во времена Ветхого завета? Или считать, что измена супругу должна осуждаться, но не вести к смерти?
 
г.Иваново
Православный христианин
почему в Ветхом завете Бог просит меня убивать гомосексуалистов? И почему в Новом завете Он передумал...
может по тому что цель была достигнута? Спаситель родился от Пречистой Девы. Весь народ, избранный ради этого, соблюдался и ограждался. Представьте что все евреи стали бы гомосексуалистами, тогда бы они вымерли как нация. А Господь обещал им Мессию из их рода. Да и наказание за такие страшные грехи в виде смерти - не такое уж и страшное наказание, в сравнении с вечными муками в геене(кстати эта новость из Нового Завета)

А сейчас нет надобности очищать таким способом народы...все соблюдаемся до последней жатвы:

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

(Откр.22:11)
 
Другими словами, Вы одобряете?
"Да и наказание за такие страшные грехи в виде смерти - не такое уж и страшное наказание, в сравнении с вечными муками в геене (кстати эта новость из Нового Завета)"
Убитый грешник, не успевший покаяться, попадает в геенну. Следовательно, убивая грешника, мы лишаем его возможности покаяться и обрести жизнь вечную. Разве этого может хотеть Бог?
Гомосексуалисты не могут размножаться, поэтому вынужден отклонить Ваш довод о том, что все евреи могли поменять ориентацию :)
 
г.Иваново
Православный христианин
Убитый грешник, не успевший покаяться, попадает в геенну.
нет. убитый за грех, предположим мужеложства, уже не отвечает за этот грех на том свете, т.к. уже понёс за него наказание здесь, на земле.


Гомосексуалисты не могут размножаться, поэтому вынужден отклонить Ваш довод о том, что все евреи могли поменять ориентацию :)
да, размножаться не могут, но запросто могут ими становиться в массовом порядке. Пример Содом и Гоморра.
 
Статья Кураева открылась. Про статью Кураева можно сказать, что он коснулся лишь самой верхушки. Нужно ли убивать поклонников Ваала? Вопрос сложный. Ветхий завет (в той части, в которой я его процитировал выше) не делает никаких различий. Там вообще Ваал не упоминается…
В статье Десницкого на похожую тему говорится: «…идолопоклонство и колдовство. Наказанием за них была немедленная смерть, точно так же, как убивают в современных государствах террористов, с оружием в руках выступивших против законной власти». Сравнение притянуто за уши. Если поклонников Ваала еще можно было сравнить с террористами из-за массовых человеческих жертв, то обычных астрологов – вряд ли.
Здесь можно долго говорить о корректности примера, на Десницкий упускает из виду, что он сравнивает Божественные законы с мирскими.
Кстати, вся защита Десницкого строится на сравнении. Мол, другие системы были жестче, наша была самая мягкая и справедливая. Типичный пример: «К тому же те, кто совершил непредумышленное убийство, вовсе избавлялись от уголовной ответственности». Надо заметить, что от смертной казни освобождались и те, кто убил раба или рабыню. Это проблема в статье изящно обходится. Смотрите, что пишет:
«Во-первых, Ветхий Завет провозглашает равенство людей перед законом, делая исключение только для иноплеменных рабов. А средневековые кодексы христианских государств содержат всевозможные градации: за убийство дворянина одно наказание, за убийство крестьянина – другое… Такого Моисеев Закон не знает».
Ловко манипулирует фактами, правда? Здесь уместно еще раз повториться, что согласно Ветхому завету:
1) за убийство еврея полагается смерть;
2) за убийство раба полагается штраф.
Дальше там про геноцид, я пока читать не стал. Вопрос ведь у меня сейчас не про геноцид.
В целом могу сказать, что статьи не дают системного ответа. Я про то, что не анализируются все или хотя бы большинство случаев, когда положено убивать человека. К примеру, зачем было убивать людей, которые работали в субботу? Статьи касаются лишь нескольких таких предписаний. Кураев стимулирует переосмысление, Десницкий – нет. Неужели он на полном серьезе заявляет, что для древних евреев тюремное заключение могло быть хуже смерти? Мучительной смерти, между прочим. Быть забитым до смерти – это не снотворное в больших дозах выпить. Ну и вообще… Десницкий не поднимается выше сравнительного правоведения.
Очень заинтересовал один пассаж… «Ветхий Завет однозначно заявляет: “Не берите выкупа за душу убийцы, но его должно предать смерти, ибо кровь оскверняет землю” (Числа, 35:31-33). И вот почему: “Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию” (Бытие, 9:6)». По такой логике выходит, что если кто-нибудь убил моего родственника, то я имею право на месть, я могу лично казнить убийцу. Мне такой вывод нравится. Есть только сомнения, что это в духе христианства.
Спасибо, однако, за ссылки. Было интересно почитать.
 
г.Иваново
Православный христианин
Вы меня удивляете... Я думал, что спасение без покаяния невозможно...
Само по себе покаяние, спасение и прощение грехов стало по настоящему возможным только с приходом Христа. Вы разве не знаете что все ваши и мои грехи, раскаянные и исповеданные на исповеди, ложаться на Христа? Не просто так они прощаются, а только потому что Кровь Христа смывает их. Или Вы думаете что только одного покаяния достаточно для прощения грехов?

Так что тезис ваш не совсем верен....спасение без Христа невозможно- так вернее. А вот покаяние и прощение грехов - это уже следствие, а не причина.
 
Я пока еще мало знаю. Информацию взять негде. Перерыл пол-рунета, чтобы только понять, зачем был нужен крест. Центральный вопрос христианства, а ответ еще нужно поискать! Большинство объяснений выглядят слишком слабыми, неубедительными, взятыми с потолка. Примирился с идеей, что спасение через Христа подобно гибели через Адама. В этом есть определенная логика, хотя трудно понять, почему из-за одного Адама умирать стали все остальные, которые еще и согрешить не успели ввиду того, что даже не родились, а жертва одного сделана как бы "от имени" всех людей, и тоже, получается, "заранее".
Я не знал, что до Христа прощение грехов не было возможно через покаяние, только через казнь. Для меня это выглядит несколько странно.
 
г.Иваново
Православный христианин
Я не знал, что до Христа прощение грехов не было возможно через покаяние, только через казнь. Для меня это выглядит несколько странно.

Проповедь Господа в Евангелии, а до Него и Иоанна Крестителя, заключалась в возможности прощения грехов. Весть о прощении грехов является абсолютно новой, которая возникла только в христианстве. До этого, в период Ветхого Завета, были некоторые случаи прощения грехов, но в виде исключения. В Ветхом Завете можно было получить прощение грехов, но только некоторых, которых человек сделал не умышленно (через жертвоприношение). В Ветхом Завете невозможно было освободится от смертных грехов (убийства, прелюбодеяния и т.д.), единственным освобождением для согрешившего являлась смертная казнь (по закону Моисея). В Ветхом Завете были экстраординарные случаи прощения грехов, человек мог умолить Бога (напр. царь Давид, царь Манасия, жители Ниневии). Такие случаи были очень редкие.

о. Д. Сысоев.
http://video.yandex.ru/users/olg62415949/view/243/
 
Кураев – это человек, который заинтересовал меня Православием. Я просмотрел все его лекции в YouTube. Поэтому его роль в борьбе добра со злом для меня очевидна. Последний скандал с его участием, о котором мне известно, касался темы «голубого лобби» в церкви. Я поддерживаю его действия в этом скандале, потому что только так можно бороться с теми мерзавцами в рясах, которые используют церковь для удовлетворения своей похоти. Замятие скандала вредит церкви намного больше, чем его публичный разбор. Если никого не накажут, если вышестоящие будут покрывать нижестоящих, если виновные просто найдут себе место в другой епархии, то какие выводы сделают простые прихожане? Думаю, точно такой же, какой сделали лидеры протестантского движения. А то и вовсе разочаруются и перестанут верить в Бога…
Я понял, что Вы считаете предписания Ветхого завета справедливыми. Что ж, имеете право считать, что убийство еврея должно караться смертью, а убийство раба – штрафом, и это справедливо. Имеете право также считать, что справедливо и мнение Христа по данному вопросу. И что могут быть одновременно истинными два противоположных взгляда на этот вопрос.
Церковно-славянским не владею, поэтому не нужно приводить цитаты на этом языке. Смысл начала пятой главы в том, заповедь «не убий» обратной силы не имеет. С этим никто не спорит, но это ничего и не объясняет. Наоборот, запутывает. Установление разных законов с течением времени сбивает с толку, о чем я писал в своем вопросе.
Лично я не понимаю людей, которые считают, что справедливо убивать других людей, работавших в субботу или изменивших супругу. Разве что для маньяков такие заповеди справедливы. Нормальные люди находят другие способы реакции на данные пригрешения. Если я правильно помню, авторы Нового завета разделяют мою мысль.
 
г.Иваново
Православный христианин
Никита123 давайте рассмотрим вопрос с другой стороны, предположим что Ветхий Завет не верный, или имеет некие исправления, или ещё что-то...в общем усомнимся в его подлинности и богодухновенности. Тогда встаёт очень важный вопрос: на каком основании мы верим что Иисус - есть Христос? Мы же знаем что пришествие Мессии было предсказано именно в Ветхом Завете. Вот так отказавшись от подлинности Ветхого Завета, можно придти к отрицанию и Христа Спасителя. Дорога эта не такая уж и длинная.
И ещё такой момент: Господь наш Иисус Христос, когда пришёл на своё служение ни разу не подвергал критике Ветхозаветные книги. Как Вы думаете, почему?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Ответ о необходимости разных законов для разных эпох или для разных народов не принимается, ибо такой ответ откровенно глуп. Представления Бога о добре и зле не могут меняться в зависимости от времени или народа, к которому Он обращается. Например, что мешало Ему считать жизнь раба и рабыни равноценной жизни еврея во времена Ветхого завета? Или считать, что измена супругу должна осуждаться, но не вести к смерти?
Бог неизменен. Но, как говориться, каждому посаженному овощу свое время. Поэтому в отношении применения ветхозаветных законов для язычников апостолы постановили: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян.15:28,29). «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона» (Рим.9:30-32).

«Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6).

«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса" (Гал.3:19-26).
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Разве православие исключает призывы к убийствам с целью защиты, причем даже более жестоким и массовым, чем в Ветхом Завете?

Когда православному народу угрожают войной и применением оружия массового поражения, то это может привести к исчезновению православной веры и утверждению зла на Земле. В этих условиях сдерживающим фактором является разработка ядерного оружия, угроза его применения и возможность применения на деле в ответ на ядерный удар. Если православные скажут, что они разрабатывают ядерное оружие только для испуга, а не для реального применения, то тогда и нет смысла его разрабатывать.

При этом совершенно ясно, что как ответ ядерное оружие будет применено не по ракетам с ядерными зарядами, которые к этому времени уже улетят, а по мирному населению, то есть повторится та же ситуация, как и в Ветхом Завете, когда убивали и уничтожали все подряд. Причем, так как победителей в ядерной войне не будет, то защищающаяся православная сторона применит оружие не для победы в войне, а как возмездие (месть). Хотя с точки зрения православия это лучше назвать уничтожением зла.

Произойдет то же самое, что и при потопе и сжигании городов, когда в воде или в огне массово погибли ни в чем неповинные дети.

Хотя вопрос все-таки остается нерешенным - а будет ли на возмездие Божия воля? И как мы узнаем о ней? Имеем ли право, данное Богом, после нашей гибели взорвать последних грешников вместе с их семьями? Но с другой стороны, если этого права нет, то как защитим себя и наши семьи?
 
Вы попали в точку, Михаил. Если усомниться в истинности Ветхого завета, то рушится само основание веры. Дальше возможны варианты развития событий: можно закрыть на это глаза, испугавшись собственных мыслей, можно начать искать ответы на свои вопросы, а можно и потерять веру. Некоторые даже утверждают, что в Ветхом завете главное действующее лицо – вовсе не Бог, а сатана. Но такое фантазерство совсем уж никуда не годится.
Вы не совсем правы насчет того, что Христос не подвергал критике ветхозаветные заповеди. По крайней мере два предписания ему не нравятся:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
(Св. Евангелие от Матфея 5:38-48)
Косвенная критика содержится также в известном «кто из вас без греха…».
Почему Иисус не подвергал критике ветхозаветные книги? С точки зрения человека неверующего ответ очевиден – чтобы вписаться в предсказания пророков и иудейскую веру.
 
Спасибо, Юрий! Цитаты интересные. Мне кажется, что апостолы совершенно здраво рассудили, что для язычников закон ни к чему. При этом под законом, как я полагаю, понимаются сугубо бытовые правила. Десять заповедей никто не отменял.
Не очень понятен смысл слов «…до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере». Разве евреи не верили в Бога? Не в Иисуса, конечно, верили, а в Иегову, но ведь разницы никакой.
Мне кажется, что Православие по духу запрещает убийство для целей самообороны: «А Я говорю вам: не противься злому». Тем более массовое, тем более ядерным оружием…
Вот Вы говорите, что когда православному народу угрожают войной и применением оружия массового поражения, то это может привести к исчезновению православной веры и утверждению зла на Земле. Но ведь так оно и будет! Зло будет утверждено на Земле, об этом в Апокалипсисе рассказано во всех деталях.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Мне кажется, что Православие по духу запрещает убийство для целей самообороны: «А Я говорю вам: не противься злому».
Нет. Православие не запрещает убийство как средство защиты, если другие способы защиты уже исчерпаны. Но здесь речь о возмездии, то есть о мести, как средстве предотвращения войны. Месть действительно запрещена в православии.

Особенность современной большой войны в том, что нападающий имеет возможность гарантировано уничтожить живую силу противника первым ударом. Перед нападением предварительно лишают противника возможности наблюдения за пусками ракет, ставят помехи работе средств связи, управления ракетами и боевыми зарядами. В этих условиях, чтобы повысить надежность неотвратимости возмездия теми ядерными силами, которые останутся после нападения, используют автономные интеллектуальные системы управления оружием, действующие без применения средств связи и без управления ими человеком. Люди могут быть уничтожены, но автономные системы ракет при распознавании признаков начала ядерной войны самостоятельно наведут их на цели и обеспечат их поражение. Но это поражение нападающих будет уже простой местью уничтоженного и побежденного противника.

Итак, месть запрещена в православии. Но в данной ситуации неотвратимость возмездия предназначена для обеспечения защиты от нападения, для сдерживания войны. Поэтому такая месть может быть, как я думаю, оправдана.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Согласен с Юрием. Вот слова Господа из Нового Завета:


И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. (Лк.3:10-14)

Т.е. воинство не осуждается, оно должно существовать, но только в рамках защиты государства, но не нападения.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху