Притча о пшенице и плевелах

Крещён в Православии
Давно хотел обсудить данную притчу и ее толкования. Особенно толкования.

Вот сама притча. Думаю она всем известна:
Мф. 13.24-30. Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Вот как растолковал ее Сам Христос:
Мф. 13.37-43. …сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Из этого толкования выведем основные определения.
1. Сеятель - Иисус Христос.
2. Поле - мир.
3. Доброе семя - сыны Бога.
4. Плевелы - сыны диавола.
5. Жатва - апокалипсис.
6. Жнецы - Ангелы.


Вроде бы все просто и понятно. Но во избежании разночтений, давайте обратимся к одному из толкований.

Блж. Феофилакт Болгарский


Тот, Кто сеял, есть Христос; доброе семя - добрые люди или мысли; плевелы - ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол. Спящие люди - это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям. Рабы же - это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное.

Теперь опять сделаем выписку определений и красным отметим то, что вызывает вопросы.
1. Доброе семя - добрые люди и мысли.
2. Плевелы - ереси и худые мысли.
Довольно странно, не находите? Особенно, если принять во внимание.
Втор 4:2. не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
Поэтому все же предлагаю разночтения между толкованием Бога и Святыми Отцами трактовать все-таки в пользу Бога.

Но что же тогда получается?
1. Пшеница и плевелы имеют разную природу. Выходит сыны Бога и сыны диавола тоже имеют разную природу?
2. Пшеница может не дать плода, только если будет насмерть задушена плевелом. Но плевелы никогда не смогут дать плода.
3. Пшеница посажена на поле сеятелем, а плевелы - врагом. Выходит, что часть людей создана в мире Богом, а часть диаволом? Ведь враг не превратил пшеницу в плевелы, но посадил этот сорняк.

Как же все это понять? В мире есть 2 вида людей? Назовем одних - "боголюди", других "дьявололюди". И дьявололюди никогда не сеялись на землю Богом и не имеют возможности к спасению по своей природе?
Выходит среди людей созданых Богом, ходят лжелюди, созданые диаволом и мешают людям давать плоды? А как узнать, кто я? Вдруг я плевело и зря стараюсь накормить сеятеля.

Странная притча, странные толкования, странные мысли.
Поделитесь, что сами об этом думаете.
 
агностик
По-моему, смысл притчи в том, что людям следует не брать на себя задачу искоренять все зло на свете, а оставить суд Богу, когда придет время.

Поэтому не стоит слишком буквально вчитываться в притчу, которая по сути своей для этого не предназначена.
 
По-моему, смысл притчи в том, что людям следует не брать на себя задачу искоренять все зло на свете, а оставить суд Богу, когда придет время.
Даже ангелам до кончины века не дано отличать сынов лукавого от сынов Царствия. Где уж нам-то?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
1. Пшеница и плевелы имеют разную природу. Выходит сыны Бога и сыны диавола тоже имеют разную природу?
2. Пшеница может не дать плода, только если будет насмерть задушена плевелом. Но плевелы никогда не смогут дать плода.
3. Пшеница посажена на поле сеятелем, а плевелы - врагом. Выходит, что часть людей создана в мире Богом, а часть диаволом? Ведь враг не превратил пшеницу в плевелы, но посадил этот сорняк.
1. Да.
2Кор.5:17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

2. Ну и что? В притче об этом ни слова.

3. Вы ошиблись в ходе рассуждений.
 
Крещён в Православии
2. Ну и что? В притче об этом ни слова.
О чем ни слова?
3. Вы ошиблись в ходе рассуждений.
Когда говорят об ошибке, обычно указывают в чем эта ошибка состоит. Либо это просто попытка "задавить авторитетом".
Не надейтесь уйти от личной ответственности перед Богом ссылаясь на неизменное предопределение.
Нападение лучшая защита? =) А вообще я не нападал. Просто пытаюсь разобрать очередной неудобный вопрос. Но чувствую, что в очередной раз не получу удовлетворительного ответа.
 
Крещён в Православии
Даже ангелам до кончины века не дано отличать сынов лукавого от сынов Царствия. Где уж нам-то?
Меня сам термин "сыны лукавого" в замешательство вводит. Слова "отец" и "сын", что в нашем языке, что на иврите имеют одинаковое значение. И так уж устроен мир, что дети не выбирают кто будет им отцом. От кого родился - тот и отец. Однако учение Церкви пытается убедить меня в обратном, что вызывает в моем уме неслабый такой конфуз.
 
Крещён в Православии
Сынами дьявола разьве рождаются?
Как по мне, то ими становятся...
Логично предположить, что лукавый сеял искушения и соблазны в души людей..и которые поддались, и им это понравилось, стали его сынами...
То есть сынами дьявола становятся те, которые не способны на покаяние..
Как вариант..
 
Крещён в Православии
Логично предположить, что лукавый сеял искушения и соблазны в души людей..и которые поддались, и им это понравилось, стали его сынами...
Иисус называл плевелами людей. Предположить, что он оговорился или был не прав - совсем не логично?
Сынами дьявола разьве рождаются?
Сынами кого угодно именно рождаются. В этом смысл слов "отец" и "сын". Выбрать можно отчима или воспитателя. На худой конец - детский дом. Но отцом называется только тот, кто дал тебе жизнь.
 
Крещён в Православии
О чем ни слова?
В притче предполагается, что плевелы не способны повредить пшенице. Они только замусоривают собой урожай.

Когда говорят об ошибке, обычно указывают в чем эта ошибка состоит. Либо это просто попытка "задавить авторитетом".
Это было предложение еще раз подумать самостоятельно, потому что ошибка у Вас чисто логическая.

3. Пшеница посажена на поле сеятелем, а плевелы - врагом. Выходит, что часть людей создана в мире Богом, а часть диаволом?
…сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

Сын Человеческий - это Богочеловек. Он людей не создавал.

И так уж устроен мир, что дети не выбирают кто будет им отцом.
Ин.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Лк.20:35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
Лк.20:36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
 
Крещён в Православии
В притче предполагается, что плевелы не способны повредить пшенице. Они только замусоривают собой урожай.
Что значит замусоливают? Не понимаю что это за такое "безвредное замусоливание".
Это было предложение еще раз подумать самостоятельно, потому что ошибка у Вас чисто логическая.
Думал я об этом не раз и не два. Вполне допускаю, что могу совершать ошибки. Укажите на нее и если я увижу действительно ошибку, то легко изменю свое мнение.
Сын Человеческий - это Богочеловек. Он людей не создавал.
Вот те на. Иисус разве не Бог Слово?
1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
1:2. Оно было в начале у Бога.
1:3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Ин.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Лк.20:35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
Лк.20:36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
Не могли бы Вы снизойти до моего грешного уровня и объяснить как это относится к моему вопросу.
 
Крещён в Православии
не замусоливают, а замусоривают

Иисус разве не Бог Слово?
Каким образом Бог Слово может быть назван Сыном Человеческим?

Вы так склонны к точным аналогиям, что даже сказали о разнице природы у пшеницы и плевел. Вот и подставьте точно одно в другое:

Вот сама притча. Думаю она всем известна:
Мф. 13.24-30. Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Вот как растолковал ее Сам Христос:
Мф. 13.37-43. …сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Царство Небесное подобно Сыну Человеческому, посеявшему доброе семя в мире...

Каким способом Сын Человеческий сеял?


Не могли бы Вы снизойти до моего грешного уровня и объяснить как это относится к моему вопросу.
так уж устроен мир, что дети не выбирают кто будет им отцом
Вы не выбираете, рождаться Вам свыше или нет?
 
Меня сам термин "сыны лукавого" в замешательство вводит. Слова "отец" и "сын", что в нашем языке, что на иврите имеют одинаковое значение. И так уж устроен мир, что дети не выбирают кто будет им отцом. От кого родился - тот и отец.
Денис, почему же в таком случае термин "сыны Царствия" оставлен Вами без внимания? Логично ведь задать вопрос: как некое "Царствие" может быть отцом кому-либо?

И далее. Если вникать в мельчайшие детали притчи, то можно и до такого абсурда додуматься: "Какова дальнейшая участь пшеницы, после того, как её убрали в житницу? Обыкновенно рано или поздно большую её часть бросают в жернова, дабы размолоть в муку. Получается, участь "сынов Царствия" также может оказаться весьма и весьма незавидной..."

Вот видите, в какие игры могут играть с нами наши драгоценные умы, ежели вовремя не умерить их прыть.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Когда говорят об ошибке, обычно указывают в чем эта ошибка состоит. Либо это просто попытка "задавить авторитетом".
Денис, в первом заявлении Вы утверждаете, что:
1. Пшеница и плевелы имеют разную природу.
То есть, под пшеницей подразумеваются люди, а под плевелами - дурные мысли и ереси.

Так почему же далее Вы утверждаете, что и пшеница, и плевелы - люди?
3. Пшеница посажена на поле сеятелем, а плевелы - врагом. Выходит, что часть людей создана в мире Богом, а часть диаволом?
В этом и состоит Ваша логическая ошибка, по-моему.
 
Крещён в Православии
И далее. Если вникать в мельчайшие детали притчи, то можно и до такого абсурда додуматься: "Какова дальнейшая участь пшеницы, после того, как её убрали в житницу? Обыкновенно рано или поздно большую её часть бросают в жернова, дабы размолоть в муку. Получается, участь "сынов Царствия" также может оказаться весьма и весьма незавидной..."
Даже если бы в притче было сказано, что пшеницу бросят в жернова - это бы меня не смутило. Бросить пшеницу в жернова, значит использовать ее по назначению. А назначение праведных людей мне более менее известно.
Денис, почему же в таком случае термин "сыны Царствия" оставлен Вами без внимания? Логично ведь задать вопрос: как некое "Царствие" может быть отцом кому-либо?
Вы хотите сказать, что слово"сын" использовалось в значении современного слова "гражданин"? Сын Бога = гражданин Бога и сын лукавого - гражданин лукавого? Возможно... об этом я не думал...
То есть, под пшеницей подразумеваются люди, а под плевелами - дурные мысли и ереси.

Так почему же далее Вы утверждаете, что и пшеница, и плевелы - люди?
В таком случае ангелам бы не составило труда отличить грехи от людей. Потому что первое - это действие, а второе - объект. Тут уж надо совсем слабым на голову быть, чтобы петрушку от рыбалки не отличить.
Каким образом Бог Слово может быть назван Сыном Человеческим?
Вы считаете, что Иисус - это не Бог Слово? Тогда у Вас беда с азами богословия. Не знаю сектант Вы или просто у Вас в этом месте провал, но если второе, то вот, почитайте Иисус Христос
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
В таком случае ангелам бы не составило труда отличить грехи от людей. Потому что первое - это действие, а второе - объект. Тут уж надо совсем слабым на голову быть, чтобы петрушку от рыбалки не отличить.
А где и кем написано, что им это трудно? По-моему, нигде и никем!
А вот искоренить ереси - тяжело. Разве мало случаев, когда глубоко верующие люди начинают веровать не так и не в то? Да полно!
 
Крещён в Православии
А где и кем написано, что им это трудно? По-моему, нигде и никем!
А вот искоренить ереси - тяжело. Разве мало случаев, когда глубоко верующие люди начинают веровать не так и не в то? Да полно!
Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы.
Как уничтожая грехи можно погубить людей?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы.
Как уничтожая грехи можно погубить людей?
Но они-то сказали: давай мы повыдергаем плевелы! Значит, для них очевидна разница, и не составляет труда отличить праведную веру от ереси.
А погубить человека, уничтожая грехи - запросто! Про инквизицию напомнить?
Только путь инквизиторов - не от Христа.
В своем толковании данного отрывка Св. Иоанн Златоуст говорит, что Господь запретил Его рабам выдергивать плевелы, тем самым запрещая войны и прочие кровопролития здесь, на Земле. Во время войн неизбежно страдают и невиновные, "пшеница".
Господь призывает нас оставить и то, и другое на Его Суд. Он сам разберется и с праведниками, и с носителями ересей.
 
Крещён в Православии
Но они-то сказали: давай мы повыдергаем плевелы! Значит, для них очевидна разница, и не составляет труда отличить праведную веру от ереси.
Может это связано с тем, что Бог милостив и даёт человеку максимально возможное время на покаяние?
И именно по этому сказал нет..до жатвы..
 
Сверху