Афанасий Великий. Символ или Исповедание.
Есть же правая вера, да веруем и исповедуем, что Господь наш
Иисус Христос, Сын Божий, Бог и человек есть: Бог от существа Отца прежде век рожденный, и человек есть от существа матери, во времени рожденный. Совершенный Бог и совершенный человек, от души словесной, и человеческой плоти состоящий. Равный Отцу по Божеству, меньший Отца по человечеству. Который хотя и Бог есть, и человек, однако не два, но един есть Христос: е
дин же не пременением Божества во плоть, но восприятием человечества в Божество, един всяко, не слиянием естеств,
но единством Ипостаси.
Афанасий Великий. Символ или Исповедание.
Вера же кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем,
ни сливающе ипостаси [лиц], ни существо разделяющее. Иная бо есть ипостась Отчая, иная Сыновняя, иная Святаго Духа: но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равная слава, соприсносущное величество.
Афанасий Великий. Символ или Исповедание.
И в сей Святой Троице нет перваго или последняго, нет бóльшаго или меньшаго: н
о целыя три Ипостаси, соприсносущныя себе и равныя.
Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово 2.
Сына же всегда сущего –
образом ипостаси, сохраняющего в Себе сходство с Отцом и неизменный Его образ, почему, кто видит Сына,
тот усматривает в Нем и ту ипостась, которой Он – Образ, и по действенности Образа уразумевает
истинное Божество ипостаси.
Афанасий Великий. На слова вся мне предана суть Отцем Моим.
Почему досточтимые сии живые существа троекратным возношением славословия, взывая: «свят, свят, свят»,
показывают три совершенные Ипостаси, а единым произношением слова: Господь» выражают
единую сущность.
Афанасий Великий. Изложение веры.
Три Ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляй как бы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени. Ибо Отец – не Сын, и Сын – не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток – не река, и река – не исток, но тот и другая суть одна и таже вода, из истока льющаяся в реку:
так и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в Сыне.