Причастие

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Судорожно копаюсь в памяти... Лет 7-9 назад читала исследование одного автора (известного священника первой трети 20 века). Там об этом всем было очень подробно. История таинства исповеди от первых веков христианства до 20-ых годов 20-о столетия. Не могу вспомнить...
 
Москва
Православный христианин
Судорожно копаюсь в памяти... Лет 7-9 назад читала исследование одного автора (известного священника первой трети 20 века). Там об этом всем было очень подробно. История таинства исповеди от первых веков христианства до 20-ых годов 20-о столетия. Не могу вспомнить...
Прот. Валентин Свенцицкий писал такое - против общей исповеди за индивидуальную :)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Кто тут последний на причастие?" Частенько спрашивают, в очереди на исповедь:confused:

У нас в приходе недавно тоже такой случай забавный был.
Один мужчина, крестившийся не так давно, утром всех около свечной расспрашивал, что и как.. Ну ему объяснили, сейчас вон исповедь начинается, а в конце службы причастие. Ну он как словом так и делом, исповедался, свечку поставил и ушёл, ещё перед началом службы, во время чтения часов.:) Тоже думает наверное, что причастился... Батюшка говорит- вот чудак мол, я ведь ему всё на исповеди растолковал. Вот так вот бывает.. и смех и грех.:rolleyes:
 
Москва
Крещён в Православии
Обращаясь к народу в храме, свт. Димитрий Ростовский однажды сказал: «Простите меня, братия и сестры, если я всякого грешника, не думающего о своих грехах, назову бесноватым».
А как назвать человека идущего к Причастию, не думая о грехах? А если думать о грехах, то как же не исповедать их?
 
Москва
Крещён в Православии
Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин
В связи с современной критикой старой традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн Христовых (30 июля на радиостанции "Радонеж")


Без внимания и бдительности ума
невозможно нам спастись и избавиться,
как говорит Дамаскин,
от диавола, яко льва, рыкающего
и ищуща кого поглотити.

Прп. Петр Дамаскин.1


На недавно проходившем заседании Богословской Комиссии, а также в ряде выступений духовенства на радиостанции Радонеж неоднократно поднимался вопрос о том необходима ли и обязательна исповедь перед причащением Тайн Христовых. Некоторыми клириками высказывались, и порой даже настойчиво мнения о необходимости упразднить практику обязательной исповеди перед святым Причащением. Достаточно острая полемика по данному вопросу состоялась на радиостанции Радонеж 30 июля/18июля 2007 г.

Прежде чем начать разбор высказанного мнения о необязательности исповеди перед Причащением, мы должны заметить следующее:

Эти два таинства Исповеди и Причащения являются самостоятельными и не связаны друг с другом,

В отношении обязательности исповеди перед Причащением мы должны опираться на практику Церкви, не взирая на те отступления от той нормы церковной жизни, которая была господствующей прежде.

Священник и епископ в своей пастырской деятельности не имеет права руководствоваться исключительно соображениями своего разума и мнения. В пастырской практике любой клирик, согласно священнической и епископской присяге, обязан соблюдать верность церковным канонам и догматам.

Любое своеволие в пастырской практике, которое грозит нарушению церковного строя жизни должно рассматриваться как преступление не только по отношению к отдельным лицам, но по отношению к Церкви Христовой.


От своеволия, то есть грубого нарушения церковной дисциплины и навязывания паствы тех критериев и принципов жизни, которые противоречат основному предназначению Церкви-спасению людей, необходимо отличать рекомендации священника своим пасомым духовным чадам.

Святитель Григорий Палама об исповеди перед Причащением

Святитель Григорий Палама, как известно, для Православной Церкви является не только точным выразителем ее Предания, но и защитником ее. Об этом недвусмысленно говориться в Синодике Православия. Поэтому для нас не безынтересны будут его рекомендации в отношении необходимости исповеди перед Святым Причащением.

Вопроса об исповеди и покаянии, как необходимой меры приготовления ко причащению Святых Христовых Тайн, свт. Григорий касается в своей омилии "О Святых и Страшных Христовых Тайнах". Каждый христианин стремиться к тому, чтобы соединиться со Христом, стать со Христом"един дух и едино тело".2 И это происходит в действительности во время Причащения Тайн Христовых, если человек подготовлен к принятию Самого Христа. Душа и тело человека по необходимости должны быть для этого очищены от всякого порока, ибо иначе "Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами. Потому что, если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также и тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления; и если мы не имеем дерзновения к Богу".3

И эту необходимую чистоту для принятия Тела Христова человеку подаёт лишь чистосердечное покаяние перед духовником.

"Если же с дурною совестью, и не поучив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам".4

Несколько ранее свт. Григорий даёт разъяснение относительно того, какое действие на кающегося оказывает само таинство Покаяние:

"Это самое производит и исповедь при духовном брожении сердца: она выкапывает и исторгает тайные и дурные страсти, и делает его приготовленным к принятию священных семян и благоприятным для плодоношения и возделывания добродетелей".5

Необходимость исповеди для врачевания человеческой души от порочных страстей и наклонностей неизбежно должна приводить к мысли о необходимости окормления у духовника, который, по мысли прп. Иоанна Лествичника, является Моисеем, выводящим из духовного пена. О важности иметь духовника как раз и говорит свт. Григорий: "Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас имел духовного отца и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и открывал ему свои дурные страсти, и радушно принимая духовное врачевство, с корнем исторгал из души терния и волчцы грехов, которые каждый из вас вскормил в себе страстной и любящей наслаждения жизни…"6

Подобные наставления мы можем найти и у прп. Симеона Нового Богослова, видимо написанные не только для монахов, но и для мирян.

Преподобный Никодим Святогорец

Прп. Никодим Святогорец известен как сторонник достаточно частого причащения Тайн Христовых. И возрождению практики частого причащения прежде всего у монахов Святогорцев прп. Никодим и свт. Макарий Коринфский посвящают целый труд "О постоянном божественном причащении".7 Как и другие Святые Отцы Церкви, отцы колливады8, среди которых был прп. Никодим Святогорец, подчёркивали важность частого приобщения Тайн Христовых. Частота причащения Тайн Христовых ими определялась 8 и 9 Апостольскими правилами, 2-м правилом Антиохийского собора, а также правилами VI VII Вселенских соборов, а также правилами Тимофея Александрийского. Согласно этим правилам все христиане, которые не находятся под епитимьёй должны приступать ко Причащению в субботу и воскресенье.9 Однако отцы колливады всегда говорили о том, что это величайшее Таинство требует от человека обязательной серьёзной внешней и внутренней подготовки.

Так в Невидимой брани 10прп. Никодим пишет о силе и действии в человеке Тайн Христовых: "Таинство сие, как между таинствами есть самое высшее, так и в числе орудий духовных есть самое сильное и врагопоразительное. Четыре орудия…получают силу свою от благодатных сил и даров, стяженных нам кровию Христовою; таинство же сие и есть самая кровь Христова и самое тело Христово, с присущием Самого Христа-Бога. Теми четырьмя орудиями боремся с врагами мы силою Христовою; в сем же Христос Господь поражает врагов наших нами, или вместе с нами".11

Указывая на великие поды причащения святых тайн Христовых, прп. Никодим рекомендует приступать к ним как можно чаще: "Внемли же сему, и святых Христовых тайн причащайся сколько можно чаще, – подчёркивает прп. Никодим, – как только имеешь разрешение от духовного отца своего".12

И свт. Григорий Палама и прп. Никодим указывают нам на необходимость иметь духовное руководство у духового отца. Только под его руководством человек может приступать к этому Великому Таинству. Перед тем как приступить ко святому Причащению христианин обязан прибегнуть к духовнику для принесения чистосердечного покаяния в таинстве исповеди. "Прежде причащения надлежит через таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и исполнить, что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с сим твёрдую решимость от всего сердца, всею душею, всею силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать одно, ему благоугодное"13

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник, который по времени жил совсем недавно, чуть более ста лет, был прекрасным знатоком святоотеческой письменности. Он в своей жизни умом и сердцем постиг путь Святых Отцов Церкви. Поэтому он был и прекрасным и редкостным наставником в духовной жизни.

Касаясь вопросов таинства исповеди и Причащения Тайн Христовых, свт. Феофан прекрасная зная большую пользу Причащения Тайн Христовых, постоянно акцентировал внимание на том, что Таинства являются необходимостью в нашей духовной жизни. Тем не менее он постоянно говорил о необходимости трезвенной жизни, постоянной и наряженной борьба пороками и греховными наклонностями. И это касалось не только монахов, но и мирян.

В отношении таинства Святого Причащения свт. Феофан напоминал о мере для Причащения: хотя бы все четыре поста и двунадесятые праздники. Но эта мера в то время считалась на фоне привычного одно-двухразового говения и Причащения достаточно частой. Тем не менее святитель пишет: "Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться, – не только в посты, но и между постами"14

"О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного…Но мера в месяц однажды, или два раза – самая верная".15

Указывая а важность частого причащения святитель Феофан напоминает о важности внутренней подготовки к принятию Самого Христа. Этой подготовкой является говение, исповедание грехов духовнику, "твёрдая решимость не уступать греху".16

"Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища".17

Свт. Феофан подчёркивает, что без исповеди Причащаться является грехом, и недозволено так поступать христианину:

"Чтобы не было в грех (Святое Причастие), надо грехи очистить покаянием и приступая – приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца…Главное же – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе".18

Вопроса о необходимости исповеди до причащения Тайн Христовых святитель касается непосредственно в толковании 11 главы стихов 27 – 30 первого послания к Коринфянам святого апостола Павла.

Для большей наглядности мы приведём эти стихи в русском переводе и славянском.

Темже иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойнее, повинен будет Телу и Крови Господни.
Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.
Ядый бо и пияй недостойнее, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня.
Сего ради в вас мнози немощни и недужливы, и спят довольни
.

В толковании на эти стихи свт. Феофан в основном опирается на авторитетное для Церкви толкование свт. Иоанна Златоуста.

Основная мысль толкования этих стихов сводится к нескольким положениям:

Мы в Евхаристии причащаемся истинных Тела и Крови Христа Спасителя, и в Церковь христова о ней никогда не учила как о символах Тела и Крови Господа.19
Недостойно причащающийся, то есть не очистивший свою совесть от пороков и грехов20, делается преступником против Тела и Крови Христовых, такой вновь закалает Христа.21
Прежде чем приступить к Божественной трапезе, необходимо "испытать и внимательно исследовать, достоин ли святого Причастия"
Это испытание состоит в очищении совести. Для этого человеку необходимо "покаяние в грехах, и положить твёрдое основание больше не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель
".22
Недостойное же причащение, то есть без должного приготовления и полного сердечного раскаяния навлекает на человека осуждение и гнев Божий.23

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Творения святителя Игнатия пропитаны научением христианина покаянию. Он пишет, что покаяние является главным признаком христианского устроения души. "Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния во Христе; оно необходимо для живой веры во Христа".24 И в другой проповеди свт. Игнатий подчёркивает: "Несознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином".25 "Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоить Евангелие".26 Часто в его творениях бывает трудно понять, когда он говорит о Таинстве, а когда о покаянии вообще. Поэтому можно предположить, что таинство для святителя Игнатия является бесспорно необходимым средством для спасения, но оно должно всегда предваряться внутренним раскаянием и молитвенным обращением к Богу.

Говоря о таинстве святого причащения, святитель Игнатий следует во всем Святым отцам Церкви: и в раскрытии догматической стороны учения о Таинстве, и в отношении необходимой подготовки к нему каждого христианина. Говоря о достойном причащении Святых Тайн Христовых святитель говорит следующее: "Достойное причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни, или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления её, засвидетельствованного и запечатлённого принесением покаяния по наставлении святой Церкви".27 "Величие таинства (причастия) возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живу, святу, благоугодну Богови".28

Преподобные старцы Оптинские

Назидания и советы преподобных отцов Оптиной пустыни – это, несомненно, бесценное сокровище духовной мудрости, которое всецело зиждется на святоотеческом учении и личном богатом опыте пастырского старческого окормления, проникнутого великим духом любви к людям. Старцы, достигнув в своей жизни опытного богопознания, научившись путям стяжания благодати Божией, одновременно хорошо знали нужды современных людей, знали об их духовном устроении. Однако в Оптиной пустыни причащались иноки и монахи не часто и не редко. Этот средний царский путь православности и в духовной жизни – один из благодатных уроков и для всех нас, которые под стяжанием благодати Божией чаще всего понимают непременно частое причащение, и не один раз в неделю, а более. Этих крайностей современного "евхаристического возрождения" в Оптина пустынь не знала.

Прп. Амвросий, например мирянам при болезни советовал причащаться часто, раз в неделю. Но при этом он указывал на обычай Русской Церкви не как на норму, а как на тот минимум, который является просто необходимым.

"По заповеди церковной православные христиане должны приобщаться Святых Тайн Христовых во все четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться кроме постов и в большие промежутки, как, например, между Успенским и рождественским постом"29,- писал прп. Амвросий Оптинский.

Хотя и частое причащение Святых тайн Христовых, еженедельное, в Оптиной благословлялось и не редко. Однако такое причащение было по благословению духовника-старца и случаями индивидуальными. Оптинские старцы не делали из Причащения средства, а в нем видели высоту и величие Таинства, научали ценить и дорожить телом и Кровью Христовым. "Пишете о желании вашем часто приобщаться Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, только нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному", -напоминает прп. Анатолий Оптинский.

А в письме прп. Никона мы находим такой ответ на вопрос о частоте причащения: "Что лучше – редко или часто приобщаться Святых Христовых тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступи. А сотник по смирению, сознавая своё недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству".30

В Оптиной пустыни практиковалась частая исповедь и откровение помыслов, почти ежедневное, но была установлена разумная мера приобщения Тайн Христовых. И такой порядок жизни, в котором делался акцент на воспитании внутреннего человека, створенного по Богу, в святости и истине правды, был направлен на то, чтобы человек учился христианскому трезвению. Важно было человека воспитать в христианском духе, очистить в нем образ Божий.

Преподобный Никон пишет о трезвении следующее: "Если каждое дело, слово и помышление кладёт на нас печать, то надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И епископ Игнатий (Брянчанинов), и святые отцы пишут, что очень часто, почти всегда, мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела".31 "Нам нужно глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные,и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню".32

Старец Никон подчёркивает, что привычная для нас духовно-рассеянная жизнь является "великим духовным бедствием".33 Христианину не по имени, а по своей сути должны быть присущи внимание к себе и трезвение. Трезвение же "есть путь всякой добродетели".34

В отношении подготовки ко Причащению святых Христовых Тайн Оптинские старцы всегда указывали на необходимость говения, исповеди, покаянных чувств.

Прп. Амвросий Оптинский в своих наставлениях пишет: "Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твёрдою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас".35

Вывод: Даже небольшой по своему объёму и не исчерпывающий по своей глубине собранный в данной статье материал о связи исповеди с Таинством святого Причащения даёт нам возможность сказать о том, что церковное предание, разделяя эти Таинства, никогда не предполагала даже возможности приступать ко святой Чаше без исповеди. Святые отцы всегда настаивали на необходимости тщательной внутренней и внешней подготовки ко святому Причащению. И эта необходимость была вызвана во-первых взглядом на христианскую жизнь в основе которой лежит трезвение и покаяние, а во-вторых в отношении ко святому Причащению как такому Таинству, которое вводит человека в состояние самого непосредственного тесного общения с Богом. Величайшее Таинство требовало и соответствующего трепетного отношения к нему, осознания своего недостоинства и греховности. Это отношение хорошо выражено в словах Божественной Литургии Святая святым. Поэтому настойчивые призывы отменить обязательность исповеди перед причащением является ни чем иным как обновленческим "творчеством", попытку навязать нашей Поместной Церкви путь окончательной секуляризации.
Заметим, что частое причащение христиан первых веков было вызвано сердечным горением ко Христу, высочайшей степенью нравственной чистоты первых христиан. Наше время, когда грех становиться нормой жизни для современного общества, когда повышается степень информированности о грехе и православных христиан, когда эти новые "человеческие ценности" захватывают всех и вся, настаивание на отмене обязательности исповеди является духовным преступлением духовенства.


Иеромонах Сергий Троицкий, кандидат богословских наук
 
Москва
Православный христианин
Я нашла того, кто помнит :).
На Пастырском семинаре, посвященном практике подготовки к Причащению

сотрудник ЦДРМ Александр Боженов представил подробную справку об основных вехах исторического пути приготовления к причащению. Там сказано:
" Начиная с Константиновского периода, ситуация поменялась: святые отцы IV века уже сетуют на редкое причащение (раз в год)... У нас на Руси в течение X-XII веков тайная исповедь вытесняет публичную, к XII веку в обычай входит обязательное покаяние Великим постом, непосредственное руководство духовника. С XIV века исповедь проводится четырежды во время больших постов: Великого, Петрова, Филиппова и Успенского. С XVI в. складывается «близкое к нынешнему» молитвенное правило подготовки к Причащению и обычай недельного говения".

Вижу ту же практику причащения раз в год с предшествующей исповедью, что была и в синодальный период.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Да-да-да-да. И там, как мне помнится, в числе других исторически был рассмотрен и вопрос, поднятый Афанасием. Но как???:confused:
Это "Шесть чтений о Таинстве покаяния в его истории". Её нет в интернете :(. Я её очень давно читала и помню лишь, что там очень подробно рассмотрен вопрос и том, что исповедь должна быть индивидуальной и искренней, не механической. Иначе, писал отец Валентин, священник может сказать: "Прощаю и разрешаю", а Господь Иисус Христос скажет: "Не прощаю".
Думаю, в этом контексте наш вопрос об отсутствии исповеди решается понятно как...
 
Москва
Православный христианин
"Мы всегда должны помнить об опасности попытаться сказать слишком много.
Когда Церковь говорит о таинствах, она сознает, сколь многое при этом по необходимости остается невысказанным. По словам св. Иоанна Златоуста, «они именуются таинствами, и воистину они таковы; но там, где таинства, необходимо глубокое молчание» (ενθα δε μυστηρια, πολλη σιγη).
«Толкование божественных Таинств, — замечает св. Кирилл Александрийский, — весьма трудное дело, и, возможно, лучше хранить молчание».

http://www.patriarchia.ru/db/text/321210.html
 
Москва
Православный христианин
«Толкование божественных Таинств, — замечает св. Кирилл Александрийский, — весьма трудное дело, и, возможно, лучше хранить молчание».
Мне кажется, мы не толкуем Таинства, а рассматриваем правильное отношение к ним, духовное, неформальное, такое, которое только и может быть спасительным. И отец Валентин Свенцицкий именно об этом и писал.
 
Москва
Православный христианин
Мне кажется, мы не толкуем Таинства, а рассматриваем правильное отношение к ним, духовное, неформальное, такое, которое только и может быть спасительным. И отец Валентин Свенцицкий именно об этом и писал.
Ну и к какому выводу мы в итоге пришли?
 
Москва
Православный христианин
Ну и к какому выводу мы в итоге пришли?
:) Что хорошо слушаться священников :)
Нашла две интересные цитаты на нашу тему:
В древней Церкви "Все грехи, неизбежные в обычной жизни человека и препятствующие приступать к Евхаристии, выносились на духовное суждение священника. Члены Древней Церкви с большим усердием каялись в этих грехах и получали устное разрешение от пресвитера." (Смирнов Ф. Богослужение христианское со времен апостолов до IV века.
Киев, 1876, с. 329 330.)
Святой Климент, епископ Римский пишет: «Если в чье-либо сердце тайно вкралась зависть, или неверность, или другое зло, то пекущийся о своей душе не должен стыдиться исповедовать сие предстоятелю, дабы посредством Слова Божия и спасительного совета получить от него врачевство». (Покаяние в древней христианской Церкви. Воскресное чтение, 1912, 9, с. 105.)
Так что, как видите, от самых древних времён предписывалось исповедать духовнику не только смертные грехи :)
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Крещён в Православии
Я не знаю ни одного дня, когда бы я не согрешала, но я знаю дни, когда из-за окамененного нечувствия, я не замечала своих грехов.
 
Москва
Православный христианин
Я не знаю ни одного дня, когда бы я не согрешала, но я знаю дни, когда из-за окамененного нечувствия, я не замечала своих грехов.
Любовь, Афанасий, конечно, большой молчун :) и не очень балует нас откровенными высказываниями, но, по-моему, он имеет в виду тот факт, что от грехов можно очиститься по-разному, в частности - так сказать, келейным покаянием, слёзной молитвой и т. п.
От себя же могу добавить: кто может знать, достаточно ли было такое его покаяние для отпущения греха Богом? А о таинстве покаяния Сам Господь сказал, что грехи - отпустятся.
 
Москва
Православный христианин
Я не знаю ни одного дня, когда бы я не согрешала, но я знаю дни, когда из-за окамененного нечувствия, я не замечала своих грехов.
Думаю это будет тоже полезно.

Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
святитель Феофан Затворник

"Так как в говении содержатся три дела освящающих: пощение, исповедь и причащение, то сии три и должно возводить к непрерывности возможной, или возможному учащению. Для сего должно: ...
Касательно исповеди
  • Всякий грех, тяготящий совесть, надо спешить очистить покаянием, не ожидая определенного времени говения. Хорошо и дня одного не держать его на душе, а еще лучше ни часа, ибо грех отгоняет благодать, лишает дерзновения и молитвы, черствит и охлаждает тем более, чем долее держится. Изверженный же через покаяние оставляет умиляющую росу слез.
  • Всякий день, отходя ко сну, творить частную исповедь ко Господу, в коей все греховное – в помыслах, пожеланиях, чувствах и движениях страстных, равно все нечистое в делах правых открывается Богу, в чувстве покаяния, как такое, что хоть и против будто бы воли творится, однако же есть в нас и делает нас нечистыми и непотребными перед Богом и собственным чувством чистоты и совершенства.
  • Ложась спать, отходить как бы на тот свет; исповедь приготовляет к тому. Во время сна стяжанное днем обращается в природу нашу должно перечистить его и непотребное отвергнуть с сокрушением; чисто все за тем бывает.
  • Творить ежеминутно исповедь, то есть всякий помысл, всякое пожелание, чувство и движение порочное и нечистое, тотчас по сознании исповедать Богу всевидящему, с сокрушением духа, и просить в том прощения и силы избежать впредь; равно как и очиститься в эту минуту от скверны. Это делание весьма спасительно. Оно то же, что протирать глаза, идя против пыли; оно требует строгого внимания сердца. Собранный же уже всегда усерден и ревностен. Напротив, оставляя помыслы и пожелания неизверженными сокрушением и покаянием, рану оставляют в сердце. А сколько бывает незамеченных ран, сколько приражений! Не диво после сего охлаждение и падение. Помысл к помыслу легче родит пожелание, пожелание к пожеланию – согласие, а там уж и прелюбодейство внутреннее и падение. Непрестанно же кающийся все возочищает себя и расчищает себе дорогу.
  • Иметь откровение, то есть всякое недоумение, смущение или новое разумение свое открывать другому единомысленному или отцу своему духовному, с тем чтобы тот решал и определял достоинство и произносил суд. Этим избегаются застои и уклонения, приобретается навык самолично решать и, следовательно, сохраняется время, истрачиваемое иногда на пустое мечтание.
  • А главное, есть непрекращаемая безопасность, твердость убеждения непоколебимая, с которою в связи и твердость воли, и прочность действования."
 
Москва
Крещён в Православии
Любовь, Афанасий, конечно, большой молчун :) и не очень балует нас откровенными высказываниями, но, по-моему, он имеет в виду тот факт, что от грехов можно очиститься по-разному, в частности - так сказать, келейным покаянием, слёзной молитвой и т. п.
От себя же могу добавить: кто может знать, достаточно ли было такое его покаяние для отпущения греха Богом? А о таинстве покаяния Сам Господь сказал, что грехи - отпустятся.
Когда мы каемся келейно, то не имеем свидетельств, что грехи нам прощены, ведь никто на земле их не развязал. И как после этого идти к причастию? :confused:
 
Москва
Православный христианин
Когда мы каемся келейно, то не имеем свидетельств, что грехи нам прощены, ведь никто на земле их не развязал.
Не. Не так сказано.

"Истинно говорю вам: чту вы свяжете на земле, ту будет связано на небе; и чту разрешите на земле, ту будет разрешено на небе."

Не сказано, что если не свяжете и не разрешите, то не будет того на небе.
Иначе волю Бога ставим позади воли людей. Пусть даже и батюшек.
 
Москва
Крещён в Православии
Не. Не так сказано.

"Истинно говорю вам: чту вы свяжете на земле, ту будет связано на небе; и чту разрешите на земле, ту будет разрешено на небе."

Не сказано, что если не свяжете и не разрешите, то не будет того на небе.
Афанасий, читайте внимательно, что написано, а именно "Когда мы каемся келейно, то не имеем свидетельств..." Полагаться на Авось опасно даже в житейской жизни, а тем паче в жизни духовной.
 
Москва
Православный христианин
Афанасий, читайте внимательно, что написано, а именно "Когда мы каемся келейно, то не имеем свидетельств..." Полагаться на Авось опасно даже в житейской жизни, а тем паче в жизни духовной.
А кто говорил про авось?
Я не говорил.
Может Тина?:)
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху