Предвидение и предопределение Божие

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Я создаю робота, который решает убить или миловать моего друга. Я пишу для него одному мне известный алгоритм принятия этого решения. Т.е. допустим после включения он оценивает необходимость убийства по 100-бальной системе и если набирается 51 или более баллов - он убивает. После включения робот полностью свободен и повлиять на его решение никто не может. Но я, будучи автором алгоритма, вполне могу до включения робота выполнить эти вычисления и узнать, что результат будет - 73. Так вот зная это и все равно нажав на кнопку включения - буду ли я иметь право судить робота за убийство? И могу ли я объявить, ЧТО ВОЛЯ РОБОТА БЫЛА СВОБОДНА?

Почему непременно убивает? Почему не: до 50 точно не причиняет зла, а от 51 может убить или не убить?
Разве каждый "робот" существует изолированно и ни с кем не соприкасается?
Я мысль вашу, думаю, поняла, но полагаю, всё гораздо многограннее.
 
Крещён в Православии
Почему непременно убивает? Почему не: до 50 точно не причиняет зла, а от 51 может убить или не убить?
Во-первых, по тому, что я написал этот алгоритм так, а не иначе.
Во-вторых, что значит "может убить или не убить"? В смысле если результат будет 73, то запускается еще один алгоритм который принимает окончательное решение? Но это ничего кардинально не меняет, автором второго алгоритма также являюсь я и мне ничего не мешает просчитать его до включения. Или вы имеете ввиду, что при 73 окончательное решение будет мне неизвестно? Но позвольте, в это мысленном эксперименте я ставлю себя на место (Пожалуйста не кидайте в меня тухлыми помидорами) Творца, а робота на место человека. И это будет означать, что всезнание Господа ограниченно. Так ведь в этом и заключается обозначенное мной противоречие Всеведения, свободы воли и ответственности.
Разве каждый "робот" существует изолированно и ни с кем не соприкасается?
Это лишь усложнит задачу для понимания, но не изменит ее суть. Зная алгоритм каждого робота вполне можно просчитать и их взаимодействия, получить в результате смерть друга и все равно нажать на кнопку.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Вы процитировали мою мысль, но ответили совсем не на нее. Вопрос был совмещении "не тайности" воли и ее свободы.
Вот простая аналогия. Я создаю робота, который решает убить или миловать моего друга. Я пишу для него одному мне известный алгоритм принятия этого решения. Т.е. допустим после включения он оценивает необходимость убийства по 100-бальной системе и если набирается 51 или более баллов - он убивает. После включения робот полностью свободен и повлиять на его решение никто не может. Но я, будучи автором алгоритма, вполне могу до включения робота выполнить эти вычисления и узнать, что результат будет - 73. Так вот зная это и все равно нажав на кнопку включения - буду ли я иметь право судить робота за убийство? И могу ли я объявить, ЧТО ВОЛЯ РОБОТА БЫЛА СВОБОДНА?
Мы пытаемся обсуждать церковные вопросы, т.е. те вопросы которые взяты из Библии. Вы же пытаетесь внести частное условие. Иными словами, в Библии нет того, о чем Вы пишите. Если у Вас какое-то место вызывает подобные ассоциации, то укажите пожалуйста на это место - о нем и будем беседовать, но нет смысла беседовать о Вашем частном примере, который в своей основе, находится вне темы Библии. Нет смысла беседовать о частном философском измышлении на обобщенную библейскую тему. Это равносильно тому, что пытаться выпить море. Интересно - да, но не более.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Мы пытаемся обсуждать церковные вопросы, т.е. те вопросы которые взяты из Библии. Вы же пытаетесь внести частное условие. Иными словами, в Библии нет того, о чем Вы пишите.
Бог Единолично создал нас от начала и до конца, включая наш механизм принятия решений. Он знал ход всех наших жизней до того как дал нам бытие. Знал что мы, целиком Его творения, не будем жить по его законам. Зная все это Он все равно дал нам это бытие.
Что из этого идет вразрез с Библией?
Я привел эту данность в более понятном мысленном эксперименте. Показал всю несуразность суда при таких исходных данных. Теперь предлагаю знатокам объяснить мне почему это все на самом деле является вполне суразным.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Бог Единолично создал нас от начала и до конца, включая наш механизм принятия решений. Он знал ход всех наших жизней до того как дал нам бытие. Знал что мы, целиком Его творения, не будем жить по его законам. Зная все это Он все равно дал нам это бытие.
Что из этого идет вразрез с Библией?
Я привел эту данность в более понятном мысленном эксперименте. Показал всю несуразность суда при таких исходных данных. Теперь предлагаю знатокам объяснить мне почему это все на самом деле является вполне суразным.
Нет такого в Библии о чем Вы пишите, в Библии есть то, что мы созданы по Образу и подобию Божьему. Ваш пример с роботом является прямой противоположностью библейской темы. Вы описали создание гомункула или голема, на современный-технический лад. Робот у Вас чей храм выходит, образ чей? По православной вере, наше тело есть храм Божий, а Вы пишите о противоположных понятиях, постоянно меняя тему беседы. Сейчас тема уже касается бытия человека вообще и замысла Божиего о человеке и суде, но с позиции человек-гомункул/голем, а не человек Образ Божий - венец творения. Беседа таким образом ни к чему не приведет, так как мы уже беседуем не о Библии.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ну вот опять пошли комментарии о чём угодно, кроме того, о чём я спрашивал.
Разумеется. Вы очень интересно поставили вопрос - Трусость или слепая вера. Не думаю , что такая постановка вопроса всем покажется честной)
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Я пишу для него одному мне известный алгоритм принятия этого решения.
В том то и дело. Вы пишите алгоритм. Робот ничего не "решает", он работает по программе. А мы люди, мы сами себе создаем "программы" . Если она "нерабочая" и вредоносная (а она сперва именно такая и будет) - можем исправить (покаяться) и переписать её.
 
Крещён в Православии
В том то и дело. Вы пишите алгоритм. Робот ничего не "решает", он работает по программе. А мы люди, мы сами себе создаем "программы" . Если она "нерабочая" и вредоносная (а она сперва именно такая и будет) - можем исправить (покаяться) и переписать её.
Даже если так, все равно должен быть какой-то механизм, решающий какую программу написать. И работает он согласно своему естеству, которое дал ему Бог и отступить от него он не может. Как ни крути, а предвидение до сотворения - это предопределение. Может все-таки это большой опыт и как следствие очень точное предугадывание? Иначе не вижу вообще никакого смысла судить тостер за то, что он растопил засунутое в него мороженное.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
все равно должен быть какой-то механизм, решающий какую программу написать.
Это наша свободная воля.
предвидение до сотворения
У Бога нет никакого "до" и "после". Он вне времени, Он всегда! Это у нас есть время, у нас есть "до" Рождества Христова и после. Есть "до" нашего рождения и "после". Бог -Творец всего, включая время. И он неподвластен ему, своему творению.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Как ни крути, а предвидение до сотворения - это предопределение. Может все-таки это большой опыт и как следствие очень точное предугадывание? Иначе не вижу вообще никакого смысла судить тостер за то, что он растопил засунутое в него мороженное.
Тостер невозможно непрестанно направлять ко благу. Также тостер не может своей волей отвергать действие Божие как не нужную ему, для его тостера жизни, составляющую.
Промысл Божий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности.......Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере...."
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Бог Единолично создал нас от начала и до конца
Сравн.: "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: «Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каинана, и Каинан родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха» (Быт. 5:3–18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается – ибо сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву» (Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено, и снова попадая на землю, само собой или высеваемое другим, оно всходит, не создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах, куда бы ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой, семя всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не так, что Он каждый день создает и делает, потому что в первую седмицу сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день почил от всех дел Своих (Быт. 2ел.), как и Писание мне свидетельствует." Слова, которые относят преп. Иоанну Дамаскину, Беседе сарацина с христианином https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/saracin/ . Считают еще, он их не говорил, есть другой автор и т.д. У меня нет возможности делать догматические соответствия в данном отношении. Плохо знаю творчество православных Богослов, апостола Иоанна, святителя Григория, преп. Симеона. Чтобы найти действительное логическое основание для ваших поисков, пробуйте библиотеку азбуки, или поинтересуйтесь у преподавателя догматического Богословия А. М. Леонова, патролога и иерея Г. Каптена в ответах на вопросы форума. Сам бы спросил у них, но затрудняюсь сформулировать вопрос.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Тостер невозможно непрестанно направлять ко благу. Также тостер не может своей волей отвергать действие Божие как не нужную ему, для его тостера жизни, составляющую.
Промысл Божий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности.......Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере...."
Вы либо не понимаете о чем я говорю, либо не хотите понимать. И как вообще к теме относится промысел? Если Вы не хотите вникать в суть моих аргументов и говорить по существу вопроса, то в дальнейшем я не буду отвечать на ваши посты.
Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю
Ну это все равно что сказать: "Я всего лишь выстрелил в человека, но кровью до смерти он истек САМ"
К тому же, насколько мне известно, однозначного ответа на вопрос: "Откуда у новорожденного берется душа" - нет. И главенствующая версия - Бог дает ее при зачатии. Цитаты не приведу. Информация получена из проповедей в храме о грехе абортов.
Это наша свободная воля.
Но она ведь как-то устроена и принимает решения по какому то принципу. И принцип этот ей задал Сам Бог
У Бога нет никакого "до" и "после". Он вне времени, Он всегда! Это у нас есть время, у нас есть "до" Рождества Христова и после. Есть "до" нашего рождения и "после". Бог -Творец всего, включая время. И он неподвластен ему, своему творению.
Но последовательность действий же у Него есть. Сначала ангелов создал, потом повоевал с ними, потом наш мир сотворил. Этапы творения тоже имеют последовательность.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
После "земли" см. четвертое предложение, в части "семя всякого", "само собой", "повинуясь первому" и т.д.
Логически это верно, а фактически, не знаю. Напомню, слышал: данный труд преп. Иоанна Дамаскина некоторые исследователи считают словами другого человека. Почему и предложил интересоваться у православных Богословов, которые непосредственно у Бога получили соотв. знание, напомню их, апостол Иоанн, святитель Григорий, преподобный Симеон, напр., в библиотеке азбуки. Точка ли зрения православной церкви, или нет (что мы услышали у преп. Иоанна Д., или то слова др. человека, возможно приписанные памяти преподобного).
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Вы либо не понимаете о чем я говорю, либо не хотите понимать. И как вообще к теме относится промысел? Если Вы не хотите вникать в суть моих аргументов и говорить по существу вопроса, то в дальнейшем я не буду отвечать на ваши посты.
Бог каждого ведет к вечной жизни. До того, как родился любой человек, Бог хотел его спасения и о своем спасении любой человек узнал потому, что об этом ему сообщил Бог. Вы не исключение, Вы также пишите о возможности спасения или не спасения и узнали Вы об этом из книги - откровения именуемой Библия. Нас не было, а Библия была.
Что Вам конкретно непонятно? Откуда Бог знает захотите ли Вы или иной человек того, чего хочет Бог, вам непонятно? Вам ответил Вадим, #37
"...Но воля, как и любой плод созревает и имеет под собой духовную основу. Просто смотря на "ингридиенты" имеющиеся в этой основе, Бог знает, что у вас получиться.....".
Я привел пример с деревом - достаточно глянуть на дерево (вы написали, очень точно, процесс). Достаточно взглянуть на процесс, а плоды известны.
Что не ясно напишите пожалуйста?
Как ингредиенты заменить не ясно? Но для этого и существует этот сайт, чтобы люди знали, как изменить свои старые ингредиенты на новые и старый процесс заменить на новый процесс. Это и есть свободная воля - заменить в себе старый процесс на новый процесс или не менять. У Вас, что этой воли нет? Есть воля, Вы не тостер и не робот. А если Вы не тостер и не робот, то в чем вообще дело? Вопрос сразу снимается - автоматически, поэтому сам предмет беседы отсутствует.
А перешел я на Вашу личность так как, Вы в самом вопросе, начали повествование от первого лица.
Ваши слова.
я пойду на новый виток Божественного Проведения?
Промысел, по латыни звучит как Провидение и оно действует здесь и сейчас, а не в какой-то, будущей жизни на новом витке. Я же Вам писал, что будущее начинается здесь и сейчас, с этого и начаться наша беседа.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Что не ясно напишите пожалуйста?
Как ингредиенты заменить не ясно?
Не ясна сама суть свободы воли. Не ясно по какому принципу человек выбирает те, а не иные ингредиенты. И как Создатель этого принципа может спрашивать с его носителя почему этот принцип привел именно к этому набору ингредиентов и как следствие решению. Ведь Он работал так, как его создали. Отсюда и пример с тостером.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Не ясна сама суть свободы воли. Не ясно по какому принципу человек выбирает те, а не иные ингредиенты. И как Создатель этого принципа может спрашивать с его носителя почему этот принцип привел именно к этому набору ингредиентов и как следствие решению. Ведь Он работал так, как его создали. Отсюда и пример с тостером.
Суть свободы воли я затрудняюсь назвать, но православие предлагает человеку очень странную штуку. Эта странная штука называется познать себя самого. Как я понимаю, то если этого не делать, это автоматически значит отказ от себя и своей воли, так как не знающий себя человек, сразу попадает под чужую волю.
Создатель же ни с кого не спрашивает, Он разделяет. Отделяет одно от другого.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Ребята обратитесь к определению логосов, к воле, которая логосно находится в природе, потом к гномической воле, которая принадлежит ипостаси, учтите то, что тварный мир дважды кардинально изменялся, изменялся как реакция Бога на действия гноми, и многие недоразумения, потеряют свою актуальность.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Не ясна сама суть свободы воли.
Не ясно по какому принципу человек выбирает те, а не иные ингредиенты.
И как Создатель этого принципа может спрашивать с его носителя почему этот принцип привел именно к этому набору ингредиентов и как следствие решению. Ведь Он работал так, как его создали.
Отсюда и пример с тостером.
Потрясающе от слова до слова!
Какая у робота может быть свобода воли!
Хочется узнать, а где у робота кнопка настроек...
изобретатель... накосячил, что машинка не туда поехала,

Дарвин в коме.вместе с обезъяной.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Но она ведь как-то устроена и принимает решения по какому то принципу. И принцип этот ей задал Сам Бог
Так в том то и дело, что свобода воли ( и её "устройство") дарованы нам как творческое начало. А оно не "программно", оно не работает по "алгоритмам". Например:
array = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]
for i in array:
print i
#if i == 5:
# break
else:
print 'Finish'
- Это примитивный пример цикла в программе. Тут всё четко и ясно. А свобода воли ничего общего с этим не имеет. Она не сложнее и не проще, она иной природы, творческой.
Бог даровал нам именно свободу воли и способность к творчеству. Ничего общего ни с кофеварками, ни с компами не имеет. Именно поэтому все эти нейросети и "ИИ" никогда человеком не станут, даже будучи "умнее". Они интересны, полезны, и могут много хорошего дать (равно как и не меньше , а то и больше плохого). Но с интеллектом и душой человека у них принципиальная разница, сущностная.
Этапы творения тоже имеют последовательность.
Это для нас они имеют последовательность. Потому что мы сами - такое же творение (хоть и самое лучшее).
1. Если допустить что для Бога было "вчера" и будет "завтра" - значит признать, что ОН, Создатель, зависит от творения. Это невозможно.
2. Время - категория материального мира, а Бог есть Дух. Он может действовать во времени (в нашем понимании), но Сам от времени не зависит.
 
Крещён в Православии
Эта странная штука называется познать себя самого. Как я понимаю, то если этого не делать, это автоматически значит отказ от себя и своей воли, так как не знающий себя человек, сразу попадает под чужую волю.
Вот бы еще знать как. Тупо исполняя волю Создателя, прописанную в Священном Писании? Может и так, но для меня это звучит противоречиво.
Она не сложнее и не проще, она иной природы, творческой.
Бог даровал нам именно свободу воли и способность к творчеству. Ничего общего ни с кофеварками, ни с компами не имеет.
Чтобы утверждать, что свободная воля обладает иной природой - нужно как минимум эту природу знать. Объяснить в чем суть творческой природы Вы, как я понял, не можете. Значит написанное является лишь Вашей догадкой.
Это для нас они имеют последовательность. Потому что мы сами - такое же творение (хоть и самое лучшее).
1. Если допустить что для Бога было "вчера" и будет "завтра" - значит признать, что ОН, Создатель, зависит от творения. Это невозможно.
2. Время - категория материального мира, а Бог есть Дух. Он может действовать во времени (в нашем понимании), но Сам от времени не зависит.
Я знаю в Писании говорится что для Бога день как 100 лет и 100 лет как день. Но про отсутствие последовательности действий нигде не встречал. Не дадите цитату? Или опять догадка? Зато слышал, что наш мир - это упрощенный симулятор мира духовного. Как в духовном мире объяснить последовательность без земного времени? Самый просто вариант - направление времени в духовном мире перпендикулярно земному. Поэтому вся раскладка как на ладони. Я не утверждаю, что это так, просто хочу показать, что варианты есть
 
Сверху