- Армянская Апостольская церковь
Как "единое Богочеловеческое Лицо" может иметь индивидуальность человеческой личности? Не понимаю. Тигран, Вы точно это хотели сказать?
Мы считаем, что невозможно говорить о природе или понимать природу без лица. По этой причине надо называть по двум природам два лица или же по одному лицу одну природу, или же ни одну из этих, а искать нечто среднее, которая есть добродетель и озарение истины. Слово восприняло от Девы как человеческую природу, так и человеческое лицо. И как лицо Слова и лицо человека посредством соединения мы исповедуем как одно лицо, так и природы — Божественную и человеческую мы исповедуем, как одну — в несказуемом единении, и животворное и спасительное тело исповедовать с утробы Девы до вечности как страдаемым и смертным по природе, и нестрадаемым и бессмертным по соединению со Словом, и божественные называть человеческими и одновременно человеческие — божественными по несказуемому соединению, как то учат нас слова Святых Отцов. Это и есть средний путь спасения.
Лицо есть нечто преобладающее в человеке, которое собирательно содержит все чувственные части, без которых человек не может быть или считаться ни человеком, ни живым. Если Христос не есть некто, следовательно Он — безликий, но будучи, безликим, не может быть назван ни человеком, ни живым.
Не надо понимать другого человека, как «некоего», кроме как Господа Иисуса Христа, соединенного из Божества и нашего человечества несмешанно и нераздельно. И тело Слова сформировалось и образовалось после того, как Слово Бог сочло достойным поселиться в утробе Святой Девы, вследствие чего мы говорим, что одновременно и вместе свершилось Таинство воплощения и соединения. И тем же сформированным и образованным телом Слово Бог претерпело человеческие страсти: девятимесячное пребывание в утробе, рождение, рост, утомленность, алкание, жажду, тоску, страх, незнание, смерть, воскресение.
Ну а если была всего лишь человеческая природа без лица, тогда эти слова из Святого Писания: «И вот, говорил Ангел Святой Деве, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Ииусус» нужно отнести ко всей человеческой природе. Выходит, что весь род человеческий был зачат и рожден.
Также у Христа были личностные признаки человека. Они обозначаются следующим: местностью, родителями, наружностью, действиями и страстями. Эти признаки могут быть в каждом, но их собирание воедино не просматривается ни в ком другом. Так по местности наш Господь — назаретянин; родитель — Святая Дева; наружность — то чем знакомился, и что делало Его узнаваемым и отличаемым от других, действия — чудеса, которые Он совершал с людьми; страсти — крещение, распятие, погребение, трехдневное воскресение, вознесение и все последующее.
Как видите, Лицо Христа имело человеческую индивидуальность.
Источник: Книга «Возвращение», Гевонд Оганесян, 2018