Помогите найти в канонах Церкви

Православный христианин
Слава Богу!
Когда-то в канонах мне попадалось такое, что если священнослужитель знает о совершающемся преступлении, но не препятствует этому никак, то он тоже подлежит наказанию.

Там еще термин был интересный, тоже не могу вспомнить. По смыслу похоже на "соучастие", но по-другому звучит и смысл немного другой.
Буду рад если кто-то подскажет или помолится мученику Трифону о помощи в поиске.

Благодарю за внимание.
 
Православный христианин
Слава Богу!
Когда-то в канонах мне попадалось такое, что если священнослужитель знает о совершающемся преступлении, но не препятствует этому никак, то он тоже подлежит наказанию.

Там еще термин был интересный, тоже не могу вспомнить. По смыслу похоже на "соучастие", но по-другому звучит и смысл немного другой.
Буду рад если кто-то подскажет или помолится мученику Трифону о помощи в поиске.

Благодарю за внимание.
Брат мой, лучше задумайся над словами Господа: "Не суди́те, да не судимы будете" (Мф.7:1).
Занимайся своим бревном в глазу, и тогда тебе не нужно будет просить мученика Трифона.
 
Православный христианин
Не совсем ясен вопрос. Два несколько схожих по смыслу правила,пожалуй, есть.

Халкидонского Вселенского Собора 18-е: Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своего степени.

Карфагенского Поместного Собора 147-е: Угодно было: если епископ скажет, что кто-то ему наедине исповедовал свое преступление, а тот будет отрицать, пусть епископ не вменяет себе в оскорбление то, что ему одному не доверяют. Если же он скажет, что от смущения своей совести не хочет быть в общении с отрицающим, то пока отлученного не принимает в общение свой епископ, пусть другие епископы в общение с этим самым епископом не вступают, чтобы епископ лучше остерегался говорить против кого-либо то, чего не может подтвердить доказательствами перед другими.
Но здесь смысл обратный, о хранении тайны исповеди.
 
Православный христианин
Когда-то в канонах мне попадалось такое, что если священнослужитель знает о совершающемся преступлении, но не препятствует этому никак, то он тоже подлежит наказанию.


Согласно основ социальной концепции РПЦ (которые не противоречит, подчëркивают каноны и подкреплены ч.3 чт.69 ГПК и ч.3 ст.56 УПК)

"В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди."


Думаю, препятствовать священник может только убеждая передумать совершать грех или не раскрывая личности преступника, сообщить о преступлении, что б защитить тех кому грозит опасность и предотвратить преступление.

В Постановлении КС РФ от 2004 года №13-П разъяснятся, что священнослужитель может раскрыть тайну исповеди для предотвращения уголовного преступления, по не уголовным делам эти разъяснения отсутствуют.

 
Православный христианин
Там другое, не связанное с тайной исповеди.

Например если в епархии венчают православных с еретиками (а это запрещено канонами), а какой-то священник знает, но молчит, то он тоже становится виновным. Даже если сам не венчает.

Смысл в том, что если преступник не получает епитимью от людей, то ее дает Бог. (Святитель Серафим (Соболев) об этом говорил). И молчащий, но не венчавший священник также пострадает как и виновные в неканонических венчаниях. Даже если Правящий Архиерей не наложит епитимью - накажет Бог.

По смыслу видел сходное в Писаниях - если пастырь не предупреждает согрешающих, то вина за их грех ложится на него.

Мне это нужно не для обвинения или осуждения, а чтоб предупредить знакомого священника. Получил серьезные саидетельства, что следует это сделать когда искал волю Божию. Хотя, как человек могу ошибаться. Прошу молитв о мне грешном.

П.С. Еще вопрос по теме - есть ли в Предании о подобной ответственности по отношению к мирянам? Тоесть мирянин знает о преступлении, но не участвует в нем и ничего не делает для предотвращения. Грех ли это?

(Особенно в вопросах канонических. Обычно это не должно касаться мирян, но вот если мирянин узнал, что каноны нарушаются. Должен ли он что-то делать?).
 
Православный христианин
Там другое, не связанное с тайной исповеди.

Например если в епархии венчают православных с еретиками (а это запрещено канонами), а какой-то священник знает, но молчит, то он тоже становится виновным. Даже если сам не венчает.

Смысл в том, что если преступник не получает епитимью от людей, то ее дает Бог. (Святитель Серафим (Соболев) об этом говорил). И молчащий, но не венчавший священник также пострадает как и виновные в неканонических венчаниях. Даже если Правящий Архиерей не наложит епитимью - накажет Бог.

По смыслу видел сходное в Писаниях - если пастырь не предупреждает согрешающих, то вина за их грех ложится на него.

Мне это нужно не для обвинения или осуждения, а чтоб предупредить знакомого священника. Получил серьезные саидетельства, что следует это сделать когда искал волю Божию. Хотя, как человек могу ошибаться. Прошу молитв о мне грешном.

П.С. Еще вопрос по теме - есть ли в Предании о подобной ответственности по отношению к мирянам? Тоесть мирянин знает о преступлении, но не участвует в нем и ничего не делает для предотвращения. Грех ли это?

(Особенно в вопросах канонических. Обычно это не должно касаться мирян, но вот если мирянин узнал, что каноны нарушаются. Должен ли он что-то делать?).
О канонических аспектах церковного брака
III. Браки с инославными христианами

Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.
Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»3.
Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.
Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

IV. Браки с нехристианами
Не освящаются венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»4.
В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая
Читать подробнее
Все же не зная всех нюансов, не стоит делать поспешные выводы.
 
Украина
Православный христианин
Слава Богу!
Когда-то в канонах мне попадалось такое, что если священнослужитель знает о совершающемся преступлении, но не препятствует этому никак, то он тоже подлежит наказанию.

Благодарю за внимание.
Есть епископ для таких вопросов, он же и называется надзирающий, наблюдающий. Мне кажется что не стоит кого либо обвинять без иссследования. По общему правилу нам бы конечно не стоило кого либо судить, и если это не затрагивает кого либо ещё то и покрыть или оставить грех брату своему. Везде есть индивидуальная ситуация, и то что нам кажется ещё не есть какой либо истиной.
 
Православный христианин
В Постановлении КС РФ от 2004 года №13-П разъяснятся, что священнослужитель может раскрыть тайну исповеди для предотвращения уголовного преступления, по не уголовным делам эти разъяснения отсутствуют.

По ссылке нет такого, и не может быть: у нас Церковь отделена от государства, и потому никакой Конституционный Суд не вправе снимать церковные канонические запреты.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
По ссылке нет такого, и не может быть: у нас Церковь отделена от государства, и потому никакой Конституционный Суд не вправе снимать церковные канонические запреты.
Чего нет по ссылке и чего не может быть? Вам ответили на вопрос, если вам не понятно - уточните, прежде чем вступать в спор.
 
Православный христианин
Чего нет по ссылке и чего не может быть?
Факта, указанного в процитированном мною тексте.
Вам ответили на вопрос, если вам не понятно - уточните, прежде чем вступать в спор.
Я пока ни о чём не спросил.
 
Православный христианин
Факта, указанного в процитированном мною тексте.Я пока ни о чём не спросил.
Сударь, в постановлении КС РФ уточняется про ст. ст. 69 ГПК и 56 УПК из которого (постановления) священнослужитель (законом РФ определено кто это) может (то есть ему не запрещено законом РФ) раскрыть тайну исповеди (сведений). Церковь отделена от государства, но при этом ни церковь, ни граждане, служащие там не являются вне закона.
 
Православный христианин
...в постановлении КС РФ уточняется про ст. ст. 69 ГПК
Нет такого по Вашей ссылке.
и 56 УПК из которого (постановления) священнослужитель (законом РФ определено кто это) может (то есть ему не запрещено законом РФ) раскрыть тайну исповеди (сведений). Церковь отделена от государства, но при этом ни церковь, ни граждане, служащие там не являются вне закона.
Нет такого в ст. 56 УПК. Есть противоположное:
"УПК РФ Статья 56. Свидетель
...
3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
...
4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;".
http://www.consultant.ru/document/c...7c5056bf106c05fef784cec9ee15521d7c/#dst100534 .
 
Крещён в Православии
П.С. Еще вопрос по теме - есть ли в Предании о подобной ответственности по отношению к мирянам? Тоесть мирянин знает о преступлении, но не участвует в нем и ничего не делает для предотвращения. Грех ли это?
Вроде бы в Псалмах : видевший крадущего уже благоволил ему и с блудниками удел его...
 
Православный христианин
Вроде бы в Псалмах : видевший крадущего уже благоволил ему и с блудниками удел его...
Прости брат, но это по Авдеенко:
Пс.49:5 если ты видел крадущего, то благоволил ему,

и с прелюбодействующими – удел твой.
У царя Давида этих слов нет.
"а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство" (Пс.49:17-19).
 
Крещён в Православии
Прости брат, но это по Авдеенко:
Пс.49:5 если ты видел крадущего, то благоволил ему,

и с прелюбодействующими – удел твой.
У царя Давида этих слов нет.
"а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство" (Пс.49:17-19).
Вы по еврейски читаете? Я тоже нет... остаётся нам сирым на других переводчиков опираться.... Опять же в еврейском контекст предложения много значит....
 
Крещён в Православии
"а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство" (Пс.49:17-19).
Почитал в Септуагинте, в подстрочном переводе, Авдеенко правее чем этот текст... синодальный?
 
Православный христианин
Почитал в Септуагинте, в подстрочном переводе, Авдеенко правее чем этот текст... синодальный?
Читаем:
Ты́ же возненави́дѣлъ є҆сѝ наказа́нїе и҆ ѿве́рглъ є҆сѝ словеса̀ моѧ̑ вспѧ́ть. А҆́ще ви́дѣлъ є҆сѝ та́тѧ, те́клъ є҆сѝ съ ни́мъ, и҆ съ прелюбодѣ́емъ у҆ча́стїе твоѐ полага́лъ є҆сѝ: (Пс.49:17-18)https://azbyka.org/biblia/?Ps.49&utfcs
 
Крещён в Православии
Читаем:
Ты́ же возненави́дѣлъ є҆сѝ наказа́нїе и҆ ѿве́рглъ є҆сѝ словеса̀ моѧ̑ вспѧ́ть. А҆́ще ви́дѣлъ є҆сѝ та́тѧ, те́клъ є҆сѝ съ ни́мъ, и҆ съ прелюбодѣ́емъ у҆ча́стїе твоѐ полага́лъ є҆сѝ: (Пс.49:17-18)https://azbyka.org/biblia/?Ps.49&utfcs
Ну вот, вы сами убедились, что Авдеенко правильно толкует и по ЦСЯ и по Септуагинте с греческого...
 
Сверху