Юрий, если женщина будучи христианкой вышла замуж за мусульманина- то расторгать(там в теме про смешанный брак не понятно, была ли она христианкой в момент вступления в брак или была неверующей). Если женщина была неверующей или язычницей и вышла замуж за мусульманина, а потом стала христианкой- то расторгать брак не надо, если не против другой супруг и если он не мешает ее вере.
Это не мое личное мнение. Я так понимаю 72 правило и слова апостола.
А если неверующий супруг не против жить с супругом-христианином и не мешает его вере, но против того, чтобы воспитывать детей в православной вере? И при этом в случае развода дети останутся с неверующим из супругов? Вроде бы, исходя из принципа «
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены»?
(1Кор.7:12-17) получается - в случае развода дети останутся с неверующим супругом и будут воспитываться не в православной вере, а если не разводиться, то есть надежда неверующего супруга обратить в Православие, а следовательно, и детей.
Но Никодим (Милаш) в толковании на 72 правило пишет (
http://azbyka.org/otechnik/Nikodim_M...olov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/223):
"
Однако, для правильного разумения, нужно иметь в виду, что апостол, оставляя разноверных супругов в браке, признает, следовательно, законную силу их брака только в том случае, когда этого желает и на это соглашается супруг, не исповедующий православной веры. ... При этом, в своем ответе апостол требует, чтобы в брачной жизни разноверных супругов господствующей была православная вера, т.е. что православный супруг должен пользоваться не только полной свободой в исповедании своей веры и совершении добрых дел по учению Христа, но и имет нравственное влияние на всю семейную жизнь, так как этим, по словам апостола, «святится» этот смешанный брак, и муж, не исповедующий правой веры, освятится женою, исповедующею правую веру, жена же, не исповедующая правой веры, освятится мужем, исповедующим правую веру, иначе, присовокупляет апостол, "дети ваши были бы не чисты", как плод плотского только, неочищенного союза, между тем теперь, под влиянием Христовой веры, освящающей все, они «святы». Из этого следует необходимое условие при разрешении смешанных браков, что дети, рожденные от этого брака, должны во всяком случае воспитываться в православной вере.
...
На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: ... 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне православной церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в христианской, православной вере; ...
Это — строго каноническое учение православной церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков православной церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда."
Т.е. согласно Никодиму (Милашу) неверующий супруг "
святится о" верующем только если
"в брачной жизни разноверных супругов господствующей была православная вера". И Никодим (Милаш) настаивает что дети обязательно должны воспитываться в православной вере.
Возникает опасение, что несмотря на соображения, которые я изложил, брак все равно должен быть расторгнут, хоть дети и останутся с неверующим супругом, так как в случае, если они не будут воспитываться в православной вере, неверующий супруг не освящается верующим.
Но вот как толкует отрывок
1Кор.7:12-16 Толковая Библия под ред. А.
Лопухина (
http://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_64/7):
"
Причина, по которой Апостол дозволяет такие смешанные браки, заключается в освящающей силе христианской религии, которая (сила) же только не дает возможности неверующей стороне запятнать верующую, но даже оказывает известное освящающее действие на неверующего супруга. — «Освящается» (ηγίασται) — точнее: «освящен» или «посвящен». Нехристианская сторона уже освящена в христианской чрез свое согласие жить с христианскою. Это согласие есть тоже, что вера в отношении верующего ко Христу. Нехристианин-супруг уже посвящен Богу чрез внутреннее и внешнее общение с супругою-христианкою. — Чтобы доказать действительность такого освящения и посвящения Ап. ссылается на общеизвестный в Церкви факт: «дети ваши... святы». Ап. хочет этим сказать следующее. Если мать-христианка признает, что дети ее святы, хотя отец их язычник, то тем более она должна верить в освящающее значение свое по отношению к мужу-язычнику. Дети имеют на себе прирожденную нечистоту, они не могут еще выразить и согласия своего оставаться с матерью-христианкою, однако же они действительно святы (άγια сильнее выражения ηγίασται), действительно освящены и посвящены Богу в силу внутреннего общения с родителем или родительницей-христианами. Тем более могут быть освящены взрослые люди, неверующие во Христа супруги, в силу своего общения с супругами христианами. — По всему вероятию, Ап. имеет здесь в виду таинство крещения, которое, по свидетельству Оригена (comment. in epiet. ad. Kor. t. V:9), было совершаемо при Апостолах и над детьми. Впрочем, он здесь приписывает детям «святость» не в силу совершаемого над ними крещения, но самое это крещение, по контексту речи, являлось для него знамением и фактическим доказательством того святого состояния, в котором находились дети христиан. Так евреи не потому становились потомками Авраама, что принимали обрезание, но самое их происхождение от Авраама давало им право на получение обрезания. Все дело заключается здесь в тесном внутреннем общении детей с родителями христианами, благодаря которому они состоят в благодатном союзе со Христом."
Если Никодим (Милаш) пишет, что неверующий супруг "
святится о" верующем только если
"в брачной жизни разноверных супругов господствующей была православная вера", то здесь пишется, что "
Нехристианская сторона уже освящена в христианской чрез свое согласие жить с христианскою... Нехристианин-супруг уже посвящен Богу чрез внутреннее и внешнее общение с супругою-христианкою."
Также, вопрос, что подразумевается под выражением
«дети ваши... святы»? Никодим (Милаш), как видно из его слов, понимает это так, что дети крещены и воспитываются в православной вере. Также и
Ефрем Сирин в своем толковании на
1 Кор. пишет (
http://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/7): "
А если бы то, что я сказал, было не так, то, следовательно, дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты, — но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им (1Кор.7:14)."
Но
Иоанн Златоуст в своем толковании (
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/19) пишет: "
Затем представляется и доказательство: если ты, будучи нечистой, рождаешь дитя, которое происходит не от одной тебя, то неужели и оно нечисто или чисто только в половину? В настоящем случае оно не нечисто: «иначе, — продолжает (апостол), — дети ваши были бы нечисты, а теперь святы», т.е. не нечисты. Называет их святыми для того, чтобы таким сильным названием опять отогнать опасение супругов." Т.е.,
Иоанн Златоуст трактует здесь выражение "святы" как "не нечисты".
Также, следуя
Иоанну Златоусту, это выражение трактует
Феофилакт Болгарский (
http://azbyka.org/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/7): "
Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты. "А теперь святы." (1 Кор. 7:14) То есть не нечисты. Излишним выражением «святы» апостол изгоняет страх подобного подозрения."
И
Феофан Затворник толкует (
http://azbyka.org/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/3): "
В подобном же смысле и дети от таковых браков святы. Не в том смысле святы, как святы христиане, ибо дети и от христиан освященных рождаются в таком состоянии, что требуют освящения таинствами, — но в том, что не суть нечистые, незаконнорожденные, непотребные дети."
И Аверкий (Таушев) пишет (
http://azbyka.org/otechnik/Averkij_T...jashennogo-pisanija-novogo-zaveta-apostol/2_7): "
Равным образом и дети от такого брака не должны рассматриваться, как «нечистые» в смысле — незаконнорожденные."
Как же все-таки трактовать
«дети ваши... святы»? И неужели во времена Апостолов не было ситуаций, когда, вопреки верующему супругу дети воспитывались не в православной вере?
И никто из Святых Отцов, чьи толкования приведены на azbyka.ru, не пишет о том, что в случае если неверующий супруг против воспитания детей в православной вере, то он не освящается верующим и брак должен быть расторгнут. В случае, если неверующий супруг мешает верующему соблюдать православную веру - тут, например,
Иоанн Златоуст пишет: "
Например, если он повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие. «Брат или сестра в таких случаях не связаны». Если неверный ежедневно из-за этого оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться." А что брак нужно расторгнуть, если неверующий супруг против воспитания детей в православной вере - об этом
Иоанн Златоуст не пишет, также как и другие Святые Отцы, чьи толкования приведены на сайте.
Также и в 72 правиле об этом не говорится.
Ефрем Сирин в толковании на 1 Кор. толкует так, что дети "
чисты, если пребудут в вере, которую я предал им", но и он не пишет о том, что если дети воспитываются не в православии, то неверующий супруг не освящается верующим.
В дореволюционной России был закон (
http://civil.consultant.ru/reprint/books/211/10.html):
"Если жена или одна из жен магометанина или другаго лица нехристианского
исповедания примет св. крещение, то брак ея может оставаться в своей силе,
без утверждения онаго венчанием по правилам Православной Церкви,
но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:
1) имеющих родиться от них с того времени детей, которые должны быть
крещены в Православную веру, ни прельщениями, ни угрозами, ниже
другими какими либо способами, не приводить в свой закон, и жене
своей, за содержание Православной веры, поношения и укоризны не
наносить; ... В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать
вышеизложеные обязательства... брак их расторгается. 1836 Окт. 14".
В случае, если неверующий супруг принадлежал к иудейской религии, то должен был дать аналогичную расписку, независимо, жена это или муж.
Правда, в процитированном законе речь идет только о детях, родившихся после принятия уверовавшим супругом крещения.
Но одно дело, когда в случае развода дети остаются с верующим супругом, и другое - когда с неверующим. (Правда, не знаю, в Российской Империи в случае отказа неверующего супруга дать обязательство, с кем оставались дети рожденные ранее. Может быть, было так, что, в то время, как рожденные после крещения дети должны воспитываться в православной вере, дети, рожденные до крещения могут остаться с неверующим супругом и воспитываться не в православии. Но если считать, что пусть лучше рожденные до крещения дети останутся с неверующим супругом, чем рожденные после крещения будут воспитываться не в православии - тогда вопрос, а если обстоятельства таковы, что появление новых детей маловероятно или вообще, или, по крайней мере, в ближайшие годы? Тогда - в случае развода дети остаются с неверующим супругом, а если не разводиться - новые дети маловероятно, что будут, и есть надежда обратить в православие неверующего супруга, а, следовательно, и детей ). Хотя Никодим (Милаш) жил в Австрийской Империи, где господствующей религией было католичество, и, понятно, православные не имели преимуществ при разводе.
Опять же, повторюсь, ни толкования Святых Отцов, приведенные на этом сайте, ни 72 правило не говорят о том, что брак нужно расторгнуть, если неверующий супруг против воспитания детей в православной вере.
В "Номоканоне в 14 титулах" приводится византийский закон из Кодекса Юстиниана, который говорит, что "
Когда родители - разной веры и религии, берет перевес воля того, который избирает для детей православную веру, хотя бы на противной стороне был отец" и другой
закон (впоследствии отмененный), который говорит, что "
если один их супругов - православный, другой - еретик, то дети их должны быть православными". Здесь, кстати, не говорится о том, что
речь только о детях, рожденных после принятия православия. Также не говорится и о разводе.
И законы эти были - законы государства, то есть обязательные не только для православных, но для всех жителей государства, так что неверующий супруг тоже должен был подчиняться этому закону. Вероятно, в случае разногласий о том, в какой вере воспитывать ребенка, православный супруг мог прибегнуть к помощи государства. И в случае развода, как пишет Никодим (Милаш) в книге "
Церковное право" (с. 623), православный супруг пользовался всеми преимуществами. Так что, надо полагать, после развода дети оставались с православным супругом.