По поводу праздника Успения Божией Матери

Украина
Православный христианин
Всё меня мучает этот вопрос о праздниках Богородицы. С одной стороны понимаю что праздник установлен по Преданию, по тому что передано из уст в уста.
Недавно прочёл у греческого богослова что сначала в первые четыре века от Рождества Господа нашего Иисуса Христа праздник назывался " День прославления Божией Матери".
Паломники со всего мира приезжали в Иерусалим проходили путь от Назарета в Иерусалим и там где произошло сидение Богородицы перед Рождеством Господа (кафизма), недалеко от Вифлеема стоял храм Кафизмы (сидения) Божией Матери. Потом император Маврикий поставил храм на гробе Божией Матери в Гефсиманском саду у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме, и праздник начал называться Успение, так как люди шли к месту погребения Божией Матери, где как бы и кончалось их паломничество в честь Пресвятой.
Так как престольный праздник этого храма был 15 августа то эта дата закрепилась как день Успения Божией Матери.

Но меня интересует иной вопрос. До 4 го века от Рождества Христова каких-либо исторических документов (посланий, свидетельств святых и даже свидетельства из житийного повествования) об этих событиях нет. Следовательно все апокрифы или исторические произведения о Божией Матери были составлены в середине четвёртого векаи позже, то есть не ранее третьего вселенского собора в Эфесе, который утвердил почитание именно БОГОРОДИЦЫ. Не знает ли кто -либо всё же какой либо исторический документ до третьего века (желательно не апокриф) или археологический материал по поводу этого праздника????

Единственными артефактами или лучше святынями подтверждающими эти события являются погребальные пелены и пояс Божией Матери которые хранились во Влахернском храме в Константинополе, но может быть ещё кто что знает, заранее благодарен за любые сведения.
 
Украина
Православный христианин
Отче, на Азбуке искали?
Да я уже третий год изучаю всё что могу об этом празднике. Понимаю интуитивно что до четвёртого века от Рождества Господа, пока не восстали богохульные Ария и Несторий, Церковь Святая передавала сведения о Пречистой из уст в уста, а потом уже были написаны и апокрифы и сказания и т.п. Но вдруг думаю есть и ещё что либо археологическое или какие новые исторические сведения найдены.

Конечно наличие погребальных пелен которые хранила благочестивая царица Пульхерия во Влахерене и пояс Божией Матери видели наши русские купцы паломники с удивительными именами и фамилиями такими как новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, что собственно греет душу, но вдруг ещё что есть...)))

о ризе и поясе пресвятой Богородицы. Феодор чтец (I, 5) говорит, что благочестивая супруга императора Маркиана Пульхерия построила молитвенные домы или храмы: Влахернский, Халкопратийский и Одигийский (***), и в первом из них были положены погребальныя пелены и риза, во втором пояс, а в третьемь икопа Богоматери, написанная евангелистом Лукою. Когда же бывшие после Маркиана и Пульхерии императоры возобновляли и украшали эти храмы: то как риза и пояс Богоматери, так и другия святыни были торжественно переносимы из одного храма в другой;
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Отче, возможно, ответ найдется у специалистов - историков Церкви. Может быть, искать таких специалистов?
Я пытаюсь найти какие либо исторические записи передачи из Иерусалимской поместной церкви в Константинопольскую святынь Божией Матери( погребальные пелены, риза и покров ( повой). Пока я просто находил записи что это было в определённое время, но так скажем без ссылок на источники. Конечно понять бы где эти святыни хранились до этой передачи было бы для меня как елей на сердце.
 
Украина
Православный христианин
Даже если Вы никогда не получите ответ на ваш вопрос, я рад, тем не менее, что вы его задали и опубликовали. Мне тоже интересно.
По моему мнению , возможно ответ на этот вопрос имела именно Иерусалимская поместная Церковь, возможно Антиохийская(Сирийская). Насколько я понимаю паломничества на Святую Землю были даже в период когда на месте разрушенного и закопанного Иерусалима стоял римский город Эллия Капитолина. Судя по всему тот патриарх Макарий, который вместе с равноапостольной Еленой нашёл Честный Крест Господа нашего и его приемники имели тесное общение с Константинополем, но вот эти "акты передачи" святынь (погребальные пелены, риза, покров) очевидно зафиксированы позже в книге "Василия 2-го Минологий", перевод которого на русский я не нашёл. Хотя на латинском и греческом языке перевод есть, но я ими не владею.

Что же касается наших славянских паломников , то игумен Даниил (8 век) находит уже гробницу, опустошённую мусульманами, а купец Добрыня Ядрейкович в 12-ом веке ( в последствии митрополит Антоний) видит в храме святой Софии только две доски от гроба, хранящиеся с подобающим почтением.

У святого Димитрия Ростовского нашёл следующее:"
Существует, достойное веры, сказание о том, что Ювеналий утверждал, на основании предания, пред императором Маркианом (450–457 гг.) достоверность распространившихся в то время сказаний о чудесном восшествии Богоматери с плотию на небо. Он даже прислал в Царьград погребальные пелены Богородицы, которые царица Пульхерия положила в построенном ею храме Богоматери во Влахернах в начале царствования Маркиана. Это предание об Ювеналии записано 2 июля в месяцеслове Василия X века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения знал на основании достоверных источников, о погребальных пеленах во Влахернском храма. Подробно же об этом говорит историк Никифор Каллист (XIV века). Понятно отсюда, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии совершалось празднество Успения Божие Матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены ее…

Опять же Димитрий Ростовский:"
После сего святой Ювеналий остальное время своей жизни прожил в мире, украшая святую Церковь словом, жизнью и пастырскою бдительностью. В Прологе записано о нем также следующее.

Когда Маркиан с Пульхерией устроили во Влахерне во имя Пречистой Девы Богородицы церковь, то они писали к святому Ювеналию, спрашивая его: знает ли он, где было положено тело Богоматери? Патриарх ответил, что не знает, однако напомнил древнее правдивое сказание, о том, как было похоронено тело Богоматери, как святые Апостолы слышали в продолжение трех дней ангельское пение и как по прошествии трех дней открыли гроб Богоматери, ради одного ученика, не бывшего при погребении, причем не обрели тела Богоматери, но нашли только гробные пелены.

Выслушав сие, император и императрица снова написали к патриарху, упрашивая его, дабы он прислал к ним по крайней мере запечатанную гробницу Богоматери с пеленами, – что патриарх и исполнил.

Святой Ювеналий, потрудившись всего в сане священном тридцать восемь лет4346, с миром почил и предстоит ныне с небесными иерархами пред престолом славы великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы[17][18], о собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века. Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа[19] в благодарность за победу, одержанную над персами. Михаил Скабалланович приводит два варианта, либо тогда праздник стал общецерковным (общеимперским), либо император перенёс праздник с 18 января на 15 августа[20].

Дата празднования 15 августа была выбрана не случайно. Ранее, как свидетельствует армянский лекционарий V века (сохранивший древнюю литургическую практику Иерусалимской церкви), этот день отмечался под названием: «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема», связанный с событием, описанным в Евангелии от Луки (2:1-7)[21], исполняя повеление императора Августа о переписи, Иосиф с беременной Мариею из Назарета идут в Вифлеем, однако для них не было место в гостинице, по этой причине когда Иисус Христос родился, то он был положен в яслях для скота. В Иерусалимском лекционарии VII — начало VIII века (сохранившейся в грузинском переводе) 15 августа уже отмечался как «В Гефсимании в постройке царя Маврикия, память Богородицы»,
 
Православный христианин
«…Последние дни земной жизни Божией Матери. Ее Успение – переселение от земли на небо. О почитании Пресвятой Девы Богородицы. Ее предстательство в Небесном Совете.

«…Ко времени Своего преславного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим из Своей поездки на Афон и на остров Кипр к воскресшему Лазарю. Слава Ее, как Богоматери, распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых иудеев, которые покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Ее от врагов. Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева Мария пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога Отца. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанною любовию к Богу, Пресвятая Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, так Господь открыл Ей о Ее блаженном Успении. Обстоятельства, предшествовавшие Успению Божией Матери и сопровождавшие оное, известны в Православной Церкви от времен апостольских. В первом веке об Успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Во втором веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В четвертом веке на предание об Успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В пятом веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об Успении Богородицы говорит греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Из этой истории о преславном Успении Божией Матери известно следующее...»
(Из книги «Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы»).

ПОДРОБНЕЕ:
 
Украина
Православный христианин
«…Последние дни земной жизни Божией Матери. Ее Успение – переселение от земли на небо. О почитании Пресвятой Девы Богородицы. Ее предстательство в Небесном Совете.

Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Из этой истории о преславном Успении Божией Матери известно следующее...»
(Из книги «Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы»).

ПОДРОБНЕЕ:

Спаси Бог!!! Но не могли бы Вы например указать (ссылочку дать) где же почитать историю Никифора Каллиста. О нём много написано, но самой истории увы не нашёл в просторах интернета. Вот тоже святой Епифаний Кипрский например "
в главе «Против антидикомариамитов» писал:

30px-Aquote1.png
А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления[4].
30px-Aquote2.png

30px-Aquote1.png
Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве — венец; а если умерщвлена, как написано: «и душу её пройдет оружие» (Лук.2.35) и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лук.1.37.), ибо о кончине Ея никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, а чтить Владыку их. Посему престанет заблуждение обольщенных[5].

Каких-либо иных мнений этого святого Епифания Кипрского об Успении в его трудах я не нашёл.

Читал как то одного митрополита, который в статье указал место где юная Богородица молилась в храме. В этой статье была им указана страница из иудейских древностей Иосифа Флавия. Но посмотрев произведение Флавия я удостоверился что такой страницы не существует, так как страниц в этом произведении на сто листов меньше.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Украина
Православный христианин
Попробуйте прочитать:

профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Успение Пресвятой Богородицы



Да, благодарствую, это очень толковый профессор, читал его произведения лет десять назад, сейчас с удовольствием перечитаю. Помню что он писал что многое из Богородичных праздников основано на апокрифе "Евангелие от Иакова младшего", но всё равно ещё раз перечитаю, уж очень толковый профессор.

Вот у профессора очень интересно;"Не говоря о вышеприведенных свидетельствах относительно существования праздника в других восточных Церквах IV в., есть следы более раннего его существования и в греческой Церкви, частнее – в самом Константинополе. Уже множество храмов в честь Пресвятой Богородицы, какие имел древний Константинополь, заставляет ожидать здесь этого праздника. Самим Константином Великим построено несколько таких храмов (напр., храм, называвшийся «Жезл» – по ветхозаветному прообразу Девы Марии; затем храм в части города, называвшейся «Сигмы» и др.). Три храма в честь Богородицы построены в Константинополе императрицей Пульхерией и между ними Влахернский. В последнем храме благочестивая императрица наивно хотела положить даже телесные останки Богоматери и взамен их положила ризу Ее. Ужели даже в этом храме, предназначавшемся в качестве некоторой гробницы для Богоматери, мог не чествоваться день кончины Ее, который чествовался уже по всему христианскому Западу? Так называемый «Стишной пролог» (древний месяцеслов в стихах) указывает действительно, что 15 августа был праздник во Влахернах (как в каждом константинопольском храме было несколько таких местных праздников). Можно думать поэтому, что до Маврикия Успение в Константинополе было местным и необязательным праздником. Маврикий, именно в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа, сделал этот праздник общецерковным. Подобное сделал с праздником Сретения по другому поводу (по поводу избавления от моровой язвы) император Юстин. Или же Маврикий перенес праздник с 18 января на 15 августа (архиеп. Сергий).
 
Последнее редактирование:
Petropolis
Крещён в Православии
Всё меня мучает этот вопрос о праздниках Богородицы. С одной стороны понимаю что праздник установлен по Преданию, по тому что передано из уст в уста.

Единственными артефактами или лучше святынями подтверждающими эти события являются погребальные пелены и пояс Божией Матери которые хранились во Влахернском храме в Константинополе, но может быть ещё кто что знает, заранее благодарен за любые сведения.

Отец Михаил , если это предание -одно и тоже сохранилось во всех древних Церквях Апостольского происхождения ,даже пусть потом это стали иные конфессии ( Католики ,Армянская Церковь, Копты Ассирийцы итп итд) -и у всех однотипно . Это говорить что предание ДОСТОВЕРНО ,НО не могли на тот момент все части ЦЕРКВИ ОШИБАТЬСЯ
 
Украина
Православный христианин
Отец Михаил , если это предание -одно и тоже сохранилось во всех древних Церквях Апостольского происхождения ,даже пусть потом это стали иные конфессии ( Католики ,Армянская Церковь, Копты Ассирийцы итп итд) -и у всех однотипно . Это говорить что предание ДОСТОВЕРНО ,НО не могли на тот момент все части ЦЕРКВИ ОШИБАТЬСЯ
Тут дело не в том что я считаю что ошибались, а в том что хотелось найти так скажем "корни" этого Предания.

Ну вот например возьмём:" Епифа́ний Ки́прский (греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου, Епифа́ний Сала́мский, ; ум. май 403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.
По происхождению финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудей; после смерти своего воспитателя принял христианство, раздал полученное наследство бедным и удалился в Египет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью.

К чему я привёл описание жизни этого святого, потому что хотел обратить внимание что Епифаний около 20 лет подвизался в Палестинских монастырях, тоесть в пределах древнего Израиля.
И вот что этот епископ, отзывающийся о Пресвятой Деве в величайшим почтением пишет в своей книге " Против антидикомариамитов":


Ясно, что Иоанну по причине девства. Ибо сказал: «се мать твоя», — хотя она и не была матерью самого Иоанна по плоти, — для того чтобы показать саму Матерь началоводительницею девства, поскольку от нее произошла жизнь. Иоанну, хотя по плоти и чуждому, Господь говорил так, дабы научить его почитать собственную Его Матерь, ибо от нее поистине родился по плоти сам Господь, чтобы кто не подумал, что дело воплощения есть только призрак, а не истина. Ибо если бы она не была истинно Его Матерью по плоти, родившею Его, то он не предпринимал бы о ней заботы, чтобы передать Приснодеву, соделавшуюся Матерью, по домостроительству, и дивным, чуждым нечистоты, сосудом по причине чести Ему принадлежащей. Евангелие говорит: и от того дня взял ее Иоанн к себе (Ин.19:27). А если бы она имела мужа, имела дом, детей, то и удалилась бы восвояси, а не к чужому.

11. Но да не обратится это во вред для некоторых и да не подумают они по злоухищренному подозрению принимать это за повод помышлять в себе о так называемых женщинах сводных и возлюбленных. Ибо там дела совершались по домостроительству, так что эти дела были отделены от всякой иной долженствующей быть соблюдаемою по поведению Божию заботы. Да и притом, когда это совершилось, и Иоанн взял ее к себе, то она уже не осталась у него. А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий. Я не дерзаю говорить, но, размышляя о деле, храню молчание. Впрочем, быть может, мы найдем где-либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ее. Ибо в одном месте Симеон говорит о ней: и тебе самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления (Лк.2:35), а в другом — в Апокалипсисе Иоанна говорится: и устремлялся змий на жену, родившую мужеска: и даны были ей крылья орла, и взята была она в пустыню, дабы не похитил ее змий (Отк.12:13-14). Может быть, это исполнилось на ней, но я не утверждаю этого окончательно и не говорю, что она осталась бессмертною, но не утверждаю и того, что она умерла, ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления. Да не будет, чтоб мы думали иначе. Да и кто, наведши на себя умоповреждение, захочет допустить какую-либо хульную догадку и раскрыть уста, развязать язык и двигать губами для обнаружения худого помысла, а равно также вместо песнопений и славословия, измышлять дерзостные речи, безумно поносить святую Деву и не чтить сосуда досточтимого."

Лично для меня является удивительным что один из епископов Кипра ничего не знает о путешествии святого Иоанна Богослова и Божией Матери на Кипр, где Богородица встретилась с епископом Кипра Лазарем четверодневным, тут я как говорится могу лишь развести руками.

Несомненно интересным является мнение профессора Скабалановича:"
Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих. До IV в. ни у одного из христианских писателей не находится какого-либо указания на судьбу Богоматери по вознесении на небо Ее Сына. Это и не удивительно, если принять во внимание скудость тогдашней христианской письменности и отсутствие поводов говорить об этом предмете. Когда такие поводы даны были ересью Нестория, оказалось, что христианский мир вовсе не осведомлен о жизни и кончине Богоматери, но что в богатой сокровищнице предания, всегда, а особенно тогда составлявшего главный нерв церковной жизни, есть достаточно данных об этом.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Отец Михаил , если это предание -одно и тоже сохранилось во всех древних Церквях Апостольского происхождения ,даже пусть потом это стали иные конфессии ( Католики ,Армянская Церковь, Копты Ассирийцы итп итд) -и у всех однотипно . Это говорить что предание ДОСТОВЕРНО ,НО не могли на тот момент все части ЦЕРКВИ ОШИБАТЬСЯ


Единственным фактом наличия предания является сообщение патриарха Иерусалимского Ювеналия:"В Прологе записано о нем также следующее.

Когда Маркиан с Пульхерией устроили во Влахерне во имя Пречистой Девы Богородицы церковь, то они писали к святому Ювеналию, спрашивая его: знает ли он, где было положено тело Богоматери? Патриарх ответил, что не знает, однако напомнил древнее правдивое сказание, о том, как было похоронено тело Богоматери, как святые Апостолы слышали в продолжение трех дней ангельское пение и как по прошествии трех дней открыли гроб Богоматери, ради одного ученика, не бывшего при погребении, причем не обрели тела Богоматери, но нашли только гробные пелены.

Выслушав сие, император и императрица снова написали к патриарху, упрашивая его, дабы он прислал к ним по крайней мере запечатанную гробницу Богоматери с пеленами, – что патриарх и исполнил."

Мне грешному в принципе хватает даже этого, жаль что я не умею читать на латинском и не могу прочитать на русском этой фразы из Великой Минологии Василия 2-го болгаробойцы-императора Византийского.

Так как все последующие сказания, с моей точки зрения, могли произойти только из церкви Иерусалимской, так как именно из этой церкви были перенесены в Константинополь, ризы, пояс, покров и пелены Богоматери.

Просто иногда хочется увидеть и прочесть собственными глазами.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Иногда на православных сайтах (Православие .ру) находишь интересные сообщения, но выяснить откуда взята информация очень сложно:" Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.[3]

Наиболее ярким свидетельством сохранённого предания и даже святынь Богородицы с моей точки зрения являются святыни Влахернского Храма.

Приведу выдержки из статьи:"
В самом Царьграде есть особый русский сакральный центр, с которым чудесным образом связано множество важнейших событий в русской истории. Речь о храме Богородицы во Влахернах.

Влахерны – район Константинополя на южном берегу Золотого Рога. Сейчас он известен под турецким наименованием Айван-Сарай. Местность эта с древних времён славилось целебными источниками.

Строительство первой церкви на месте священного источника, за пределами городских стен, было начато между 450 и 453 годами св. августой Пульхерией (будущей благоверной царицей, †453, пам. 10/23 сентября) и завершено её мужем, царём Маркианом (450-457). О первом здании известно мало. Скорее всего, это была базилика. Сообщается, что она была богато украшена разноцветными мраморами. В церкви, по-видимому, была помещена икона, привезённая в 439 году царицей Евдокией из Иерусалима в Константинополь и подаренная августе Пульхерии. По преданию, эту икону написал апостол Лука. Она получила название Влахернитиссы.

В 458 году патрикиями Гальбием и Кандидом из Палестины была привезена риза Пресвятой Богородицы. Сначала они хранили её дома, но ввиду множества происходивших от святыни чудес, риза была по решению царя и св. патриарха Геннадия († 471; память 31 августа/13 сентября) перенесена во Влахернскую церковь.

В 473 г. в храме были помещены также мафорий (плат) и риза Богородицы. Царь Лев I Мудрый (457-474) пристроил к церкви часовню Святой Раки, а также купальню со святым источником. Относительно святынь, связных с Богородицей, которые хранились во Влахернском храме в разное время, имеется много противоречивых данных. В разное время упоминаются мафорий, пояс, погребальные пелены, гиматий и посох Пресвятой Богородицы. Главной святыней считался мафорий. Русские паломники поклонялись во Влахернах «ризе» и «поясу» Богоматери."

Если в 458 году патриции Гальбий и Кандид в предместье Назарета нашли престарелую еврейку, которая как семейную ценность хранила одежды(одну из одежд) Богоматери, то конечно и передаваемые из уст в уста сведения о успении Матери Божией могли передаваться веками.

Впрочем вспоминается что и иные святыни,голова Иоанна Крестителя например, сохранялась и была обретена потому что от этой святыни происходили многочисленные исцеления.

Единственное что можно с уверенностью сказать , что как вышеуказанные святыни Богородицы так и Предание о её успении могли быть сохранены так долго только на территории Иерусалимской церкви, так как история говорит только о Иерусалимском патриархе и о городе Назарет и о гробнице в Гефсиманском саду.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Может не совсем по теме но красивые слова:"Ковчег, в котором Ной спасся от всемирного потока, прообразовал также Святую Деву. «Радуйся, Ковчег,– взывает святой Дамаскин к Богородице 33,– богоустроенное Жилище, Управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением». Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа; а Марию приуготовлял Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег; долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был строен в то время, как в мире господствовало всеобщее нечестие; не в такое ли же время уготовляема была и Пресвятая Дева? Ковчег был сделан из древ негниющих: Мария украшена была всеми добродетелями; тот носился невредимо над водами потопа: Она не чувствовала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного: чрез Марию спасаются от потопления греховного все внимающие призыванию благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало род человеческий: а от Христа, родившегося от Марии, человечеству сообщена новая – высшая жизнь.
 
Украина
Православный христианин
Прочитал бегло, в электронном виде, произведение епископа Русской православной церкви Порфирия Успенского "история Афона".

Епископ был видный, не запрещённый, я бы сказал учёного склада ума человек. Конечно книгу эту стоит прочитать самому христианину, так как в ней много сведений о святом Афоне.
Но в целом святитель подвергает резкой критике сказание о том что Богородица была на Афоне в годы её нахождения на Земле и повествует что истинно греческих древних сказаний об этом предмете нет.
Предполагает что к житию преподобного Петра Афонского в 15-ом веке была приписана эта "история", причём приписана некиим сербом, который плохо знал древне греческий язык, и что сами афонцы, особенно греки, считают эту приписку домыслом и искажением жития святого Петра Афонского, которому в видении действительно явилась Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов, со словами о процветании Афона, но видение это было при жизни преподобного Петра , тоесть в седьмом веке от Рождества Христова.

Но тут лучше сами ознакомится с трудом святителя " История Афона", а что касается этого вопроса то с главой второй этого произведения.
 
Прочитал бегло, в электронном виде, произведение епископа Русской православной церкви Порфирия Успенского "история Афона".

Епископ был видный, не запрещённый, я бы сказал учёного склада ума человек. Конечно книгу эту стоит прочитать самому христианину, так как в ней много сведений о святом Афоне.
Но в целом святитель подвергает резкой критике сказание о том что Богородица была на Афоне в годы её нахождения на Земле и повествует что истинно греческих древних сказаний об этом предмете нет.
Предполагает что к житию преподобного Петра Афонского в 15-ом веке была приписана эта "история", причём приписана некиим сербом, который плохо знал древне греческий язык, и что сами афонцы, особенно греки, считают эту приписку домыслом и искажением жития святого Петра Афонского, которому в видении действительно явилась Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов, со словами о процветании Афона, но видение это было при жизни преподобного Петра , тоесть в седьмом веке от Рождества Христова.

Но тут лучше сами ознакомится с трудом святителя " История Афона", а что касается этого вопроса то с главой второй этого произведения.
Мой знакомый сейчас проректор Семинарии еще когда был смотрителем странноприимного дома всегда приглашал меня к себе в келию показать,что нибудь из прочитанного и спросить моего мнения.Когда-то он показывал мне и огромную книгу еп.Порфирия(Успенского)"История Афона"(II тома,1000.ст?)именно в том месте, где говориться о посещении Пречистой Афона.Насколько я помню в книге это всего лишь версия, что её не было на Афон.Я сразу напрочь отверг такие домыслы.Однако если Пречистой и не было телом на Афоне,то Духом она постоянно пребывала там, о чем свидетельствует это:
http://www.pravoslavie.ru/81818.html
184869.p.jpg
 
Украина
Православный христианин
Мой знакомый сейчас проректор Семинарии еще когда был смотрителем странноприимного дома всегда приглашал меня к себе в келию показать,что нибудь из прочитанного и спросить моего мнения.Когда-то он показывал мне и огромную книгу еп.Порфирия(Успенского)"История Афона"(II тома,1000.ст?)именно в том месте, где говориться о посещении Пречистой Афона.Насколько я помню в книге это всего лишь версия, что её не было на Афон.Я сразу напрочь отверг такие домыслы.Однако если Пречистой и не было телом на Афоне,то Духом она постоянно пребывала там, о чем свидетельствует это:
http://www.pravoslavie.ru/81818.html
184869.p.jpg

Ни в коем случае на мнении одного епископа ничего не стоит утверждать, чего собственно и я не делаю, но вот интересное Слово на житие преподобного Петра Афонского другого святителя Григория Паламы
"
§ 11
Итак, исполненный этой надежды, во сне [Петр] и видит Приснодеву Матерь Божью115 и своего небесного покровителя Николая, который, стоя словно слуга, вопрошает Ее кротким и смиренным голосом: «Госпожа, где же Петр найдет пристанище?» Она, выслушав его с радостью, милостиво отвечала: «Есть в Европе гора, самая величественная и прекрасная, обращена она к Ливии и далеко выступает в море. Избрав [гору сию] из всех [пределов] земли, решила Я дать ее в удел монашествующим и тем освятила как собственное Свое обиталище, и потому наречется она „Святой». И буду Я сражаться на стороне тех, кто на этой [горе] избирает на всю свою жизнь [себе в удел] битву против общего для всех людей врага. И во всем Я пребуду с ними – Непобедимая Союзница, Предводительница в добрых делах, Хранительница от дел недолжных, Покровительница, Врач и Кормилица, [если] будет нужда в пище или врачевании: как имеющих отношение к плоти и полезных [ей], так и тех, которые возвышают и укрепляют дух, не позволяя отпасть от блага. И предстану Я пред Сыном и Богом Моим, дабы молить Его о совершенном отпущении грехов тем, кому довелось праведно окончить здесь жизнь...»

§ 12
Ведаю, что слово сие поистине принесло всем, [кто и внимал ему,] сладостное утешение, ибо оно возвещает о желанном спасении души нам и всем благомыслящим. Да и кто же, наделенный разумом, не возрадовался бы великой радостью, когда Матерь Божия соделала невозможное возможным и обещала быть помощницей – не только здесь и в настоящем, но даже и в будущем веке, и не в вещах незначительных, но подавая избавление от тех неизреченных [адских] мучений и наслаждение пречистыми благами? Однако же будем излагать все по порядку. Когда Пресвятая Богородица [все] рассказала о Горе и в конце добавила, что ему суждено провести там остаток своей жизни, Петр очнулся от сна и встал на молитву, исполненный такой радости, какой не испытывал никогда прежде, с душой будто окрыленной, как несомненно происходило бы с тем, кто сподобился таковых видений и таковых речей.


От себя лишь добавлю что преподобный Пётр жил в 7 ом веке.
Добавлю и мнение третьего епископа Епифания Кипрского:" И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий.

Что касается епископа Порфирия, то я понимаю что он исследователь, и как каждый исследователь мог ошибаться. Всяк человек ложь. Но так как я бывший следователь, то мне всегда интересен сам процесс, так скажем...)))
 
Последнее редактирование:
Сверху