Источник

Пророчества о Пресвятой Деве Богородице и прообразования Ее в Ветхом Завете

Мысленный тя свещник, Дево, и седмосиянный, зрит пророк, показуя яве, духа действия, блестящася в Тебе.

Октоих, 1-й глас, канон Пресвятой Богородице, тропарь 6-й песни.

Тебе, Всенепорочная, прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образы.

Канон на Благовещение, песнь 5-я, тропарь.

Радуйся, от патриархов прообразованная; радуйся, от пророков предвозвещенная.

Акафист на Успение Пресвятой Богородицы, икос 4-й.

Чтобы приготовить людей к принятию Господа Иисуса, Дух Святый благоволил высокую тайну воплощения и различные события земной жизни Богочеловека предызобразить в пророчествах и прообразованиях. Без сомнения, сии пророчества и преобразования должны касаться и Пресвятой Матери Его. Дивно воплощение Бога Слова; но не дивна ли и Святая Дева, от Которой вечное слово заимствовало естество человеческое, Которая зачала бессеменно и носила во утробе Носящего весь мир дланию, родила Бога, и по рождестве пребыла Девою? Посему нужно было вместе с приготовлением людей к принятию воплотившегося Слова приготовить их и к принятию такой Девы.

Действительно, мы находим, что пророчества и прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете современны первым предвозвещениям об Искупителе и прообразования сия лица Его. Как весь Ветхий Завет исполнен пророчеств и прообразовавши, относящихся к Искупителю, «так,– говорит святой Андрей Критский,– во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный оного исследователь увидит разные повсюду рассеянные указания на Пречистую Деву Марию; и если ты сам тщательно объяснишь их себе, то яснее поймешь, какую славу от Бога Она в Себе вместила 15. Пользуясь руководством святых Отцов и церковных песней, постараемся собрать более ясные указания на Святую Богородицу в Ветхом Завете, держась хронологического порядка.

Творение мира видимого и преимущественно тверди небесной прообразовало рождение Пресвятой Девы. «Когда Бог,– говорит святой Иоанн Дамаскин 16,– восхотел привести человека от небытия в бытие, то прежде было распростерто небо, утверждена земля, море заключено в своих пределах, и все, что нужно для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок. Потом человек, как Царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. А когда все люди подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы совершенно уничтожилось создание рук Его, творит другое, новое небо, землю и море, где Невместимый благоволит вместиться для воссоздания рода человеческого. Это новое небо, земля и море есть Блаженная и Преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит Солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произрастила Клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих изнесла духовный Бисер. Итак, уже явилось новое творенье Непостижимого; приготовлен Царский чертог Царя над всем; устроено духовное жилище Невместимого. Сколь величествен сей мир! Сколь достойно удивления творение, услаждающее взоры произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага, без всякого недостатка, кратко сказать, достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. Ибо егда сотворены быша звезды, говорит Господь (Иов. 38, 7), восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангелы Мои. Но ничто столько не достойно величия Божия, как Блаженная и Пречудная Дева. Для удостоверения в истине сего послушай, что говорит многострадальный Иов: небо нечисто, и звезды небеспорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ее? Ее столько возлюбил Бог высочайший и чистейший Свет, что чрез нашествие Святого Духа существенно соединился с Нею и родился от Нее совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать своею Матерью. О снисхождение! Преблагий не отрекся соединиться с Своим творением, возлюбив Ту, Которая прекраснее всякой твари; избрав Ту, Которая достоинством Своим превосходит небесные Силы. И Святая Церковь ублажает именем неба Пренепорочную Богоматерь в сих словах: «воображся из Тебе по нам Солнце невечернее, Тя Словесное небо и светлейшее явственне показа» 17.

«Другое небо, Богородице, явилася еси, Солнце правды несказанно на земли, Чистая, возсиявшая» 18.

Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве: И вражду положу, говорит Господь (Быт. 3, 15), произнося Свое осуждение на обольстителя, между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя: той сотрет твою главу, и ты блюсти будеши его пяту. Все богомудрые толкователи Священного Писания в сих словах Божиих видят первое благовестие о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разумеет под женою, которой семенем называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная жена, конечно, не Ева, говорит святой Епифаний. Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к преобразованию Ее 19.

Какое же здесь содержится пророчество о Богоматери? В сих словах мы можем находить указание на безмужное рождение Пречистой Девы. Будущий Искупитель называется Семенем жены, а не мужа: не есть ли это прямое указание на то, что здесь говорится не о обыкновенной жене, но о такой, которая родит без мужа? Иначе, согласно с принятым у всех народов обычаем, считает родословие по лицам мужеского пола, сие благословенное Семя было бы названо семенем мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Прообразование сие усматривается в самом имени Евы. Если Ева, говорит святой Епифаний, названа материю живущих, то только как образ Матери Марии. Потому что Ева тогда уже названа была материю живущих, когда услышала это изречение: Земля еси и в землю пойдеши. Сие-то и удивительно, что после такого определения ей дано столь прекрасное имя. Но если будем рассматривать только внешнее и подлежащее чувствам, именно то, что от Евы произошел весь род человеческий, то от Марии произошла самая жизнь в мире: Она родила вечную Жизнь и сделалась Материю живущих. Итак, Ева названа материю живущих только потому, что она прообразовала Марию 20. Потом в истории Евы мы можем находить многие черты прообразующие Марию.

Начнем с самого творения Евы. «Как Ева,– говорит святой Дамаскин,– создана из Адама без сообщения; так и Пресвятая Дева родила нового Адама не по закону чревоношения и превыше естественного рождения; потому что Он рождается от жены без отца, как и от Отца без матери 21. Ева обольщена была диаволом; Мария получила благовестие от Ангела». «Змий,– поет Святая Церковь,– прельсти Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость». «Как Ева,– говорит святой Ириней 22,– обольщена, да удалится от Бога: так Мария преклонена к послушанию Богу, да будет девы Евы ходатаицею Дева Мария». Непослушанием Евы введена была смерть в мир и человек выгнан из рая; напротив, чрез Марию введена жизнь в мир и возвещено вечное блаженство. «Из Эдема изыде род наш прабабы ради Евы,– поет Святая Церковь к Богородице,– призван же Тобою, рождшею нам нового Адама Христа» 23. И в другой песни: «умерщвление плодом мне Ева принесе: Ты же Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси» 24. И еще: «Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси» 25. Подобно говорит и святой Ириней: «узы, устроенные неповиновеним Еве, разрешены повиновением Марии: ибо, что связала неверием Дева Ева, то разрешила верою Дева Мария» 26.

Как древо жизни, растущее посреди рая и дающее жизнь вкушающим от него, прообразовало Спасителя мира, так самый рай прообразовал Пресвятую Деву. «Глас Тебе божественного Гавриила,– воспевает Святая Церковь к Богородице,– приносим радостно, и взываем: Радуйся, Раю, древо посреде жизни имеяй, Пречистая» 27. И в другой песни: «Тайн еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо» 28. «Новоцветный безсмертия рай, и красен воистинну показалася еси, древо жизни в Тебе насажденное Богоначальнейше чревоносящи и раждающи» 29. «Ты,– восклицает к Богородице святой Андрей Иерусалимский 30,– земной рай, в котором живоносное древо спасения и в котором Сам насадитель Эдема Христос, Тот, Который в тебе таинственно зрится, и Который неизреченною силою, исходя из чистой утробы Твоей, подобно живоносному источнику, и посредством Своего Евангелия, как бы разделясь на четыре потока, напаяет всю вселенную».

Хорошо объясняет это святитель Димитрий Митрополит, Ростовский Чудотворец, который в своих сочинениях пишет 31: «Кто нас посреде зол бедствующих обрадует? Кто утешит? Кто печаль нашу радованьми растворит? Воистину не иный кто, токмо Одигитрия, радостная, пресвятая, глаголю, Владычица наша Богородица, аще к Ней усердно прибегнем. Не всуе именова Ю Церковь раем словесным: Раю словесный. Радуйся, Раю! Яко же бо, аще кто в вещественный рай внити сподобится, не узрит там ни печали, ни воздыхания сице, аще кто сего мысленного радостотворного Рая придержатися начнет, всех бед и зол избудет, и чаемый рай сим раем наследит. Она бо есть дверь райская, всем вход отверзающая; тако глаголет к Ней Церковь: «Радуйся, райских дверей отверзение» 32. Не бо мощно инако внити кому в рай, аще не Богородицею. Слышите, что о Ней глаголет блаженный Герман, Патриарх Цареградский: Никтоже позна Бога, точию Тобою, о Пресвятая! Никтоже приемлет спасение, токмо Тобою, о Богородице. Никто не избывает коея беды, токмо Тобою, о Богомати! И Григорий Никомидийский подобие глаголет: Тобою рай воистину прияхом; Тобою рода человеческого изгнание к своему возвратися отечеству; Тобою отъятся пламенное оружие, стрегущее врат эдемских; Тобою врата веселия и радости затворенная отверзошася; Тобою надеемся внити в Небесное Царство; Тя спасения нашего имамы Ходатаицу. Такову имуще Одигитрию, радости нашея Ходатаицу, держимся Тоя неотступно, якоже самых врат райских, и внидем Ею в радости полный рай, всех мира сего зол и бед избывше».

Ковчег, в котором Ной спасся от всемирного потока, прообразовал также Святую Деву. «Радуйся, Ковчег,– взывает святой Дамаскин к Богородице 33,– богоустроенное Жилище, Управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением». Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа; а Марию приуготовлял Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег; долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был строен в то время, как в мире господствовало всеобщее нечестие; не в такое ли же время уготовляема была и Пресвятая Дева? Ковчег был сделан из древ негниющих: Мария украшена была всеми добродетелями; тот носился невредимо над водами потопа: Она не чувствовала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного: чрез Марию спасаются от потопления греховного все внимающие призыванию благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало род человеческий: а от Христа, родившегося от Марии, человечеству сообщена новая – высшая жизнь.

Рождение от Сарры Исаака, сына обетования, преобразовало рождение от Пресвятой Девы Сына Божия, обетованного Мессию. «Исаака рождение от безчадныя матере поношение отъят и возвеличи славою: рождшееся от Тебе свято, первейшую славу принесе Тебе, Пречистая Дево и Мати 34. Сарра рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше: образованного Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, всепетая Мати Дево» 35.

Патриарху Иакову, которому дано было обетование, что о семени его благословятся вся колена земная, в таинственном видении лествицы явлена была и Святая Матерь Божия. Сон виде: и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе: и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней (Быт. 28, 12–14). Святая Церковь под образом лествицы разумеет Пречистую Деву: «Радуйся,– воспевает она,– Лествице высокая, юже Иаков виде» 36.

«Тайно во Священных Писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков Тя образующую видев, рече: степень Божия сия» 37. «Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на нейже Бог наш утвердися, еюже к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем» 38. Как лествица, утверждаясь на земле, достигла до небес, где Господь утверждался на ней, так и Пресвятая Дева, хотя была перстною по естеству Своему, но восприявши в ложесна Свои Бога, соединила землю с небом, и, чрез Нее, как чрез лествицу, сошел Бог. Рождением Сына Божия Она отверзла небо и была благословенным орудием той благодати небесной, что святые Ангелы чаще стали нисходить на землю для служения людям. Поскольку же небесная Иерархия, по учению святого Дионисия Ареопагита, так устроена, что низшие духовные существа принимают просвещение от высших, то Пресвятая Дева, возвысившись выше всех прочих сотворенных существ, сделалась и для Ангелов лествицею к восхождению на высшее совершенство; ибо в Ней созерцают они новые тайны, и от Нее получают большее озарение.

«Ныне,– говорит святой Иоанн Дамаскин 39,– тектонов Сын, вседетельное Слово Сотворшого им всяческая, крепкая мышца Бога Вышняго, Духом как бы перстом Своим изощрив притуплённую секиру природы, соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог – лествицу, образ которой видел Иаков, и по которой Бог сошедши, неизменен явися на земли, и с человеки поживе (Вар. 3, 38). Сие сошествие означает произвольное уничижение Господа, жительство Его на земле и сообщение познания о Себе живущим на ней. Лествица духовная, то есть Дева, утверждена на земле; ибо Она родилась от земли; глава же Ее касалась неба; ибо как всякой жены – глава муж, а сия не знала мужа; то глава Ея был Бог и Отец, Который, осенив Ея Духом Святым, как бы Божественное духовное семя послал Сына Своего и Слово, всемогущую Силу».

Моисею явлен был образ Божией Матери в купине горящей, но не сгорающей. «Чудное священноявленному Моисею купина и огнь показа чудо: ищай же конца в прехождении времен, во Отроковице чистей, рече, узрю» 40. В купине горящей, но не сгорающей изображено нетленное бессеменное рождество Пресвятой Девы. «Моисей уразуме,– поет Святая Церковь,– в купине, великое таинство рождества Твоего, Святая Дева!» 41 «Образ чистого рождества Твоего, огнепалимая купина показа неопальная» 42. Как купина объята была огнем и осталась невредимою: так Богоматерь по рождестве не утратила Своего девства. «Якоже бо купина не сгораше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси» 43. «Чудо страннолепно, купина образ прообрази, чистая Отроковице, горящи неопальна древле на горе Синайстей, тайну рождества Твоего прописующи: огонь бо в Тя Божества вселивыйся, невредну Тя соблюде» 44. Купина, в которой Бог благоволил явиться Моисею, есть низкий кустарник: это прообразовало, что Пресвятая Дева, в Которую вселится Господь, есть смиреннейшая из всех людей. «Изуй сапоги от ног твоих, – говорил Бог Моисею,– место бо, на немже стоиши, земля свята есть: не есть ли это ясное преобразование совершенной чистоты Богоматери, к Которой не может приблизится ничто скверное?» 45

О         чудо, воистину удивительное! – восклицает святой Григорий Нисский. Дева делается Материю, пребывает Девою, и девство не противоречит Ее материнству, и Ее материнство не вредит Ее девству. Сие-то Бог хотел показать Моисею в купине, которая горела и не сгорала. Пойду, говорит Моисей, и посмотрю, что значит это видение. Но для этого он должен был не от одного места переходить к другому, а перенестись духом к счастливому времени, когда купиною представляемое должно было ясно открыться в Деве Марии, Которая должна была дать миру свет мира, Слову – видимую плоть без всякой утраты Своего девства, без всякой потери, подобно купине горящей, но не сгорающей. Как купина, объятая огнем, не сгорала, так и Дева, приявши Себя от Божества, осталась невредимою. «Купина в горе огненеопальная,– поет Святая Церковь,– и росоносная пещь Халдейская яве предписа Тя, Богоневесто: Божественный бо невещественный в вещественном чреве огнь неопально прияла еси» 46.

Потом, «в Чермнем мори,– скажем словами церковной песни,– неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей, разделитель воды: зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна» 47.

Как столп облачный и огненный в путешествии путеводил Израиля в землю обетованною, так Богоматерь путеводит христиан к обетованной земле – Царствию Небесному. «Радуйся, Столпе огненный, вводящий в вышнюю жизнь человечество» 48. «Световидный облак,– поет Святая Церковь,– предводящий новыя люди к земли обетования, воистину Богоблагодатная явилася еси, и врата вводящая к жизни» 49.

В устроенном Моисеем богослужении, где все внешнее было образом Царства Христова – благодатного, естественно должны встречаться новые образы и Пресвятой Девы.

Отцы Церкви находят прообразование Пресвятой Девы как в самой скинии, так и во многих священных вещах, принадлежавших к богослужению. «Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию, и Божественную стамну: странен кивот, и катапетасму и жезл: храм не разрушимый, и дверь Божию» 50. «Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору: Марию Богоотроковицу» 51, «великий прописа во пророцех Моисей, Тя кивот, и трапезу и свещник, и стамну образне, назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышняго, Мати Дево» 52. «Воистину Тя, яко светел свещник невещественного света, кадильницу златую Божественного угля, во Святая святых всели: ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое» 53.

Разберем частнее сии преобразования.

Самая скиния, устроенная Моисеем, и потом храм Соломонов были образом Пресвятой Девы. «Исполнися вопиющого пророчество, глаголет бо: возставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе, Чистая, прообразившуюся» 54.

Она была истинная Божественная скиния Слова, чистотою превозшедшая Ангелов. «Богоделанная скиния, сущая Святого святых, показавшого древния скинии образ, архиереа велика внутрь имущи: мое сердце, Дево, яви Вышняго и всех Царя Христа скинию святу» 55. «Скиния святая, и пространнейшая небес, яко иже во всей твари невместимого Слова Божия приемши» 56. «Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода, и прежде нее бывшие скиния праотца Авраама; да поклонится одушевленной и умной скинии Божией. Ибо сия сделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Слова и Бога. Да сознают свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и, носящая манну, стамна златая, и светильник, и трапеза и все древнее! Ибо все сие потому только важно было, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного Первообраза» 57.

Пресвятая Богоматерь прообразована была также храмом Соломона. «Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице, Вседетель обрете едину яве от века, в Нюже вселься, вообрази человеческое естество» 58. «Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече: Христу чист покажи мя храм, Владычице» 59.

Богоприемное чрево Пресвятыя Богородицы было Святая святых, идеже единою вшел бессеменно бессмертный Архиерей, когда Слово плоть бысть.

Ковчег Завета прообразовал также Пресвятую Деву. «Ковчег Божественным Духом позлащенный,– поет Святая Церковь,– Пречистая показася: не скрижали носящ закона, но Христа Господа, егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» 60. Подлинно, говорит святитель Григорий Богослов в Слове на Благовещение, Святая Дева есть кивот внутри и вне позлащенный, и принявший в себя все сокровище освящения. Мария есть кивот, говорит святой Прокл 61, ибо не закон носила во чреве, но Самого Законодателя. «Яко многосветлую свещу, и Богоделанный чертог, вижу Тя ныне, яко злат кивот, Законодателя приими, Богоневесто» 62. «Не потому ли,– говорит святой Мефодий Патарский,– Моисей долго медлил на горе, что должен был изучить недоведомые тайны Богородицы? В знамение сего и для выражения подобия, получив повеление построить кивот, с ревностию и усердием приступил к исполнению повеления; покрыл крилами Херувимов сделанное в пять локтей с половиною хранилище закона, самым ясным образом прообразующее Тебя, Богородицу, Которая в конце пяти с половиною тысящелетий мира нетленно зачала, и непостижимо родила Того, Который Сам есть воплощенная непорочность» 63.

Седмисвещный светильник прообразовал Пресвятую Деву. Она была истинный седмосвещный светильник, украшенный седмью дарами Святого Духа. «Вниде в твою, Анно, утробу свещник, иже свещу Божественную тайну вмести, просвещающую всяко дыхание сиянии тайными Божественного знания» 64. «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая» 65. «Свещательну Тя и златозарну, вселивыйся в Тя свет неприступный, Дево, показа свещу во вся веки» 66. «Законная Тя проображаху, ковчег и стамна имущая манну, Пречистая, Божественная трапеза; паки же и свещник златозарный, во откровении языков свет порождшую, просвещающий Богознанием земныя концы» 67. «Златозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно свет неприступный, разумом Своим озаряющ всяческая» 68. «Седмосвещный Тя свещник, огнь Богоразумия носящ, Отроковице, пророк древле провиде, светящ во тме неведения бедствующим» 69. «Радуйся,– взывает к Пресвятой Деве Дамаскин,– радуйся, Светильник златый и твердый сосуд девства! Светильнею сего светильника служит благодать Святого Духа, а елеем – Святое Тело, заимствованное из чистой плоти; отсюду происходит невечерний свет – Христос, осиявший вечною жизнию сидящих во тме и сени смертной» 70.

Ее образовала трапеза. «Яко трапеза хлеб вмещавши тайный: от негоже ядше не ктому алчем, Всепетая, ведущий Тя Христа всех Бога родительницу, и питательницу яко воистину» 71.

Святая Церковь называет Пресвятую Деву стамною, носившею манну. «Стамну Тя златую, жизни манну носившую Богомужного Христа яве, ведый молю: накорми душу мою тающую гладом, и потоком напой Духа» 72. «Златокованная стамно, из Неяже истече миро животворное верным, отъими души моея и тела недуг, и прегрешений скверну, заступленьми Твоими, Чистая Богородительнице» 73. «Манноприемная ручка Тя, Богородице иногда прообрази: Христа бо носила еси, манну разума одождившого всем чтущим Тя» 74.

Образом Пресвятой Девы была кадильница. Она была кадильница, содержавшая неопально огнь Божества. «Златая кадильница была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята» 75. «Радуйся,– восклицает к Святой Деве святой Иоанн Дамаскин,– Кадильница, златый сосуд; Ты носишь в Себе Божественный огнь, и из Тебя излилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление» 76. «Пресвятая Богоотроковице, истинная стамна, златый сосуд, отделенный от всякого сосуда; из Тебя весь мир получает манну – Хлеб жизни, испеченный огнем Божества» 77.

Она скрижаль, на который перстом Вечного Бога написаны не мертвые буквы закона, но живое Слово Божие, Сам Законодатель. Она жезл, прозябший преславно цвет нетления. «Прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и не тленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, младенца питающи всех Бога» 78. «Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший таинственный цвет Христа всех Зиждителя» 79. «Древле Тя прозябший Ааронов жезл вообрази, Дево: Ты бо едина родила еси прозябением без мужа, небесный ныне дождь приемши во чреве» 80. «Жезл, Чистая, правости яве была еси, жезл Царствия пречестнейший. Темже плод Божия словесе прозябла еси, еже и чудо издалеча Ааронов яве жезл прообрази» 81.

Руно, которое было для Гедеона знамением победы над мадианитянами, было символом Богоматери. Гумно прообразовало вселенную, руно Марию, а роса Еммануила, прохладившего сгоравшее естество Адамово. «Видит же яко руно Гедеон,– поет Богоматери Святая Церковь в одной песни 82,– как дождь сошел на руно, так и Слово воплотилось в чреве Марии». «Сниде, яко дождь на руно, во утробу Твою, Благоглаголивый древле рече Пророк, Всенепорочная» 83. «Преднаписует Гедеон зачатие, и сказует Давид Рождество Твое, Богородице: сниде бо яко дождь на руно, Слово во чрево Твое, и прозябла еси без семене, земле Святая, мирови спасение, Христа Бога нашего, Благодатная» (Октоиха глас 6-й по 1-й стихосл. Богородичен). Как руно посредствовало между росою и гумном, так и Пресвятая Дева поставлена была между Иисусом Христом и Церковию в том отношении, что чрез Нее Иисус Христос пришел создать Церковь и излить росу Своей небесной благодати на души верные. Руно орошено прежде гумна в знамение того, что Святая Дева должна первая восприять в Себя Того, Который после должен излить росу Своей благодати на весь мир.

В 44-м псалме Давида, где он пророчественно воспевает славу Мессии, вместе пророчествует он и о Пресвятой Деве. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44, 10–16). Под невестою толкователи обыкновенно разумеют Церковь; но все, что здесь говорится о Невесте, можно приложить и к Преблаженной Деве Марии, Которая хотя и Матерь Христова по плоти, но вместе Невеста по Духу и между членами Церкви занимает первое место. Святая Церковь относит к Богоматери сии слова пророка Давида: «Слыши, Дщи,– поет она Богородице,– и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброте Твоей, ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего» 84. «Давид юже прорече Царицу, се во чреве приемлю, Анна вопияше» 85. «Слышу Давида поюща Тебе, приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм Царев, и с ним Тя и аз дщерь Цареву воспеваю» 86. «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величие Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе. Тя бо Матерь, ходатаицу живота показа, без Отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог» (См. ирмос, канон Пресвятой Богородице, глас 4-й).

Разберем сие пророчество. Пророк, сначала приветствуя Христа – Жениха, говорит: предста Царица одесную Тебе, то есть предстанет (у пророков, которые будущее видели как прошедшее, глагол прошедшего времени означает будущее время) Царица – как Невеста Царская, одесную Тебя, то есть близ Тебя, и на месте почтенном не много ниже престола Твоего; предстанет в ризах позлащенных, одеяна и преиспещрена, то есть в ризах драгоценных, какие приличествуют Царице. Златоуст замечает, что Пророк не сказал: седе, но предста: потому что сидеть прилично равному; а Пресвятая Богоматерь как низшая предстоит Господу с Небесными Силами и всею Церковию. одесную Тебе: слова сии не то означают, что Невеста должна стоять на правой стороне Жениха, а Жених на левой: но Жениха поставляют на высшем престоле, а на правой стороне Невесту, на левой же другие лица, приближенные к Царю. Не означает ли здесь Святой Дух превосходства Богоматери пред всеми Ангелами? Она не только предстоит с Ангелами пред престолом Божиим, но и удостоилась предшествовать им; Она стоит одесную, а Ангельские чины по левой стороне. Слова: «в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена», по указанию святых Отцов 87, означают различные добродетели и дарования, коими украшена была Пресвятая Дева. Она облеклась, как в позлащенную ризу, в Благодать Духа Святого, сделавшись Его жилищем, преиспещрена различными добродетелями: верою, надеждою, любовию, смирением и прочими доблестями. «Давид,– говорит святой Андрей Критский 88,– провидя внутреннее благолепие сих Царских пелен Пресвятой Девы, и просиявшее от сей красоты внешнее благообразие Девы, дерзновенным гласом воскликнул: Слыши, Дщи, и виждъ, и приклони ухо Твое. И возжелает Царь доброты Твоея (Пс. 44, 11–12). Кого приличнее мог назвать Давид своею дщерию, как не Преблагословенную Марию, происшедшую из Его племени, когда и Сам Христос назывался Сыном Давидовым? Слыши, Дщи, то есть рассуждай прилежно о том, что Ты слышишь: и приклони ухо Твое, то есть смиренно повинуйся заповедям Его, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, то есть, дабы удобнее послужить Жениху, оставь мир и все, что в нем. И как послушна была Божественная дочь Давида голосу Своего праотца! С трех лет Она преклонилась к внушениям благодати, и оставила дом отца Своего, мир со всеми его удовольствиями, и поселилась в храме Божием; вся отдалась Небесному Жениху. И Небесный Царь возжелал доброты Ее, восхотел, чтобы безлетно рожденный от Него Сын родился временно от Нее, Сын Божий вселился в Ее утробу. Из всех дев выбрал Ее одну для такой высокой почести. Но несмотря на такую высокую почесть, Преблагословенная Мария признавала Себя только рабою Господнею.

Так исполнились над Нею и сии слова Пророка: Зане той есть Господь Твой, и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии (Пс. 44, 12–13). Цари народов с дарами придут и поклонятся сей Дщери; богатейшие из людей будут умолять Ее. Не исполнилось ли это над Пресвятою Девою? Она Сама прорекла: Се отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48). И с сих пор цари и подданные, богатые и бедные – все воздают Ей славу и поклонение; молят Ее о предстательстве и помощи. Поскольку Давид часто говорил о красоте невесты, то, дабы кто не подумал, что эта слава только внешняя, он говорит: вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена (Пс. 44, 14). Слава Ее внутрь Слава, всякой другой жены слава – муж,– говорит святой Дамаскин,– но слава Богоматери внутрь, это плод Ее чрева» 89. «Давид воскликнул,– говорит святой Андрей Критский,– вся слава Дщери Цареви внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена: издалека тем показывая, как думаю, благолепие красоты, дарованное Ей от Бога чрез сообщение разных даров Святого Духа, когда Она была еще в пеленах; ибо это означают, по моему разумению, златое одеяние, и златые рясны» 90. Возвещая великую славу Богоневесты, Пророк усматривает, что вслед за Нею преведено будет к Небесному Жениху Ее множество других душ: Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44,15–16). Богоотец Пророк, изрекая пророчество, как будто описывает торжественное введение Пресвятой Девы во храм, куда вступает Она, сопутствуемая ликом дев искренних, в веселии и радовании входящих в храм Божий. Но здесь предсказывается и та вечная слава Богоматери, какую получила Она по переходе в небесную жизнь; истинные девы приведутся вслед Матери Господней, и искренние Ее, то есть те, которые через подражание вечному девству Ее сделались Ей ближними, приведутся на брак Того же Жениха и Царя Христа, приведутся в веселии и радовании, с рукоплесканием и воскликновением всего Небесного Иерусалима. Может быть, здесь указывается на ту песнь, которую Тайнозритель Иоанн слышал произносимою в Царствии Небесном от лика девственного и которой не могли повторять другие. И слышах глас поющих яко песнь нову пред Престолом и пред четыри животными и старцы: и никтоже можаше навыкнути песни, токмо сии сто и четыредесятъ и четыре тысящи искуплени от земли. Сии суть, иже с женами не осквернишися: зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет: сии суть куплени от людей первенцы Богу и Агнцу: и во устех их не обретеся лесть: без порока бо суть пред Престолом Божиим (Откр. 14, 2–5).

На том же основании, на каком 44-й Псалом относят к Пресвятой Деве, Отцы Церкви относят к лицу Ее и Песнь Песней, которая сходна с сим Псалмом по своему содержанию. Не станем выбирать всего, что в Песни Песней может указывать на Пресвятую Деву; удовольствуемся только немногими чертами, которые указывает святой Дамаскин в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы. Ублажая Пренепорочную Матерь Божию, он говорит: Радуйся, Яблоко благовонное, плод родившийся от бесплодной и имеющий Божественную красоту! Ты говоришь в Песнях: положите мя во яблоцех: яко уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2, 5). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние неощутительное для мира. Радуйся, Крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые. В песнях церковных Богоматерь также называется крином. «Зрим яко крин, Тя ризою обагреною украшену, Пречистая, Божественного Духа, посреде терния сияющу, и благоухания исполняющу, иже Тебе искренно величающих» 91. «Едину тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет, чистоты блистанием светящуюся, и светом девства, Всенепорочная, невесту восприят» 92. Благоухающий цветник духовный, из которого Христос бессеменно облекся в непряденую одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся, Нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: нард мой даде воню свою (Песн. 1,11). Радуйся, Стакти (миртовый бальзам), из девственного бальзама излившая Христу стакти освящения, или млека, и воспевающая в Песнях: вязание стакти возлюбленный мой мне, посреде сосцу моею водворится (1, 12). Радуйся, Киннамон (коричное дерево), исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, Кто говорит в Песнях: Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, трость и киннамон со всеми древами Ливанскими (4, 13–14). Радуйся, Дщерь, посвященная Богу отроковица, которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: Что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля! Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах (7, 1–2). Радуйся, Сестра, получившая наименование от прекрасного Брата и возлюбленнейшая Ему, как Он говорит в Песнях: Сердце наше привлекла еси, сестро моя невесто, сердце наше привлекла еси (4, 9). Радуйся, Невеста, которой обручитель есть Дух Святый, а жених – Христос, говорящий в Песнях: вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе. Гряди от Ливана, невесто (4, 7–8). «Вся ближняя моя, добра и непорочна бысть, Тя провидя древле вопияше Соломон в песнех» 93. Радуйся, Миро – бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя произошел Господь, подобоименный Тебе (ибо сказано: миро излияное имя твое) (Песн. 1, 2). Радуйся, Кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире: Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее (3, 6)? Радуйся, Царская Порфира; Ты из девственных кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в Песнях: Заплетете главы твоея яко багряница. Что украсилася еси, и что усладилася еси? (7, 5–6). Радуйся, Чертог, украшенный девством для Того, Кто говорит в Песнях: Внидох в вертоград мой, сестро моя невесто (5, 1). В песнях церковных находим еще некоторые указания на Песнь Песней: Богоприятну предзря Соломон, проповеда Тя одр Царев: живый источник запечатствован, из негоже не мутная нам произыде вода 94. «Тя запечатанный воистину лик пророческий источник и заключенную дверь именова, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишущие, еже совершила еси и по рождестве» 95. «Возделавши живоносный виноград, Мати Божия Препетая Христа Бога, земля святая Отча явися паче смысла, Богоблагодатная, и весь мир напои пива живоносного, Чистая» 96. «Мысленный винограде, израстивший нам грозд Божественный, от негоже напаяемся водою нетления, источи моей души умиление и вино очищения» 97. «Се егоже прорече Соломон, во утробе одр прияла еси, сохраняемь истиннейше, истинному Царю, к Божественному воззванию, рода человеча обращению: темже тя радостно, Анно, вернии ублажаем» 98. «Яко цвет во удолиих жития Тя обрет, в Тя вселися, иже всех Садитель, вонями добродетелей и чистоты ныне благоухали нас, Богородительнице» 99. Вникая в писание Соломона, по указанию Святой Церкви мы находим еще пророчество о Пресвятой Деве в Притчах. Святая Церковь под домом, который устроила себе Премудрость, разумеет Пресвятую Деву. «Из Тебе,– воспевает она в одной песни,– Божия Премудрость храм Себе создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная: Ты бо едина от всех родов избранна еси нетленная, нетленного в жилище Слова» 100. «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Премудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш» 101. К Пресвятой Деве богомудрые Отцы также относят слова премудрого Соломона: Многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: Ты же предуспела и превознеслася еси над всеми (Притч. 31, 30).

У пророка Исаии мы находим ясное пророчество о безмужном рождении от Марии Сына Божия. Се Дева во чреве приимет, говорит он, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14). Евангелист Матфей, приведши слова Ангела Господня: «Иосифе, не убойся прияти Мариам Жены твоея: рождшееся бо в Ней, от Духа есть Свята», прибавляет: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: Се Дева (Мф. 1, 20. 22–23), и проч. Таким образом, он ясно относит сие пророчество к Пресвятой Деве. К Пресвятой Деве относит сии слова и Святая Церковь. «Прозорливый Исаия, разумеяй безсеменное рождение Твое, Дево, вопияше: се во чреве приимет Дева, рождшая Слова Единородного» 102. В сем пророчестве назнаменуется то, что Пресвятая как зачнет бессеменно Еммануила, так и по рождестве останется Девою. Дева во чреве приимет и родит. У пророка Исаии мы находим также предсказание, что Пресвятая Дева произойдет из племени Давидова. Пророчествуя о Мессии, он говорит: и изыдет жезл из корене Иессеева, и цвет от корене его взыдет (Ис. 2, 1). Под именем жезла здесь разумеет Церковь Пресвятую Деву, так воспевая: «Тя жезл Исаиа именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог, на спасение верою и любовию притекающих к покрову Твоему» 103.

В другом месте пророк Исаия называет Пресвятую Деву Марию Пророчицею: И приступих к Пророчице, и во чреве зачат, и роди Сына. И рече Господь мне: нарцы имя Ему: скоро плени, нагло расхити (Ис. 8, 3). «Кто,– говорит святитель Василий Великий,– приведет себе на память слова Марии, произнесенные пророческим Духом (Лк. 1, 46); тот не будет отвергать, что Мария есть Та Пророчица, к Которой приступил Исаия познанием. И подлинно, если внимательно рассмотреть Ее слова, то никак не усумнишься, что Ее называет он Пророчицею, когда Дух Святый сошел на Нее и сила Вышняго осенила Ее» 104.

У пророка Исаии Пресвятая Дева называется также свитком новым (Ис. 8, 1). «Божественный прописа Пророк проявленнейше свиток Тя нов, в немже перстом Слово Отчим, Дево, напишется» 105. В каком же смысле Дева именуется свитком, в коем Слово перстом Отчим написано? Прекрасно отвечает на это один из учителей Российской Церкви 106. «Как первые истины веры,– говорит он,– начертанные, по повелению Божию, в священном книжном свитке, сохранили все обетования о ниспосланнии в мир Сына Божия неизгладимыми и неповрежденными, до того времени, как наступила кончина лета, так Пресвятая Дева, соблюдая во глубине сердца Своего тайну благовещения, сокровенную от век и родов, неприступную и Ангельскому уму тайну строительства спасения человеков, по достоинству величается свитком, в нем же написано Слово. На вещественной хартии пишется тростию души человеческой: во утробе Преблагословенныя начерталось Духом Святым Слово, искони сущее у Бога, Премудрость Отчая, воззвавшая из ничего видимый и невидимый мир, устроившая небо и землю. Чрез напечатление на вещественной хартии письменем, постигнутая разумом истина становится ясною для общего разумения: а Глаголавший древле Отцем во пророцех, в сени и гаданиях, когда восхотел напоследок дний глаголать миру в Сыне, благоволил родиться Ему от безневестныя Девы, подобно тому, как рождается слово человеческое, для обнаружения внутренних помышлений».

Святой Пророк называет также Святую Деву книгою запечатленною (Ис. 29, 11). «Послушай,– говорит святой Григорий Чудотворец 107,– что о сем муже и о сей Деве (Иосифе и Марии) говорит Пророк: дается книга сия запечатленная, человеку ведущему Писания. Что же это за книга запечатленная, если без сомнения не Пренепорочная Дева? Но Иосиф не умел прочесть; ибо Она соблюдалась для Творца всяческих в жилище». И в церковных песнях сие пророчество относится к Богоматери. «Книгу, юже прорече Пророк, запечатану Духом Божественным в ложеснах своих содержащи Анна, всем вопияше: юже вся списания проявляют, возвеличаюся аз, прозябающи днесь» 108. «Запечатанная ныне книга рождается, юже прочести не возможно естеством закона земных, соблюдаема в жилище Слова, якоже книги проявиша богоглаголивых Духом» 109.

В таинственной клеще, которою взят был от алтаря горящий угль, прикосновение коего отъяло беззакония пророка Исаии, Святая Церковь видит также образ Богоматери. «Клеще, яже Божественный угль приемши в Божественней утробе Твоей, никакоже опалившися, попали Пречистая, наша согрешения» 110. «Угль Исаии проявлейся, солнце из девственныя утробы возсия во тьме заблуждших, богоразумия просвещения даруя» 111. Богоматерь действительно была та клеща, которая носила в Себе прообразованный углем горящим Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, носила Агнца, вземляющего грехи мира, Очистителя, Который говорит расслабленному: оставляются грехи твои. Но что был и самый престол, на котором Исаия видел седящего превознесенна Господа Славы, как не изображение Богоматери? И видех, говорит Пророк, Господа седяща на Престоле высоце и превознесение, и исполнь дом славы Его (Ис. 6, 1). Во чреве Богоматери, как на таинственном престоле, восседал Господь. Святая Церковь весьма часто в своих песнях именует Богоматерь престолом. «Престол Тя Божия Слова прославляем, Богородице, на немже, яко человек, Бог седе, явися, и бысть Херувимов превышши» 112. «Престол Божий явилася еси, Богородице, на немже плотию седе Христос, от первого падения человеки воздвиже, во гласе радостных поющия Тя» 113. «Палата высокого Царя, и огнеобразный была еси престол, Дево, Херувим превышши и Серафим, паче ума бывшая» 114.

Прорекал также пророк Исаия о Богоматери, назнаменуя Ее облаком легким. Се Господь седит на облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его (Ис. 19, 1). Здесь облако, по изъяснению святого Амвросия, знаменует Пресвятую Деву, несущую на руках Своих Господа, при приближении Которого пали идолы египетские, и сие облако называется легким потому, что Пресвятая Дева не была обременена никаким грехом или нечистым вожделением. Святая Церковь сие пророчество также относит к Пресвятой Деве. «Седяй в славе, на престоле Божества, во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей» 115. «Облак Тя легкий неложно, Дево, именуем, пророческим возследующе речением. Прииде бо на Тя Господь, низложити египетския прелести рукотворения» 116. «Световидный Тя облак, Пренепорочная, Исаия зряше, из негоже возсия нам Солнце праведное, тайно тварь просвети: сего ради Тя верою воспеваем добрую в женах» 117. «Облак Тя мысленный претруждшимся жаждою умерщвления, Дево чистая, вемы, воду живу оставления источающу, и мертвым безсмертие всем подающую» 118. «Светел облак Тя животныя воды, нам тучу нетления Христа одождивший отчаянным, Чистая, познаваем» 119. «Тя облак легок древле зрит, просвещаем духом пророк Исаия, на немже седе славы Господь, прииде, и низложи египетския вся истуканныя, Дево Мати Пречистая» 120.

Пророк Иезекииль во образе храма, явленного Ему в видении, созерцал и безмужное рождение от Девы Марии Сына Божия, и Ее всегдашнее девство до рождества и по рождестве, и вместе чудную славу Ее. Так он описывает свое видение: Обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна. Зане старейшина сей сядет в них, ясти хлеб пред Господем: по пути Елама врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат яже к северу, прямо храму: и видех, и се полн славы дом Господень (Иез. 44, 1–4).

Хорошо объясняет это священный инок Григорий, в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы: «И да иная оставлю, яже о Ней узре чудный Иезекииль. Едино же воспомяну токмо, како сию дверь виде зрящую на восток; понеже бо Восток именуется Бог во Исаии, Солнце правды, хотяше же нам из Нея возсияти сидящим во тме и сени смертней. Зрит сию к востоку готовлену и ожидающу неприступного света вход; затворена же стоят, понеже не во входе Его, ни во исходе девственныя отверзошася двери, а яко Богу вся возможна, не возможно Тому несть ничтоже. Вниде безплотен якоже восхоте, и плотоносец пройде яко изволи, врата рече сия затворена. Понеже Игумен сий сядет снести хлеб. Что есть еже снести хлеб? Якоже рече человеком желателен есть хлеб, внегда алкати, и ничтоже ино тем в то время предпочтено бывает о еже ясти: сице и Бог Своего желает создания спасения, егоже ради сядет в Деве, и плоть Себе из Нея соединяя по составу. И сим образом Свое желание о человеческом спасении исполняет, якоже и в Самарии у студенца ко учеником глаголаше, молящим его: Равви, яждь, Мое брашно есть, рече, да творю волю пославшого Мя и совершу дело Его. По пути Еламских врат, рече, внидет, и по пути его изыдет. А еже глаголет, се есть: по пути недоведомых врат внидет (се бо являет еврейская речь) и по пути его изыдет. Сию многообразне в Сионе Богодухновении пренарекоша пророцы» 121. Святая Церковь, положивши сие пророческое видение читать на Паремиях в праздники Богородичные, сим самым показывает, что она относит сие пророчество к Божией Матери. Сие же выражает она и во многих песнях своих, когда называет Пречистую Богоматерь вратами. «Иезекииль Тя дверь зрит запечатанну, Дево, воспевает Церковь, еюже пройде Иисус, вселивыйся во утробе Твоей» 122. «Яже о Тебе пророчествия исполнишася, Дева Чистая: ов убо от Пророк дверь Тя прорече, во Едеме на восток зрящую, юже никтоже пройде, точию Зиждитель Твой: ов купину, огнем жегому, яко в Тебе обита огнь Божества, и неопалима пребысть. Ин гору святую, от неяже отсечеся камень краеугольный, и порази мысленного Навуходоносора» 123. «Двере благодатная, отверзшая верным дверь небесную, покаяния дверь светлую отверзи ми, Владычице, и врат смертных свободи» 124. «Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая 125. И Отцы Церкви также относили сие видение к Богоматери. Ты истинно благословенна, говорит святой Андрей Иерусалимский 126, которую Иезекииль назвал Востоком, вратами заключенными, отверзаемыми для одного Бога и опять заключаемыми. Подобно и святой Дамаскин говорит: «Ныне устроены Святыя врата со стороны востока, чрез которые Христос внидет и изыдет, и врата сия заключены, в которых Сам Христос есть дверь овцам. Ему имя восток, чрез Него мы получили доступ к Отцу – Источнику света» 127.

Пророк Даниил назвал Пресвятую Деву горою, от которой без рук человеческих отторгся камень. Так понимает сие пророческое видение и Святая Цекровь. «Несекомую гору, краесекомый камень, егоже виде Даниил пророк, Богородицу Марию песньми величаем» 128. Так объясняет сие видение Святая Церковь и в другой песни: «Камень нерукосечный, от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества» 129. «Взыграйте горы – существа разумные,– говорит святой Дамаскин (в Слове на Рождество Богородицы),– стремящиеся на высоту духовного совершенства; ибо рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякой холм и всякую гору,– величие Ангелов и человеков, от которой телесным образом благоволил отсечься краеугольный камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в Себе различные естества – Божеское и человеческое».

Богоглаголивый Аввакум пророчествовал: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи» 130. Святая Церковь разумеет здесь Божию Матерь. «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление» 131. «Рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум, предвозвещает видети неизреченно сподобився образ, младый Младенец бо из горы Девы изыде, людей во обновление Слово» 132. «Приосененную гору, Аввакум прозряше пречистую Твою утробу Чистая, тем взываше: от юга приидет Бог, и Святый от горы приосененныя чащи» 133. «Жезл из корене Иессеева, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься, от неискусомужныя невещественный и Боже» 134. «Гора приосененная, юже провиде древле Аввакум, проповеда внутрь вместившуся в неходных храма, добродетели процветши, и покрывает концы» 135.

В невредимом сохранении Ионы во чреве китове Церковь усматривает также образ нетленного рождества Богоматери. «Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву, всельшееся Слово, и плоть приемше пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада нетления, рождшую сохрани неврежденну» 136.

Три отрока, не опалившиеся в Халдейской пещи, прообразовали чудное рождество Пресвятой Девы. «Утробу неопально образуют Отроковицы, иже в ветсем опаляемии юноши, преестественно раждающую запечатленну» 137.

«Тебе умную, Богородице, пещь, разсмотряем вернии. Яко же бо отроки спасе три превозносимый, мир обнови во чреве Твоем всецел, хвальный Отцев Бог, и препрославлен» 138.

«Чуда преестественного показа образ огнеросная пещь древле, огнь бо не опали юныя дети, Христово являя безсеменное от Девы Божественное рождество» 139.

«Яко пещь древле приемшая отроки не опали, тако и Дева заченши Зиждителя, не опалися утробою» 140.

Вот главнейшие пророчества и преобразования Божией Матери в Ветхом Завете!

В Ветхом Завете было предсказано, что Матерь Мессии произойдет из рода Давидова (Ис. 11, 1. Иер. 33, 15–17); родит Мессию безмужно и по рождестве Его останется Девою (Ис. 7, 14. Иез. 44, 1–14, и многих других); будет украшена всеми добродетелями (Пс. 44 и Песн. Песней); откроет верующим в Сына Ее вход в Царствие Небесное (прообразование лествицею Иакова и Пс. 44, 15).

Теперь приступим к описанию самой жизни Богоматери. Для большей ясности обозрение жизни Ее разделим на три периода: первый от Ее рождения до Благовещения Архангелова, когда Она – еще простая Дева – только уготовлялась быть храмом Божиим; второй – от Благовещения до Вознесения Господа Иисуса на небо: в сие время Пресвятая Дева Мария уже соделалась Матерью Господа, Ее жизнь вся употреблена на попечение и заботы о Божественном плоде Ее чрева; третий – от Вознесения Господа до блаженного Ее Успения: здесь Богоматерь остается как бы Наместницею Сына Своего на земле для радости и утешения верующих и преставляется на небо, где обитает Божественный Сын Ее.

* * *

15

См. Св. Андрея Критского, 11-е Слово на Рождество Богородицы.

16

См. «Христианское чтение», 1841. Ч. 3, в Слове Иоанна Дамаскина. С. 395.

17

Октоих, глас 2-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 1-я.

18

Октоих, глас 3-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 4-я.

19

Св. Епифаний. Против ересей, кн. III, гл. 18.

20

Св. Епифаний. Против ересей. Кн. III, гл. 18.

21

Св. Дамаскин. О Православной вере. Кн. IV, гл. XIV.

22

Против ересей. Кн. V. гл. 19.

23

Ирмос, глас 5, песнь 9-я.

24

Сентябрь. Минея 9-го числа, канон, песнь 4-я .

25

Ирмологий, 4-й глас, песнь 9-я.

26

Против ересей. Кн. III, гл. 33.

27

Сентябрь. Минея 6-го дня, канон, песнь 9-я.

28

Ирмологий, глас 8-й, песнь 9-я.

29

Декабрь. Минея 5-го числа, канон, 4-я песнь.

30

В Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы.

31

Свт. Димитрий Ростовский. Слово Одигитрии Божией Матери / Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. 3. С. 128, 129.

32

Акафист, икос 4-й.

33

В Слове на Рождество Пресвятой Богородицы. «Христианское Чтение», 1841. Ч. 3. С. 405.

34

Минеи. 5 сентября, канон, песнь 4-я.

35

Минеи. 5 сентября, канон, песнь 7-я.

36

Стихира на Благовещение, на Великой вечерне, на Господи, воззвах.

37

Канон на Благовещение, песнь 9-я.

38

Ирмологий, глас 2-й, песнь 9-я. Ср. Декабрь. Минеи 15-го числа, канон, песнь 4-я и 7-я.

39

Св. Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

40

Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы, песнь 9-я.

41

Акафист. Канон Пресвятой Богородице, песнь 8-я.

42

Ирмологий, глас 1-й, песнь 9-я.

43

Ирмос. Канон Пресвятой Богородице, глас 2-й.

44

Декабрь. 6-го дня, песнь. 8-я.

45

Ср. св. Дамаскина в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы.

46

Канон на Рождество Пресвятой Богородицы, песнь 7-я.

47

Богородичен догматик 5-го гласа.

48

Акафист Пресвятой Богородице.

49

Октоих, глас 5-й, канон Иоанну Предтече, песнь 9-я, Богородичен.

50

Канон на Введение во Храм Пресвятой Богородицы, песнь 9-я.

51

На Введение Пресвятой Богородицы светилен.

52

Февраль. Минея 24-го числа, канон, песнь 6-я.

53

Канон на Успение Пресвятой Богородицы, песнь 6-я.

54

Канон на Рождество Пресвятой Богородицы, песнь 9-я.

55

Октоих, глас 2-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 8-я.

56

Октоих, глас 3-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 5-я, Богородичен.

57

Св. Иоанна Дамаскина в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы.

58

Октоих, глас 2-й, канон троичен, песнь 4-я, Богородичен.

59

Октоих, глас 4-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 4-я.

60

Октоих, глас 4-й, канон покаянен ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 1-я, Богородичен.

61

Св. Прокл, Архиепископ Константинопольский. Слово о Пресвятой Деве.

62

Ср. канон на Благовещение Пресвятой Богородицы, песнь 7-я.

63

Св. Мефодий Патарский. Слово о Симеоне и Анне.

64

Канон на Зачатие св. Анны, песнь 8-я.

65

Акафист Пресвятой Богородице, икос 11-й.

66

Сентябрь. Минеи 3-го числа, канон, песнь 8-я.

67

Сентябрь. Минеи 22-го числа, канон, песнь 8-я.

68

Октоих, глас 6-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 8-я.

69

Октоих, глас 6-й, канон Иоанну Предтече, песнь 4-я, Богородичен.

70

Св. Дамаскин. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

71

Октоих, глас 2-й, Иоанну Предтече, песнь 6-я, Богородичен.

72

Октоих, глас 3-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 4-ая , Слава.

73

Октоих, глас 8-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 7-я.

74

Октоих, глас 8-й, канон Иоанну Предтече, песнь 6-я, Богородичен.

75

Канон на Рождество Пресвятой Богородицы, песнь 6-я.

76

Св. Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

77

Св. Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

78

Канон на Введение Пресвятой Богородицы, песнь 4-я.

79

Канон на Зачатие св. Анны, песнь 5-я.

80

Октоих, глас 1-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 8-я.

81

Октоих, глас 1-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 7-я.

82

Канон на Благовещение, 9-я песнь.

83

Минеи. Сентябрь 1-го числа, канон, песнь 4-я, Богородичен.

84

Ирмологий, глас 6-й, песнь 9-я.

85

Канон на зачатие св. Анны, песнь 8-я.

86

Канон на Рождество Богородицы, песнь 1-я.

88

Слово 11-е на Рождество Пресвятой Богородицы.

89

В Слове на Рождество Пресвятой Богородицы.

90

Там же.

91

Октоих, глас 4-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 9-я, ирмос.

92

Октоих, глас 7-й, канон воскресен, песня 5-я.

93

Ср. Сентябрь. Минеи на 9-е число, песнь 3-я канона.

94

Канон На Введение Пресвятой Богородицы, песнь 9-я.

95

Октоих, глас 1-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 3-я.

96

Октоих, глас 2-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 1-я.

97

Октоих, глас 3-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 9-я.

98

Канон на Зачатие св. Анны, песнь 4-я.

99

Октоих, глас 1-й, канон Богородице покаянен, песнь 8-я, Богородичен.

100

Постной Триоди Среда 7-й Седмицы, канон, песнь 8-я.

101

Той же Триоди Четверток на Утрене, канон, песнь 1-я.

102

Ирмологий, глас 6-й, песнь 5-я.

103

Октоих, глас 5-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 4-я.

104

Св. Василий Великий. Толкование на Исаию, глава 8.

105

Сентябрь. Минея 7-го числа, канон, песнь 5-я.

106

Слово на Благовещение Кирилла, Архиепископа Подольского. «Христианское Чтение», 1841. Ч. I.

107

В Слове 3-м на Благовещение Пресвятой Богородице Григория Чудотворца.

108

Канон на Зачатие св. Анны, песнь 1-я.

109

Сентябрь. Минеи 7-го числа, канон, песнь 5-я.

110

Октоих, глас 7-й, канон святому и великому Чудотворцу Николаю, песнь 3-я, Богородичен.

111

Октоих, глас 2-й, канон Пресвятой Богородице, ирмос.

112

Октоих, глас 2-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 5-я.

113

Октоих, глас 6-й, канон Иоанну Предтече, песнь 3-я, Богородичен.

114

Октоих, глас 2-й, канон святому и великому Чудотворцу Николаю, песнь 6-я, Богородичен.

115

Ирмологий, глас 4-й, канон на Благовещение, песнь 4-я.

116

Октоих, глас 1-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 3-я, ирмос.

117

Октоих, глас 1-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 9-я.

118

Октоих, глас 3-й, канон усопшим, песнь 8-я.

119

Октоих, глас 5-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 5-я, ирмос.

120

Октоих, глас 7-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 6-я.

121

Смотри Сборник Лаурской Библиотеки, на месяц Сентябрь подх. № 6, 1795. В Слове на Рождество Пресвятой Богородицы Григория священного инока и Пресвитера.

122

Декабрь. Минеи 28-го числа, канон, песнь 8-я.

123

Октоих, глас 5-й, стихира, Богородичен.

124

Октоих, глас 6-й, канон Пресвятой Богородице, песнь 6-я.

125

Октоих, глас 7-й, канон Иоанну Предтечи, песнь 3-я, Богородичен.

126

Св. Андрея Иерусалимского в Слове на Благовещение Пресвятой Богородице.

127

Св. Дамаскин. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

128

Ирмологий, глас 3-й, песнь 9-я. Ср. канон на Благовещение, песнь 9-я. Канон на Зачатие св. Анны, песнь 9-я.

129

Ирмологий, глас 4-й, песнь 9-я.

130

Пр. Аввакум, гл. 1, ст. 3.

131

Ирмологий, глас 1-й, песнь 4-я.

132

Там же.

133

Ирмологий, глас 3-й, песнь 4-я.

134

Канон на Зачатие св. Анны, песнь 4-я.

135

Канон на Введение Пресвятой Богородицы, песнь 4-я.

136

Ирмологий, глас 1-й, песнь 6-я.

137

Ирмологий, глас 1-й, песнь 8-я.

138

Ирмологий, глас 1-й, песнь 7-я.

139

Того же гласа песнь 8-я.

140

Ирмологий, глас 3-й, песнь 8-я.


Источник: Величие Пречистой Девы Богородицы / [общ. ред. Иерей Вадим Леонов]. - Москва : Паломник, 2005. - 334, [1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-87468-237-6

Комментарии для сайта Cackle