Я думаю, что читать надо все, что вызывает ревность по Богу (для тех, кто теплохладен, а таких большинство из нас). И все, что призывает к осторожности, для ревностных не по разуму (меньшинство). То есть надо сообразовываться с целью, для чего все это делается. А цель на новоначальном этапе это возжигание в сердце божественного огня, который попаляет страсти и предочищает сердце.
Жития написаны с этой целью, для возжигания ревности к подвигам, в этом особенность этого жанра, а если нужны конкретные исторические данные, то надо читать исторические сочинения, исследования по патрологии и т. п. Другое дело, что ревность должна быть по разуму, сообразовываться с образом жизни и проч.
Для склонных молитвенному подвигу, надо читать сочинения отцов о молитве, на которые отзывается душа. Если душа отзывается на высокое богословие и есть склонность к его изучению, надо читать богословские сочинения. Но во всем надо видеть конечную (на данном этапе) цель.