Патерик?

Православный христианин
Вы святого Пантелеймона почитаете или Марию Египетскую?
Да почитаю, т.к. полагаю, что не на пустом месте их начала почитать Православная Церковь. Но вот выводов для себя из их житий я никаких не делаю.
Это не вопрос был, просто я хотел сказать, что какое то изменение в истории жития святого (даже если оно имеет место быть), никаком образом не может навредить человеку оное читающее, ибо сути вопроса не меняет никак. Это мое мнение.
Может и меняет. Ведь в житиях дописаны в более позднюю эпоху не только чудеса, но и диалоги. Эти диалоги далеко не всегда согласуются с евангельским учением. Во время моей жизни при монастыре я встречал людей, которые повредились (на мой взгляд) от того, что примеры из житий ставили выше Евангелия. В своё время (лет 15 назад) я даже записывал такие противоречия с целью когда-нибуть их разрешить. Накопился не один десяток вопросов. Сейчас уже ничего из тех противоречий не помню. Хотя одно помню. Прп. Александр (основатель обители неусыпающих), обратив каких-то граждан к вере, учил их, что не надо работать. Надо только молиться, и тогда Бог чудесным образом пошлёт всё требующееся. И дальнейшии чудеса подтвердили слова святого. А как же заповедь не искушай Господа Бога твоего? Зря вы не стали читать указанный мной фрагмент статьи игумена Петра. В ней тоже есть интересный пример противоречия между Евангелием и житиями.
может быть они просто возомнили о себе ....что достойны уже такого же жития как и блаженные отцы которые удостоены были такой чести.
Если бы было так, то Антоний Великий сказал бы про эту историю то, что одного из братьев погубила гордость. Но он сказал, что этого брата погубило отсутствие рассудительности.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Елена Анатольевна, не стоит безусловно подходить к житийной литературе как к милицейскому протоколу, это о другом. Это всегда назидательный жанр, но не всегда это документальное свидетельство. Имеет смысл концентрироваться на том духовном опыте, который дают жития, а не мучать себя бесплодными вопросами о реальности того или иного их эпизода.
Подробнее: https://azbyka.org/zhitiya-svyatyx
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Елена Анатольевна, не стоит безусловно подходить к житийной литературе как к милицейскому протоколу, это о другом. Это всегда назидательный жанр, но не всегда это документальное свидетельство. Имеет смысл концентрироваться на том духовном опыте, который дают жития, а не мучать себя бесплодными вопросами о реальности того или иного их эпизода.
Подробнее: https://azbyka.org/zhitiya-svyatyx
Спасибо за ссылку, Кирилл. Я не "мучаю себя бесплодными вопросами о реальности того или иного их эпизода". Мой вопрос был несколько об ином. Несколько постов назад мне уже ответили. Дальнейшая дискуссия проходила уже без меня.
 
Православный христианин
Я не сомневаюсь, что многие больные выздоравливали по молитвам святого Луки, но сам он (хирург и ученый, написавший учебное пособие для медиков) пишет и о случаях смерти своих пациентов. То есть, говорить о том, что он исцелял, всех не позволяет его же свидетельство. Кто-то выздоравливал, а кто-то умирал.
Дорогая Елена, нет причин сомневаться, просто вспомним, что епископами и молитвенниками не рождаются. https://azbyka.org/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий начал врачебную деятельность после академии в 26 лет (1903), почти сразу в военном госпитале в Русско-Японскую войну. Рукоположен во священника и епископа спустя почти 20 лет, в 44 и 46 лет (1923). Книга Очерки гнойной хирургии вышла в 1934 и охватывает весь его врачебный опыт, т.ч. целых 20 лет до священного сана, где, разумеется, самые разные случаи, т.ч. смерти пациентов.
 
Святая Русь
Православный христианин
Но я спрашивала немного не об этом. Патерик - не житие, а сборник кратких истроий из жизни подвижников, назиданий, случаев... Но поучения эти во многом исключительно ориентированы на монахов. Мирскому человеку они не подходят. Нужно ли читать то, что адресовано "другой целевой группе читателей"?
Преподобный Паисий Святогорец советует читать мирянам такие святоотеческие писания, как витамины. Т.е. не есть их ложками. А малюсенькими порциями с переосмыслением для себя: как это можно применить к себе или же (если буквально применить нельзя) просто увидеть реальное свое положение для смирения (как далеко мы отстоим от истинных угодников Божиих).

Один хороший епископ говорил, что после Нового Завета у мирян главным чтением должны быть Слова Паисия Святогорца и письма игумена Никона (Воробьева).
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Один хороший епископ говорил, что после Нового Завета у мирян главным чтением должны быть Слова Паисия Святогорца и письма игумена Никона (Воробьева).
Слова святого Паисия Святогорца доходят прямо до сердца, просто и без искуса. Игумена Никона читать трудно. Вот точно - только малюсенькими порциями.
 
Православный христианин
Я думаю, что читать надо все, что вызывает ревность по Богу (для тех, кто теплохладен, а таких большинство из нас). И все, что призывает к осторожности, для ревностных не по разуму (меньшинство). То есть надо сообразовываться с целью, для чего все это делается. А цель на новоначальном этапе это возжигание в сердце божественного огня, который попаляет страсти и предочищает сердце.
Жития написаны с этой целью, для возжигания ревности к подвигам, в этом особенность этого жанра, а если нужны конкретные исторические данные, то надо читать исторические сочинения, исследования по патрологии и т. п. Другое дело, что ревность должна быть по разуму, сообразовываться с образом жизни и проч.
Для склонных молитвенному подвигу, надо читать сочинения отцов о молитве, на которые отзывается душа. Если душа отзывается на высокое богословие и есть склонность к его изучению, надо читать богословские сочинения. Но во всем надо видеть конечную (на данном этапе) цель.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я думаю, что читать надо все, что вызывает ревность по Богу...
Тогда мне нужно читать художественную литературу для старшего дошкольного и и младшего школьного возраста. Прочитаешь такую светлую книжку, и хочется жить чисто и радостно.
 
Святая Русь
Православный христианин
Но когда узнал несколько примеров того, что далеко не всё в житиях, мягко говоря, является правдой, то это отбило у меня, к сожалению, всякую охоту читать жития древних св. отцов.
Мне не нравятся сегодняшние ревизионистские настроения по отношению к Преданию Православной Церкви. Мол, жития неправдивые, советы неправильные, каноны устаревшие. Какое-то ползучее обновленчество! Дошли уже до того, что в Священном Писании сомневаться стали!

Жития святых читали и верили в них преп. Серафим Саровский и преп. Сергий Радонежский, святитель Игнатий (Брянчанинов) и прав. Иоанн Кронштадтский и много других святых известных и неизвестных. С какой стати мы в 21 веке перестанем верить в жития древних святых? Мы разве лучше названных отцов? Другое дело, что нельзя все слепо копировать, многие подвиги нашему времени уже не даются. Но недоверять им неправильно. Святитель Димитрий Ростовский, когда с разных списков составлял в 18 веке свой труд, ему в видениях являлись святые и поправляли свои жития. И если мы верующие, мы должны в Предание верить. Иначе чем мы отличаемся от протестантов?!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тогда мне нужно читать художественную литературу для старшего дошкольного и и младшего школьного возраста. Прочитаешь такую светлую книжку, и хочется жить чисто и радостно.

"И отвечал ему Иисус: недалеко ты от Царствия Божия"
"если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное":)
 
Сверху