Патерик?

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, дорогие друзья.
Впервые прослушала "Древний патерик". Впечателение трудноопределяемое. Сформулирую возникший вопрос. Полезно ли мирянину читать Патерики?
 
Православный христианин
Вообще, я не раз встречал у пастырей Церкви советы о том, что чтение житий святых очень полезны. Но когда узнал несколько примеров того, что далеко не всё в житиях, мягко говоря, является правдой, то это отбило у меня, к сожалению, всякую охоту читать жития древних св. отцов. Вот один из примеров недостоверности, с которым я встретился: https://azbyka.org/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/1_1
 
Православный христианин
Но когда узнал несколько примеров того, что далеко не всё в житиях, мягко говоря, является правдой, то это отбило у меня, к сожалению, всякую охоту читать жития древних св. отцов.

Почему отбило охоту?
 
Православный христианин
Почему отбило охоту?
Потому, что теперь у меня нет полного доверия житиям. Но после описания в книге очередного чуда я спрашиваю сам себя, а было ли это чудо на самом деле? И говорил ли святой указанные в житии слова?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Здравствуйте, дорогие друзья.
Впервые прослушала "Древний патерик". Впечателение трудноопределяемое. Сформулирую возникший вопрос. Полезно ли мирянину читать Патерики?
Ссылку дайте пожалуйста на "Древний патерик", чтобы послушать.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо за размышления, Георгий. Да, некоторое преувеличение или "лыгенды" иногда встречаются и сегодня. На форуме недавно кто-то писал о том, что у врача Войно-Ясенецкого выздоравливали даже безнадежнобольные. Однако в его учебном пособии для медиков "Очерки гнойной хирургии" он сам описывает многократные случаи смерти тяжелых больных.
Но я спрашивала немного не об этом. Патерик - не житие, а сборник кратких истроий из жизни подвижников, назиданий, случаев... Но поучения эти во многом исключительно ориентированы на монахов. Мирскому человеку они не подходят. Нужно ли читать то, что адресовано "другой целевой группе читателей"?
Аника, на Азбуке есть и печатный и аудио-варианты. Причем, аудио несколько. Я слушала вот этот: https://azbyka.org/audio/drevnij-paterik.html
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Аника, на Азбуке есть и печатный и аудио-варианты. Причем, аудио несколько. Я слушала вот этот: https://azbyka.org/audio/drevnij-paterik.html

Что Вас более всего смутило в этом сборнике? т.е. с чего начать слушать? ( с какого рассказа? )
Не могу много ни читать, ни слушать.

Но поучения эти во многом исключительно ориентированы на монахов. Мирскому человеку они не подходят.
Читала "Отечник" св.Игнатия (Брянчанинова). Как ни странно, но именно в нём нашла ответ на вопрос: надо ли мне ещё оставаться на том месте работы, где мне стало тяжко.

И не только по этому вопросу, но и по другим "мирским" ситуациям тоже много пользы почерпнула для себя. В смысле: "что делать". Как то спокойнее стало, когда интуитивные решения обрели крепкую поддержку у отцов. И нерешаемые прежде проблемы - обрели решение.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот один из примеров недостоверности, с которым я встретился: https://azbyka.org/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/1_1

Ну так Скифию он посетил?

На форуме недавно кто-то писал о том, что у врача Войно-Ясенецкого выздоравливали даже безнадежнобольные. Однако в его учебном пособии для медиков "Очерки гнойной хирургии" он сам описывает многократные случаи смерти тяжелых больных.

Так и есть, многие тяжелобольные выздоравливали по его молитвам еще при жизни святого.

Но я спрашивала немного не об этом. Патерик - не житие, а сборник кратких истроий из жизни подвижников, назиданий, случаев... Но поучения эти во многом исключительно ориентированы на монахов. Мирскому человеку они не подходят. Нужно ли читать то, что адресовано "другой целевой группе читателей"?

Как мне кажется для новоначальных не подходит, а тем кому нужно иногда добавлять масло в угасающий огонь, при необходимости в самый раз.
 
Православный христианин
Ну так Скифию он посетил?
Думаю да. Но вот о подробностях его жития я так сказать не могу.

Как-то слушал лекцию по патрологии об одном из мучеников-апологетов. Кажется об Иустине Философе. Преподаватель говорит, что существуют 3 версии его жития. Первая (самая ранняя) - самая короткая и лаконичная, Вторая по датировке - гораздо объёмнее. Третья (самая поздняя) - самая большая. Далее преподаватель читает по фрагменту из каждого жития. От версии к версии количество чудес и слов мученика всё умножаются и умножаются. В общем, всё примерно также, как подробности умножались в житии ап. Андрея.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Аника и Георгий, благодарю за Ваши ответы. Насколько я поняла, Аника, Вы считаете, что читать и слушать можно и нужно. Указать какой-то один текст не могу, потому что почти в каждом есть что-нибудь, что выше моего понимания. Например, текст о нестяжании: разумно ли применять полное монашеское нестяжание к людям семейным, тем, кто отвечает не только за свое пропитание, но и за пропитание иждивенцев? И применимо ли нестяжание героев Патерика к современным многолюдным монастырям, где настоятелю и эконому приходится заботится о пропитании братии? Или о незлобии, о прощении: простить за свою обиду можно, но за обиду, нанесенную ближнему? Или об отношении к матери: авва не захотел видеть родную мать, чтобы не отвелкаться от своего спасения...

Георгий, хотя разговор о житиях увел нас несколько в сторону, но еще раз уточню. Я не сомневаюсь, что многие больные выздоравливали по молитвам святого Луки, но сам он (хирург и ученый, написавший учебное пособие для медиков) пишет и о случаях смерти своих пациентов. То есть, говорить о том, что он исцелял, всех не позволяет его же свидетельство. Кто-то выздоравливал, а кто-то умирал.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нужно ли читать то, что адресовано "другой целевой группе читателей"?
С одной стороны, евангельские заповеди одни для всех - и для мирян и для монахов. Просто монахи стараются выполнять их более строже, чем миряне. И потому можно и нужно читать книги о монашествующих. Но с другой стороны свт. Игнатий (Брянчанинов) предостерегает новоначальных от чтения книг не соответствующих их образу жизни, т.к. новоначальный обычно не может правильно применить советы из таких книг к своей жизни.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
Думаю да. Но вот о подробностях его жития я так сказать не могу.

Как-то слушал лекцию по патрологии об одном из мучеников-апологетов. Кажется об Иустине Философе. Преподаватель говорит, что существуют 3 версии его жития. Первая (самая ранняя) - самая короткая и лаконичная, Вторая по датировке - гораздо объёмнее. Третья (самая поздняя) - самая большая. Далее преподаватель читает по фрагменту из каждого жития. От версии к версии количество чудес и слов мученика всё умножаются и умножаются. В общем, всё примерно также, как подробности умножались в житии ап. Андрея.
Может и так, хотя этот вопрос довольно спорный. Вот мне, что интересно было, это высказывание Ивана Грозного:

«Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом, мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее ненарушимо», – объяснял Иван Грозный католику-иезуиту еще в XVI в.

Еще интересная вещь, вдоль берега Дона к примеру встречаются довольно часто, римские монеты 2 тысяче летней давности +-, следовательно можно считать, что жизнь, торговля и в те времена довольно активно кипела, что мешало ему к примеру посетить и более северные районы нашей необъятной? Вопрос конечно спорный....

Как-то слушал лекцию по патрологии об одном из мучеников-апологетов. Кажется об Иустине Философе. Преподаватель говорит, что существуют 3 версии его жития. Первая (самая ранняя) - самая короткая и лаконичная, Вторая по датировке - гораздо объёмнее. Третья (самая поздняя) - самая большая. Далее преподаватель читает по фрагменту из каждого жития.

А если это и так, как это может уменьшить заслуги святого?
 
Православный христианин
Георгий, хотя разговор о житиях увел нас несколько в сторону, но еще раз уточню. Я не сомневаюсь, что многие больные выздоравливали по молитвам святого Луки, но сам он (хирург и ученый, написавший учебное пособие для медиков) пишет и о случаях смерти своих пациентов. То есть, говорить о том, что он исцелял, всех не позволяет его же свидетельство. Кто-то выздоравливал, а кто-то умирал.

Так ни кто и не говорит и не пишет, что он исцелял всех, но та информация о его чудесах, которые он совершал по молитве или делая операции больным вся достоверна, какие тут могут быть преувеличения?
 
Православный христианин
что мешало ему к примеру посетить и более северные районы нашей необъятной?

А если это и так, как это может уменьшить заслуги святого?
1. Ничего не мешало. Но чтобы об этом писать, надо об этом знать, а не придумывать.Так как всякая ложь, на мой взгляд, не от Бога.

2. Я веду речь не о заслугах святого. Заслуги, разумеется, никуда не денутся. Я веду речь о правде и лжи. Ложь, ИМХО, не приводит ко спасению, но губит. Антоний Великий, говоря о рассуждении, приводит в пример двух братьев, которые наслушавшись расказов о том, что всех пустынников кормят напрямую ангелы, пошли в пустыню с решимостью не принимать пищи от людей, но только от ангелов. Ангелы их почему-то кормить не стали. Один брат смирился и принял пищу от людей. А другой был более решителен. И потому умер с голоду.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Указать какой-то один текст не могу, потому что почти в каждом есть что-нибудь, что выше моего понимания. Например, текст о нестяжании: разумно ли применять полное монашеское нестяжание к людям семейным, тем, кто отвечает не только за свое пропитание, но и за пропитание иждивенцев? И применимо ли нестяжание героев Патерика к современным многолюдным монастырям, где настоятелю и эконому приходится заботится о пропитании братии? Или о незлобии, о прощении: простить за свою обиду можно, но за обиду, нанесенную ближнему? Или об отношении к матери: авва не захотел видеть родную мать, чтобы не отвелкаться от своего спасения...
Думаю, что примеры Патерика должны вдохновлять применять опыт отцов, но не так, чтобы лоб расшибить, подобно дураку.
Нестяжание, если для монаха это полный отказ от имущества, то для мирянина - приобретение только жизненно важных вещей. Зачем захламлять пространство неработающими вещами, которые хранятся "на всякий случай".

Незлобие, прощение... За обиду, нанесённую ближнему. Да, порой, невозможно простить самому. Но можно ведь Господу передать эту обиду, отдать Ему для разрешения и себя, и обидчика, и обидимого. Есть такой человек, который оскорбил мою маму гнусными предположениями в присутствии посторонних. Мама то не слышала, слава Богу. А вот за эту особь даже молиться не могу сугубо, не могу поминать их имён, только в "общем", как за ненавидящих и обидящих молюсь. Ненависти нет, отвращение осталось.

По поводу того, что древние монахи избегали встреч с родными... Не нам их судить. Тогда нравы были другие, да и вера не такая ... Они горели, как костёр, а мы уже тлеем едва едва.
 
Православный христианин
1. Ничего не мешало. Но чтобы об этом писать, надо об этом знать, а не придумывать.Так как всякая ложь, на мой взгляд, не от Бога.

Но если следовать вашей логике, то можно поставить под сомнение почти любое святоотеческое писание, или житие святого, да и все добротолюбие к примеру, откуда мы можем знать, что все было именно так? Вот в приведенных выше примерах, был апостол Андрей в Скифии? Был, так как говорится, что жребий вытянул идти на север, или вот об Иустине Философе, если даже эта история и обросла какими то еще сомнительными подробностями (о чем мы не можем с точностью сказать), в следствии того, что народ был темен писать читать не умели, а передавали все в устном виде , ну может быть и прибавили что то (может быть), как это меняет суть вопроса? где тут неправда?

2. Я веду речь не о заслугах святого. Заслуги, разумеется, никуда не денутся. Я веду речь о правде и лжи. Ложь, ИМХО, не приводит ко спасению, но губит. Антоний Великий, говоря о рассуждении, приводит в пример двух братьев, которые наслушавшись расказов о том, что всех пустынников кормят напрямую ангелы, пошли в пустыню с решимостью не принимать пищи от людей, но только от ангелов. Ангелы их почему-то кормить не стали. Один брат смирился и принял пищу от людей. А другой был более решителен. И потому умер с голоду.

Но ведь в этой истории, о том, что Ангелы кормят пустынников, не сам этот рассказ является не правдой, а то что 2 этих брата не правильно все это поняли, поэтому и пострадали. Никакой лжи в этой истории нет.
 
Православный христианин
Но если следовать вашей логике, то можно поставить под сомнение почти любое святоотеческое писание, или житие святого, да и все добротолюбие к примеру, откуда мы можем знать, что все было именно так?
Да, в отношении житий вы правы. Потому, как я и написал выше, теперь у меня нет полного доверия житиям. Что же касается святоотеческих писаний, то мне не известны факты порождающие недоверие к творениям св. отцов.
был апостол Андрей в Скифии?
Вы меня уже об этом спрашивали. И я вам уже ответил.
или вот об Иустине Философе, если даже эта история и обросла какими то еще сомнительными подробностями (о чем мы не можем с точностью сказать), в следствии того, что народ был темен писать читать не умели, а передавали все в устном виде , ну может быть и прибавили что то (может быть), как это меняет суть вопроса? где тут неправда?
О неправде я вам уже писал, да и вы написали сами: "эта история и обросла какими то еще сомнительными подробностями".
Но ведь в этой истории, о том, что Ангелы кормят пустынников, не сам этот рассказ является не правдой, а то что 2 этих брата не правильно все это поняли, поэтому и пострадали. Никакой лжи в этой истории нет.
Антоний Великий не поясняет, что именно в образе мыслей 2 братьев было неправильно. Но, на мой взгляд, неправильность их мыслей заключается в следующем. Из различных сказаний о древних отцах видно, что далеко не всех в пустыне кормили ангелы. А братья слепо поверили ложной информации (устной или письменной) о том, что ангелы кормят всех (или почти всех) отшельников. И от этого пострадали.

Или вот ещё несколько примеров искажений истины в житиях - https://predanie.ru/petr-mescherinov-igumen/book/68365-razmyshleniya-o-vocerkovlenii-i-katehizacii/ . Нужный фрагмент статьи очень большой, поэтому я его не копирую сюда. Почитайте VII часть главы "ПРОБЛЕМЫ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, в отношении житий вы правы. Потому, как я и написал выше, теперь у меня нет полного доверия житиям.

Вы святого Пантелеймона почитаете или Марию Египетскую?

Вы меня уже об этом спрашивали. И я вам уже ответил.

Это не вопрос был, просто я хотел сказать, что какое то изменение в истории жития святого (даже если оно имеет место быть), никаком образом не может навредить человеку оное читающее, ибо сути вопроса не меняет никак. Это мое мнение....

Антоний Великий не поясняет, что именно в образе мыслей 2 братьев было неправильно. Но, на мой взгляд, неправильность их мыслей заключается в следующем. Из различных сказаний о древних отцах видно, что далеко не всех в пустыне кормили ангелы. А братья слепо поверили ложной информации (устной или письменной) о том, что ангелы кормят всех (или почти всех) отшельников. И от этого пострадали.

Братья не поверили ложной информации (информация была правдивая), может быть они просто возомнили о себе ....что достойны уже такого же жития как и блаженные отцы которые удостоены были такой чести.... Если они были монахами, то стало быть должны были взять благословление у настоятеля на пустынное жительство, а если ушли в пустыню с такими мыслями и намерениями, то я сильно сомневаюсь, что такое благословение ими было получено.......самочинно сделали выводы и попали в беду.... Имхо.
 
Сверху