Что такое программа? Это заданный четкий алгоритм, который не предполагает каких-либо своевольных отклонений от схемы действий. Программа не предполагает ВОЛИ. Если мы говорим, что у Адама была свободная воля, то как можно говорить, что он был изначально запрограммирован?
Здесь мы уходим в вопрос свободы воли, но если воздержаться от этого, то назовем это не программой, а просто изначальным состоянием. Давайте пойдем от обратного - скажите, мог ли Бог создать Адама лучше, чем он получился?
Александр, разверните ситуацию "к человеку", это он - актор, это его поиск (как движение, череда выборов) нужны мирозданию, как его задумал Бог. Опять же, Вы Бога рассматриваете, как учёного, ставящего эксперимент, человека - как мышь белую. Богу не нужен эксперимент для знания и самого знания недостаточно, нужна пшеница, получаемая от самореализации человека.
Получается, что Богу нужны были люди, которые в силу своего (печального) опыта закалены им и на себе ощутили последствия добра и зла, чтобы быть способными выбирать добро. Но также получается, что Бог не мог достичь аналогичного результата изначально?
Что вас так прямо очень озадачило? То что "ясно написано, что Бог заранее сказал Моисею, что ожесточит сердце фараона, и тот не отпустит их из Египта" и что это сказано было Богом не раз? Но вы же не могли не слышать о таком свойстве Божием как Всеведение. То есть, Бог ПРЕДВИДИТ ВСЁ, в том числе и то, какой будет реакция человека в будущем на то или иное событие, то есть то как будет человек реализовывать свою свободную волю. Мы сейчас не касаемся вот той дискуссии о том что такое предведение и предопределение. Ссылки на статью по этому вопросу неоднократно давались в соответствующей теме. Или вы думаете, что Бог когда говорил с Моисеем не предвидел какой будет реакция фараона на требование отпустить евреев и то как фараон будет сопротивляться Ему, то есть ожесточаться сам вследствие своего же сопротивления? Конечно, Бог как Абсолют еще от вечности, всё это предвидел, поэтому и говорил так Моисею, причем неоднократно это упоминается, как вы заметили. Поэтому не озадачивайтесь так))
Давайте вернемся к изначальному тексту, потому что у меня ощущение, что мы говорим о разных вещах.
1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:
2 ты будешь говорить [ему] все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей;
3 но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской;
Далее, примерно одинаково часто мы видим две разные формулировки.
Первая:
Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа.
Вторая:
Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.
Мы все с вами владеем русским языком и понимаем разницу между "сердце фараоново ожесточилось" и "Господь ожесточил сердце фараона", верно? Первое предполагает волю самого фараона, второе предполагает явное вмешательство в его волю со стороны Бога. Это не всеведение, это активное действие.
Но обе формулировки встречаются по несколько раз, несмотря на то, что имеют кардинально разное значение. Сложно представить, чтобы сердце фараона поочередно то ожесточалось само по себе, то ожесточалось Богом извне. Из этого я делаю простой вывод - эти формулировки на самом деле равнозначны. Древним авторам этого текста просто было все равно, как писать, они имели в виду одно и то же. Точно так же, как они могли сказать "Мы победили" или "Бог даровал нам победу". А значит, во-первых, они подразумевали, что каждое действие происходит по воле Бога,
включая действия человека. А во-вторых, вчитываться в каждую строчку дословно и комментировать, какой глубокий смысл заложен в этих словах - довольно бесполезное занятие, потому что сами авторы Библии не придавали этому такого значения, какое придается более поздними читателями.