Обмануть обманщика.

Православный христианин
Здравствуйте!
Прошу вразумления по теме "Обмануть обманщика": допустимо ли христианину отвечать на обман обманом, на хитрость хитростью ради справедливости; ради не своей выгоды?

Сомнения что да у меня возникли, когда я начал использовать наш традиционный принцип «уподобления Христу» и когда припомнил слова свт. Златоуста.
- Ибо, что Бог, неузнанный врагом, не откровенным Божеством, но сокрытым под естеством человеческим, входит к обладающему, это, некоторым образом, есть некий обман и обольщение, так как обманывающим свойственно надежды тех, против кого злоумышляют, обращать на одно, а делать не то, на что они надеялись.
и ниже,
- Ибо воздаяние по достоинству, которым вводится в обман обманщик, показывает справедливость.
- Ибо один употребил обман к растлению естества, а справедливый, вместе благой и премудрый, измышлением обмана воспользовался ко спасению растленного, ...
- Хитрость благовременная и сделанная с добрым намерением приносит такую пользу, что многие часто подвергались наказанию за то, что не воспользовались ею.
- ... подойди к кому-нибудь из врачей и спроси, как они излечивают больных, и ты услышишь от них, что они не всегда довольствуются одним искусством своим, но иногда употребляют и хитрость и при ее помощи восстановляют здоровье больных.

К приведённым словам можно привести ещё. Если же опираться только на вышеописанное, то ответ видится однозначным: да, обманывать и хитрить можно если при этом не преследуются эгоистичные цели, а выгода ближнего. Но мне кажется что я что-то упускаю.
 
Москва
Православный христианин
Если набрать в поисковике слова из спойлера то появляется большое слово о священстве святителя Иоанна Златоуста. Чтобы ответить конкретно на эти его слова, думаю, нужно прочитать всё его слово. Но я его не стала читать.

Что касается темы про обман и хитрость, то Господь говорил:

"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10;16), - читаем мы всем известное наставление Господне в дни святых мучеников. И хотя это наставление известно всем, но далеко не все понимают его значение. Ведь с одной стороны, идет речь о хитрости, граничащей с изворотливостью и лестью, ибо из Писания известно, что змий хитрее всех зверей (Быт. 3;1) и своею хитростью прельстил Еву (2Кор. 11;3), а с другой, говорится о таком простосердечии, которое легко может перейти в глупость, выражающуюся в том, чтобы добровольно отдаваться в руки ловцов, как тот глупый голубь, без сердца (Ос. 7;11).

"Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые" (Еф. 5;15), - говорит наученный Божественной премудрости Cвятой апостол Павел...

К примеру, Cвятой Патриарх Авраам схитрил, когда представил египетскому фараону свою жену Сарру, как сестру (Быт. 12;13),
потому что, по разъяснению толковников, ему нужно было "изобрести средство ко спасению от голода и к избежанию от рук египтян"(Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. М., 1993. С. 344.) - и если бы он сказал прямо, то лишился бы не только жены своей, но и самой жизни(Там же. С. 345-346.) Так что "кому невозможно действовать явной силой, тому извинительно прибегать и
к хитрости.

Мудрость занимает место между хитростью и простотой. И не будет похвальна ни "мудрость" змеи, ни "простота" голубя (Мф. 10;16), если взять каждое в отдельности"(Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. М. 1999. С. 96.)

Только мудрость змеиная в соединении с простотою голубиной составляет совершенную добродетель(Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. Т. 1. Бес. 33. М.,1993. С. 842.), но "если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью "(Преп. Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. N 332. С. 332.),.
И чтобы кто-либо, слыша как Господь называет своих последователей овцами, посылаемыми среди волков, не составил о характере христианина такого же представления, какое имеется о характере овцы и голубя и не подумал, что от него требуется быть глупым и безгласным простецом, Господь сразу же дает пояснение того, что осторожность ко врагам требует от его последователей змеиной мудрости, чтобы уметь распознавать хитрости вражии, ибо "подобное легко познается подобным"(Преп. Синклитикия Достопамятные сказания), и в то же время голубиной безвредности, чтобы не нарушить заповеди о любви к ним (Мф. 5;44)"(c).


Простите, за обильное цитирование. Привела его только потому( и оставила ссылку), что на мой взгляд, этот материал( полностью материал - по ссылке) полностью отвечает на Ваш вопрос - об обмане и хитрости.

В поучениях старцев можно прочитать что не нужно рассказывать ни о своих радостях всем, ни о своих горестях. Потому что радостям могут позавидовать, горестям - порадоваться. И рассказывающим будет плохо, и слушающим - искушение. Старцы же не учили обманывать. Они учили осторожности и рассудительности. Так же, старцы не говорили прямо человеку что его ждёт, если даже и знали. Они же тоже, не обманывали, и в этом случае, не хитрили. Здесь важно уловить мотив почему и когда так можно поступать. Поэтому, поступать так может только тот кто достиг определённого уровня духовной жизни.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здравствуйте!
Прошу вразумления по теме "Обмануть обманщика": допустимо ли христианину отвечать на обман обманом, на хитрость хитростью ради справедливости; ради не своей выгоды?

Сомнения что да у меня возникли, когда я начал использовать наш традиционный принцип «уподобления Христу» и когда припомнил слова свт. Златоуста.
- Ибо, что Бог, неузнанный врагом, не откровенным Божеством, но сокрытым под естеством человеческим, входит к обладающему, это, некоторым образом, есть некий обман и обольщение, так как обманывающим свойственно надежды тех, против кого злоумышляют, обращать на одно, а делать не то, на что они надеялись.
и ниже,
- Ибо воздаяние по достоинству, которым вводится в обман обманщик, показывает справедливость.
- Ибо один употребил обман к растлению естества, а справедливый, вместе благой и премудрый, измышлением обмана воспользовался ко спасению растленного, ...
- Хитрость благовременная и сделанная с добрым намерением приносит такую пользу, что многие часто подвергались наказанию за то, что не воспользовались ею.
- ... подойди к кому-нибудь из врачей и спроси, как они излечивают больных, и ты услышишь от них, что они не всегда довольствуются одним искусством своим, но иногда употребляют и хитрость и при ее помощи восстановляют здоровье больных.

К приведённым словам можно привести ещё. Если же опираться только на вышеописанное, то ответ видится однозначным: да, обманывать и хитрить можно если при этом не преследуются эгоистичные цели, а выгода ближнего. Но мне кажется что я что-то упускаю.
Мне кажется что в вашем цитировании не об обмане в общепринятом смысле, то есть в том смысле, где обианщиком движет страсть. В чём "обман Бога" если Его не узнали? Обманщик вводится в обман - это ведь тоже не о том что его кто то намеренно обманывает. Хотя нужен контекст, конечно. Если человек маскируется чтобы его не узнали - это тоже обман? И хитрость - это не всегда обман. Иногда человек обманывается не потому что его намеренно пытались обмануть. Иногда из-за нашей страсти мы обманываемся. Например, нам предлагают полезную пищу и не полезную но вкусную. Мы выбираем вкусную и получаем вред, обманываясь в ожиданиях - получить удовольствие без вреда, например.
 
Православный христианин

 
Православный христианин
Благодарю участников переписки за наводки. Если кратко, то вывод я делаю утвердительный: христианин может и должен использовать обман и хитрость преследуя Христовы цели.

Если развёрнуто, то молодой христианин находится м/у молотом и наковальней обличительных слов Христа фарисеев с одной стороны и слов ап. Павла «для всех я сделался всем» с другой. С одной стороны божественное правдорубство, с другой человеческая изворотливость – согласитесь выбор кажется очевидным, – конечно же голгофа. Так в конце поступил свт. Златоуст, обличая императрицу Евдоксию, что и довело его до мест тёплых, но дальних. Удивительно, основоположник православной идеи о «хитрости благовременной и сделанной с добрым намерением» (в противовес идее Августиновской о допустимости насильственной христианизации) поступает в конце концов в точности наоборот. Тем не менее уроки его были усвоены и навеки запечатлены прп. Лествичником в произведении, которое мы перечитываем каждую весну.

Как мне видится обозначенное противоречие, как и многие вопросы христианского вероучения, решается благодатью. Человек если и не находит слов как обозвать эту истину, но применяет обман и хитрость (определения используемые свтт. Нисским и Златоустом) в педагогике, пасторстве, экономике и политике (выражаясь сократовской терминологией) просто зная, что так и должно. Загвоздка главным образом в обозначении фона к этим словам, в чём помогает чтение святоотеческой литературы Византийцев и знание истории Церкви для уверенности.
 
Сверху